Анализ стихотворения Серый дым

Пишу я эти строки перед окном, за которым открывается вид знакомый и
простой: февральское утро, морозное и солнечное, наполняет собой всё
видимое пространство, простираясь от холодной, прикрытой густым
снежным пухом земли до резкого сине-голубого неба, точно искрящегося в
острых лучах дрожащего солнца.
На улицу выходить многим неуютно, хотя бы оттого, что выход этот
предполагает длительную церемонию переодевания из лёгкой домашней
одежды в тяжёлую тёплую, и хотя конечный результат этого действия являет
собой вознаграждение в виде прогулки во власти свежего морозного воздуха,
само действие переодевания для многих – трудное испытание. Пусть и так,
тем более провести время дома, сидя в тепле и уюте знакомых стен своей
комнаты – значит получить возможность со всех сил отдаться любимым
делам, на которые не хватает времени в рабочие дни.
Очевидно, что отношение к природе, погоде, окружающей нас может быть
разным, и так должно быть, ведь именно разнообразие суждений даёт нам
совокупность, из которой можно выбирать. Говоря иначе, нет разнообразия –
нет выбора.
Что касается выбора, то я твёрдо убеждён в том, что его наличие является
обязательным штрихом к портрету Бога, более того – при понимании выбора
как непременной данности человеческой невольно раскрываешь чуть более
замысел Бога и возможности Его.
Главная героиня стихотворения, разбираемого сейчас, представляет собой
личность, глубоко обиженную на весь мир, на любого его представителя, и
при этом не осознающую того, что вся обида её начинается и заканчивается в
ней самой, а окружающему миру до неё никакого дела нет. Её намерения
укладываются во фразу «получать всё, не делая ничего», а не получив при
этом желаемого она воспринимает это не более, чем несправедливость
жизни.
Обратите внимание, ведь у неё были и силы, и возможности, на что
указывает фраза «был образ вечен и един» - это такая сила старинной и
утверждённой красоты, подкреплённая умением держать себя в обществе.
Все признавали её и уважали за то только, что она оказывала окружающим
честь быть рядом с ней, при этом главной её ценностью была жестоко
охраняемая честь – именно ею она манила и именно поэтому «многим мужам
часто снилась», ведь овладеть просто красивой женщиной – это одно, а
покорить невинность – совсем другое. Была ли эта честь обусловлена
воспитанием или носила религиозный оттенок – сказать трудно, здесь читатель волен трактовать сюжет по-своему, но одно очевидно – женщина
заигралась, глубоко переоценив себя.
По законам природы отдаться просто так, не причинив партнеру боли
ожидания, не вполне правильно и справедливо. Так, игра должна быть, и
именно в игре рождаются творения любви, излагаемые в музыке, живописи
или словах. Но всем известно и другое: любая игра должна иметь свой срок,
при этом перезрелая игра губит игру. Так и случилось с героиней.
Увлечённая собственным положением, она пересекла точку невозврата,
после чего, по простым «возрастным» причинам и «стан терял упругий тон, и
рук движения терялись среди других…». Постарела. Стала неинтересной.
А что дальше? А дальше – каскад обыкновенных событий. Когда женщина
теряет имевшийся некогда блеск, а иных достоинств она не выделяет,
интерес мужчин к ней резко сводится к нулю – но это не всё. Главное
наказание героини не в падении к ней интереса, хотя и оно, как известно,
оставляет долго не заживающие раны, а в том, что её соперницы, ронявшие
ранее «капли слёз», теперь совершенно оправданно изливают в общество
«жестоких сплетен горький сок».
Я считаю, что именно этот сок и явился первой причиной «вечного
заточения» героини. Для неё страшно не столько невнимание к ней, сколько
распространение жестоких сплетен и слухов о её изменениях.
Итак, располневшая и состарившаяся героиня впадает в омут апатии и
держит на весь мир обиду за своё падение (и физическое, и в глазах
окружающих).
Эдвард Радзинский сказал однажды о том, что, когда изучаешь историю, так
или иначе, в определённые моменты замечаешь в её событиях лёгкую
усмешку Бога. Я полностью согласен с этим высказыванием и в рамках
настоящего исследования скажу, опираясь на неё, что эта «усмешка Бога»
встречается в нашей жизни и жизни окружающих с поистине впечатляющей
частотой. И именно её мы замечаем в разбираемом стихотворении.
Несмотря на внешнее преображение, а также на углубляющееся уныние
героини, ей выпал шанс в оставшейся своей жизни получать искреннюю
любовь ближнего своего. Сцена, описывающая получение этого шанса,
укладывается в восемь строк – эта краткость описания лишь подчёркивает
всю недалёкость мышления героини. Даже если бы любовь осталась
односторонней (хотя как можно понять это, даже не утруждая себя в попытке
открыться влюблённому), женщина обрела бы доброго друга, так трепетно
относящегося к её личности.
Стоит заметить, что вопрос об искренности чувств этого явившегося
поклонника, на мой взгляд, не требует разбора. Мы не можем говорить ни о достатке героини, ни о каких-либо источниках её материального
благополучия, хотя есть основания полагать, что последнее было достаточно
высоко (достойный выход в общество требовал, естественно, дорогих
нарядов), поэтому наличие какого-то расчёта в отношениях этого поклонника
к героине весьма сомнительно. Скорее всего, это была настоящая любовь с
его стороны.
Она отказалась. Но от чего? Будем считать, что от искренних чувств
любящего человека. Это – первый выбор, сделанный женщиной в рамках
решения своей дальнейшей судьбы.
Продолжая мучиться от собственных промахов, при этом вполне понимая
их, героиня предстаёт перед решительным моментом, в обозначении
которого, не скрываясь, принимают участие уже внешние силы. Бог знает
каждого человека и, полагаю, не терпит застоя в его деятельности. Замечая
застой, Он предлагает человеку выбор, при этом собственно решение
принимает сам человек.
Первый выбор героине уже был предложен – об этом уже говорилось – и она
выбрала прежний строй своей жизни и продолжает облекать себя в «серый
дым» удушающей апатии. Снова застой и неопределённость намерений.
Женщина хочет чего-то и одновременно отказывается от всего, что ей
предлагается: «Никто не в силах тем помочь, кто сам от помощи любой даёт
отказ».
И теперь-то читателю и предоставляется возможность увидеть «усмешку
Бога», которая, просто говоря, вытекает из строк:

«Душой стремишься ты к любви,
Но чувства равных так пусты,
Так предсказуемы, скучны,
Кого-то свыше хочешь ты».

Получила. По воле Бога героиня использует возможность стать женой
Сатаны (наряду с вариантом остаться во власти прежней жизни). И здесь,
будто созревший гнойник, она прорывается единственным словом во всем
стихотворении, говоря «Да!». Что же, выбор сделан, и она проваливается в
лапы Сатаны, а за этой сценой, как фон на театральной сцене, мерцает лёгкая
улыбка Бога, который будто спрашивает (но не героиню – она Ему более не
интересна – а читателя) «как думаете, довольна ли теперь она?».
В заключение отмечу, что суть стихотворения «Серый дым» сводится, на
мой взгляд, к тому, что проблема и безвыходность всех внутренних страданий заключается в их индивидуальности. Обратите внимание на
предпоследнюю строфу:

«А дом по-прежнему высок,
Хранит свой долгий, гордый срок,
Тебя уж нет, а он стоит,
Весь мир живёт и крепко спит…
Блестит игривая луна.
Пройдут часы – пройдут дела,
Иссякнет вечер, сгинет ночь,
И где-то крикнет чья-то дочь –
Младенец бьётся и резвится,
И ночь лихую не боится».

Мир продолжает жить и, более того, будет жить по давно заведённым
правилам и ничего не изменится в нём от того, что одинокая женщина пала в
преисподнюю.
А кстати, что же именно случилось с героиней в эту ночь? Может, смерть, а
может, сон? Если сон – то к чему появилось уточнение про рождение новой
дочери?
Воскрешение или совпадение?

«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего
нового под солнцем. Бывает нечто, о чём говорят: «смотри, вот это новое»;
но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем, да и о
том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после»
Екклесиаст 1:9 – 1:11


Рецензии