Ужас под водой

     Непобедимый  гигант Антей имел высокое божественное происхождение. Ещё бы!  Папа – Посейдон, мама – Гея . Родители даровали  сыну  непобедимую силу. Дар был хорош, но имел некоторый дефект.  Силу Антей черпал только касался земли. Когда Антей заставил Геракла бороться с ним, то Геракл оторвал Антея от земли поднял его над собой и задушил. Вот и не стало непобедимого Антея.

      Имя корабля очень важно для моряков. Что-то в нём есть. Как-то оно влияет на судьбу корабля. Нежелательно называть корабль  именем правителя, например,  эсминец «:Ленин» или названием фантастического существа, например, броненосная лодка «Русалка», или длинным, многословным именем, например, броненосец «Князь Потёмкин Таврический»  Не желательно, -- а всё-таки называют: крейсер «Леонид Ильич Брежнев», переименован в «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», сторожевой корабль «Советский Туркменистан»», бывший «Пантера»  и верх непрофессионализма – СКР «Имени 27 Съезда КПСС» ( как название колхоза), переименован в «Орёл». К слову, переименование корабли тоже морякам не нравится.
 
      Это здесь затем приведено так много букв, чтобы читатель удивился бы тому, что проект по созданию  самой мощной, быстроходной , непотопляемой, бесшумной подводной лодки назвали «Антеем». По проекту 949 «Антей» было построено 11 кораблей,  в том числе и АПЛ «Курск».  Они для борьбы с авианосцами были вооружены 24-мя крылатыми пакетами и 24-мя торпедами.

     Барсуков. навестив по весне могилы родителей на Серафимовском кладбище, чтобы прибрать их, отправился после окончания приборки на участок,  где были захоронены моряки с  «Курска». Он обошел всё захоронение, постоял у памятника, положил к одному из надгробий букетик анютиных глазок, купленный на входе и задумался. Основной темой раздумий была причина гибели атомной подводной лодки. Из выводов Государственной комиссии которая в составе учёных, конструкторов, адмиралов, т.е. очень авторитетных, знающих людей,  работала а 2000-2002  годах,  в памяти осталась лишь версия взрыва неисправной учебной  торпеды.

     А вот почему учебная торпеда взорвалась, причем не взрывчатка взорвалась (её там не было),   а взорвалось топливо (горючее – керосин, окислитель – перекись водорода) , Барсуков совершенно не представлял.  Этот вопрос остро зацепил Барсукова, и он, придя домой, тут же обратился к поисковикам  с тем, чтобы ознакомиться с текстом  Акта государственной комиссии. К его удивлению ни один поисковик текста Акта не привёл. Давалось лишь изложение официальной версии взрыва, озвученной  в 2002 году генеральным прокурором Устиновым типа:  причиной крушения ПЛАРК стал взрыв в 11:28:26 по мск учебной торпеды 65-76 ПВ («Кит») в торпедном аппарате № 4 лодки, приведший к пожару в 1-ом отсеке, который в свою очередь через 2 мин привел к детонации уже боевых торпед и второму взрыву, который и похоронил лодку вместе с экипажем. Причиной первого взрыва стала утечка компонентов топлива торпеды (пероксида водорода).

       Барсуков несколько раз прочитал текст и, хотя он был не торпедист  и даже не подводник, т.е. полный профан в подводном деле, текст  ему очень не понравился.  Нет, он не отвергал его,  не критиковал (авторы же  -- специалисты) , а удивлялся  обтекаемости, неопределённости  формулировок, приведённых в нём. Поэтому у него возникли вопросы.

 1.  Была ли утечка  окислителя?
        Утечка как через некачественные швы бака с перекисью водорода,  так и  через уплотнения  не может быть одноразовой и одномоментной. Поэтому моряки её обнаружили бы как при погрузке на  корабль, так и при  нахождении её на стеллаже ,и при установке в торпедный аппарат. Однако, не заметили. Значит утечка мало вероятна.

 2.    Могла ли утечка перекиси создать в трубе торпедного аппарата взрывоопасную обстановку?
       Перекиси в трубе не с чем реагировать. Ни жиров, ни масла, ни вообще какой-нибудь органики.  Но даже если что-либо подобное и было, то в таких малых количествах, что взаимодействие этих малых количеств  с незначительной утечкой перекиси не   могло бы так раскалить корпус торпеды, чтобы разрушились конструкции и произошло слияние  компонентов топлива. Тем более, что за несколько секунд   до взрыва, торпедный аппарат был заполнен забортной водой. Значит взрыв от утечек невозможен.

3. Почему после взрыва компонентов командир не продул балласт, не всплыл и не пошел малым  ходом в базу?
       Переборка между первым (торпедным) и вторым отсеком, где находился ГКП и командир,  выдержала взрыв. Но по каким- то причинам командир был не дееспособен.

4. Мог ли быть пожар в первом отсеке, якобы инициировавший взрыв боевых торпед.
     Через открытую  трубу  четвёртого аппарата  в первый отсек поступала вода в объёме 3 кубометра в секунду, быстро  увеличивая дифферент.  Через две минуты отсек был затоплен и никакого пожара там быть не млгло.

5. Почему взорвались заряды  боевых торпед?
Вот этот вопрос оказался для Барсукова открытым.

     Чтобы узнать мнение по этим вопросам других пользователей Сети, Барсуков просидел у компьютера целый день.  Оказалось, что большинство   серьёзных людей  не согласны с выводами Государственной комиссии. Многие из них выдвигают собственные версии гибели  Курска (их более десятка).  Наиболее логичной  и  внешне достоверной, по мнению Барсукова, была версия высказанная вице-адмиралом В.Д. Рязанцевым.  Это тот ещё высокообразованный  морской волк. Он 25 лет прослужил на атомных лодках разных типов, ходил в автономки и в дальние походы.  Он был членом Государственной  комиссии и высказал свое частное мнение о причинах гибели атомного крейсера.  По его  версии события в первом отсека развивались следующим образом.   

      Причиной первого взрыва, которым явился  взрыв топлива так называемой «толстой» торпеды 65-76 ПВ, стало её пополнение  11 августа 2000 года необезжиренным, грязным  воздухом высокого давления .  12 августа в 9-10 часов    учебную торпеду загрузили в торпедный аппарат №4  и поставили клапан подачи воздуха в пусковой баллон окислителя в положение «готов к работе»,  который  из-за неполного закрытия  стал пропускать грязный воздух  в пусковой баллон окислителя. В баллоне началась реакция и стало повышаться давление.

    К 11 часам 28 минутам давление внутри пускового баллона окислителя достигло критического значения. Пусковой баллон не оборудован предохранительным клапаном сброса давления, поэтому энергия от разложения перекиси водорода в течение 1,5 — 2,5 часов накапливалась внутри баллона. В 11 часов 28 минут 32 секунды внутри резервуара окислителя торпеды 65-76 ПВ взорвался пусковой баллон окислителя. Сила взрыва окислителя в пусковом баллоне была эквивалентна взрыву 5-7 килограммов тротила. Этот локальный взрыв разрушил пусковой баллон с керосином и явился пусковым детонатором для мгновенного взрыва почти полутора тонн окислителя в резервуаре окислителя, керосина в резервуаре горючего и воздушного баллона под давлением 200 кг/ см2. Определено, что первый взрыв торпеды в торпедном аппарате № 4 по мощности был эквивалентен 150-200 килограммов тротила. Семь матросов в первом отсеке мгновенно погибли от воздействия ударной волны.

          Переборка между первы и вторым отсеками от взрыва не пострадала и командир,  находившийся во втором отсеке мог бы заняться спасением лодки, продув первым делом балласт, если бы не одно но. 

        Как и мифический, непобедимый  Антей,  непотопляемые  подлодки типа «Антей» имели дефект,  который и стал причиной гибели лодки.  При выполнении торпедного залпа в первом отсеке поднималось давление до опасного уровня.  Для устранения этой неприятности полагалось,  в соответствии с инструкцией, перед стрельбой открывать заглушку на вентиляции между первым и вторым отсеками.  Открыли заглушку и торпедисты на «Курске». При взрыве в четвертом торпедном аппарате ударная волна через открытую вентиляцию проникла во второй отсек. Давление её было ослаблено, но его хватило, чтобы тяжело контузить или умертвить весь личный состав второго, командного отсека.  «Курск» остался без командира. Уцелевшие моряки в остальных отсеках не понимали, что произошло, не получали команд,  указаний и ничего не предпринимали для спасения корабля.   При катастрофе лодка находилась на перископной глубине.  Поступавшая  вода в первый и второй отсеки лишила лодку плавучести, и она со всё увеличивающимся дифферентом  на нос стала со скоростью 3. -3,5 узла  опускаться на дно. При ударе её о грунт деформировался и корпус и торпедные аппараты и частично торпеды в торпедных аппаратах. Один из взрывателей среагировал на усилие и сработал, взорвав и заряд торпеды. От его взрыва  сдетонировали остальные  9 торпед. Мощная ударная волна спрессовала всё  5 отсеков до переборки шестого,  энергетического отсека. Эта переборка выдержала удар и люди в кормовых отсеках уцелели.  Их из 118 человек, бывших на лодке, осталось 23.

      При свете аварийных фонарей они собрались в спасательном 9-ом отсеке и стали ждать помощи. Однако спасать  их никто не спешил. Лишь спусти 12 часов после катастрофы начались кое-какие спасательные мероприятия.

      Иссякла энергия аккумуляторов. Отсек погрузился в абсолютную тьму, температура воздуха упала до 5 градусов, поступление забортной воду усилилось, резко снизилось содержание кислорода в воздухе. Для пополнения кислорода подводники в полной темноте нашли регенерационные пластины для выработки кислорода. Очевидно капля масла попала на одну из них (а масла в отсеке было много). Началось бурное горение с температурой до 1000 градусов.  Все 23 моряка погибли в следствии отравления угарным газом. Его было столько, что двух  вдохов хватало для перехода в бессознательное состояние. Тела поднятых моряков оказались обгорелыми.

      Большая Государственная комиссия работала много месяцев, истратила много денег, но истинной причины гибели «Курска не определила, виновников трагедии не нашла.  На флоте появилась очередная тайна—тайна гибели «Курска». Таких тайн на флоте много. Чтоб избежать ответственности флотскому начальству выгодно всё затихарить, засекретить, превратить  в тайну.

        Однажды Барсуков был свидетелем и участником  сокрытия истинных манёвров корабля, чтоб увести начальство от ответственности.  Для демонстрации того. как это делается и для развеяния тяжёлого впечатление от описания гибели «Курска», здесь приводится миниатюра «Пiдводний човен» из сборника «Железная гиена»

                ПIДВоДНИЙ ЧОВЕН
      Подвахтенные выползли  из своих  шумных низов и потянулись на ют, чтобы отойти на морском ветерке от зноя машинного и котельного отделений. Хотя турбовентиляторы щедро, с напором гнали струи воздуха в жаркие отсеки, освежить ходовую вахту в полной мере они не могли.  Температура снаружи была около тридцати. Что-то с весною нынче творилось неладное: жарило как в июле.
 
      Поэтому, разогретые до недотрожности турбины, трубопроводы. арматура  источали такой жар, что пот на рубахах у вахтенных мгновенно высыхал.  А к концу вахты и пот уже не выделялся: вода в организме иссякала.  А пить нельзя. Только стоит выпить кружку воды, так и всё: будешь всю вахту глотать воду и обильно истекать потом и перед сменой  выглядеть измотанным и буквально выжатым существом.

     На флоте каждая специальность имеет прозвище. Минеры это румыны, артиллеристы – рогатые,  радисты – марконы, штурмана--люксы  и так далее.  Все имеют по одному прозвищу, а моряки из БЧ-5 –  несколько: маслы, чернопопики, маслопупы, духи.   

    Вот эти духи, отстояв у механизмов  четырехчасовую вахту, прошли на ют. уселись там в кружок прямо на палубе, ближе к корме,  за которой бушевал пенный бурун и впали в нирвану.  В отличии от загорелых, в белом рабочем мордастых румын да рогатых, да боцмановв, которые курили вокруг обреза и весело ржали, духи  в синем рабочем, бледные, молчаливые действительно были похожи на духов.

    Барсуков достал пачку «беломора». Матросы быстро разобрали папиросы, закурили и стали после четырехчасового воздержания делать жадные затяжки.

   -- Удивительная нынче погода. Еще весна, а фурычит как летом, -- отметил Барсуков.

   -- Так уже почти лето. Сегодня 31 мая, -- откликнулся один из духов.

     «Ворон» занимался унылой дозорной работой на противолодочном рубеже. Унылая не унылая работа, а  дозор – это боевая служба и всем нужно было быть начеку: а вдруг турок сунется или еще кто. Поскольку корабль был занят боевым делом, то народ не дергали, то есть, не проводились учения, тренировки, не объявлялись учебные боевые тревоги. В боевых частях проводилась тихая работа:  политзанятия, уход за техникой, занятия по специальности. Приводилась в порядок документация. Производился мелкий ремонт.

        Свободного времени было много, поэтому на юте всегда было людно. Народ собирался для покурить, потравить и вообще, полюбоваться на море. А море, точно, как в песне, «дарило простор красоты и где-то вдали исчезало».

     Вместе со всеми,  молча, любовались морем и подвахтенные БЧ-5. Они, сбившись на палубе в кружок, напоминали стайку усталых птиц. По весне над кораблем часто тянулись на север стаи перелетных птиц.  Большие-то  птицы, разные там гуси-лебеди уверенно следовали к своим гнездовьям, а мелюзга уставала. Иногда эта перелетная мелочь садилась передохнуть то на задний мостик, а то и прямо на палубу. Однажды с неба на правый шкафут, игнорируя людей, стали шлепаться пушистые комочки. За три-четыре  секунды палуба была покрыта маленькими, меньше воробья,  желтоватыми пичугами. Матросы шутили над боцманом:

    -- Разукрасят они тебе твою палубу.

    -- Ничего. Смоем. Пусть отдохнут.

     Минуты через две птички дружно вспорхнули и унеслись в сторону Фиолента  до которого оставалось миль десять. Удивительно, но палуба после их посещения осталась чистой. Очевидно все, что у них было в желудке отдавалось полету.

     Долго отдыхать и любоваться морем нашим чернопопикам было не дано. Резко ударили по ушам колокола громкого боя. Боевая трансляция прохрипела прокуренным голосом командира корабля:

     « Боевая тревога!!! Атака подводной лодки!"

    Вмиг ют стал пуст. Матросы устремились на свои боевые посты. Устремились, не докурив папиросы, и   подвахтенные боевой части 5.

     Мостик затребовал полный ход.  Вахтенные у маневровых клапанов бешено завращали  маневровые колеса, подавая нужное количество пара на обе турбины. Корпус корабля завибрировал, казалось, что он дрожал от злости и желания как можно скорее надавать по сусалам хамлюге, посмевшему нарушить священную границу СССР. В те времена только так! Без нынешнего сюсюканья. Поэтому и желающих нарушать границу почти не находилось.

      Вскоре корпус принял два гидроудара. Это сработали две глубинные бомбы, сброшенные в море через кормовые люки.  Корабль сбавил ход, развернулся и не спеша направился  на свою дозорную позицию. Объявили отбой боевой тревоги.

     На ют вывалил народ. Появился замполит. На него накинулись с единственным вопросом: «Кого мы потопили?»

     Замполит разъяснил: « Никого. Акустик засек слабый сигнал. Доложили в штаб. Оттуда пришел приказ провести профилактическое бомбометание двумя глубинными бомбами.  Для острастки. Вот и все.»
 
     Утром прибыла смена. СКР «Сарыч». Корабли вежливо распрощались и «Ворон» пошлёпал в базу, а «Сарыч» -- на противолодочный рубеж.

     В базе, как только подали трап, на борт «Ворона» поднялся озабоченный командир бригады и с ним два штабиста.   После убытия  начальства командир  пригласил к себе в каюту штурмана и командира БЧ-5.

     Когда бычок вернулся от командира, он вызвал Барсукова к себе и огорошил сообщением:

     -- Алексей, мы там в море чего-то накосячили. Начальство заметает следы. Нам деликатно предложили почистить эксплуатационную документацию.

     -- В смысле?

     -- В том смысле, что 31 мая мы котлы не разжигали, пар не поднимали и, вообще, занимались ремонтными работами.

     -- Во, дела!

     -- Короче. Тащи сюда вахтенный журнал: будем химичить.

     -- Он же опечатанный.

     -- А мы его распечатаем, разошьем, изымем крамольные листы, вставим чистые, сошьем и вновь опечатаем.

     -- Это же подделка документов! Уголовщина!

     -- А, что делать? Командир приказал.


     Крым уже во всю украинизировался. Все троллейбусные остановки в Севастополе стали зупинками, появились перукарни и едальни, магазины торговали гудзиками, панчохами  и одягом. Такой процесс поощрялся центром. Это ощущалась и в том, что было приказано три раза на дню транслировать на кораблях последние известия из Киева на украинском языке.

     Когда бычок с Барсуковым уже заканчивали «химичить», именно такая трансляция и началась.

     -- Алексей, включи по громче. Может быть что-нибудь и сообщат.

     -- Так на украинском же.

     -- Ничего. Поймем.

     После вестей с полей и строек, в конце передачи действительно прозвучало кратенькое сообщение о том, что 31 мая  на Черном море, в районе мыса Фиолент проапал миниатюрный науковий  пiдводний човен, на котором науковци проводили какие-то исследования. Ведутся пошукови работы.

      -- Вот это фокус! – у обоих механиков округлились глаза. -- Никак мы учёных гробанули?

      После обеда в кают-компании командир БЧ-5 подошел к штурману:

     -- Виктор, как у тебя дела с 31-ым маем?

     -- Полный ажур. По всем моим документам «Ворон» 31 мая вообще в море не выходил, а стоял у стенки в качестве дежурного корабля.


    До Барсукова дошло, почему большинство морских катастроф окутано  тайной,  напичкано загадками. К большинству морских катастроф причастно некое количество морских шишек, которые  свою причастность стараются скрыть.
      И так во все времена.
     Что там науковий пiдводний човен?  Вон ахнул огромный подводный ракетоносец. И что мы имеем?  А имеем сполшной регбус и крогсворд.

     А науковий пiдводний човен нашелся. Его подводным течением затянуло под скалу и он долго не мог оттуда выбраться.

ПОДВОДНИК

Швырнул фуражку в море ас-подводник.
(Убойный кадр в одном из кинофильмов)
Шикарный жест, но кто ж ему поверит?
Кто душу моряка до дна измерит?
Как глубоко и как до боли  сильно
Проникся он любовью к строгой форме?

А волны плещут, ветры сатанеют.
Маяк мигнул последний раз на осте.
Пошла в пучину верная  подлодка.
Надвинул командир на лоб пилотку.
Умеет он топить авианосцы,
А больше ничего и не умеет.

А больше ничего уметь не надо.
Для  Родины достаточно того, что
На личном на посту любой подводник
Свой долг в  лихом бою всегда исполнит
И, ни стеная, ни боясь ни ропща,
Пойдёт громить пиндосскую армаду.



   


Рецензии