что есмь такое литераторъ?

что такое литераторъ .


--
намедни прослушав кое-что из аудьоозаписей
- гениса ал., и сотоварищей, коллег его с.;
& записи же - из цикла передач "родная речь.
уроки изящной словесности", с  п. вайль(ем).



----
итак,


[одни из варьянтов эпиграфов, могущих зд.
быть. (: своими - моими словами передача
смысла соотв.)]:

"всякый ученый немогущий объяснить дитяте
простым языком, чем он занимаетса, - есть
шарлатан".

(к.воннегут).

--
правда всегда побеждает. только времени,
жизни-то, - может и не хватить однако ..

(с.эйзенштейн).

--
(..)


----
1.

собств. в целом об, - литературе, как явлении,
культуры-то (:как искусственной некоей приро-
ды-то второй - человечьей,человеческоей соотв.
(где человече есмь бог и царь , себеподобным).

--

**

кто такой литератор ?.
(кто такой лит-р в россии, японии, сша ?.)

- философ, мыслитель ;
(..историк) ли ;
- культуровед, культуролог , искусствовед (?.)

- художник .. слова .

эхсперт,специалист,профи,препод,профессор;..
репортер,журналист;публицист,общественник..,
гуманитарий. (диссиденто,партизано,оккупанто)
и/л/и,
`любитель`.

- одно лишь желание в веках увековечитьса за-
печатлетьса, запечататьса, впечататьса. амби-
ций, тщеславия плоды . самость доказать свою ?
желанье ль, прославитьса ещё при жисни-то да-
же. .. эгоцентризм , эхсцентрика, эхсцентрич-
ность ..  &  претенциозность .,  .. мании .. ?.

своими: опусами , записями почеркушками испещр-
енными записками томами.,  тхтами одним-то сло-
вом ,  - заполонить национальные и мировые биб-
лиотеки и архивы ?.

..`воздвигнуть ль памятник себе нерукотворный`,
на века ?.

послание потомкам некое оставить, передать ли ,
поделитьса  .?

- и да и да .

писатели, (как да и художники, поэнты и пр. тв-
орч. +- т.н. персонажи-то,) чем-то все м-ду со-
бою схожи: каждый ж беретса жиснь - по-своему-ка
объяснить, передать, истолковать.  понять, пос-
тичь , принять  ея. полюбить. и поделитьса зна-
нием , опытом - с другими-то пиплами. читателя-
ми. 
самовыразитьса. (:перед собою . .. и не только:)
(встолиздаты, самиздаты, тамиздаты, нормиздаты).

артистизм ы.

одиночки, герметисты , интровертинос.
и эхстравертикусы , компанейщики.

современники & классики (увековеченныя в летах).


--
ps.

из аудьоозаписей особенно вклинилис в сознание
нижеследующ. (:мысли, сведения, факты):

--
а).

как набоков вова, мог так бросатьса из стороны в
сторону:  дж2 (дж.джойса) `улисса` боготворил зн-
ачитса. а чернышевскаго-то - опускал, по художес-
твенным-то достоинствам , - его `что делать ?`..
хотя, (как и солидарств. как бы и мне в т.ч.,  ва-
йль п.(?), чтец-то сей аудьоозаписи -обзора-лекции),
произведен. сие, - `ч. д.` , - есть образчик пер-
ваго-то  русскаго эхспериментального опуса, ава-
нгардистскаго-то; сочетающего в себе все мыслимые
жарнры: публицист.,прозы, поэзьи,очерка,статьи..
подымающего,ставящего всяческыя эхзистенц.,фило-
софическыя; моральныя, этическ., и эстэтическыя,
таки вопросы ; проблематики; темы, тематики и пр.

да , с классич.-то позиции - произв-е: - контрап-
унктивно, не по годам, не по временам-то, эпохе ж;
небрежно (артистическы,) пространно; мохнато, кол-
лажно, грубо, мозаично, кластерно, брутально, топ-
орно, кустарно, `грязно`, нефильтрованно, драфтово.
композиционно - полный разрыв со всяческыми тради-
цьями-то, классич., ортодохсальными-то, станковыми
академич. ли.
ввёл собств. (/одним из) первым - некый медитативн.
и nonfiction+  жарнры-то . вне- + над- жарнровыя с.
вот-съ.

просто, недоумение мое, вызвано сим противоречивым
предпочтеньем, набокова-то вл. : значит дж2 - моде-
рнисту, `вульгаристу` (:в хорошем-то смысле расши-
рительном некоем соотв. - как бросающ. вызов поще-
чину ли - общественному-то вкусу; как у хлебникова
-то, кажетса, или т.т.) - вэлкам, респект и пр. по-
чести значитса. а своему (по происх. как минимум-то)
- соотечеств./земляку-то +- кукиш, типа не респект,
не вэлкам , и пошел на фик.
не справедливо. возмутительно даже как-то и обидно,
за чернышевскаго .
хотя набоков в. - признает вместе с тем резонанс-то
и вес - для культуры, истории россии - сего пионер-
скаго , первопроходческаго-то, - эхзерсиса/опуса ..
оного , - `ч.д.` (`что делать ?`), мсье чернышевск-
ага  соотв.
да-да.
(хотя бы так). 

..

 чернышевскый  же , все ж  -  красавчегъ  ж .

(..)


--
б).

гончаров находилса под некотор. впечатлением
видимо от гоголевскых-то шедевров разных ..

поэнтому можно узнать под образами, выписанными
им  в его `обломове` - гоголевскых , уже архети-
пическ. персонажей . (как у художников-живописцев,
записывающих прежние свои опусы/эхзерсисы - новы-
ми-то ; прям поверх соотв. энтих самых прошлых-то
композиций , - новыми и новыми штудиями .  и не до
+- бесконечности  чуть ли не .).   

противопоставления двух стихий: штольца - `человека
действия`, символа преобразований & прогрессу-то ..
и, обломова собств., - архаика,архаиста . статуи ..
округлого  `о` оо оо . обтекаемого. как в старые ..
славныя  ,  задушевныя-то  времечка  времена-то .

обломовъ ~ монолит, гранит. безвременье, вечность .

--
[столкновения, словно по типу и базарова с кирсановым].

символизм: контраста -- двух начал .
старого,традиционнаго, архаики  и, нового прогрессу.
свои :  `за`  и  `против`.  свой счет.
баланс, сальдо.
сухой остаток-то.
--
(:полутона тоже есть.).

--
и,
собств.,

~ г а р м о н и я ~ .

да-да.


(..)


*


--
в).

и из,
фрагментика ынтерву в ~ 97г. +- со смирновою дунею,
сценаристкою (:в тандеме в т.ч. и с а.учителем-то):

бунин-то тот ещё эроса эротоман.
(бу бун ю эль).

..`темные аллеи` свое - он написал ~ в 7о +- лет .
.. ай да бунинъ ваня ..


(..)



----
2.

пересказ, своими словами соотв.:

об довлатове , `и окрестностях`.

(на основе прослушан. аудьоозаписей-то, - гениса а.
одноим. аудьоозаписей цикла передач на `радио своб-
ода`).

~ эхспресс-конспектик .

итак,

--
`вечная улыбка сияющегоса разума`.

(:какое-то устойчив. выражение.. и даже назв. филь-
ма , одного как миним.)

`чехов  пожалуй (единствен. +-) мой образчик, кумир`.

(:слова довлатова, - точнее ~мысль, мною так понятая;
вынесенныя в аннотации, на задн.обор. форзаце книжки).

--
генис а.  делитса своими воспоминаниями о серже довл-
атове соотв.:   узнаем от него, что , довлатов , был,
весьма демократичен. и всяческие выкрутасы, эстэтства
якобы на дух не переносил.
в связи с этим, генис а., судя по его речам, т.е. в см-
ысле по его продемонстрирован., эрудиции и пр., - в его
же энтих аудьозаписях-то , - представл. как раз тем ин-
теллектуалом-эстэтомъ. искушенным гурманом полиглотом;
книгоманом; модернистом, постмодернистом; авангардист-
ом . интересующимса & разбирающимса во многих пластах,
культуры & иск-ва (artz).
довлатов же несколько скептически, иронически, предвз-
ято что ли; недоверчиво, и критически весьма, относил-
са к подобным  вычурностям, эстэтствованиям-то воинст-
вующим таки, и т.п. пр., баловствам,забавам-то. не фа-
нател, не восторгалса , мяхко говоря.
какие-то там амбивалентности (мандельштамскыя ли и т.
п., метафизиков/`шизиков` ли), .. аллюзьи, ипостасии ..

хотя, видимо, вящий трепет пред старшими товарищами по
писательскому-то цеху, лаборатории ли; - постепенно е-
го таки да и приобщали к сим странностям-то, остранен-
иямъ и пр. пр.  напр.  бродскый , котор. он восхищалса.
(и не только он, как известно. нобелевск. жюри тоже им
очаровалис , по всей видимости-то  с.).
довлатов клялса занятьса  философиею и, ..метафизикою с,
алхимиею-ка даже; - на самый самый х. конец-то. (ибо, ..
кумир , и по совместит. и старш. товарищ (:а позже видимо
даже и друг (можно сказать,)) - бродскый , - был в т.ч. и 
самым что ни есь  алхимиком  собств.  же  ведь ).  вот .

и по-тихоньку, то там то сям, у довлатова да и проскочут,
прык-скок, такие словечки словеса из лехсикона сюрреа-
листов , да и пр. братии т.п.
значит , причастилса-таки .
влияние друзей дало плоды .
вот.

кстати, бродскый отмечал странный синтахсис-то довлатова.
причудливые многоточия, без запятых и пр.   а также и его
поруссевшый англ. яз. соотв. (письменный , опять же ..) .
придаточныя предложенья.

довлатов пыталса `присягнуть` (правда безуспешно) и к др.
жывому-то (классику,легенде ли уже к тому соотв. моменту
уже,)  -  солженицыну . свои книжки которому он отправлял
с надеждою сближения некоего. увы, при жизни (,довлатова-
то, ибо он, к сожалению, рано ведь ушёл соотв.), солжени-
цын не читал довлатова .  зато , позже - отзывалса хорошо.
(что же говорить, довлатовск. вещи  вкл. в седняшн.-то ..
школьную-ка даже программу . вот как взлетел. постфактум,
.. и в том числе .).

а об шаламове-то он неоднозначно вроде бы отзывалса.
просто довлатов же писал (, а позже соотв. и опубликовал)
"зону". поэтому он как-то опасалса что ли чтобы не быть..
похожим на собратьев старших-то соотв. по перу-то и цеху.
(: у солженицына а.  ж, - в "гулаге" , турма - есть ад  .;
у шаламова - вроде (более) эхзистенциальнее, метафоричнее
что ли. однако, шаламова почему-то, кажетса недолюбливал).

так или иначе - `черно-белое` разделение-то мира на хорошее
и плохое, для довлатова было не особо приемлемым; концепц.
не его мироощущения , философии. `ад - либо везде, либо ни-
где :  внутри ли камеры,решетки ; или за пределами оной. ..
камерная,тюремная жизнь - не (особо) отлич., от обычной-ка`
и, .. `ад - разве что в , самоем человеке` .  однако .  так
рассуждает собств.  довлатов ,  имеющ. в своем бэкграунде ,
и  такой вот суровый опытъ  соотв.

в "компромиссе", да собств. как и во всей прозе довлатова ,
- с реальных людей списаны все персонажи - лица действ. гл.
.. nonfiction (..totally..) .

"наконец, в определен.-то момент, (успеха видимо некоего,
серёжа - смог позволить себе жить так, как захочет.  н о ,
он-то сам предпочитал, чтобы желать жить так  как живёт."
(со слов , (мысли ли)  -  гениса  а.) .
[такой вот минимализмъ , аскетизмъ ли. в традиции - черны-
шевскаго, (& гончарова с обломовымъ ли .,  и  т.д. т.п. )].

от компутерной клавы (клавьатуры-то тобишь) он напрочь ..
отрекалса , до последн.
предпочитая  букв. `высекать` буквы-то  на печатн. машине
собств.

ещё любопытный факт узнаю, со слов того же рассказчика, -
гениса а., что с , эхсцентриком-то да эстэтом , ещё одним,
водил околодружбу-то +- , а именно с госп./мистером/..тов.
лимоновым э. , - довлатов-то соотв. что он читал его деб-
ют , и отзывалса благодушно , и пр.
любопытно и что псевдоним-то сий, савенко эдику подогнал,
некый  бахчанян  в. ,  видимо из той же +- тусовки иммигр-
антской-то советской, (..ньюйорской, наверно, я полагаю).
который ему помогал в т.ч. шмотками прибарахлятьса и т.п.

кстати, характерная деталь; довлатов серж, так характе-
ризовал в т.ч. атмосферу на чужбине-то , в америке ..
что свобода самовыражения проявляетса в элементарном ..
гардеробе, в том как свободно и раскованно раскрепощенно
можно одеватьса в штатах. {: особенно в мегаполисе-то..
мировом, как нью-йорке-то. (ибо, в провинции-то, видимо
как и в любой провинции, и захолустьи-то особенно; в ..
деревнях, аулах, да селах; виладжах, фазендах, прован-
сах всяческих всяких , по миру-то всему ;  -  несколько
не так, и одеваютса строго, ортодохсально, консервати-
вно скорее всего и чаще. а если вынарядишьса-то - бел-
ою вороною обзовут, да и побьют ещё вдобавок-то. вот) }.
..лиибертии. ур-ра. ..либерасьон либертатъ .форевееръ.

сослагательныя предложенья.


--
ps.

постмодернист ерофеев веня, жжет тем временем в россии снежной.
хотя, и в ньюйорке-то - снега бывают, (не новость вовсе).
(:`мск-путушки` , `вальпургиева ночь` ..)

ч. буковски - в лос-анжелесе жжёт.
(: на почтамте-то - тюки тягая) ..
публикуяс с дебюта энтого своего .

и т.д. т.п.  пр пр.

[лит.процесс ы .]


(..)


----
такие пироги.

и закругляюс пожалуй с сим мини-эхспресс обзором-то , +- .

чаокакао.

*


Рецензии