Арабские корни русской церковной реформы 1653 года

Арабские корни русской церковной реформы 1653 года
Дмитрий Шарко
Алексей Михайлович Романов, молодой набожный царь назначил патриархом харизматичного Никона. В конце февраля 1653 года Никон начал знаменитый и роковой для России церковный раскол. В ходе которого большая часть православных русских стали:

1. Крестится не двумя, а тремя перстами

2. Поклоны делать не до земли, а до пояса

3. Вместо Исус стали писать Иисус как на западе.

4. Ходить в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него.

5. Русские книги везли на просмотр в Москву. Если находили расхождения с греческими, то книги уничтожали, а взамен рассылали новые.

6. Отправлять греческие богослужебные обряды и песнопения по «киевским канонам».

7. Уничтожать иконы написанные не по греческому правилу.

Как ни странно, но больше всего бились за пальцы. Сам патриарх Антиохийский Макарий в Успенском соборе московского кремля объявил анафему тем, кто продолжал креститься двумя пальцами. Вслед за ним и Никон на собрании русских епископов отлучил от церкви двуперстников.

Казалось бы ерунда какая то. Но за непринятие этой ерунды людей как Аввакума жгли на костре. А коломенского епископа Павла, возражавшего на Соборе, люто били. От унижений он сошел с ума и умер.

Никон (Никита Минин) был жестоким, властолюбивым и жадным человеком, по простому говоря образцовым жлобом, хоть и родился в крестьянской семье. Христианского смирения в нем не было. В юности Никон поссорился с братией Соловецкого монастыря и в бурю бежал с острова на лодке. Много лет спустя именно Соловецкий монастырь стал оплотом сопротивления никонианским нововведениям. Ключевский рассказывал следующий случай. Царь слал бывшему патриарху теплые письма и подарки. Однажды от царских щедрот в монастырь прибыл целый обоз дорогой рыбы - осетров, лососей, севрюг и т.д. «Никон ответил упреком Алексею: зачем де не прислал яблочек, винограду в патоке и овощей?»

Ради "яблочек в патоке" Никон и Макарий уничтожили тысячи людей, а 40% населения страны не принявшие реформы оказались вне закона.

Арабский патриарх Макарий не только отлучил от церкви двуперстников, но и запретил перекрещивать католиков и сделал раскол нашей церкви необратимым и кровавым. Никто из русских попов кроме Никона не хотел такой смуты, но авторитет старейшей православной церкви основанной самими апостолами Петром и Павлом был в Москве неоспорим.

Никон был патриархом единственной православной церкви жившей в независимом государстве. Все остальные православные церкви находились уже под внешним управлением либо мусульман, либо католиков. И Никон видел себя вселенским патриархом, таким православным московским папой по типу римского, а для этого ему надо было почистить русскую церковь под греческую матрицу уже сильно отошедшую от своих древних образцов, что бы греки и арабы его приняли за начальника.

Для этого он сначала убедил царя в необходимости реформы, а потом нашел союзников в лице Антиохийского (арабского) и Александрийского (египетского) патриархов, что бы прикрыться их авторитетом.

Убедить молодого царя было не сложно, царь был мягок, да к тому же в 1653 году Земский собор принял решение об объединении с Малороссией по её просьбе, а в 1654 году Переяславская Рада одобрила это решение и принесла присягу на верность царю.
Но, в Малороссии крестились тремя перстами, в Великороссии – двумя, как греки и арабы. Можно было оставить и так, и так, но не хватило мудрости. У турок же тремя...

Антиохия это современная турецкая Антакья. В те времена она была населена греками и арабами. Согласно Новому Завету, именно в Антиохии ( Деян. 11:26 ) христиане стали называть себя христианами. Там родился Иоанн Златоуст и самая авторитетная богословская школа восточного христианства. Антиохия была центром одной из четырёх древних православных церквей, а Макарий её патриархом.

Кто такой Макарий Третий ибн аз-За‘има? Это сирийский араб, возглавлявший арабскую православную церковь Сирии, Ирака и Аравии. Зачем он вообще приехал в Москву? За деньгами. Макарий приехал за баблом, он усилил раскол в русской церкви с целью укрепить свою власть и заработать на гонениях против старообрядцев. Не подчинившихся решению Макария и Никона лишали имущества...

Макарий, долго был тайным католиком , но в 1663 году он публично приветствовал папу как своего святого отца. Ибн аз-За‘има писал в Ватикан:

"... мы умоляем нашего Создателя и нашего Господа Иисуса Христа, главу Святой Церкви, чтобы Он укрепил Римскую Церковь, преумножил ее величие, утвердил ее до конца веков и сохранил нашего господина и нашего отца, досточтимого папу, ее главу и нашего главу надо всеми, желая, чтобы вы были всегда сохранены от всякого зла. Аминь."

И далее о главном:

"Поскольку Апостольская Римская Церковь, прочная и богатая, подала бесчисленно милостыни, мы просим ее подумать о нас, когда она будет оказывать пособие. В действительности, поскольку дети всегда имеют обычай просить о питании у своей матери, мы тоже просим нашу мать подумать о нас в ее милосердии, как говорится в святом законе: обязанность богатой церкви — помогать бедной церкви. У нас нет права предлагать это Вашему Братству, но необходимость и любовь обязали нас обратиться к вам без всяких препятствий."

То есть никонианская реформа была проведена арабским католиком во имя денег и власти.

Приехав в Москву он запретил перекрещивать католиков. Дело в том, что в 1620 году в Москве состоялся собор под руководством патриарха Филарета (Романова), подтвердивший необходимость крещения не только католиков и униатов, но и малороссийских и белорусских православных крещенных обливательно.

Патриарх Макарий, занимавший Антиохийский престол с 1647 по 1672 годы, был в России дважды по целому году. В первый приезд Макарий вместе с Никоном развалил русскую церковь, а во второй приезд - в конце реформы на соборе 1666 года, осудил и низложил в простые монахи уже самого Никона . Просто царь и бояре устали от Никона.

Оба раза Макарий вывез в Турцию огромные деньги за труды.

Были ли у раскола положительные стороны? Да.

1. Тысячи людей ушли в Сибирь тем самым присоединив её к России.

2. Никон разрешил священникам самим сочинять проповеди и выступать с ними, до этого можно было только повторять уже кем то сказанное.

3. Никонианская реформа утвердившая многоголосное пение (киевский канон) развила великорусскую музыкальную культуру. Многоголосье пришло на Русь от латинян Западнорусские православные братства, в своих школах, вводили его в братские и церковные хоры.

4. Романовы поняли, что доверять власть попам опасно.


Рецензии