Чему подражать?

Нередко начинающие стараются оправдать ссылками
на поэзию вещи, которые никакого отношения к поэзии
не имеют. Свои слабости,  недостатки и пороки.
Вот, мол кто-то из великих позволял себе то-то,
значит и мне можно.
Вийон был вором, Пушкин - бабником, Есенин - пьяницей.
Маяковский - хамом и самоубийцей.
Высоцкий - алкоголиком, Кэрролл - педофилом...
Ну и что. Поэты такие же люди как и все.
И недостатков у них хватало, даже в поэзии.
И выдрючиваться себе позволяли, и халтурить.
.
Подобные факты биографии если о чем-то и говорят - то только о том,
что человек может, хотя бы в чем-то,подняться над своими недостатками.
Но никак не о том, что занятия поэзий оправдывают чьи-то пороки.
И уж тем более не о том, что пороки великих делали их творцами.
Логики в самооправданиях начинающих столько же, сколько в высказывании
музыканта:
"Поскольку Чайковский был великим композитором, то и я пойду в голубые,
чтобы стать великим."
Или:
"Поскольку Байрон был великий поэт - трахну-ка и я свою сестру."
:-)
Это я, может, и через край...
А вот ссылки на то что у кого-то там встречаются
малопонятные стихи, плохие рифмы и переломанные размеры -
встречал неоднократно. И неумехи очень любят оправдывать
свои грехи ссылками на великих,
или даже намеренно бросаются подражать, но  вовсе не в том,
что их великими сделало.
Ищут и разглядывают то, что опускает великих до их собственного уровня,
не желая вглядываться в то, что выше них.
В который раз всплывает - поиски халявы, облегчения трудов.
.
Надо понимать, что идеалов не существует. Мне даже у любимых поэтов
всерьез нравится не каждый первый и даже не пятый стих.
Далеко не каждая горная вершина - семитысячник.
Хотя рядом с равнинными холмами...
"Случается орлам и ниже кур спускаться"
Не все стихи равноценны. Не все стихи безупречны.
Встречаются и ляпы, и недоработки, и неряшливость и "и так сойдет".
И просто сюжет малоинтересный, плохо проработанный.
Что-то полностью понятное только автору, или рассчитанное
на специфического читателя. Или даже на другой век.
Современнику не понять без специальных разъяснений,
что строка "мой дядя самых честных правил" - издевательская.
Есть стихи, в которых небезупречность в одном искупается
достоинствами в другом. Неуклюжесть формы - глубиной мысли.
Пустоватость смысла - красотой формы.
Я уж не говорю о том, что иногда гений и из того,
что обычно является недостатком, может сделать достоинство.
.
И подражать, учиться у больших поэтов, следует сильным сторонам,
тому, что сделало их великими. Тому, что труднодоступно, тому,
что работает в плюс, а не тому, что под силу любому графоману.
Если уж подражать, то художественным приемам, стилю, итп,
а не конкретным произведениям, и уж точно, не огрехам,
не нарушениям, не провалам.
.
И не стоит сразу замахиваться на масштабы великих.
Неоднократно сталкивался с тем, что начинающий сразу берется писать поэмы.
Девушка, полгода как взявшаяся сочинять - предоставила на
поэтический семинар поэму на сто с лишним страниц.
Не рвитесь сразу в громадье замыслов и свершений.
Только набьете шишек, скомпрометируете себя, и заработаете
болезненное отношение к серьезным отзывам.
Нелепо штурмовать семитысячник не освоившись с покорением
куда более скромных вершин и не наработав умения.
Осторожно относитесь к темам, перепаханным десятками
и сотнями гениев и великих.
Я вот очень долго не решался ничего писать "про осень",
понимая, что неизбежно будут получаться повторы , штампы,
и ничего своего.
Не писал ничего про войну. Хотя вон, не воевавший Высоцкий
себе позволил и очень неплохо получалось.
А чему старался "подражать":  у Высоцкого - умению о пафосных
вещах говорить без пафоса. Обходиться без "возвышенной" мишуры.
А не приблатненности и алкогольности многих героев.
У Маяковского - звучности и хлесткости речи, а не лесенкам
и переломанным ритмам. У Пушкина - спокойной мудрой ясности, а не
старорежимности и тогдашней, сейчас не очень уместной "возвышенности".
У Есенина - задушевности, а не "дольникам" и не деревенской тематике.
.
Идеальных поэтов нет, как и идеальных людей.
И пытаться взять надо лучшее из оставленного нам.
В самом начале пути какой-то период ученичества, подражания,
неизбежен. Ничего в нем плохого нет. Главное - не сбиться
на подражание слабым, а не сильным сторонам.
И, разумеется, стараться не застревать в подражании
только одному кумиру и на всю жизнь.

--------------
разместил ТБ


Рецензии