Шедевры Эрмитажа Апостолы Пётр и Павел

                Они контрастны...

                И контрастны так,
                Как, разве что бывают
                Свет и мрак...

                Но есть и нечто
                Общее в их
                Лицах...

                И ты увидеть можешь
                Ту черту...

                Они сумели
                Светом освятиться,
                Поскольку были
                Близкими к Христу!..
                24.02.2021.



 Изображены двое мужчин, в жёлтом и красном одеянии, стоящих возле стола с книгами. В правом нижнем углу на торцевом срезе книги полустёртая подпись художника на греческом языке: ;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;; ;;;;;.

Картина иллюстрирует встречу апостолов Петра и Павла в Антиохии, описанную Павлом в Послании к Галатам: «Когда же Пётр пришёл в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечён их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живёшь по-язычески, а не по-Иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-Иудейски? Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники…» (Гал. 2:11—15). Это единственный описанный в Новом Завете случай разлада среди апостолов.

Подобную трактовку сюжета предлагает хранитель испанской живописи в Эрмитаже Л. Л. Каганэ. Она указывает на разобщённость апостолов. Павел занимает центральное место в композиции, выглядит абсолютно твёрдо в своих убеждениях, одной рукой упирается в раскрытую книгу, на другой руке у него три загнутых пальца, символизирующих прощение заблуждений. Пётр сдвинут немного вглубь и в сторону, играет в композиции подчинённую роль, имеет расстроенный и одновременно вопрошающий вид. Отсутствие традиционного атрибута Павла — меча — истолковывается как свидетельство христианского гуманизма. Аналогичное прочтение сюжета даёт и Д. С. Буслович: «Фанатически властная натура Павла проявляется в его жестах, осанке, в выражении тёмных глаз. Весь облик Петра — поза, лицо, рука, повисшая под тяжестью ключей, — говорит о пассивной покорности».

Предполагается что в образе апостола Павла Эль Греко изобразил себя. Это же самое лицо художник изобразил в нескольких других своих картинах: «Святой лик (Платок св. Вероники)» (начало 1580-х годов, Музей фонда Васила и Элизы Гуландрис в Афинах), «Погребение графа Оргаса» (1586—1588 год, церковь Сан-Томеrues в Толедо), «Святой Павел» (1580-е, коллекция маркизы де Наррос в Мадриде) и в ряде других. Также он обнаруживает значительное сходство с наиболее вероятным автопортретом Эль Греко из собрания Метрополитен-музея, правда изображённый там персонаж значительно старше, но и нью-йоркская картина и датируется существенно позже эрмитажного полотна — самым концом XVI века, когда художнику было около 60 лет. На всех подобных работах лицо изображенного несёт возрастные изменения, примерно соответствующие возрасту самого Эль Греко в момент написания картины. Л. Л. Каганэ считает что Эль Греко мог изображать себя в виде апостола Павла потому что тот, согласно преданиям, проповедовал христианство на Крите — родине художника и «личность апостола Павла — человека цельного, убеждённого, страстного — явно представлялась ему более привлекательной, чем личность Петра».

Картина была написана около 1587—1592 года; если счесть изображение Павла автопортретным — то Эль Греко было около 50 лет, это примерно соответствует возрасту изображённого мужчины. Считается что картины из церкви Сан-Томе в Толедо и мадридской коллекции де Наррос непосредственно предшествуют картине из Эрмитажа.

Ранняя история картины неизвестна. В начале XX века она принадлежала члену Государственного совета Российской империи генералу от инфантерии П. П. Дурново, который в 1911 году подарил её Эрмитажу, причём в его собрании она считалась работой неизвестного художника и фигурировала под условным названием «Святые». В. Ф. Левинсон-Лессинг упоминает, что совершить Дурново этот дар убедил Э. К. Липгарт, который ещё в 1908 году смог прочитать подпись художника и впоследствии идентифицировал апостолов. Однако слово «;;;;;» он сначала принял за дату «1618», затем исправил на «1614» (год смерти художника) — с этой датой картина была опубликована в эрмитажном каталоге 1912 года. Настоящая датировка была предложена в каталоге 1926 года и с тех пор признаётся большинством исследователей.

В 1980-х годах картина прошла рентгенографическое исследование. Было обнаружено что голова Павла первоначально была крупнее и находилась ближе к центру картины, а у Петра не было видно рук. Кроме того, исследование в инфракрасных лучах показало что левая рука Петра была изначально прижата к груди и лишь впоследствии художник покрыл её слоем краски (впрочем следы руки заметны и невооружённым глазом — они слегка просвечивают сквозь складки одежды).

Картина выставляется в Испанском кабинете (зал 240) здания Нового Эрмитажа.

https://ru.wikipedia.org/wiki/(,_)


Рецензии
Чудесно написал о картине!

Улекса фон Лу   25.02.2021 13:16     Заявить о нарушении
Она мне интересна!

Вадим Константинов 2   25.02.2021 13:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.