Рассказ 15. Вера Андреевна

 
    Второй день учебы, как и третий, ничего интересного мне не принесли и  отличались от первого только тем, что не было торжественной линейки по случаю начала учебного года. Второго сентября я встал пораньше, достал свой букварь и полистал его. Он был мною давно изучен и интересными для меня были только картинки. По слогам я читал почти три года назад, и все эти «Ма-ма мы-ла ра-му», «У Шу-ры ша-ры» наводили скуку. Я сидел и думал – положить в портфель букварь или оставить дома? Или взять с собой библиотечную книгу и почитать ее там? Решил, что не следует ослушиваться учительницу и положил букварь в портфель.

    Придя пораньше почти в пустой класс, я наконец-то хорошо рассмотрел его. Это  было довольно большое помещение с полом, как в кинотеатре. Пол широкими ступенями поднимался вверх почти до потолка с тремя проходами. Один проход по центру и два вдоль стен. На широких ступенях-площадках стояли парты. Несколько верхних ступеней были свободны от парт. Но там стояли длинные лавочки в два этажа, причём вплотную к стене и друг к другу и еще они были связаны в нескольких местах веревками.

    Я поднялся на самый верх, и, весь класс стал виден мне, как на ладони.   
На противоположной от входа стене были окна, почти под самым потолком, и в них можно было выглянуть только с двух последних ступеней.
 
    Внизу перед большой классной доской была довольно широкая площадка, на которой стоял учительский стол и стул. В углу слева от доски стояла этажерка с комнатными цветами.  Справа от доски длинная железная вешалка с крючками на перекладине, а в самом углу была большая белая печка. Такая же белая печка была недалеко от входной двери. Они были побелены мелом. Стало понятно, где в первый день очень многие перемазались побелкой.  Некоторые первоклашки прислонялись спинами и плечами к печке,  не подозревая, что она пачкает.

    На стенах висели в рамках под стеклом большие портреты. Их было много, и некоторых я узнал, я читал их рассказы, сказки, стихи. Там были Лев Толстой, Пушкин, Чехов и другие. Они были такими же, как в учебниках у моих сестер.
 
    Я присел за парту на самом верху, с нее было виден  весь класс. Мне захотелось здесь и остаться. В класс с шумом влетела целая орава мальчишек, они, толкаясь, стали занимать места за партами. Дверь то и дело хлопала. Тихонько, оглядываясь по сторонам, входили только некоторые девчонки. Скоро все места за партами были заняты. Все что-то говорили, кричали, шумели, и никто не заметил, что в класс  вошла учительница.

    Я видел, как она что-то говорила, но в этом шуме ничего не было слышно. Тогда она взяла в руки какую-то рейку и со всей силы хлопнула ею по столу и громко крикнула:
    - Тихо!
    Удар деревянной рейкой по столу прозвучал как выстрел. Все резко замолчали. В наступившей тишине было слышно, как жужжит муха на окне, и, вдруг, раздался плач. Заплакала какая-то девчонка, наверное, от испуга.               
    - А теперь займите свои места за партами, - строго сказала Вера Андреевна. – Занять места за партами касается всех. Петров, и все кто с ним лазает по скамейкам наверху, вас это касается в первую очередь. Галя, ты опять плачешь!?
            
    Вчерашняя плакса – Галя, хлюпая носом, села за парту. В классе установилась тишина, и только муха продолжала жужжать на стекле.
    - Ребята, внимание! Все слушаем меня и смотрим только на меня. Сейчас я расскажу вам о правилах поведения в школе, которые вы должны запомнить сегодня раз и навсегда,  - она положила свои книжки и тетради на стол и стала медленно прохаживаться вдоль первого ряда парт.
    - Первое.  За партой надо сидеть прямо, руки согните в локтях и опустите одну руку на другую, вот так, - и она показала, как положить руки на парту.
    - Второе. В классе нельзя прыгать, бегать, толкаться и шуметь.
    - Третье. Когда прозвучит первый звонок, это значит, надо зайти в класс и занять своё место за партой, второй звонок означает начало урока,  все должны сидеть на своих местах. А когда в класс входит учитель, или кто-либо из взрослых, все должны встать и стоять пока я не скажу «Садитесь». А вы сегодня так шумели, что даже не услышали, как прозвенело два звонка.
    - Четвертое.  Во время урока, нельзя разговаривать и отвлекаться на что-либо. Если надо что-то спросить, то надо поднять руку и дождаться, когда я разрешу вам встать.
    - Пятое. Урок заканчивается так же по звонку. Но это не значит, что надо вскакивать и шуметь. Вставать будете только тогда, когда я скажу «Урок окончен. Всем встать!»
    - Это основные правила поведения в школе, которые вы должны помнить исполнять всегда.
          
    Какой-то мальчишка поднял руку.  Вера Андреевна, увидев его, спросила, - Встань и скажи, что ты хочешь узнать.
    - Вера Андреевна, а мы весь день будем так сидеть?
    - Как тебя зовут?
    - Королев Игорь.
    - Молодец, Игорь. Ты запомнил, как надо задавать вопросы.  А сидеть мы будем не весь день. Сегодня у нас с вами будет два урока. Урок длится сорок пять минут, а между уроками перемена десять минут. Когда у нас с вами будет четыре урока, то после третьего будет большая перемена – двадцать минут. Перемена - это перерыв, во время которого вы можете встать из-за парты и погулять в классе или в коридоре, сходить в туалет…  (кто-то засмеялся) 
    - Это кому там стало смешно? Как бы вам не пришлось плакать, когда вы сами не успеете сходить в туалет. Садись, Игорь. А сейчас я проверю, как вы запомнили правила, о которых я вам только что рассказала. Я сейчас выйду из класса, и снова зайду.

    Вера Андреевна вышла и сразу же зашла. Несколько девчонок и мальчишек встали, в том числе Королев Игорь и я.
    - Ну, а остальные что? Особое приглашение ждете? Когда входит учитель, надо всем встать,  -  все, кто сидел, встали, озираясь по сторонам.
    - Садитесь! Надеюсь, теперь все запомнили. –  Она посмотрела на часы и продолжила: - До перемены осталось тридцать минут, и я продолжу знакомиться с некоторыми из вас.
 
    Наша учительница продолжала знакомиться с классом. Она всё также, глядя в свою тетрадь, поднимала очередного ученика, приглашала к своему столу, о чём-то спрашивала и делала пометки в своей тетради. Снова все стали вертеть головами, переговариваться, и, когда в классе становилось совсем шумно,  Вера Андреевна делала замечание, все смолкали, но ненадолго.  Наконец-то она закрыла свою тетрадь и произнесла:
    - Ну вот, я познакомилась со всеми. Тех, кого я не приглашала к своему столу – не волнуйтесь, ваши семьи я знаю, потому что у меня учились ваши братья или сестры.
 
    Ребята, вчера я вам сказала, что в нашем классе останутся не все. Примерно у половины из вас будет другая учительница. Скоро старшеклассники перейдут учиться в другое здание и освободят для первоклашек свои учебные классы.
 
    Кстати, это помещение мы также занимаем временно, и тоже перейдем заниматься в свой класс. А здесь снова будет актовый зал. Вместо парт на ступеньках расставят скамейки, и мы будем приходить сюда и смотреть здесь концерты и спектакли.
 
    И в это время прозвучал звонок, урок окончился, все стали вставать, но учительница тут же сделала замечание:
    - Стоп, стоп! Всем сидеть и ждать пока я не разрешу вставать. Садитесь и успокойтесь.  Помните о правилах, с которыми я вас познакомила вначале урока!  А вот теперь – встали! Урок окончен. Можете идти на перемену. Аккуратнее спускайтесь по ступенькам, не спешите, не толкайтесь.
 
    Это была первая перемена в моей школьной жизни, и она мне запомнилась не только из-за того, что мне так и не удалось спуститься сверху.  Предупреждения «не торопиться и не толкаться», как будто никто и не слышал. Все, кто был ближе к среднему проходу, рванули по ступеням вниз, но те, кто сидел ниже, тоже поспешили вниз.  Кто-то споткнулся, и  внизу образовалась «куча-мала».
 
    Раздались крики и плач. Вера Андреевна подбежала к упавшим, и стала помогать им  подняться. Плакал  самый нижний. Когда он поднялся, я увидел, что это был тот самый «пузлик» - мой вчерашний обидчик. Он громко плакал и тряс рукою. Он дул на ладонь, тряс ею, прятал ее подмышку и вновь дул и тряс ею. Кто-то наступил ему на руку каблуком. 

    Вера Андреевна сначала прижимала его к себе и успокаивала, внимательно осмотрела его руку и, убедившись, что нет раны и перелома, громко заявила:
    - Кончай реветь, Толя, ведь ты же мальчик, будущий воин. Твой отец пришёл с фронта раненый, и он не плакал, хотя ему было гораздо больнее. И к тому же ты сам виноват.  Рванул сверху как на пожар. А я предупреждала – «Аккуратнее спускайтесь по ступенькам, не спешите, не толкайтесь».

    Пузлик-Толя перестал реветь, но еще долго продолжал хлюпать носом, размазывая слезы и сопли по щекам. А сверху еще продолжали спускаться вниз первоклашки, аккуратно обходя толпу, которая собралась вокруг пострадавшего. А кто-то уже стал подниматься назад.
 
    Вскоре прозвенел звонок на урок. Вера Андреевна так и не вышла из класса во время перемены. Поэтому она стала поторапливать тех, кто не спешил сесть за парты.
    - Заканчивайте здесь скакать передо мной, садимся по своим местам, сейчас прозвенит второй звонок.

    Второй звонок не заставил себя долго ждать. Все расселись за парты. Вера Андреевна  внимательно осмотрела весь класс, но не успела ничего сказать, как дверь с шумом распахнулась, и в класс влетели трое опоздавших.  Они побежали к своим партам, но Вера Андреевна их остановила:
    - Стоять! Кто вам разрешил войти? Уже прозвенел второй звонок и начался урок. На первый раз я вас прощаю и напоминаю, прозвенел звонок, надо немедленно идти в класс и сесть за парту. Второй звонок – это начало урока. Идите на место. А теперь – все встали и успокоились. Садитесь!

    - Ребята, достаньте, пожалуйста, свой первый учебник, который называется Букварь. С помощью Букваря мы с вами изучим наш алфавит, то есть все буквы русского языка, узнаем, как они называются и как они произносятся в составе слова и в нашей русской речи. Знакомясь с буквами, мы научимся составлять и читать слоги, а затем слова и предложения. А теперь поднимите руки те, кто умеет читать.
Поднялось довольно много рук, но гораздо менее полкласса.

    Учительница посмотрела на поднятые руки и сказала:
    - Очень хорошо! Все кто умет читать, не забегайте вперёд, я думаю, вам будет тоже интересно. Интересно знакомится с нашим алфавитом, слогами, из которых состоят слова, и как из слов составляются предложения.

    - А теперь откройте Букварь… - и Вера Андреевна начала знакомить всех с первой буквой - «А», спрашивать, какие мы знаем слова на букву «А».
    Мне было скучно, и я просто листал Букварь. И здесь я получил замечание:
    - Пузарин,  встань! Я смотрю тебе всё это не интересно? – произнесла учительница, - Только не плачь когда останешься, как твой брат на второй год в первом классе. А теперь садись и не отвлекай своим поведением, тех, кто хочет научиться читать в отличии от тебя.

    Мне стало обидно, что меня сравнили со старшим братом, и я хотел сказать, что этот Букварь я прочитал еще в первый день, когда его купили, а мой брат Василий помог мне записаться в библиотеку два с половиной года назад, что я перечитал уже много толстых книг и не только детских. Но видя грозный взгляд учительницы, я, молча открыл Букварь на первой странице, и опустил голову.
    В классе раздавались смешки и, как мне показалось, громче всех смеялся Толя-Пузлик.  Вера Андреевна сделала всем замечание и продолжила урок.
 
    В последующие дни уроки чтения ничем не отличались. На третий день учебы дали задания принести простые карандаши и прописи. Появился еще один урок – урок письма. Мы стали учиться писать карандашом в прописях - специальных, разлинованных особым способом тетрадях. Особый способ разлиновки был такой же, как и в тетрадях для первого класса, где кроме двух основных линий разлиновки были еще две дополнительные – верхняя и нижняя, которые ограничивали высоту букв вверху и внизу.

    На первых уроках мы учились писать не буквы, а только элементы строчных и заглавных букв – палочки, крючочки, овальчики,  кружочки и прочие загогульки. Это мне было интересно, так как я писал пока только печатными буквами.
    Однажды моя сестра Татьяна начала учить меня писать, как они писали в школе.  Но вмешалась старшая сестра Мария и запретила это Татьяне, сказав, чтобы та не уродовала мне почерк, что в школе меня научат красиво писать на уроках чистописания. А пока мне достаточно того, что я умею писать печатными буквами.
 
    В то время я довольно быстро и хорошо писал печатными буквами, так как часто писал письма под мамину диктовку родственникам в Алма-Ату. Беда была в том, что мне не хватало грамотности, и многие слова я писал так, как слышал. Но Татьяна и Маша проверяли мою писанину, исправляли ошибки и я переписывал уже без ошибок. Так примерно в шесть лет я получал первые уроки грамматики.

    На уроках я проявлял активность, часто поднимал руку, чтобы ответить на вопросы учительницы, но она ни разу меня не подняла. Не замечала или делала вид, что не замечает. Учеба с Верой Андреевной продолжалась примерно три недели. И вот однажды на первый урок с Верой Андреевной пришла молодая, высокая и очень красивая женщина.

    - Садитесь, - сказала Вера Андреевна. – Ребята, я говорила вам, что скоро наш класс разделится и многие уйдут к новому учителю. И вот этот день настал, и я хочу познакомить вас с учителем первого «Г» - класса Евдокией Васильевной. В первый «Г» класс переходят… -  и Вера Андреевна стала зачитывать список учеников, которых она решила передать Евдокии Васильевне в 1-г класс. В этот список попал и я.
    - Всех, кого я назвала, прошу выйти сюда к нам, - продолжила Вера Андреевна.
    – Вы, как уже слышали, будете учиться в 1-г классе и вот ваша учительница Евдокия Васильевна.

    Среди, собравшихся около учителей, была та самая слезомойка Галя, которая опять хныкала, и слезы катились по её щекам.
    - Галя, ты чего плачешь? – спросила Вера Андреевна.
    - Я не хочу переходить в другой класс, - продолжала хныкать Галя.
    - Ты пойми, Галя, в этом году в нашей школе первоклассников почти двести человек.  И вы начали учёбу в трех классах «А, Б и В», а сегодня открылось еще два класса «Г и Д». И вас всех распределили поровну на пять классов. Так что нечего плакать, всё будет хорошо.

    - Ребята, я очень рада принять вас в свой класс, - сказала с улыбкой Евдокия Васильевна, - Вас здесь двадцать восемь человек, но из других классов к вам присоединятся еще двенадцать и в нашем классе будет сорок учеников. Надеюсь, что мы все подружимся. А теперь прошу вас пойти со мной в наш класс.

    Когда мы вышли, я думал о том, что у Евдокии Васильевны очень приятный голос и она молодая и красивая. Но мне стало ее жалко, потому что я понимал, что наш класс «Г» будет гораздо слабее чем «А», так как самых лучших Вера Андреевна оставила себе, так же, я думал, поступили учителя в классах «Б и В».
 
    Но я ведь не буду слабым учеником, просто Вера Андреевна меня не проверила и не поговорила со мной, поэтому и передала в другой класс. Может быть и с другими она ошиблась.


Примечания:
    1. Все события – это воспоминания из моего детства. Имена и фамилии подлинные.
    2. 1-а класс я посещал не более двадцати дней и настоящее имя учительницы не запомнил. Поэтому имя Вера Андреевна выдуманное.

    Продолжение следует.


Рецензии
Да. Такие классы были после войны. По 40 человек.
Зато военные классы полупустые.
Спасибо, Виктор.
Прочла на одном дыхании с огромным интересом.
Жду продолжения.

Нина Калашникова 4   11.07.2021 17:56     Заявить о нарушении