Многомерный мир поэзии Анатолия Лебедева

( Предисловие к книге стихов Анатолия Лебедева "Три по семьдесят"."Литера М", 2020 — 286 с.)
 
 
   "По поэзии нужно блуждать, как по незнакомому городу, — считал поэт Михаил Светлов, — где за каждым углом тебя ждет радостная неожиданность". Именно такая перспектива ждет читателей Анатолия Лебедева ( Вонтер Лак — один из его ников).
  Сразу, с первого прочитанного стихотворения, понимаешь, что перед тобой — поэт отменной пробы, не имеющей никаких номиналов, поскольку ЖИВОЕ поэтическое слово бесценно. Анатолий Лебедев — Поэт на все времена. Поэт, стихи которого безошибочно узнАешь среди сотен взятых наугад, настолько своеобычен его поэтический язык. 
  Все, что написано на сегодня Лебедевым, отмечено этой печатью самородности, своеобычности. Но рождена она не погоней за новизной, по бурным волнам словесных и образных экспериментов, а глубочайшим осознанием своей ответственности перед русским поэтическим словом.
  Поэт признается в своей "несовременности", но в этом нет ни тени позерства:

                Я выгляжу несовременным

                В мечтах о чем-то сокровенном,

                Минуя подлости подстав.

                Не знаю сам, зачем мне это —

                Среди кольчуг ходить раздетым

                До первой пули...Я не прав!   

                ("Я выгляжу несовременным"). 
       
    Но масштабную натуру Лебедева не втиснешь в "прокрустово ложе" спасительного здравого смысла. Его чуткое сердце (а оно у поэта огромное!) живо откликается на любое явление действительности, откликается вдохновенно, страстно, нередко гневно, когда предметом его поэтических раздумий становятся беды современной России:

                Не отворачивай лица,

                Запомни рожи потреблянцев,

                Страну сожравших до конца

                В угоду то браткам, то братцам.

                ("Не отворачивай лица")

А какая неподдельная горечь звучит в строчках о "бесстрастном времени":

                Жаль, оно не поднимет

                Тех, кто праведно жил.

                Вспомни Родины имя,

                Если нет больше сил.

                ("Правда и прок")

  Вообще, горечь и гнев — доминирующие чувства в размышлениях поэта о судьбах страны:

                Эх, Россия, богатая баба,

                Пережившая голод и мрак.

                Протрезвев и поднявшись неслабо,

                Человечней не станешь никак.

                ("Береги стариков и детей")

       

                Поднимающий дух и святая отвага

                Не нужны для продажных вождей.

                ("Я вернулся")

     А сколько живой человеческой боли, питаемой памятью сердца, — в стихах о войне и массовых расстрелах ( "Война", "Блокада", "Урочище Сандармох"):

                Здесь, в урочище Сандармох,

                Не затянута боль землею.

                И летит над травой мой вздох,

                И вздыхает трава со мною.

  Читая гражданскую лирику Анатолия Лебедева, постепенно проникаешься гордостью: вот ведь не перевелись еще в России поэты, обладающие таким набатным голосом, подлинные продолжатели некрасовской традиции!
  Если же говорить о памяти, то чем были бы стихи без человеческой памяти? Пустым звуком. Именно память дает право поэту на собственный анализ и собственную поэтическую интонацию.
  Анатолий Лебедев — из поколения, которое хлебнуло на своем веку. В его стихах ростки памяти прижились, дав мощную поросль. Образы прошлого, связанные с поколением отцов, заставляют наши сердца болезненно сжиматься ( все стихи из цикла" ДорОгой дорогих воспоминаний"). Память поэта бережно сохранила все: каждую деталь несытого детства, когда "в газетной шапочке мечты", "бросая бедам взгляд вороний", он "рос для мира посторонним" ("Детство");  "Шум сапогов по бараку,
По деревянным полам. Кремль из катушек. И драку — Сопли и кровь пополам" ("Детство. Разруха.Простор"). 

                Древний город над гордой рекою.

                Уплывают веков купола.

                В облаках перемен и покоя

                Память детства горька и светла.

                ("Город детства")      

  Сохранила память поэта и дорогие сердцу образы матери ("Мама", " Как же тебя не хватает", "Твоя семья была твоей судьбой", "Последний мамин день рожденья") и отца, с которым поэт встречался лишь несколько раз, но чей облик глубоко запечатлен в душе поэта ("Отцу", "Калитка"). Сохранила память и образы ушедших друзей и соседей ("Баба Люба", "Тетя Надя", "Баба Катя"), каждую черточку этой навсегда ушедшей жизни, с ее "общебытием" и душевной щедростью:

               Коммуналки с добрыми соседями,

               Зоопарк с жирафом и медведями,

               На трамвае заячий проезд.

               Красный галстук, песни пионерские,

               Бабушки на лавках деревенские.

               Двор огромный - всем хватало мест...

                ("Рассказ о позабытом...") 

    Но было бы серьезным искажением назвать музу поэта  только музой "скорби и печали". Она многолика. И, в первую очередь, —  это муза любви, иногда легкокрылой, как бабочка ("Любить, как бабочки", "Майский дождь"), но чаще просветленно-мудрой после многих житейских бурь  ("Вакуум", "Серьги", "Тополиный пух", "Не упрекай меня", "Случайная встреча", "Не спеши", "Скажи, что я хороший", "Заранее не виноват", "Сожги былое", "Я не приду", "Измена", "Скучаю"). Любви, всегда готовой идти до конца, отстаивая свои священные права:

                Нам невозможно помешать

                В любимых перевоплотиться.

                Опустошенно и тепло.

                Лежим,не закрывая глаз.

 

                Нам приходилось столько ждать,

                Чтоб этой ночью насладиться,

                Что абсолютно все равно

                Жить или умереть сейчас.

                ("Свидание")

( Я не знаю более светлого и пленительного стихотворения о любви, чем это ! )

   И несмотря на все драматические коллизии любовных "сюжетов", лирический герой Лебедева воспринимает любовь как величайшую ценность, потому что

             ...если любовь безгранична —

               То в бездну, то ввысь, то молчок,

               Лелей ее в сумраке личном,

               Тебе повезло, дурачок.

                ("Бывает любовь")

    Хочется отметить еще один замечательный оттенок в эмоционально-нравственной палитре поэзии Анатолия Лебедева. Это безусловная, подкупающая человечность и сострадание всему живому, будь то малыш, которого тиранит отец-садист:

               Вместо сказки ремешок,

               Папа-выпивоха.

               Лупит  если хорошо,

               Лупит, если плохо.

                ("Покажи на мишке"),

будь то честный дворовый пес, убитый подонками:

               Бессмысленным городским

               Бульдозером правят нравы...

               Вот Бима убили. А с ним

               И нас отравили отравой.

                ("Памяти Бима")

или кошка,  потерявшая малышей ("У кошки котят утопили"), либо застреленная из ружья ("Кошка").

     И все же в эмоциональном оркестре поэта "первую скрипку" играют не грусть и отчаяние, а надежда и радость. Любое стихотворение Анатолия Лебедева оставляет послевкусие светлой радости и тепла.

               Но побеждает сила

               Веры, любви, добра.

                ("Крещение")

Лирический герой ждет прихода лета, чтоб

              Солнечным потоком

              С небесной высоты

              Наполнить новым соком

              И тело, и мечты...

                ("Ожидание лета")

"Не яблоком, так облаком Я долго проживу", — оптимистично заявляет он в стихотворении "Яблоко".   

     Если говорить об особенностях поэтики Анатолия Лебедева, то следует отметить яркий лиризм, живую образность, афористичность и ритмическое разнообразие. Поэт блестяще обращается с ритмом, заставляя сюжет то плыть по убаюкивающим, ласковым волнам ("Тополиный пух","Как возникают грозди винограда","Летние ветра"),то становиться пружинистым ("Пятки","Причинки","Не буду"), то похожим на прерывистое дыхание старика ("Старость"). Но никогда  ритмический строй  не бывает случайным: он всегда подчинен  главной цели — максимально точно выразить мысль и настроение.

   Еще одна характерная особенность лирики Лебедева — подкупающая чистота и цельность чувства, поднимающая лирический сюжет на такую высоту, на которой "деревьев утренние тени укажут сторону добра" ("Воскресенье") и "омоет раны и взлетит над тучей Душа, забыв печаль, нужду и плач" ("Нуждается в притоке свежей крови").

   А афористичность поэзии Анатолия Лебедева такова, что, раз прочитав стихотворение, не забудешь образ никогда.

              Чтобы проклюнулось семя,

              Почвой становишься сам.   

                ("Ретро").

              Косточки — 

              Эти ступеньки без тросточки

              В путь, где внизу только звездочки — 

              Смерть.                ("Раздрай")

   

             Одиночество —  игла

             Доверчивости старых декораций   ("Я знаю"). 

     Образности поэта присуща точность и нешаблонность: "Бархатный занавес ретро. Нищего прошлого тюль", "хрустальный дождь из тысячи подвесок", "несъедобные зерна тоски", "наковальня огромных городов", "простывшее горло переулков", "косточка любви", "фотография потерь", "небесных листьев свитера", "прозрачные автографы рек", "память замыкает и искрит", "янтарный ствол щекочет небо", "судьбы гнилые нитки прошили лоскутки поступков",сирень — "премьерша сада", июль —"леопард весной", старая листва —"сухих птенцов переплетенье", "облака перемен и покоя", "правда и ложь — берега у реки справедливости", "смеется сад, беспечный и счастливый", "над морем звездным жизни и цветов", "Закрыт засов В мозгах у солнечных часов",  "Отмаялся май. Долговяз и небрит. Пустив ручеек тротуаром вспотевшим. Затылок приподнят на серый гранит", "наивные обманы апреля", "пьяный ноябрь", "пепел лета, жизни и тепла", "седые перья птицы - головы", "выдернуть страха гланды", "размыто солнце тонкой кисточкой По зимней акварели дня"...   

   Но "портрет" Анатолия Лебедева останется незаконченным, если не сказать о жизненном кредо поэта: пока в мире царят несправедливость, жестокость, насилие и цинизм, он всегда будет активным игроком:

              Но рано сидеть на скамье запасных

             ( Где эта скамейка ?),

              Покуда нужна на планете живых

              Моя батарейка.   

                ("Мои инструменты")

 

    
 

 

 

 

 
 
   

 


Рецензии
Марина, добрый день. Очень рада снова быть у Вас в гостях.

Какое мощное произведение вышло из-под Вашего пера! Стихи Анатолия Лебедева я читала и раньше, но после Вашего обзора его творчества хочется снова прикоснуться к его поэтическому миру.

Хорошо, что Вы знакомите читательскую аудиторию с достойным автором. Именно на таких талантливых светлых душах и держится российская Поэзия.

Дальнейших вам творческих успехов.

С уважением и признательностью,

Элена Шахова   23.02.2021 15:37     Заявить о нарушении
Спасибо огромное, дорогая Элена! Очень порадовала Ваша высокая оценка! Рада была, что и самому Лебедеву предисловие понравилось. Общались с ним по телефону. Я его поблагодарила за то, что его поэзия спасла меня (на тот момент у меня был жесточайший коронавирус). Чтобы написать это предисловие, я прочитала все его стихи (в конце октября их было 1116!), а потом еще перечитывала в течение двух недель, отбирала понравившиеся для сборника, группировала в разделы и пр. В общем, эта работа меня тогда спасла. А Анатолий Лебедев стал моим любимым поэтом. Он и человек потрясающий, Вы точно заметили, светлый!
Вам, дорогая Элена, желаю огромных творческих успехов!
Бесконечно признательна за Ваше постоянное внимание и глубокие рецензии!
С теплом,

Марина Шевченко 12   23.02.2021 18:13   Заявить о нарушении
Марина, я знала, что Вы были очень заняты важной работой, но Вы ещё и сражались с болезнью! Желаю Вам полнейшего выздоровления.

Элена Шахова   25.02.2021 22:19   Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Элена! Я еще в ноябре выздоровела полностью (очень помогла в этом работа над предисловием к книге Лебедева!). И согласна с Вами полностью: именно на таких талантливых светлых душах и держится российская Поэзия!Мощных Вам энергий творчества во всех его проявлениях, осуществления самых смелых проектов, но - прежде всего!- крепкого здоровья! С теплом,

Марина Шевченко 12   26.02.2021 11:06   Заявить о нарушении