Судьба солдата

СУДЬБА СОЛДАТА (история моего дяди)


У этого человека была необыкновенная судьба, но он стойко перенес огромные беды, которые выпали на его долю.

Родился Шамиль Рустамов в смутные времена - в 1918 году. В 1920-м, когда большевики пришли в Шушу, зажиточная семья была вынуждена бежать. Многие близкие смогли уехать за рубеж, в основном в Иран и Турцию. А семья Шамиля сначала нашла убежище в одной из деревень Лемберани, а позже, поменяв фамилию, в Агдаме. В начале 30-х годов семья переехали в Баку.

Шамиль учился в школе, но из-за частой смены места жительства в его обучении были большие перерыва. После окончания школы он попытался поступить в медицинский институт, но эта попытка оказалась неудачной, и он поступил в медицинский техникум, который окончил с отличием по специальности техник-рентгенолог. Но Шамиль не оставлял надежды стать студентом медицинского института. К сожалению, этой надежде так не суждено было осуществиться: в 1938 году, до начала приемных экзаменов, его призвали в армию.

Когда в июне 1941 года началась война, часть Шамиля находилась под Киевом, и он оказался в самой гуще трагических событий, которые разворачивались на огромном пространстве советского фронта в начале войны. Под Киевом Рустамов принял свой первый бой. Осенью ситуация на фронте складывалась очень тяжелой для Красной Армии, немцы быстро продвигались на восток. В результате просчетов советского командования огромная группировка (более миллиона человек) Красной Армии под Киевом попала в плен.

Шамиль вначале попал в группу пленных, которую отправили в Бухенвальд - в один из страшных концентрационных лагерей фашисткой Германии. Об ужасах этого лагеря смерти написано много. Ежедневно его узникам давали какие-то таблетки, которые снимали голод, отключали сознание.

Но даже в этих нечеловеческих условиях Шамиля не покидала вера - вера во Всевышнего! Его имя он повторял неустанно. И верил! Была надежда: наши придут, так долго продолжаться не может. И эта надежда и вера жили даже в те дни, когда немцы уверенно заявляли, что скоро возьмут Москву.

Шамиль Рустамов как-то вспоминал, что еще в детстве, когда ему было плохо, он призывал на помощь имама Гусейна. И совершалось чудо: помощь обязательно приходила. И с того времени в душе жила великая вера: во Всевышнего, Пророка, имама Али и особенно в имама Гусейна. Каждый день он просыпался и засыпал с этим именем на устах.

И в Бухенвальде тоже случилось чудо. Немцы решили отправить определенное количество пленных на работы в Польше. В одну из таких групп и попал Шамиль. В вагоны, предназначенные для перевозки скота, немцы загнали пленных, в основном советских, - набили их так много, что практически невозможно было сесть. В пути один из заключенных предложил разобрать пол и выпрыгивать по одному из вагона. Причем была жесткая установка: это должны сделать все! Было страшно, но другого выбора не было - смерть или свобода. С именем имама Гусейна Шамиль бросился вниз, руками вцепился в удачно попавшую под руки шпалу и долго лежал

Сколько пролежал, не помнил. После грохота колес от возникшей вдруг тишины охватил ужас. С трудом поднялся на ободранные ноги. Пораненные руки, особенно локти, при каждом движении вызывали дикую боль.

Надо идти! Но куда? Вперед, назад, влево, вправо - куда? И как вновь не попасть в руки немцев - ведь это верная смерть. Решил идти на юг, ориентируясь по солнцу. Только подальше бы от Германии, хотя понимал что вся Европа под Германией.

Ел траву, кору деревьев, только бы подальше от людей с незнакомым языком. Шел долго, передвигаясь в основном ночью. В заброшенном доме нашел какое-то тряпье. Плохо представлял, где находится, в какой стране, и языков иностранных не знал. К населенным пунктам не подходил, старался их обходить.

Но самым мучительным был вопрос: где находится и куда идти. Потерял счет времени. Только в какой-то момент понял, что зима заканчивается и дело идет к весне.

Как-то, во время очередной остановки в лесу Шамиль услышал речь, похожую на русскую. Непонятно как одетые - не то в гражданское, не то в военное - мужчины с винтовками и автоматами что-то обсуждали. Подошел поближе. Попытался окликнуть, но с губ слетели какие-то непонятные звуки, непохожие на слова. Мужчины обернулись и как-то странно поглядели на представшее перед ними существо. Только потом Рустамов понял, как он, весь замотанный в тряпье, исхудавший, заросший, страшно выглядел. Мужчины подошли, и один из них по-русски стал задавать вопросы. Потом повели на стоянку, накормили, дали вымыться и кое-что из одежды.

Так Рустамов оказался в группе партизан, которая пробивалась к югославским партизанам. Через некоторое время группа присоединились к большому партизанскому отряду, в котором Рустамов воевал почти до конца 1944 года.

В партизанской жизни опасностей меньше не стало, каждый день мог стать последним. Но главное - Рустамов был среди своих, у него было в руках оружие и он мог сражаться с фашистами.

Как-то небольшой отряд из 10 человек, в котором был и Шамиль, выполнял спецзадание. О задании знал только старший группы серб Ян. Прошло два дня, еды не было, стояла холодная февральская погода. Вдруг пробежало какое-то животное, и один, в нарушении всех правил, выстрелил. Оказалось, что подстрелил небольшого лосенка. Быстро его разделали. Решили спуститься ниже по склону горы, чтобы не привлекать внимание небольшим костром, который собрались разжечь, чтобы приготовить мясо. Не было воды, и Ян приказал Шамилю, как самому молодому, собрать фляги и спуститься вниз, набрать воду и принести. Шамилю хотелось кушать, и неизвестно, когда выпадет такая удача. Но спорить с Яном было бесполезно. Собрал фляги, спустился вниз, набрал воду. А когда поднялся, обомлел: все товарищи были убиты. Видимо, немцы все же увидели костер и обстреляли это место из миномета. Надо было быстро уходить и спешить к своим с плохими новостями.

За участие в партизанской войне Шамиль Рустамов был награжден орденами и медалями Югославии.

В конце 1944 года по договоренности двух стран советских бойцов поэтапно стали передавать подходившей Советской Армии. Передали и Рустамова. Без всякого следствия его направили в штрафной батальон, отобрав при этом все югославские награды.

Что такое штрафной батальон? Это почти 100-процентная гарантия, что погибнешь - ведь штрафбаты бросали в самые опасные места, где шли кровопролитные бои. Еду штрафникам вовремя не подвозили, да и отношение было далеко не лучшее.

Рустамов как-то рассказал один случай. Шли бои, еду давно не подвозили. Вошли в оставленное немцами село, и все солдаты кинулись пить и есть - запасов вина и еды в пустых домах было немало. Шамиль никогда не ел свинину и не пил спиртного. Пристрелил курицу, общипал и пожарил. Те же, кто набросился на оставленную еду, умерли страшной смертью, долго мучаясь от боли. Оказалось, что вся еда была отравлена.

Но и в штрафбате Рустамов выжил и закончил войну в Вене.

Наконец-то домой! "До-мой, до-мой!" - казалось, даже вагонные колеса поезда, в котором ехал Рустамов, повторяют эти слова. Вот и родная земля.

В Баладжарах для штрафников отвели специальный пункт. И здесь Ш.Рустамову объявили, что он арестован. Через несколько дней суд и страшный приговор: 25 лет лагерей и 5 лет поражение прав! За что?! Рустамов был так возмущен, что даже не помнил, как, схватив чернильный прибор со стола, ударил судью по голове - за что?! Потом по этапу был доставлен теперь уже в советский лагерь в Нижнем Тагиле, где провел еще 11 лет. В 1956 году был реабилитирован. Вернулся домой.

Вот так пролетело почти 18 лет жизни: ушел из дома молодым парнем в 1938-м, а вернулся в 1956 году. А сколько за это время пережито - хватит не на одну жизнь.

Винил ли Шамиль кого-нибудь, в том, что так сложилась его судьба? Никогда не винил и не жаловался. Такая уж судьба! Всевышний дал испытания и сохранил жизнь!

В 1957 году Шамиль Рустамов женился. И здесь ему повезло - своей женой Зарифой ханум, которая была родом из старинной бакинской семьи, он всегда гордился. Она всю жизнь была ему верной подругой, помощницей. Родились дети, затем внуки.

Свою родную Шушу, которой очень гордился, Рустамов увидел только в 1959 году. Он всегда с гордость говорил, что он шушинец.

Всевышний определил Рустамову долгую жизнь - он дожил до 93 лет и всегда считал себя счастливым человеком. Жить в окружении самых близких людей и с верой во Всевышнего - разве может быть для человека большее счастье.

Но жила в его душе одна боль, с которой он так и ушел из жизни - это боль по своей земле, которая оказалась оккупированной армянскими захватчиками. И до конца своих дней он так и не смог понять, как в годы Отечественной войны смогли за короткий срок разгромить такого сильного, коварного врага и освободить огромную территорию от фашистской нечисти. А сегодня многомиллионный народ страны, у которой огромные ресурсы, в течение 20 лет не может освободить небольшую территорию от террористической нечисти! Что можно добавить: Карабах, твой родной город  Шуша освобожден от захватчиков!


Рецензии