Friedrich Hebbel Reminiszenz
«Странник над морем тумана», 1818
«Der Wanderer ueber dem Nebelmeer», Kunsthalle, Hamburg
Холст, масло. 94,8 см на 74,8 см
Friedrich Hebbel
Reminiszenz
Millionen oede Jahre
Lag ich schon in dumpfem Schlaf,
Als aus einem Augenpaare
Mich der Strahlen erster traf.
Da begann ich, mich zu regen,
Ich empfand des Werdens Schmerz,
Und mit ungewissen Schlaegen
Setzte sich in mir mein Herz.
In die allerfernste Ferne
Wich das Augenpaar zurueck,
Doch als zwei vereinte Sterne
Flimmt es noch in meinen Blick.
Nehmt, o nehmt den Funken wieder,
Der zu euch zurueck begehrt!
Fuehl ich's doch, o neigt es nieder,
Dass ihr selbst ihn still entbehrt.
Dieses Daemmersein auf Erden,
Waehnt ihr, es erlischt zu bald?
Ach, der Wunsch, verzehrt zu werden,
Ist sein einziger Gehalt!
1843
Воспоминание
Миллионы мрачных лет
Я в тяжёлом сне почил,
Но очей манящих свет
Как лучом меня пронзил.
Дав движению начало,
Боль почувствовал я вдруг.
Во мне что-то зазвучало –
Оказалось сердца стук.
Свет из пары глаз метнулся
В бездну далей самых тёмных.
И, сверкнув, в мой взор вернулся
Силой звёзд объединённых.
О, возьмите, заберите
Искру, что стремится к вам!
Что ж, раз надо, так примите –
Я безропотно отдам.
Этот мрак на Свете белом
Сгинет, думаете, скоро?
Ах, он сам желает, в целом,
Поглощённым быть без спора!
21.02.21.
Немецкий романтизм первой половины 19 века
Фридрих Геббель (1813-1863) является крупной фигурой в немецкой литературе и для своих современников, и для последующих поколений. Выдающийся немецкий драматург оставил заметный след и в национальной поэзии. Его лирике присущи драматичность мировосприятия и стремление утвердить свою концепцию законов бытия.
Геббель-поэт осмысливает индивидуальное и единичное, воплощённое в отдельной человеческой личности, как частичку Всеобщности, растворяющуюся в бесконечности.
По мнению поэта, дух человека не уничтожим, поскольку он является неотъемлемой частью мироздания. В его поэзии понятие бесконечности варьируется. Часто в стихах Геббеля присутствует мотив ночи и смерти. Для него ночь и смерть – погружение во тьму, в небытие. Это конечный и неизбежный рубеж, как в духовном, так и в физическом мире человека.
Наиболее близкой мировоззрению Ф. Геббеля, мне видится живопись другого немецкого романтика того времени – художника Каспара Фридриха (1774-1840).
Его картина «Странник над морем тумана» — больше, чем просто пейзаж. Здесь природа представляет собой внешнее выражение внутреннего состояния, настроения человека, изображённого на переднем плане. Горы и облака являются частью души героя, также как и он сам является частью их.
Композиция картины отражает тенденцию, прослеживаемую в работах Фридриха после 1816 года, когда художник пытается создать связь между близким и далёким, конечным и бесконечным.
Свидетельство о публикации №121022107139
Мое знание немецкого не позволяет судить "на скорую руку" о точности собственно перевода; я читала стихотворение просто как авторское "на тему..." и мне понравилось.
Рада знакомству с интересным автором!
Марина Любая 24.02.2021 20:12 Заявить о нарушении
Марина Любая 24.02.2021 20:15 Заявить о нарушении
Всегда с интересом читаю переводы с немецкого языка других
авторов. Всем искренне желаю радости и от творческого
процесса, и от конечного результата.
Отдельное спасибо за добрый отзыв в мой адрес!
С уважением,
Найля.
Найля Рахманкулова 24.02.2021 23:42 Заявить о нарушении