Рифма и смысл

Есть классификации рифм по месту ударения в рифмующихся словах, а также по точности созвучий и способам их создания. Есть принципы рифмовки, то есть порядок чередования рифмующихся строк. И до сих пор никто не озаботился созданием классификации рифм по смыслу. Пора заполнить этот пробел, оставленный литературоведами.

Итак, рифмы могут быть:

1) Бессмысленными. Всем известный пример «любовь — морковь».

2) Взаимодополняющими. Еще один избитый пример «любовь — кровь». Хотя, возможно, вскипание крови в сосудах — метафора, возникшая вследствие созвучия двух русских слов. Пример поинтереснее:

Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор…

Из «Путешествия Онегина» Александра Пушкина. Два рифмующихся слова рисуют фрагменты одной картины.

3) Контрастирующими.

В Одессе был морской простор,
А здесь, как получу я вести,
Так начинается надзор.

Из моей строфы совместного произведения «Путешествие Онегина» stihi.ru/2021/01/31/2021. Там еще много таких рифм, так как главная тема сожженных Пушкиным и воссозданных мной строф — свобода и рабство.

4) Противодействующими.

Все города
Сжечь без труда
С вольных просторов
Несётся орда

Рифма первой и четвертой строки образована словами, обозначающими враждебные по отношению друг к другу вещи или явления. Из моего старого сборника «Орда и города».

5) Намеренно неблагозвучными.

В далекий северный уезд,
И был печален мой приезд…

Из «Путешествия Онегина» Пушкина. Прием сродни антивокальным пассажам, например, Бет Харт, но дело не в звучании, а в смысловом эффекте.
Далее следует, по мнению Набокова, пропущенная строфа или несколько. Из писем Пушкина мы знаем, почему приезд был печален. В Михайловском он попал под навязчивый надзор, к которому пытались привлечь и его отца. Мне удалось уместить эту историю в одной строфе.
Еще более яркий пример знаменитое «занемог — не мог» из первой строфы «Евгения Онегина». Такая вроде бы недопустимая в XIX веке рифма предвещает жестокое убийство Ленского на дуэли.

6) Односмысленными.

Возносите вы к небу песнопенье
А офисные слышат лишь кряхтенье

Из моего стихотворения «Вы, грузчики, уборщицы, курьеры». Оба рифмующихся слова обозначают одно и то же с разных точек зрения.

7) Нейтральными. Это все глагольные рифмы, а также зарифмованные имена.

С Атридом спорил там Пилад,
Там закололся Митридат…

Из «Путешествия Онегина» Пушкина. Эта категория напоминает первую, но элемент случайности совпадения по звуку здесь значительно меньше.

Надеюсь, что эта классификация поможет начинающим осваивать технику стихосложения. Различение смысловых оттенков рифм помогает выстраивать все стихотворение или поэму.
Когда-то я написал законченную зимнюю картину из 8 букв:

Зело
Мело

К концентрации смысла в двух рифмующих словах можно и нужно стремиться и в длинных строках. Рифмы — не просто красивые созвучия, а смысловой «скелет» поэтического произведения.


Рецензии