Мехсети Гянджеви

Мехсети Гянджеви (около 1098— середина XII века) - великая азербайджанская поэтесса XII века. Является яркой представительницей Мусульманского Возрождения, воспевающей в своих стихах образы обитателей квартала городских ремесленников, поэтов, певцов.

О её жизни известно очень мало. Предположительно она родилась в 1097 или 1098 г, что выводится из того, что в основном источнике, по которому известны её произведения, дастане «Амир Ахмед и Мехсети» она утверждает, что ей 20 лет, а время написания стихотворений можно датировать. Мехсети Гянджеви родилась в городе Гянджа, там же получила образование и прекрасно разбиралась в восточной литературе и музыке. В том же дастане, написанном анонимным автором, утверждается, что она стала известна как поэтесса в юном возрасте, и принимала участия в поэтических собраниях при дворе правителя Гянджи, Султана Мухаммеда. Предполагается, что затем она жила в Балхе, Мерве, Нишапуре и Герате, после чего уже в зрелом возрасте вернулась в Гянджу.

Большинство произведений Мехсети Гянджеви не сохранились. То, что осталось, было собраны по различным книгам и свиткам, относящихся к XIII-XVII векам, в основном из дастана «Амир Ахмед и Мехсети». В настоящее время опубликованы 257 рубаи и около 30 стихотворных отрывков. Основное место в творчестве Мехсети Гянджеви занимает любовная лирика.

В память о Мехсети Гянджеви в 1980 г был поставлен памятник в Гяндже. В здании караван-сарая, части ансамбля Шейха Бахауддина, функционирует её музей.

(https://womantory.livejournal.com/163529.html)

«Алтарь любви, укромный кров любви…
Мы слов не знаем, кроме слов любви.
В обитель нашу доступа не будет
Тем, кто предаться не готов любви.»
              (Месхети Гянджеви – перевод В. Кафарова)


Своей красотой  ты покорила мир,
Летела слава о прекрасной  Пери,
Твои  песни народу душу грели,
Сиял в восторге божественный  Эфир*

Царским  именем нарёк тебя Санджар*
«Величайшей»  осталась ты навеки,
Музы  твой  талант  лелеяли в неге.
В стихах твоих  любовь – священный нектар,

Твоя любовь была одна – один Поэт,
Его боготворила  ангельской душой,
Он  мужем был твоим – единственный родной,
Рыцарь чести и любви – Амир Ахмед*

Твоя поэзия из глубины веков,
Шлёт человечеству   бессмертную любовь

***
Эфир* – это согласно древне греческой мифологии его олицетворением есть греческий бог Эфир. Он достигает вершины Олимпа, где живут олимпийские боги.
***
Санджар*- Мелик-шах Санджар (1086 -1157), последний султан (1118-57) государства Великих Сельджуков в Хорасане.
***
Амир Ахмед*- муж Месхети, поэт и хатиб(священнослужитель) Гянджи


Гляжу вокруг – охватывает страх:

Повсюду нынешний или грядущий прах.

Земля летит могильным камнем в небе,

А тучи – парусами на ветрах.

* * *

Влюблённая в земное бытиё,

Я так ждала любви, звала её.

И в поисках единственного друга

Нашла лишь одиночество своё.

* * *

Я суть любви пойму когда-то вряд ли.

На те же в жизни наступаю грабли:

Любовный кубок выпила до дна,

Но он любви не содержал ни капли.

* * *

И небо надо мною поседело,

И чувство в сердце тоже охладело.

Я так люблю в себе и в людях смех,

Что срок пришёл вину вмешаться в дело.

* * *

Пусть чанг* звучит, молитва помолчит,

Вина кувшин над чашей зажурчит.

Кто знает цену скуке лицемерной ,

Тот осужденьем нас не огорчит.

--------------------------------------------------------* чанг- музыкальный инструмент.

* * *

В молитвах о минувшем толку нет.

Зачем тревожить прошлогодний след?

И если гаснет луч надежд последних,

Как может сердце выбраться на свет?

* * *

Я сделалась, как жухлая трава,

Меня не лечат добрые слова.

Засохшему в людской пустыне сердцу

Помочь уже не может голова.

* * *

Болотный хвощ не украшает сад,

Репейник розе не сосед, не брат.

Был юноша так нежен, так приветлив,

Но сделался угрюм и бородат.

* * *

Устала я встречаться и прощаться,

Надеяться, смеяться, возмущаться.

Ты обещал мне радости в Гяндже.

И вот мы здесь, но где же наше счастье?

** * *

Не утолил тебя ни уст моих родник,

Ни к ласкам Месхити ты не привык.

Боюсь , моим целителем не станешь,

Потомственный суфийский духовник.


Рецензии