***

Тема поэта и поэзии является одной из самых значимой в лирике. В творчестве А.С.Пушкина она является одной из важнейших и раскрывается во многих его стихотворениях, осмысляется в разные периоды его жизни тоже совершенно по-новому. Одним из первых в журнале «Вестник Европы» было опубликовано «к другу стихотворцу» ещё в юношеские годы поэта. Уже тогда автор задумывается о месте поэта в мире, о его предназначении, о том, кто такой поэт, каким даром обладает и как может повлиять на обычных людей, какова его истинная миссия в мире. Пушкин, как и свойственно поэтам, глубоко чувствующий действительность, переживающий реформы, наблюдающий за несправедливостью мира, создает невероятно красочные, яркие стихотворения, в которых читатель может почувствовать всю гамму его переживаний и терзаний души. Для творчества юного поэта характера экспрессивность, революционность, в которой он выражал свои идеи, высказывался и бурно сопереживал родине, политическим режимом которой на тот момент была абсолютная монархия. Уже позже тон его произведений меняется. Пушкин и Лермонтов жили в разные эпохи, однако сравнение этих двух поэтов необходимо для понимания того, как менялось самосознание людей. В ранних произведениях у Пушкина поэт – это человек, который пришел «воспеть Свободу миру», которые явится «свободы гордой птицей». Свобода встаёт во главу угла. Творчество должно быть свободным, а идеи – просветительскими. В оде «Вольность», несмотря на данный жанр, поэт не воспевает власть, а осуждает, стремится к её свержению, тем самым используя жанр оды нетипично. Прослеживает главная идея – восстания народа. В «Вольности» Пушкин выражает себя как поэта, своего предназначение, через ярое обращение к властям, что для и для них, и для народа самым главным является закон. Поэт пишет: «Склонитесь первые главой, Под сень надежную Закона..», тем самым призывая властей переосмыслить свою деятельность. Мы видим, как поэт ведет диалог с властью, называя правителя «самовластным злодеем», которого Пушкин осуждает: «Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу…», называет его «упрёком Богу на земле», «ужасом мира», «стыдом природы». В стихотворении «Порок» Пушкин раскрывает предназначение поэта уже подробнее. Меняется его понимание того, какую миссию выполняет поэт теперь. Поэт – посланник Бога, причем не каждый из поэтов является этим посланником, а тот, кто действительно переживает всё тяготы очень глубоко.

«И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул..», -- именно так Пушкин видит того, кто действительно является поэтом. Человека с «пылающим огнём», которому шестикрылый Серафим «рассёк грудь», «..зениц коснулся он», чтобы «Отверзлись вещие зеницы», которого он «ушей коснулся» и которому «вырвал грешный язык», открывая главное – истину. Поэт начинает видеть и слышать больше, чем обычные люди:
«..И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье…»
Лирический герой произведения похож на Исайя, одного из библейских пророков, который обязывался быть выразителем мысли о законе Божьем. Следует также обратить внимание и на то, кто приходит к герою – Серафим. Известно, что ангел является проводником между человеком и богом, и у них есть своя иерархия. И не случайно Пушкин выбирает самый высший чин ангелов- Серафима-. Он преследует цель показать наивысшую приближенность ангела к Богу, показать особенность лирического героя, которого наделяют действительно одной из важнейших миссий. Ему –герою- даётся переход тяжело, однако в развязке к нему является сам бог, который и говорит о его предназначении: «Востань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей». И мы видим, как Пушкин через образ Серафима, Бога показывает, насколько важен поэт, что он – это проводник высших сил, в данном случае самого Бога. Он заметно отличается от обычных людей, ведь он избранник самого Господа. И, как положено избраннику, он видит, слышит, ощущает и понимает иначе, нежели толпа, которой закрыто понимание, которая не может увидеть истину самостоятельно, именно поэтому и приходит он – пророк, поэт, избранный Богом открывать глаза толпе.
Обращусь к стихотворению «Поэт», где опять же поднимается тема поэта и поэзии, но уже немного в ином ключе. Теперь Пушкин рассуждает о месте поэта в обществе. Стихотворение можно разделить на две части. В первой строфе читатель видит поэта как обывателя, который «..пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен». Рисуется образ поэта с помощью такого приёма как контраст – поэт в конце первой строфы «..меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он», но уже в начале второй строфы поэт, чья душа «глаголом встрепенётся», мы видим, что образ поэта меняется. Он не обыватель, он «Тоскует он в забавах мира» и, в отличие от обычных людей, «к ногам народного кумира не клонит гордой головы», сохраняет свою отчужденную природу, причем это подчеркивает сам Пушкин с помощью таких эпитетов как «дикий и суровый». Действительно, он отправляется дальше от толпы «в широкошумные дубровы..».
В стихотворении «Поэту» автор снова показывает избранность поэта, а ещё рисует образ того, каким он должен быть. Уже в первой строфе автор даёт наставление поэту, который должен сохранять твердость убеждений:
«Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.»
Пушкин напоминает поэту самое главное – о его предназначении, о том, что никакая толпа не сможет оценить его выше, чем он сам,  что поэт – это одиночка, которая идёт непротоптанной дорогой. Очень хорошо раскрывается тема поэта и толпы, призыв поэта «усовершенствовать плоды любимых дум», «не требовать наград за плоды любимых дум», «идти, куда влечет свободный ум». Поэт явно выше толпы, он талантлив, и его талант не должен пропадать даже если «толпа его бранит». Пушкин ярко обращается к поэту, и это доказывают различные средства выразительности. Например, метафора «смех толпы холодной» и обращение «поэт» показывают нам отношение автора к толпе. Он обесценивает её и не уважает, а поэта возвышает, называя того «царём», показывает его превосходство.
В стихотворении «Поэт и толпа» А.С.Пушкин продолжает развивать тему поэта и толпы. Стоит отметить композицию произведения, которое написано в форме диалога между чернью и поэтом. В начале поэт даёт эпиграф из «Энеиды» Вергилия, в котором читатель уже может услышать, какой враждебный тон задаёт поэт. Пушкин относится к черни с призрением, для него непонятно, почему поэт получает упреки, критику, когда преследует благое дело и лишь выполняет свое предназначение.

«Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес», -- в этой строфе  поэт снова показывает разницу между поэтом и толпой, которая не способна услышать его через лиру. Поэт упрекает народ в том, что «тебе бы пользы все — на вес..», то есть в неумении ценить красоту и созерцать её, гармонию мира и жизни, а только смотреть на деятельность поэта как на «пользу», которая материально выгодна. Через метафору «червь земли», эпитеты «бессмысленный» и  «безумных», сравнение «..душе противны вы, как гробы» автор передаёт своё негативное отношение к «черни тупой», которая  так и остаётся в рабстве своего узкого мышления, неспособности понять, принять дар поэта, почувствовать его переживания, творения, созданные «Для звуков сладких и молитв».
Одно из лучших и ярких, важнейших для творчества А.С.Пушкина является стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», опубликованное уже после его смерти в 1841 году. Главной темой обозначается назначение поэта в обществе, жанр произведения – ода. Через центральные образы автор передаёт своё отношение к деятельности поэта. Образ памятника является тем самым наследием, которое оставляет поэт после своей смерти. Мы видим, что, несмотря на физическую смерть, поэт все равно бессмертен в своих произведениях, и именно его произведения являются тем самым памятником, к которому «не зарастёт народная тропа».  Бессмертие поэта подтверждается строками:
«..Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит…», -- поэт говорит о своём творческом бессмертии, о том, что даже после смерти он будет «чувства добрые лирой возвышать», «в жестокий век восставлять свободу», «милость к падшим призывать». Следует отметить, что А.С.Пушкин продолжает давать наставления поэтам и в этом стихотворении, но уже черед образ музы, которая должна быть «велению Божьему послушна», «обиды не страшиться, не требовать венца», ведь главное для поэта – это не слава временная, не признание общества и толпы, которая не в состоянии услышать его голос, а слава вечная, его предназначение, служение одной идеи до конца.
Конечно же, преемником великого поэта является не менее великий гений – М.Ю.Лермонтов, чья слава связана с общей для поэтом темой – поэта и поэзии. Со слов И.Каплана: «Лермонтов пишет о печальной судьбе поэта, о ненужности его миссии, трагическом уделе презираемого и гонимого певца».В отличие от Пушкина, который настаивал на том, что поэт – это особенный человек, у которого есть великая миссия, Лермонтов ставит больший акцент в своём творчестве на теме неприятия поэта обществом, поэтому мотив одиночества поэта – один из важнейших в лирике.  Лермонтовский «Пророк» отличает от Пушкинского. В нём читатель может наблюдать то, как умело автор передаёт свои личные переживания через образ лирического героя. Уже первая строфа задаёт тему одиночества, неприятия:
«С тех пор как вечный судия
 Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока…».
Мы видим, что пророк гоним, о нём говорят «Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами!», снова не понимая и не принимая его особую миссию в обществе. Об этом свидетельствуют и эти строчки: «В меня все ближние мои бросали бешено каменья...». Лермонтовский пророк – это обычный человек, нежели у Пушкина, где герой превращается в проводника бога. Лирический герой не стремится менять мировоззрения людей, «чувства добрые лирой возвышать», «глаголом жечь сердца людей», как это делают лирические герои Пушкина. Лирический герой «Пророка» действительно не имеет веры в людей, в общество, которое бы его могло принять.
 В стихотворении «Смерть поэта» поднимается тема предназначения поэта. И даже тут Лермонтов рассуждает над тем, какой должен быть поэт, как изменяется его предназначение из-за неприятия обществом. Лермонтов говорит: «В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье», видя в непризнании поэта толпой его ненужность. Он утрачивает своё назначение, а клинок его покрыт «ржавчиной презренья». И всё-таки в этих строчках также звучит ещё одна тема – это тема призвания поэта к его истинному предназначению. В XIX веке молодое поколение испытывает кризис духовных и нравственных ценностей, что приводит к ложному желанию славы за счёт поэзии. Главная мысль в произведении Лермонтова – это истинное, высокое предназначение поэта, который должен  словом «воспламенять бойца для битвы», а стих его должен быть «как божий дух, носиться над толпой».
Судьба поэта, трагизм его жизни – вот главная тема «Смерти поэта». Лермонтов вкладывает много значений в произведение. Символика «венца  тернового», «лавров», «венка», снятого с головы поэта приближает лирического героя к образу Бога, который имел высшее предназначение. Убийство поэта не прощается, и оно – вина не только Дантеса, но и всего общества в целом, которое не смогло принять поэта, понять его посыл через лирические произведения, услышать то, что тот желал донести до общества. Даже здесь поэт погибает «оклеветанный молвой», но к поэту Лермонтов относится особенно, восхваляя, рисуя его образ за счёт эпитетов возвышенным. Об этом свидетельствует следующие строчки: «поникнув гордой головой», «дивный гений» и т.д. Лермонтов размышляет над предназначением поэта, приходя к выводу, что его деятельность все равно остаётся недооцененной обществом. И он задаётся следующими вопросами:
«Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..»
Творения поэта, его голос – вот, что самое важное в нём, поэтому он умирает «..с напрасной жаждой мщенья, с досадой тайною обманутых надежд..», оставаясь чистым в своём творчестве. Гибель поэта – это не просто личная трагедия Лермонтова, а трагедия всего общества. «Свободы, гения и славы палачи» -- народ, который не смог сберечь своего поэта. Именно так их называет Лермонтов в произведении.
Таким образом, несмотря на общую тему, А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов в своих произведениях отражали её совершенно по-разному. Пушкин старался прийти к гармонии, ясному миру, а Лермонтов отражал мир страданий, неприятия, боли и мучений лирического героя. Поэт у Пушкина – это пророк, который должен нести свет и преобразовывать общество, а у Лермонтова он рисуется непонятным, не имеющим возможность реализовать своё предназначение из-за одиночества, неприятия обществом. Пушкин принимает мир в своём творчестве, стремится к преобразованию его через
творчество, когда Лермонтов, наоборот, отрицает, выдвигает претензии толпе.


Рецензии