1. 9. 9. Сергей Кормилов. Венок памяти

.




Автор: Алексей ФОМИН



_________________________________________Посв. Кормилову С.И.




I

Сиротский дождь с утра опять бормочет:
пора повысить посевной оброк
да, этот мир еще не так жесток, 
каким, сто лет в обед, казаться хочет.

Он просто обречен и обесточен.
Что в нем судьба, - пробившийся росток
сквозь каменную толщу, или, - бог,
растущий вопреки?.. Но я не точен,

начав повествование о том,
ведь прежде дети, дерево и дом,
а после сразу немота и осень,

отложенные навсегда дела,
когда ответ один на все вопросы, -
единственных два слова: «жизнь прошла».


II

Единственных два слова: «жизнь прошла».
Без лишней суеты, без заморочек.
Один и тот же дождь, вниз со стекла,
Ручьем - к дорожкам, на траву - из бочек.

Потом погаснут окна, фонари
Рассвет-потоп-рассвет, но свет потерян.
Скажи, что было у тебя внутри,
когда ты первый раз шагнул за двери

из комнаты, квартиры, со двора,
открыв возможность продолжений странствий?
Кто это был? Кто прошептал: пора
нет замкнутых миров, но есть пространство

со множеством миров… В одном из прочих
река течет и время камень точит.


III

Река течет и время камень точит.
Была страна, но это сторона
вопроса также не имеет дна.
Река течет и время камень точит.

Кто голову кому опять морочит?
Все тот же вид знакомый из окна:
река течет и время камень точит,
была страна, но это сторона

вопроса для ответа не годна,
для памяток на день, и то, не очень.
Но есть душа, по жребию, одна,
которая бунтарствуя пророчит:

нет жизни без сердечного тепла…
Горит огонь и вот уже зола.


IV

Горит огонь и вот уже зола.
Что ей удобрить? В парнике клубнику?
Смородину, крыжовник, старый фикус,
Лист положивший свой на край стола?..

Все лучше, чем быть разнесенным ветром,
Рассеянным на сотни километров…

Горит свеча, горбатится свеча
еще одна в кругу паникадила…
Скажи, как было жить в плену идиллий,
не предавать и не рубить с плеча?

Сравнимы ли вершины и года?
Любой родник в лесу, - святой источник.
Когда ж пробьется вышняя вода, -
Елейный свет сквозь туч седые клочья?..

V

Елейный свет сквозь туч седые клочья
цепляется прозрачным коготком
за телеграфный столб, киоск и почту,
за выкрашенный белой краской дом.

Половичок веселый на заборе
просох давно. Колышутся в мажоре
сто кисточек его и воробьи
купаются в песке, и без опаски
расчет утят расчерчивает ряску.
Во всем вокруг ни горя, ни обид.

То времена иные, не земные,
не может быть такой сыра-земля,
но дух великий как вовеки ныне
исходит на цветущие поля.


VI

Исходит на цветущие поля
жук колорадский, саранча и тля.

Где керосин, где банки, где скворечни?
Так сколько ж нужно положить труда
и сил на эту плаху муки вечной?

Кто ж заправляет этой чехардой?
Неужто счастье, - случай чрезвычайный?
Спастись, уйти в работу с головой,
пускай себе свистит на кухне чайник.

Ворвался ветер в комнату, притих,
не испугав, того кто спать не хочет.
Поведают ли пилигримы книг,
немые странники страны глухих, -
как холодна земля и летней ночью?..



VII -VIII


…………Как холодна земля и летней ночью!...........................Оставленная сумеркам земля,
…….Не изменить себе, меняя кров,…………….….В…...вернись к себе, к своим забытым нивам,
…Глубинную тоску на многоточье,………………..Е………………едино и светло к плакучим ивам,
..а плач дождя на стон кленовых крон………….….Н………………...не растеряв надежд, не помня зла.
.Как призрачно еще дрожит перо…………………..О……….Откройся настежь дверь в нетленный дом,
...и как размашисто неровен почерк!........................К………….…………..крапивы дух витает у порога
…..Не траур лент, а скорбь вечерних троп,………..П……………..поет псалмы щедрот, хвалу дороге
……..среди которых смерть всего лишь строчка….А……………..а там и мир иной и в горле ком…
…………о том, что где-то штиль отменит шторм,..М…Молчащей властью властен тот кто свят,
…………….стихии справят бал, добавив имя……..Я……...являя боль, - являешь радость, или
………….в талмуд эпох, а Петр укажет порт………Т………..терпи и верь в участье вещей силы
………..затерянных веков в небесной сини………..И………..и встретит Бог, который был распят
……………Пусть пухом станет в песнях корабля,……………..и тихо скажет: оставайся с нами,
……………….оставленная сумеркам земля……………рассейся по громаде листьев память.



IX

Рассейся по громаде листьев память,
Во тьме падите, встаньте в свете храмы!
…да освятит вас мудрый Саваоф!

Среди пустынь людских и океанов
людского равнодушия не канут
в небытие архипелаги строф.

Все возродится перевоплощенным
в иную стать, в иную красоту,
перечеркнув тщету и суету
лучом державным, мыслью просвещённой

и удивит потомков именами,
забытыми, непонятыми, но
все наверху предопределено:
май, впереди еще один экзамен


X

Май, впереди еще один экзамен
на мудрость. Что сильней? Лед или пламень?..

Вороний грай c густых ветвей берез
и колокольный звон из церкви рядом
смешались, перепутались, всерьез 
деля дороги, площади, ограды.

Сцепились так, что и не разорвать,
Не им ли чувства бренные подобны
и так ли важно, что скрипит кровать,
буфет стоит на кухне неудобно…

Те мелочи не стоит брать в расчеты.
Пред вечностью что лето, что мигрень.
Благословен еще одной субботой
июнь к июню, день сменяет день.


XI

Июнь к июню, день сменяет день,
Жизнь или смерть? В чем истинность начала?
Примерь к себе? Что чище зазвучало?..
Чуть позже отцвела в садах сирень.

Чуть позже соберут в полях ячмень,
Чуть позже, чуть… покоя в снах не стало.
Стада бредут от выпасов устало
в небытие, топча закатов тлен.

Все тяжелее скарб прощальных дат.
Все меньше время, - больше в нем утрат.

Повеса пес ночует на соломе
соседского двора. Ему не знать,
в душе своей годами не скрывать
любви и веры горькие надломы.


XII

Любви и веры горькие надломы.
С драконом щит, в руке короткий меч…
Фантазии? Легенды прежних встреч?
Все новое обвили стены дома,
стараясь от чего-то уберечь.
 
Не обуздав троянского коня,
не спрятаться в его холодном чреве.
Стирает города испуг огня, -
на месте их теперь душистый клевер.

Дороги зарастут без ходоков.
На крышах тут и там березок пары
свои считают сорок сороков.

Смириться, сделать вид что не знакомы?
Остановиться? Нет. Пусть грянут громы,


XIII

Остановиться? Нет. Пусть грянут громы в ночной глуши, пусть одинокий бражник танцует на стекле фокстрот.  Неважны значения икс, игрек. Невесомо любое слово в этих двух осях судьбы и бесконечна тишина в движении от двери до окна, от пола к потолку.  Замкнув в глазах несовершенный и несовершённый побег от всех и вся: сомкнув уста последним вздохом, что отдаст взамен тот, кто шептал «пора»? Одушевленный и первозданный мир? Мир без креста внутри и вне бескрайних серых стен?..


XIV

Внутри и вне бескрайних серых стен
без перемен, пух с тополей, с дороги
клубами пыль, и тлеют понемногу
фонарные столбы. Из маржолен

составленный букет абориген-
подросток дарит юной недотроге,
две женщины на них косятся строго,
куда ни глянь, - все тот же миоцен

месинский, иссыхающее море
любви и соль не суть, а боль и горы
кристальной лжи, но я опять не точен

заканчивая странный монолог,
но ты увидишь между этих строк, -
сиротский дождь с утра опять бормочет:

   
СЕРГЕЙ КОРМИЛОВ
/ АКРО-МАГИСТРАЛ

Сиротский дождь с утра опять бормочет
Единственных два слова «жизнь прошла»
Река течет и время камень точит
Горит огонь и вот уже зола.

Елейный свет сквозь туч седые клочья
Исходит на цветущие поля
Как холодна земля и летней ночью,
Оставленная сумеркам земля.

Рассейся по громаде листьев память,
Май, впереди еще один экзамен
Июнь к июню, день сменяет день.

Любви и веры горькие надломы
Остановиться? Нет. Пусть грянут громы,
Внутри и вне бескрайних серых стен.


Рецензии
Венок сонетов, посвященный памяти Сергея Ивановича Кормилова и представленный на суд читателю, без преувеличения открывает собой новый пласт безграничных возможностей жанра твердых форм. Казалось бы канонические формы, по сути своей, предполагают существенные ограничения для пишущих авторов. Однако опубликованный подход не перестает удивлять как полетом фантазии поэта, таки и многообразием использованных творческих находок. При этом написанные сонеты очень органично сплетены в представленном Венке.
Посыл трагичности и скорби, пронесенный через одушевление дождя, скорбящего по ушедшему ученому, филологу, замечательному знатоку русской литературы, раскрывается в различных поэтических направлениях, ломая существующие традиционные каноны стихосложения. Этот слом не выглядит искусственным, выполненным только для того, чтобы заинтриговать или создать некоторое оригинальное произведение, ради оригинальности. Напротив, он предстает некоторым гимном сонетному искусству во всех его проявлениях. Использованные поэтом сонетные ноты и ассоциативные связи не звучат натянуто, а образуют как бы единую оркестровую композицию Венка. Поэтическая музыка обволакивает читателя, не дает ему шанса отвлечься, пройти мимо каких-либо строчек или слов. Важным представляется постоянная смена обрамления стержневого компонента – идеи сонета, которая разрешается в Магистрале акростихом, посвященным Сергею Кормилову.
Наверное, не имеет смысла отдельно разбирать использованные автором сонетные формы, часть из них имеют историческую основу, другие введены в литературный русский мир совсем недавно, в том числе усилиями самого автора. Хочется лишь заметить, что именно такое талантливое произведение является настоящим проявлением уважения к наследию Сергея Ивановича и данью его памяти, что безусловно будет высоко оценено литературоведами и, самое главное, найдет отклик в душе взыскательного читателя.

Олег Гаценко   17.04.2021 12:16     Заявить о нарушении
Олег, спасибо за развернутое мнение.

Японский Сонет   17.04.2021 20:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.