Его война все дальше календарно, но никогда не кон

На   приглашения дать интервью он всегда отвечает отказом: не публичный человек, не оратор, да и что рассказывать - служил, героических поступков не совершил, слава Богу - вернулся живым. Поэтому решила написать то немногое, что слышала от своего супруга, попытаться рассказать о чем он молчит, попробовать дать почувствовать то, что пережито человеком побывавшем на войне.
Хотел ли   попасть в Афганистан?  Нет, так сложилось. Какие были мысли? Разные: «А выдержу ли, не струшу, не дам ли слабину?!», «Смогу ли убить человека?», «А если попаду в плен…?!», «Мама, как она это переживет, если я не вернусь..?!».   
Несколько воспоминаний: 
«Первое время фотографировался на фоне местных тополей, чтобы мама не догадалась, чтобы думала, что я   служу в Союзе. Так хотелось уберечь ее от  переживаний».
«Там, в Афганистане, смерть выбирала сама, причем так часто, как на гражданке не бывает. Каждый день «заглядываешь» ей в глаза и так хочется, чтобы ты ей не приглянулся сегодня».
«Смерть друга… Морг, трупы погибших солдат и ангар со «свежими»  гробами… Когда это все увидел, то меня словно оглушило от мысли: «А вдруг и мой где-то здесь дожидается?!»
«В тот момент когда  машина сорвалась в ущелье, мне показалось что все, это конец… А оказалось что это мой день рождения, второй в жизни! У многих их там не по одному случалось, к счастью…»
«От страха и отчаянья помогала  молитва… Не сломаться! Достойно выдержать это испытание! Выжить! Вернуться домой!»
 «Дембель… Сидя в том же самолете, на котором нас доставили в Кабул, вспоминал, как эта земля в первый же день встретила нас  гранатометным обстрелом.  И понимал прекрасно, что война закончится по-настоящему только тогда, когда наш борт благополучно взлетит и  удачно приземлится дома».
Он вернулся, но жить, как раньше не очень получалось.  Война не отпускала … Как и все жены «афганцев»,  только со временем стала привыкать просыпаться вместе с ним от его ночных криков. К тому, что он говорит во сне или стонет, сжимая челюсти, как постоянно вздрагивает его тело неспособное отдохнуть в этих своих мучительных снах. Его война возвращалась так часто, или же снилась только она, что сила ее влияния казалось  совершенно непреодолимой. Все уже давно прошло, все уже позади, но по ночам… он был там. Будила его, пытаясь вырвать из зловещих кошмаров, и  плакала от своего бессилия и невозможности помочь.   
 С тех пор прошло больше трех десятков лет, все пережилось, не забылось, но было переосмыслено. И теперь, на ту свою, уже далекую войну он смотрит умудренным взглядом.  Никого и ни в чем не винит, ни на что и ни на кого не обижен. На все воля Божья! Его и благодарит, за то, что достойно прошел через это испытание, набрался мужества и силы духа, обрел искреннюю веру, научился по-настоящему ценить любовь, дружбу и каждый день своей жизни под мирным небом Родины.


Рецензии