2. 6-8. Греческие мистерии и суфизм. Инайят Хан

Vol.13 Часть первая. ГАТА 2.


2.6-2.8 Греческие мистерии


То немногое, что известно о греческих мистериях, интерпретируется по-разному. Некоторые полагали, что это был курс земледелия, которому тайно обучали, другие - пантомиму, веками ведущуюся священниками. Что известно с уверенностью, так это их высокое уважение и строгая секретность. Пароль означает тишину; быть посвященным означало «замолчать».

Доступ к меньшим тайнам был легким. Были инициированы десятки тысяч. Храмы, в которых совершались обряды, находились под защитой государства. В них были разыграны жизни богов, во имя которых прославлялись мистерии, и широко использовалась музыка. Тайны были призваны убрать страх смерти и дать уверенность в выживании усопших. Считалось, что инициированные были счастливы после смерти, в то время как другие вели мрачную жизнь в будущем, цепляясь за свои могилы.

Подготовка к величайшим тайнам была очень суровой. Был соблюден пост, воздержание всех видов, крайности жары и холода должны были быть перенесены, и кандидаты плавали в воде в течение нескольких дней и должны были пройти через огонь. Обучение часто длилось много лет. После инициации вначале все было тьмой, страхом и тревогой; затем был виден чудесный свет, и сияющие формы пришли навстречу посвященному. Посвященный, находясь на земле, испытал состояние отделения души от тела. Один греческий писатель говорит: «Здесь все наставления прекращаются, человек созерцает природу вещей». Апулей, получивший все посвящения мистерий, говорит: «Я подошел к границе между жизнью и смертью, я прошел через четыре элемента, я стоял на пороге Прозерпины, во время глубочайшей полуночи я увидел солнце. сияя в высочайшем великолепии, я видел больших и меньших богов и почитал их поблизости. Считалось, что посвященный принимается, живя на земле, среди бессмертных богов и становится одним из них.

На самом деле это было суфийским орденом, хотя и не называлось этим именем, потому что то же самое можно найти сегодня в школах суфиев Индии и Персии.

Меньшими тайнами были Илм-и Раббали, тайна богов, другими словами, тайна различных атрибутов Бога. Ибо, когда собственное имя Бога повторяется определенное количество раз, оно производит определенный эффект, приводящий к желаемому объекту. До ислама разные имена Бога считались разными богами, известными под разными именами и отождествлявшимися с разными атрибутами и характеристиками. Призывая имена различных богов, человек достигает своей цели в жизни, как сейчас вазифа практикуется суфиями. Музыка, которую, познавшие тайны древние греки  использовали как средство своего духовного развития, используется даже сейчас в школах чиштия суфиев, где проводится собрание Каввали, называемое Сама, на котором играется и поется музыка  для пробуждения эмоциональной природы, которая является секретом откровения.

Посту, воздержанию и всему этому учили, чтобы развить силу воли, которая приводит к самодисциплине и является секретом всякого мастерства; и именно силой достигается царство внутри. Как только человек коснулся себя внутри, иллюзия растворяется. Страх смерти вызван сознанием смертности. Пока человек не осознает свое бессмертие, он испытывает страх смерти. Как только бессмертие души осознано и реализация больше не находится в воображении, а стала убеждением, тогда человек поднимается над страхом смерти. Это знание обретается в полной мере, когда адепт может отделить свою душу от тела. Именно это состояние называют йоги самадхи и суфии Найят.

Каждая душа, идущая по пути посвящения, делает свои первые шаги сквозь тьму; как говорит Газали: «Духовные поиски подобны пуску стрелы во тьму». Несомненно, по мере приближения к цели приходит свет; как сказано в Коране: «Бог есть свет небес и земли». Затем, когда зрение станет острым, дальнейшие инструкции не требуются. Вы понимаете скрытые законы природы, все вещи, кажется, свидетельствуют видящему их характер, природу и тайну. Это осознание стирает границу между жизнью и смертью. Человек поднимается над элементами, которые сформировали эту смертную обитель - тело и разум - для переживания души, когда он касается своего истинного существа, души. Именно осознавший душу человек стоит над всей материей, и таким образом дух одерживает победу над материей. Во всех условиях жизни, порождающих темноту и смятение, осознавший душу человек видит свет, и для него все люди, находящиеся на большей или меньшей степени эволюции, являются не чем иным, как различными формами Божественной Имманентности. Таким образом, человек, познавший глубины тайны жизни, становится реализовавшим Бога. Когда он больше не видит своего ограниченного «я» перед собой, тогда только он переживает состояние, о котором говорил Христос: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

Перевод: Садананда Брамхачари.


Рецензии