Глава 9. Мой младший брат

О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ.
(Из книги "О людях и для людей")

Глава 9. МОЙ МЛАДШИЙ БРАТ

Недавно у меня зазвонил телефон:
– Привет! Чем занимаешься?
–  Да вот старые записи  в порядок привожу, быть может и напечатаю?
–  А ты помнишь: «Здравствуй, клён, давно тебя не видел, так случилось, что не бывали вместе, а теперь ты мокнешь под дождём, дождь стучит о подоконник жести…». Ты его первым поставь! Он мне очень нравится, прямо с детства. Я  когда маленьким был,  нашёл случайно твою тетрадку и прочитал. До сих пор его помню! Помнишь, какой красивый клён  у нас рос под окном? Особенно осенью, когда он весь грел багряным золотом и мокрой листвой стучался в стекло?..».
Ну, как же не помнить, помню! Сегодня этого клёна нет, как и дней нашего детства и юности. Я часто прихожу теперь на улицу Шмидта, а точнее, может быть, и  Зелёную. Так как наш старый двухэтажный дом из серого камня  необычной для посёлка скандинавской, готической архитектуры находится как раз на  пересечении этих двух улиц.  Ведь этот дом нашего детства был построен ещё бельгийцами в конце девятнадцатого века, а он и сегодня по-прежнему крепок, красив  и дорог мне не только одними  воспоминаниями. Вот в этом дворе, между двумя бельгийскими домами,  и проходило всё  наше детство! Помнишь ли ты все наши игры и забавы?! Отсюда я уходил в армию, сюда и вернулся.  После вечерней смены, в первом часу ночи, а то и позднее,  возвращался с завода домой. Отсюда ездил в Тулу, сдавать зачёты и экзамены в пединституте.
Вот такой у нас случился с братом неожиданный разговор. Да, я любил, да и сейчас очень люблю своего младшего брата за его неунывающий характер, оптимизм и умение работать. С детства у него была какая-то необычная страсть к моторам. В семье, а он у нас был самым младшим, на одиннадцать лет моложе меня, вот  потому и был всегда  окружён нашей всеобщей заботой. Помню, как сосед по коммунальной квартире, дядя Миша, хорошо бывало выпивший, грозил ему пальцем и говорил: « А ведь ты, Вить,  фулюган!». А хулигану в то время было лет пять или шесть. Просто озорным он был с детства, бойким и  подвижным, вокруг него была всегда  ватага  ребятишек. Так вот однажды был случай, когда  на улице за окном  уже было темно, а его дома нет, да и нет, все улицы мы тогда  обежали в его поисках. Не знаем, где и дальше его искать! Что делать, куда же он пропал? Но вот, среди ночи, он вдруг появляется! На него отец с ремнём: «Говори, где был?». Оказывается, они  вместе с Игорем Грачёвым, то есть, два друга, пристроились  к старшим  ребятами из заводского мото и автоклуба ДОСААФ, которым руководил в то время Евгений Иванович Поляков, на аэросанях кататься и где-то эти аэросани, переделанные из списанного самолёта, у них в пути поломались. Пока починили  и до дома добрались, наступила ночь, стало совсем темно.
Маленьким он был на удивление очень красивым,  черноволосым, голубоглазым, с совершенно белой кожей. Цвет волос матери, глаза и кожа отца. Так, что во дворе даже его дразнили: «сметана» или «нержавейка». А вот руки у него всегда были чёрными от гаек и болтов. Сам чинил свой мотовелосипед. Так, что главной игрушкой у него были с детства гаечный ключ, отвёртка и молоток.
 Однажды я пришёл с работы и слышу, как он пристаёт к матери, чтобы она у соседа купила его мопед. Мать отнекивается: «Маловат ещё!». Тогда за брата вступаюсь я: «Мам, купи, у меня ведь скоро получка…».  Вот этим-то после уроков в школе  и стало заниматься всё его свободное время. Учился он в школе средне, на тройки-четвёрки, большой уж был непоседа.
 Чуть подрос, смотрю, как он уже из доски мастерит электрогитару. Стал помогать, вырезать, пилить, строгать.  Кое- что даже в цехе стал делать, на токарном станке, сверлильном, а то и на строгальном. Вот так появился у них в школе вокально-инструментальный ансамбль «Рифы» под руководством учителя и прекрасного музыканта- композитора Сергея Дмитриевича Соловьёва.
Сегодня я очень сожалею, что у меня в те годы  не было возможности не только на видео или аудио  записать  выступление этого школьного ансамбля, но  это и в голову мне даже  не приходило. Хотя бы больше и чаще его вместе с  ансамблем фотографировать! Однако,  мне несколько раз случайно довелось слышать, как мой младший брат поёт. Этого он никогда не афишировал, стеснялся, мы даже и не знали, что он умеет петь.  И честно скажу, что мне действительно его пение тогда  очень понравилось. И не только потому, что он мой младший брат, а и на самом деле было действительно очень  неплохим выступление этого ребячьего ансамбля.
Не было у меня  времени тогда особенно пристально за ним следить, интересоваться его увлечениями. Работа по сменам, учёба в институте, строительство дома на Стрекаловке, да ещё вот и племянник Игорь родился, стало быть, надо было и моей сестре Вале, то есть его матери, и  его бабушке Тане, то есть моей маме, помогать,  пока они другими домашними хлопотами  были заняты. Но  вот однажды кто-то из моих друзей сообщил  мне, что Витьку, то есть, брата моего,  после игры на танцах какие- то хулиганы бьют. За то, что «Рифы»  не  играют  музыкальные произведения по их желанию,  по их заказу и приказы,  вопреки   репертуару, утверждённому администрацией Дома культуры. Вот  потому я и появился  однажды у танцплощадки в парке ещё до окончания танцев, понаблюдать, а если надо и помочь, с полным желанием  вступиться за музыкантов. Вот здесь-то я единственный раз и услышал, как  поёт мой младший брат. Второй раз я услышал его пение уже много лет спустя, на свадьбе его дочери Вероники. Вот и всё, слышал его только всего лишь дважды. И очень сожалею о том, что в те времена не была так широко распространена  звукозаписывающая  аппаратура.
 Играл он в этом ансамбле на соло-гитаре. На ритм  и бас гитаре играли Валера Кувшинчиков и Юра Веселов, на барабанах вначале Саша Чикин,  а затем Саша Стрепков, на клавишных электроинструментах –  Серёжа  Бусов. Появились у них в группе и свои солисты-вокалисты Ира Шахнович и паренёк из Тулы, такого же возраста, как  все и они, по имени Женя Дёмченко.Так, что после окончания танцев или репетиций они  всей дружной компанией  провожали его  домой, то есть, до автобуса. Так было и в этот раз. Иногда он оставался ночевать у своих друзей  на Косой Горе, в том числе и в нашем недостроенном,  и пока ещё, пустующем  доме.
Я сейчас с удивлением думаю: ну, откуда же у него взялась такая вот тяга и страсть к музыке?  Ведь его никто этому не учил – ни играть, ни петь? Неужели вот та моя школьная тетрадка со стихами, да ещё магнитофон «Яуза», который я купил, как только пошёл работать на завод, сыграли свою роль? Да вот ещё,  приобретённый мною наши дешёвенький радиоприёмник «Рекорд» с пластинками, который постоянно звучал у нас в квартире? Неужели на него так подействовало  моё постоянное слушание  передач «С добрым утром!» и «До и после полуночи»?  Видимо, это так и было. Но позже я я узнал, что первые аккорды игры на гитаре ему показала наша мама. Она, оказывается, неплохо играла и пела. Но это случалось редко. Вскоре из нулы её брат, наш дядя Саша Чиков, привёз к нам мамину старую гитару и с ней уже наш  младший брат не расставался.Жили-то мы в то время тесно, не очень-то богато, но дружно и всё были вместе рядышком. Мы с братом и спали долгое время на одной кровати. Так что всё это происходило на моих глазах.
Как-то листая книгу о нашем Косогорском металлургическом заводе, под названием  « История завода газетной строкой…», я наткнулся на следующую заметку, опубликованную в «Дзержинце»  ещё  в 1974 году. Вот что там  написано : « 23 января зрительный зал нашего Дома культуры был переполнен до отказа, здесь проходил конкурс «Алло, мы ищем таланты!». Желающих было так много, что концерт длился около трёх часов. Высокую оценку жюри получили вокально-инструментальные ансамбли.   Первое место заняли  «Квинта» и «Кристалл» (руководитель Владимир Миронов). Второе  место заняли «Рифы» (руководитель Сергей  Соловьёв), третье место у «Сувенира» (руководитель Сергей Белоусов). Среди солистов первое место у Валерия Плешакова (завод «Туларемстанок»), второе место  у  Юрия  Драничкина  (ТЭЦ-ПВС «КМЗ»),  третье место  у Галины Абашиной ( продавец магазина № 49) . Отмечено также выступление трио: Лидия Ананьева, Нина Жаворонкова, Ольга Власова (медсёстры медсанчасти «КМЗ»). Среди чтецов первое место у Любы Жуковой, второе  поделили Раиса Конова и Светлана Воронина, третье место у Аллы Мазиной (все они учащиеся средних школ посёлка). Среди танцоров первое место у Ольги Сениной, второе у Наташи Гуленковой. Все победители были награждены грамотами и памятными сувенирами».
Об этой находке я и позвонил своему младшему брату, зачитал ему эту небольшую заметку. И слышать это  ему, как я почувствовал,  было очень приятно, то есть, почувствовать и вспомнить свою молодость. И что мне сегодня удивительно, ведь в будущем,  при выборе своей  профессии, он не стал ни шофёром, ни музыкантом, а строителем, закончив тульский коммунально-строительный техникум. Почему? Но это тоже видимо из нашей семьи: сколько он рос, столько мы и строили наш дом, своё родовое гнездо. Это, видимо, и сказалось при выборе профессии.
А. Бочаров.
2000.


Рецензии