Византия портрет императора

   

  Например я сегодня скачал этот портрет из Лувра- Это Византия.    Скорее всего изображен император , он держит в руках Чашу со Святыми Дарами.   Это эпоха победившего христианства. Мои догадки опишу их:   по этой работе можно предположить, что истоком такого  метода изображения служит все таки греческая скульптура и даже отчасти римский портрет.   Работа в своем работе скульптурна.   Но обратите внимание, я не зря сказал – это Византия,  но уже христианская.   И тут другие ценности : главенство не плоти,  а духа, души.   Художник изображает  большие глаза – наверняка они представлены  здесь более своей действительности  по соотношению ко всему лицу.    Здесь важно передать мысль – глаза –зеркало души.   Отсюда будет понятно почему Казанская богородица ,  писанная в византийской традиции имеет такие большие глаза  и  длинный  тонкий нос.   Вот эта работа-    назовем ее портрет византийского императора,  она написана намного ранее Казанской Богородицы и уже здесь видно то характерное,   что потмбудут называть русской иконой.   А основа русской иконы был византизм.   Уши большие – подерживается тоже как бы душевные духовные качества этого человека его духа,  его души- он видит,  он слышит или по византийски его душа видит его душа слышит.
  Несомненно переданы и индивидуальные черты императора.   Это не портрет абстрактного человека,  а реально существовавшего.  И художник обладает незаурядными качествами мастера скупо ,экономно, со одной стороны пользуется неким общим каноном с другой стороны умеет предать индивидуальные черты данного человека.   Интересно что кисти рук обозначены практически натурально по своим размерам по отношению к лецу.  Только в поздней иконописи кисти рук будут практически миниатюрные.   Мы тут имеем дело с началом, с зарождением иконописного канона.    Еще раз обозначу основа была скульптура.   Греция .  а после Рим продвинулась именно в скульптуре. Как собственно до Древней Греции в скульптуре продвинулся Египет. Видимо основы греки взяли у египтян.   И если мы посмотрим на архаику, на древнюю греческую скульптуру,  там много от египетского.  Правда египетская скульптура в эпоху своего развития уже блещет  высотой  и мастерством передачи индивидуальности.  Несколько  смущет что рука держащая чашу обозначена не так скульптурно,  видимо здесь   художник применил  метод условности  в обозначении данной руки телесной.   Чтобы существеннее и важнее была сама святыня : чаша со Святыми Дарами.


Рецензии