14 июля - икона Божией Матери Дивногорская

     Празднование Дивногорской-Сицилийской иконы Божией Матери:
     18 февраля и 14 июля.

     Россия богата на святые места, куда могут направить свои пути паломники.
     Одно из удивительнейших мест находится в Лискинском р-не Воронежской обл., в 26 км к северо-востоку от г. Острогожска, на правом берегу реки Дон выше впадения в него р. Тихая Сосна — это Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь, который представляет собой большую ценность для каждого христианина.
   
     Первое название этой иконы «Сицилийская» икона Божией Матери, и первое место явления её в XI веке, в 1092 году, произошло на острове Сицилия, почему и сама икона называлась «Сицилийской». Сам остров Сицилия и юг Апеннинского полуострова, где располагается Италия, в раннем Средневековье населяли православные греки, так что даже местность эту называли Новой Грецией. Особенно приток православных греков сюда вызвала иконоборческая ересь. Греки уходили в эти пределы, на остров Сицилию, на юг Италии и поселялись там. Зачастую переносили с собой свои святыни ; чудотворные иконы, которые от иконоборцев подвергались поруганию.
     После 1054 года, когда Западная Церковь отделилась от Вселенского Православия, создав так называемую сейчас Католическую, папскую церковь, то православные христиане подверглись гонению. Храмы захватывались, отнимались святыни у православных, поэтому два иеромонаха ; Ксенофонт и Иоасаф, греки по происхождению, взяв Сицилийскую икону Божий Матери, пришли в пределы тогда православного государства Святой Киевской Руси.
     Бытует предание, что они, прежде чем в местности Дивногорье остановиться, на берегу реки Дона, побывали в Киеве. И оттуда, от подвижников Киево-Печерской Лавры получили благословение идти дальше на Восток.
     Когда они путешествовали, то при впадении реки Тихая Сосна в реку Дон остановились на ночлег, неся с собой чудотворную святыню ; икону Царицы Небесной. Но когда утром проснулись, иконы у них не оказалось. Они в страхе за потерянную святыню начали искать её и увидели, что она стоит на горе на одном из меловых столпов, которые во множестве есть на горах Дивногорья, почему и сами горы называют «Дивными горами» ; ради этих столпов, которые стоят, как меловые стражи, поставленные Богом на этом святом месте.
     Они увидели эту икону на столпе, и ещё увидели, как из-под горы, где она на столпе стояла, забил источник. Они поняли это как знак и поселились в этом месте и ископали первые пещеры. Одна из них, возле которой, по преданию, они похоронены, так и называлась ; «Пустынники».

     Впоследствии, поскольку эта местность была подвержена страшному татаро–монгольскому нашествию, это место опустело. Но бытует предание, что икона Царицы Небесной была на волю Божию поставлена на меловом столпе над источником и стояла всё время из-за запустения святой обители. Но обители уже не было в конце XIV века.
     В Екатерининский период царствования эта обитель была закрыта, как и 2/3 монастырей на Слобожанщине. Но монастырь не до конца запустел, а, использовался как приходская церковь соседней слободы Селявной. А пещеры братия приходили убирать за десять километров из Вознесенского Коротоякского монастыря. Монастырь (Дивногорский) существовал как приход, монастыря в нём не было. Об открытии монастыря стали хлопотать местные жители, которые писали прошение в Священный Синод, чтобы им разрешили открыть эту святую обитель. Они даже отдавали свои земли, свои сенокосные луга, этим как бы мотивируя, что монастырь не останется без содержания. Но Синод медлил с решением.
     И вот в 1830-е годы впервые в царской России вспыхнул холерный мор. До этого времени, что такое холера, люди не знали на Руси. Как бороться с этой болезнью, тоже не имели понятия. А болезнь косила людей не то, что десятками, — сотнями. Страшное уныние напало на жителей. В городе Острогожске по нескольку десятков гробов в день выносили. Люди боялись выйти из дома на улицу. И только плач и крики раздавались то там, то там, как бы давая понять, что ещё одна душа отошла к Богу, и крик и плач родственников говорил о скорби от скорой и безвременной утраты того или иного раба Божия или рабы Божией.

     Вспыхнул этот мор и в Коротояке. Тогда там находилось пять храмов и Вознесенский мужской монастырь, в котором была Дивногорская братия. И вот одной из заболевших горожанок, которая лежала на смертном одре, явилась Божия Матерь. Она показала в видении Свою икону и повелела эту икону найти и принести в город. Женщина встала от одра болезни здравой. Видя её внезапное исцеление и слыша из её уст подтвержденное её исцелением явление Божией Матери, люди стали по всему городу ходить толпой вслед за ней, ища по всем храмам такую икону, которую, как она рассказывала, увидела в видении. Но иконы такой найти не могли.
     И вот один послушник, Андрей, который ходил убирать пещеры Дивногорского монастыря, сказал: «Я, наверно, знаю, о какой иконе вы говорите. Это та, что стоит в меловом столпе над источником в Дивногорье». И тогда все жители города Коротояка за десять километров пешком пошли на это святое место. Идти от Коротояка до Дивногорья надо было по лугу. И когда они приблизились к горам, к этому меловому столпу, к источнику, ещё на той стороне реки Тихой Сосны вдруг увидели, что из столпа, из ниши, где стоит икона, исходят лучи света. Воодушевлённые этим видением, люди воспрянули духом, но, подойдя к столпу, недоумевали, как им из ниши, которая была высоко на столпе, достать икону. Ведь не было лестницы, а сам столп был крутой и недосягаемый. И вот один из юношей, цепляясь за уступы скалы, попытался достичь ниши, чтобы взять из неё икону. Случилось второе чудо ; икона сама двинулась из глубокой ниши, сама, без чьих-то человеческих рук. И когда он взял её, то по малейшим уступам скалы, без рук, спустился с ней на землю.
     Икону принесли в Коротояк. На городской площади отслужили молебен. Народ со слезами молился Божией Матери, видя в Ней единственную Надежду и Заступницу. После молебна икону стали носить по улицам города. И случилось чудо. По какой улице проносили икону, на той улице уже не было случаев заболевания холерой. А заболевшие холерой не умирали, а выздоравливали. Поскольку икона называлась «Сицилийской», то народ, в простоте сердца, видя такие чудеса исцелений и по своей простоте и неграмотности, не зная, что такое «Сицилийская», называл икону «Исцеленська».

     Слыша о чуде в Коротояке, жители города Острогожска, расположенного в нескольких километрах от Коротояка, стали просить о принесении иконы в Острогожск.
     Очевидец этого крестного хода описывал, что за иконой шла многотысячная толпа народа, с верой, благоговением, с благодарным чувством сопровождая сию святыню.
     Простая икона, написанная на деревянной доске, без ризы даже драгоценной, но с ней шла Сама Царица Небесная. Шла на призыв Своих чад, которые с любовью и верой призывали Её как Мать на помощь в случившейся беде. А когда стали приближаться к городу Острогожску, крестные ходы со всех 15 острогожских храмов вышли навстречу. Колокольный звон звенел над городом. Люди, несмотря на то, что был холерный мор, не побоялись собраться в многотысячную толпу за город и ещё за две версты, увидев только приближение Царицы Небесной в чудотворном образе, опустились на колени. А когда Коротоякский крестный ход подошёл, то от вопля волосы поднимались на голове и мороз шёл по коже. Потому что даже малые дети простирали руки к чудотворной иконе и кричали: «Пресвятая Богородица, спаси нас!».
     Икону принесли в город. На городской площади был отслужен молебен при многотысячном стечении горожан. Икону стали носить по улицам, и совершилось то же, что в Коротояке: больные выздоравливали, а новых случаев заболевания больше не было.
     В память об этом событии коротоякцы и острогожцы положили: в июле икону чудотворную Божией Матери всегда брать в свои города для сугубого благодарения. И это чудо Божией Матери послужило толчком к открытию Дивногорской обители.

     Дивногорская обитель была открыта и просуществовала до 1920-х годов. В 1922, а по другим источникам, в 1924 году, в советское время, обитель была закрыта, поругана, братия дивногорская частично расстреляна в обители, частично была вывезена на железнодорожный мост в вагоне. И каждого по одному выводили из вагона, стреляли в голову и сбрасывали в реку Дон.
     Очевидица этого страшного преступления (женщина пела на клиросе в городе Лиски, дочь её до сих пор поёт). Она как раз рано утром жала траву корове возле железнодорожного моста и видела, как паровоз вывез вагон, и из вагона выводили братию дивногорскую, стреляли в висок и сбрасывали в Дон. Она слышала их крики, говорила, что никто не просил пощады, а только каждый кричал: «Господи, прими в руце Твои дух мой! Господи, прости им, не ведают бо, что творят!» ; и подобное, как у кого сердце вопияло к Богу в этот трагический момент мученической кончины. И эта женщина, чтобы не закричать, закусила себе руку и, потрясённая виденным, даже не заметила, как прокусила её так, что шрамы потом на руке остались после такого страшного видения и потрясения.
     В дореволюционное время Царица Небесная особо почиталась, а писатель, архимандрит Александр Кременецкий, пишет о Дивногорской обители и крестном ходе в Острогожске: «Я бывал и в Питере, и в Москве, но таких по численности крестных ходов я не видел нигде. Более 70 тысяч человек сходилось на крестный ход. Носилки с иконой Божией Матери несли 50–60 человек. Когда несли носилки, некая старушка, трудясь при несении чудотворной иконы, садилась на перекладину носилок, а народ, как волна, нёс её дальше. А она, отдохнувшая, участвовала опять в крестном ходе ; трудилась ради Божией Матери. На несколько вёрст были растянуты подводы, которые ехали вслед за крестным ходом. Два военных оркестра ; Коротоякского полка и Острогожского полка ; сопровождали чудотворную икону Божией Матери как Царицу на параде.
     Но поскольку в советское время обитель была закрыта, сама чудотворная икона, по преданию, была сохранена благоговейными благочестивыми жителями в тайном, потаённом месте.

     Но, тем не менее, почитание иконы Божией Матери не прекращалось. И хотя народ оставил Бога, народ безбожием проникся, но Божия Матерь народа не оставила. Во время Великой Отечественной войны свершилось чудо.
     Чудо, которое явила Дивногорская икона Божией Матери, показывая вновь Своё заступничество православному народу. Во время оккупации были развешаны объявления по всему Острогожску: «Всей молодёжи явиться на базарную площадь. За неявку ; расстрел». Вся молодёжь Острогожска собралась на базарной площади. Оказалось, что всех решили увозить в Германию. Подогнали крытые вагоны-теплушки на вокзал, который был расположен в километре от базарной площади. К самой площади подъехали на машинах автоматчики с собаками овчарками, чтобы перевозить молодёжь. А матери, бабушки, которые пришли вместе со своими детьми, увидев и услышав, по какой причине согнали молодёжь на площадь, были в отчаянии. Крик, плач кругом.
     И вот представьте, это была молодёжь, бывшие комсомольцы, которые, возможно, закрывали храмы и громили святыни… Но что предпринимают их бабушки, матери?
     Рядом с базарной площадью находился никогда не закрывавшийся Острогожский Преображенский храм. В этом храме стояла копия чудотворной Дивногорской иконы Божией Матери. И вот толпа этих бабушек, матерей бросилась в храм в единственной надежде просить Царицу Небесную о помощи. Они взяли икону и пошли вокруг базарной площади. Очевидцы рассказывали, что шли и ничего не боялись, подняв над головами икону, со слезами и криком пели тропарь Божией Матери: «Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя: мир людям Твоим даруй и душам нашим велию милость».
     Крики автоматчиков, лай овчарок ; ни на что они не обращали внимания. У них сердца только к Божией Матери кричали о помощи. А помощи, казалось бы, откуда было ждать? Но вдруг налетела наша авиация и начала бомбить станцию. Разбомбила все эшелоны. Немцы прыгнули с овчарками в машины и разъехались от площади, скрываясь где-то в бомбоубежищах. А молодёжь постояла на площади и разошлась по домам. Ни один молодой человек из Острогожска не был вывезен в Германию. Такое заступничество явила Божия Матерь. Несмотря на то, что мы зачастую оставляли Её, Она не оставила нас.

     Дивное чудо являла Царица Небесная за всё время, когда Дивногорская обитель была закрыта. В самом Дивногорском монастыре был санаторий, а в скиту, где был источник и где на столпе была явлена икона Царицы Небесной, стоял заброшенный, без икон, пещерный храм (сама обитель пещерная). В 1970–1980-е годы со всех сёл окрестных, хуторов бабушки, помнящие славу Царицы Небесной, всегда на Пречистую, на Успеньев день приходили в этот пещерный храм. Они вечером собирались на хуторе. И вот была такая баба Паша ;Параскева, раба Божия, она читала Псалтырь по покойникам и по-детски была предана Царице Небесной. У неё стояла большая икона, на доске писанная копия Дивногорской иконы Божией Матери. Эту икону выносили на криницу, на луг, читали там Акафист вечером, потом поднимали икону в пещеры. В пещерах читали акафисты, псалмы пели, перед пещерами разводили костёр, чтобы можно было выходить ночью греться, потому что августовские ночи были холодные, а утром разъезжались на электричках в Лиски, Острогожск на Литургию в храмы, тогда действовавшие в этих городах.
   
     И вот в эти годы Божия Матерь являла особое чудо: каждый год на Успеньев день, ночью под Успение, было в этом храме особое явление благодатного света. В храме не было никакого электричества, только свечи. И вот ночью в алтаре начинались сполохи, такие, как фотовспышка, только с таким лёгким потрескиванием, как с шуршанием каким-то, а не просто сами по себе. К этому все уже привыкли, то есть не смотрели на это, как на какое-то особое чудо. Знали, что такое происходит на Успение Пречистой. В этот день собиралось до тысячи, до двух тысяч народа.
     И Царица Небесная являла чудеса Своего заступления не только людям, притекавшим туда, но и охраняла это святое место. А именно: в 1980-е годы острогожские школьники приехали праздновать в Дивногорье выпускной вечер. Пошли по пещерам. Двое из них, подвыпившие, ; выпускной, храбрецы такие ; решили подрубить меловой столп, чтобы он рухнул. Там находится сам меловой вход, вход в церковь и обходной ход для крестного хода. Когда начали рубить топорами, то вывалилась глыба из мелового столпа, на котором явлена была в своё время икона Божией Матери, и одного привалила насмерть, второго оставила на всю жизнь калекой.
     Но на следующий год у столпа был выставлен наряд вооружённой милиции и никого к нему не подпускал. Мало того, где-то в 1985 или в 1986 году было принято решение взорвать столп. Приехала милиция, наносили соломы, положили динамит под вход в пещерный храм, зажгли солому, а сами сбежали за гору и ждали, когда взорвётся. Но взрыва не было, и солома, казалось, прогорела. Они взяли по охапке соломы и опять пошли на это место. Как только приблизились, раздался взрыв. Один милиционер погиб, второй с перебитым позвоночником на всю жизнь остался калекой. Столп остался стоять, обрушилась только его часть.

     И по сей день существует и источник Божий Матери, стоит и столп этот, и этот пещерный храм, в котором явлена была икона Божией Матери, и действующий сейчас Дивногорский монастырь. Что самое интересное, когда совершалась первая служба, первая Литургия в пещерном храме, то те всполохи огненные, которые были ночью под Успенье, начались уже во время Литургии. Служил Литургию протоиерей Александр Долгушев из Каменки, тогдашний Острогожский благочинный. Во время Литургии эти огненные всполохи начались, но после этого их уже никогда не было.
     То есть Божия Матерь весь этот безбожный период как бы утешала людей, воодушевляя их верой, этим знамением на святом месте. А когда обитель уже открыта, то люди и так потянулись, как к живому источнику, на постоянные церковные службы. И сейчас она хоть и малочисленна по братии, святая эта обитель Дивногорская, но, тем не менее, она живёт, возрождается, восстанавливается, ежедневно служится в ней Божественная литургия, приносится безкровная жертва. А это великое дело перед Богом.
     Эту икону настолько народ почитал, что она 23 года в монастыре не находилось, 23 года её носили крестными ходами по окрестным сёлам, хуторам. И только треть года она находилась, в основном, зиму в Дивногорской обители.   
     Икону приносили 26 августа, на Тихона Задонского, а к Успению провожали её на Дивногорье. Это был как пасхальный день. День и ночь трезвонили колокола на колокольне сельского храма. Народ не спал день и ночь, толпой сопровождая по селу икону из хаты в хату. Из одного двора выносят, а дети уже встречают, впереди цветы кидают ; чернобривцы, гвоздики ; перед Божией Матерью. Заносят в хату, в хате праздничной скатертью застилался стол, потом цветы устилались, сверху рушник, на этот рушник ставили икону Божией Матери, служился краткий молебен, потом икону из хаты провожали, и следующий двор её встречал. И так по всему селу: как пронесут икону по селу чудотворную, так не только больные люди вставали, а и скотина больная вся выздоравливала. Поэтому в народе её называли не «Сицилийская», а «Исцеленська».

     Перед этим чудотворным образом приносили покаяние и те женщины, которые совершили грех детоубийства во чреве или те, у кого дети умерли маленькие. На иконе херувимы окружают Царицу Небесную, и в этих ликах херувимов матери, потерявшие своих детей, видели, как бы напоминание о своих младенцах, об их чистых душах, которые или были убиты ими по неразумию, или же умерли в младенчестве. Поэтому женщины пешком ходили в Дивногорский монастырь, чтобы принести покаяние перед Дивногорской иконой Божией Матери. Считалось, что икона особенная, имеет дар разрешать этот грех детоубийства.
     И в младенческих всяких скорбях прибегали к Царице Небесной.
     Списки Дивногорской иконы Божией Матери ; повсюду на Слобожанщине.
Особо она почитается в Воронежской губернии, тем более что в 1860-е годы было ещё одно чудо от этой иконы.
     Когда вспыхнул всюду холерный мор, Воронежский архиерей благословил день и ночь служить молебны у чудотворной иконы. И было чудо. По всем губерниям холера свирепствовала, а в Воронежской губернии холеры не было.
     С тех пор снимались копии с иконы и как почитаемые, были по всем городам. Такие копии стоят и в Алексеевке, и в Коротояке, и в Лисках, и в Воронеже. Копия этой иконы стоит и в Донецке, в Никольском храме на Ларинке.
     По благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия (Фомина) в 2010 году был возобновлен ежегодный крестный ход с Дивногорской (Сицилийской)  иконой Божией Матери, который проходит с14 июля и до14 августа, начала Успенского поста.

     «В моём селе, - рассказывает епископ Арсений, - откуда я родом, в храме Святой Троицы стоит тоже копия ; образ Божией Матери Дивногорский. Эту икону Симеон Чепуров, староста нашего сельского храма, до революции заказал в Острогожске и потом из Острогожска 40 километров нёс икону на себе в село. По пути в Дивногорскую обитель он освящал эту икону у чудотворного образа, а размеры иконы примерно такие, как наша икона Святогорская. И такую икону 40 километров нёс сам. Эта икона стояла в сельском храме.
     Когда в 1931 году храм закрыли, начали его громить ; иконы и иконостас рубили на дрова и топили колхозную кузню. И вот когда рубили иконы и иконостас, то Агриппина Мазиева, дочь протодиакона Алексия, который умер на каторге, видя, что погромщики пошли на перерыв на обед, заскочила в храм, из киота взяла эту икону Дивногорскую, на себя ; и бежать. Они увидели: «Стой, бабка, куда?» Она говорит: «Деточка, у меня стола дома нет. Я из неё стол себе сделаю». «Ну, если на стол, забирай». И так она, мудренько ответив, спасла икону. Эта икона была в её доме. Но в оккупационный период, бабушка моя рассказывала, немцы и мадьяры, заходя, первым делом смотрели иконы. И если иконы были старинные, то снимали и посылками отправляли их домой, в Германию и Венгрию. Много икон было вывезено тогда.
     Люди, чтобы спрятать икону, выдолбили небольшую пещеру за селом, в меловой горе, поставили её там и заложили. И она весь оккупационный период, 8 месяцев, стояла, спрятанная в пещере. Из-за этого вспучилась, впоследствии левкас отстал в нескольких местах. Когда оккупация закончилась, икону принесли в село. Оно было наполовину разрушено ; в одной хате по пять семей жили, и вот в такой хате и стояла эта икона.
     Каждое воскресенье собирались читать перед ней акафист. Перед иконой на колени ставили деток рядами и говорили: «Молитесь за ваших папок, чтобы они с фронта поприходили». Читали акафист, молились. И хата, и двор были полны народу.
     Когда в 1946 году открывается храм в городе Лиски, то люди, накануне голодного 1947 года, бедные после разрухи, после войны, на эту икону из лоскутков пошили божничок, накрыли её и пешком несли семь километров в райцентр и всю дорогу пели тропарь: «Яко необоримую стену и источник чудес»… Так что отец Иосиф, батюшка первый, даже испугался: время сталинское было, несанкционированный крестный ход, по сути, получился.
     Икона была поставлена в храме в райцентре, но оставлен был документ, что в случае постройки храма в слободе Лиски икону вернуть обратно».
 
     И вот в 2006 году Господь благословил так, что был построен храм в селе и освящён. Эту икону крестным ходом по всему селу вносили в новый храм. Святыню из старого храма, разрушенного, вносили в новопостроенный храм как дар Богу, покаянный дар всех людей, которые в безумстве отошли от Бога.
     И по сегодняшний день эта икона стоит в храме в селе Лиски. Причём перед этим образом, когда он находился в городе Лиски, в Покровском храме, перед этой иконой было исцеление не ходившего мальчика пяти лет. Это Василий Воронов, он уже покойный, я по нему ещё Псалтырь читал, когда он умер, где-то в 1980-е годы (потому что я с восьми лет ходил по селу Псалтырь читал по покойникам). Он до пяти лет не ходил. Развитие нормальное, ребёнок разговаривает, рассуждает, но не ходит. И вот тогда его мама, баба Поля, взяла его на руки, пешком отнесла в райцентр, положила под икону Божией Матери на пол, и всю службу на коленях простояла, как она говорила, и проплакала. Батюшка увидел её слёзы, подошёл после службы, взял этого Васю на руки, занёс в алтарь, обнёс вокруг престола, вынес ей, дал на руки и она, уходя, ещё в колокольне положила его на пол, упала на колени, заплакала: «Божия Матерь, помоги, если можешь.
     Идти надо было на паром, чтобы переправляться через Дон. До парома мальчика несли она и односельчанки, которые были в храме, подруги. На пароме переплыли Дон. Сходить с парома, брать его на руки, а он говорит; «Мамка, пусти, я сам пойду». Стал на свои ноги ; только высоко-высоко их поднимал ; и пешком от самого парома, километров пять, наверно, дошёл до самого дома. И ходил до самой смерти».

     «Много таких случаев, братья и сестры, - продолжает епископ Арсений, - можно
рассказывать и рассказывать, величать и величать Царицу Небесную. Но помните, что причиной Её чудесного действия в нас, в душах наших, в нашем обществе, в нашем Отечестве является наша живая вера по отношению к Ней. Не формальная только: поставить свечку, приложиться, просто думая о чём-то своём. А когда с живым сердцем, когда, подходя к чудотворному образу и взирая на него телесными очима и духовными очима зрим Саму Божию Матерь, Которая приникает к нам, желая слышать наши молитвы, тогда и Божия Матерь действует в нас живо, с живым сердцем. Она любит нас с живым сердцем, не формально, а так любит, что даже многие иконы Её плачут. И плачут зачастую кровавыми слезами. Вот такая Её любовь страдальческая за нас, Материнская.
     Так давайте же и мы, братья и сестры, хоть что-то малое сделаем ради Царицы Небесной, ради Её праздника, Её славы, которую даровал Ей Господь за великое смирение и чистоту. И постараемся подражать хоть в малой мере добродетелям Божией Матери ; смирению, чистоте, молитвенному настроению, любви к окружающим.
     Дай, Боже, чтобы Божия Матерь всегда на Руси Святой находила живой отклик в наших с вами сердцах. И та любовь, с которой вы сегодня пришли в храм, к подножию образа Божией Матери, она не останется Ею незамеченной. Божия Матерь каждое ваше воздыхание, каждую слезинку вашу, даже едва-едва появившуюся на глазах, всё видит, готова утешить, успокоить, утереть и наставить на путь жизни святой, ведущей в Нескончаемую Вечность.
     И мы давайте потщимся стремиться к этой Вечности, ведь там нас ждёт Сама Божия Матерь. Как нам утешительно о Ней слышать, как утешительно видеть Её чудотворный образ, Её изображение.
     Подумайте, какая радость для верующего человека узреть в Небесном Царстве Вечности Саму Божию Матерь, увидеть Её в сиянии небесной славы, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, имя Которой да будет прославляться всегда в нашем многострадальном Отечестве, низводя на него благодать, милость и покров Царицы Небесной. Аминь».

     Тропарь, глас 4
     Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои Богородице Пречистая сопротивных ополчения низлагаем, тем же молим Тя мир людем Твоим даруй и душам нашим велию милость.

     Кондак, глас 8
     Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

     Величание
     Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

     Молитва Дивногорской иконе Богородицы
     О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши, помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление.
     О Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй страну нашу, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, военачальники, градоначальники и христолюбивое воинство, и доброхоты, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша.
     О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от внезапныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла.
     Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего, яко Держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

     Пресвятая Богородице, спаси нас.




Источник:
Проповедь епископа Арсения на праздник
Дивногорской иконы Божией Матери. 18 февраля 2008 г.
https://svlavra.church.ua/2017/02/17/
divnogorskaya-ikona-bozhiej-materi/
https://sobor-voronezh.livejournal.
com/44475.html
https://vozdvigenie.ru/divnogorskaya-
sicilijskaya-ikona-bozhiej-materi/


Рецензии