Таланту И. А. Бунина. Святогор!

   В широком чистом поле, у солнечного камня Алатыря,*
Будит конь могучий  Святогора-богатыря**:
Мощной грудью пал своею на колчан со стелами Святогор.
Ворон по полю плавает, над телом каркая.
Свет-заря от беды такой помутилася  жаркая.
Месяц встал немедля на полночный дозор.
     Ой, спит ли мудр, могуч Святогор иль притворяется?
Конь легонько копытом доспехов его касается -
До плеча великого в золочёной резьбе:
«Я ль не сытый пшеницею твоей яровой?
Я ль не крытый попоною твоей жаровой?
Мне ль Ивана*** носить отныне на себе?»
     В широком чистом поле, у чудо-камня Алатыря,
Светит месяц по шлему русского богатыря:
Принял  смерть богатырь Святогор.
Конь вздыхает, ревёт во всё гордо своё по-звериному:
Он служил господину своему всеединому!
    А Иван распахнул осторожно бел шатер:
Он ползёт по сырой росе, к коню Святогора подкрадывается,
Он татарином диким давно уж гоняется,
Он за гриву хватает богатырского коня.
   Ночь за ночью идёт, ворон  громко каркает,
Ветром конь вкруг Алатыря копытами шаркает,
Стременами пустыми опять звеня.
_______
* Ала`тырь-камень (ла`тырь, бел-горюч камень, синий камень, ала`бор, ала`бы`рь) - в русских средневековых легендах и фольклоре священный камень, «всем камням отец», пуп земли, содержащий сакральные письмена и наделяемый целебными свойствами. Часто упоминается в русских заговорах, главным образом, приворотных, любовных, как «сила могучая, которой конца нет».
В стихе «Голубиной книги» алатырь ассоциируется с алтарём, расположенным в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. На нём стоит мировое дерево или трон мирового царствования. Камень наделён целебными и волшебными свойствами. В духовных стихах описывается, как «из-под бел-алатырь-камня» вытекает чудесный источник, дающий всему миру «пропитание и исцеление». Алатырь охраняют мудрая змея Гарафена и птица Гагана.
По мнению О.Н. Трубачёва, слово алатырь славянского происхождения и родственно слову янтарь. Согласно точке зрения В.В. Мартынова, алатырь происходит от иран. *al-atar, букв. «бел-горюч», то есть эпитет камня является таким образом прямой славянской калькой его названия.
По словам Р. Якобсона в рецензии на Этимологический словарь русского языка М. Фасмера: «Самый драгоценный и чудодейственный камень (всем камням камень) русского фольклора алатырь или латырь несомненно является альтернантом слова латыгорь от Latуgora „Latgalia“ и означает „Латвийский (камень)“, то есть „янтарь“.»
** Святогор - в восточнославянской мифологии богатырь-великан. Относится к наиболее древним героям русского былинного эпоса, находящегося вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающегося с первым в былинах о встрече Святогора с Ильёй Муромцем. Прототипом былинного героя Ильи Муромца считается воин и монах Илия, чудотворец Муромский, живший в XII веке во время княжения Владимира Мономаха.
***Иван - возможно, Иван Данилович - русский богатырь, упоминаемый  в летописном Никоновском своде XVI века в рассказе о битве на р. Супое,**** происшедшей в 1136 году между Ольговичами черниговскими и киевским князем Ярополком Владимировичем, упоминается, что в числе многих храбрых мужей ярополчих и его братьев был убит Иван Данилов, славный богатырь. 
****Сражение на реке Супое - сражение 8 августа 1135 года, в котором киевский князь и его союзники были разбиты Ольговичами и половцами.
_______
Святогор
В чистом поле, у камня Алатыря,
Будит конь Святогора-богатыря:
Грудью пал на колчан Святогор.
Ворон по полю плавает, каркая.
Свет-заря помутилася жаркая.
Месяц встал на полночный дозор.
Ой, не спит Святогор, - притворяется!
Конь легонько копытом касается
До плеча в золоченой резьбе:
«Я ль не сытый пшеницею яровой?
Я ль не крытый попоною жаровой?
Мне ль Ивана носить на себе?»
В чистом поле, у камня Алатыря,
Светит месяц по шлему богатыря:
Принял божию смерть Святогор.
Конь вздыхает, ревет по-звериному:
Он служил господину единому!
А Иван распахнул бел шатер:
Он ползет по росе, подкрадается,
Он татарином диким гоняется,
Он за гриву хватает коня.
Ночь за ночью идет, ворон каркает,
Ветром конь вкруг Алатыря шаркает,
Стременами пустыми звеня.
Анакапри, 8.III.1913    /И.А. Бунин./   
______
Иван Алексеевич Бунин  - родился 10 (22) октября 1870 года в  Воронеже, Российская империя,  русский писатель, поэт и переводчик. В 1933 году Иван Бунин - первый из русских писателей - стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Будучи представителем обедневшей дворянской семьи, Бунин рано начал самостоятельную жизнь; в юношеские годы работал в газетах, канцеляриях, много странствовал. Первым из опубликованных произведений Бунина стало стихотворение «Над могилой С.Я. Надсона» (1887); первый стихотворный сборник вышел в свет в 1891 году в Орле.   В 1909 году избран почётным академиком по разряду изящной словесности Императорской Санкт-Петербургской академии наук. В 1920 году эмигрировал во Францию – умер в 1953 году в  Париже, Франция.


Рецензии