Голосование Зеркало-3, символическая поэзия

Приветствую вас, дорогие участники и гости Третьего Конкурса символической поэзии Зеркало!


Начинаем ОТКРЫТОЕ голосование.

Голосуют только участники конкурса. Кто не проголосовал - выбывает из Конкурса.


На Конкурс поступило 20 произведений.

Все стихотворения размещены в порядке поступления заявок. Каждому произведению присвоен свой номер. Авторство будет открыто в Итогах.


Сегодня мы будем искать ТАЙНОЕ, находить и разгадывать СИМВОЛЫ.


Прошу ознакомиться с теорией символизма, которая поможет вам правильно оценить произведения. Что такое СИМВОЛ, его отличие от метафоры:

~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~*

«Символ в переводе с греческого означает “знак”, причем знак, понятный только определенной группе лиц. (Например, знак рыбы был у первых христиан и служил своеобразным паролем в условиях преследования христиан язычниками). Так в процессе совместной деятельности и общения определенных групп людей или целых обществ вырабатывались условные знаки, за которыми стали предметы, мысли или информация.

Только понимая смысловое содержание знака, мы можем испытывать эмоциональное воздействие.

В “Поэтическом словаре” А. Квятковского символ определяется как “многозначный, предметный образ, объединяющий (связующий) собой разные планы воспроизводимой (поэтом) действительности на основе их существенной общности, родственности”.
Отмечается присущее символу метафорическое начало, “содержащееся и в поэтических тропах, но в символе оно обогащено глубоким замыслом”. Отмечается и объясняется коренная черта символа - МНОГОЗНАЧНОСТЬ:
“многозначность символического образа обусловлена тем, что он с равным основанием может быть приложен к различным аспектам бытия”.

Разнообразнейшие значения знаков-символов не заучиваются нами, а закрепляются во множестве ассоциаций в процессе жизненной и художественной практики.

Ассоциация, то есть создание в сознании человека смысловой или эмоциональной параллели происходящему явлению, невольное замещение его уже знакомым синонимом, заставляет зрителя домыслить то, о чем только заявлено, обозначено. От уровня интеллекта, эрудиции и жизненного опыта во многом зависит оценка происходящего.

Часто повторяющиеся символы, обладая излишней доступностью, могут утратить эмоциональность и превратить в штамп. Создание новых символов или использование их в новом, неожиданном значении - это открытие новых связей между понятием и предметом.

Символ очень тесно связан со своими «соседями» - метафорой и аллегорией. При этом важно установить и связь, и, прежде всего, существенные различия.

Символ, подобно аллегории и метафоре, образует свои новые значения на основе того, что мы ощущаем родство, связь между тем предметом и явлением, которые обозначаются каким-то словом, знаком, и другим предметом или явлением, на которое переносим это обозначение. Однако символ коренным образом отличается и от аллегории, и от метафоры.

Прежде всего тем, что он наделен огромным множеством значений (по сути дела - неисчислимым), и все они потенциально присутствуют в каждом символическом образе, как бы «просвечивая» друг сквозь друга.

Формальное отличие символа и метафоры в том, что метафора создается как бы «на наших глазах»: мы видим, какие именно слова, понятия сопоставлены, и поэтому догадываемся какие их значения сближаются, чтобы породить третье, новое. Символ может входить и метафорическое построение, но оно для него не обязательно.»

СИМВОЛ ЖЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ В ТЕКСТ НЕОЖИДАННО, подразумевая то, что читатель знает его значение, или может ИНТУИТИВНО понять его НЕЗАВИСИМО от контекста.

СИМВОЛ ПРЕДПОЛАГАЕТ ТО, ЧТО ЧИТАТЕЛЬ ОСТАНОВИТСЯ НАД НИМ И СТАНЕТ ДУМАТЬ,  понимая его в соответствии со своим опытом, эрудицией, ИНТУИЦИЕЙ.

"Символ, уточняет Д. Мережковский, привносит в поэзию ту "безграничную сторону мысли", что составляет таинство мироздания; он всегда прикасается к первородному, изначальному, выводит поэта в сферы запредельные через его Внутреннее "Я".

В. Брюсов определяет символизм как "поэзию намеков", а сам символ - как веха невидимого пути. Внутренняя связь в такой словесной речи создает превосходство в ней интуиции над логикой и делает ее способом "касания миров иных".

Одновременно с Брюсовым тему иррационального внутреннего чувства исследовали В. Иванов, А. Белый, К. Бальмонт, А. Блок Исходя из идей Шопенгауэра и Ницше, они проповедовали познавательную ценность в творческом акте свободной интуиции поэта, его "откровений".
А. Белый, размышляя о природе символа, пришел к выводу, что он "всегда музыкален" и что мелодии души идеально выражают его, представляя собой "окно, из которого льются в нас очаровательные потоки Вечности и брызжет магия".

Вячеслав Иванов, говоря о символизме и символическом образе, особо подчеркивал МИСТИКО-РЕЛИГИОЗНОЕ начало поэзии, утверждая, что поэт является "устроителем жизни, истолкователем и укрепителем божественной связи сущего."

К. Бальмонт был уверен, что "поэты-символисты пересоздают вещественность своей впечатлительностью". Символисты искали Бога в образном слове, таким образом обожествляя его, приписывая языку способность произвести мифотворческие преобразования в живой действительности.

Символическая концепция поэтического языка как бы восстанавливает истинное, "магическое" его предназначение.

Библейское изречение гласит: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". С данного момента, собственно, и мчалась человеческая история, которая, по мысли Андрея Белого, есть "произнесение Словом слов".
_________
Из материалов: www.culturescience.ru

~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~*


На ОТКРЫТОЕ голосование отводится 7 дней - по 22 ФЕВРАЛЯ включительно.


Прошу голосовать не спеша, вникнуть в произведения и оценить каждое по достоинству. В символизме нельзя голосовать наспех!

ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ на НЕОЛОГИЗМЫ, АЛЛИТЕРАЦИЮ, НЕСТАНДАРТНОСТЬ РИФМЫ и конечно - СИМВОЛЫ и другие редкие поэтические приёмы, т.е. все яркие особенности этого уникального направления в поэзии.

ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ ОЧЕНЬ ПРОСТОЙ:

ВЫБИРАЕМ ОТ 7 ДО 14 ПОНРАВИВШИХСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ - НЕ МЕНЕЕ 7 И НЕ БОЛЕЕ 14 !

И ПИШЕМ ИХ В СТРОЧКУ, СОГЛАСНО НОМЕРАМ В СПИСКЕ КОНКУРСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПУБЛИКУЕМ В РЕЦЕНЗИИ. НИЖЕ - РАЗВЁРНУТАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА ОДНО САМОЕ ЛУЧШЕЕ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИЗ ВЫБРАННЫХ (ПО ЖЕЛАНИЮ).

ЗА РЕЦЕНЗИЮ НА ЛУЧШЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ РЕЦЕНЗЕНТ ПОЛУЧАЕТ + 1 БАЛЛ к своему результату!

Можно в своей рецензии опубликовать более одного развёрнутого отзыва на несколько произведений, но к добавлению балла рассматривается только один подробный отзыв, раскрывающий собственное понимание символов произведения: что и как увидел рецензент в тексте, какие приёмы ему понравились и тп.
 

Образец публикуемого шорта:
______________________________________
1, 3, 6, 11... (и т.д от 7 до 14 произведений)

Ниже - рецензия на лучшее произведение
______________________________________

ЗА СВОЁ СТИХОТВОРЕНИЕ НЕ ГОЛОСУЕМ!

ВАШ ВЫБОР НОМЕРОВ В ШОРТ СНИМАЮ СРАЗУ ПОСЛЕ ПУБЛИКАЦИИ, ЖЕЛАТЕЛЬНО ИХ НЕ МЕНЯТЬ! ЕСЛИ ЗАКРАЛАСЬ ОШИБКА - СООБЩИТЕ ОБ ЭТОМ ВЕДУЩЕЙ в комментарии ниже.


Для бесед о символизме и обсуждения конкурсных произведений открыта "Зеркальная гримёрка-3" - ветка для впечатлений о Конкурсе Зеркало, для обмена мнениями и свободного общения: http://stihi.ru/2021/02/16/1693

Знакомьтесь, общайтесь, делитесь, спрашивайте! Можно беседовать и под рецензиями на Голосовании.

Анонимность сохранять не обязательно.


ЕЩЁ РАЗ: ГОЛОСУЕМ ПО 22 ФЕВРАЛЯ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО.

А теперь - ваши уникальные произведения...

Желаю приятного чтения!

~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~*



1. ***

в чреве ветра череп клёна
через поры пот зелёный
чёрен ворон в чистом поле
чемодан раскрыт для сборов

в чердаке в паучьей пыли
свет луны похоронили
свет чужой седой как тропы
черепок ночных утопий

черепашкою сквозь волны
чертит нитка шов упорный
и стальной иголки ушки
разлетаются как мушки


2. ***

Судьба вслепую тянет чью-то нить
Сквозь тернии, впивая в плоть иголки,
К ногам бросая бед былых осколки,
Иль чашу поднеся Грааля, чтоб испить.
 
Вот чья-то нить, как тонкий волосок,
Другая – прочная, что волокно каната.
А нить в том измеренье виновата ль,
Что век тому отмерен, а тому – часок?
 
И если жизнь пылает, как костёр,
Всё освещает, но сжигает тело
(А боль-игла, которой нет предела) –
Не жди, что здравицу исполнит хор.
 
Но разве стоит уповать на нить?
Свеченье душ – вот право вечно жить.



3. Чей-то шёпот...

Чей-то шёпот, чей-то шорох,
синий шар на тонкой нитке,
облетевших листьев ворох
от крыльца и до калитки.
Как иглой пронзают небо
вспышки молний, гром грохочет,
а ещё крадётся следом
неуютность этой ночи.
Иглы, нити, шар воздушный
как знамения разлуки...
Как безмолвны и тщедушны
обнажённых клёнов руки!
Как цепляются за нити
и в ушко стальной иголки,
показав рекорды прыти,
влезть стремятся на закорки,
застолбиться, зацепиться,
пережить гулянки бури –
то ли кроткие черницы,
то ли родственницы фурий...


4. Звенящая тишина
 
Иглой на вечной ткани бытия
Из нитей неразгаданных пророчеств,
Задумчивости мира не тая,
Прошита та гармония из строчек,

Где ассонансы – в лунности цветов,
А мифы – в параллели зазеркалья
В подспудной эфемерности из снов
Протянуты к основам мирозданья…

А я ищу связующую нить,
Надеясь в ней прочувствовать основу,
Того, где продолжает слезы лить
Комета по могуществу сверхновой

Лишь там, где запределье нежных нот
В надмирности звучания пассажей
Порою, как незыблемый оплот,
А может – откровенье вернисажа,

Где магия загадок в кружевах,
Прошитых из восторженных сонетов…
Так, обретая главные слова,
Мы постигаем фабулу сюжета….
_____________
По картине любимого художника Михаила Хохлачева "Звенящая тишина Луны"


5. ***

Невиновные схожи скульптурой глаз.
В их ряды вставал я и был смешон.
Если чёрт в детальном, а не в большом,
значит тот, кто ищет, опять нашёл
в основном – во мне, что осталось – в вас.

Только в песнях бублики пополам,
а на деле и мера имеет ценз.
Большинство декораций и мизансцен:
есть два зла, есть и выбор – как третье – цель,
сколько смог – забрал, остальное – вам.

Я, напившись полуживой воды,
возвратился целым с войным-войны.
Невозможно вернуться, не став иным,
вдеть иглу прощения в нить вины
и смотреть на прежних. Сквозь зимний дым.

Есть ли ложь в вине – не в полным-полне,
а на дне стакана? Я пить устал...


6. ***

В игольное ушко́ вдеваем нить судьбы,
Пытаясь указать дорогу ровной строчкой,
Но ты опять ворчишь, вставая на дыбы,
И вместо запятой упрямо ставишь точку.

А ты семь раз по пять не гладью, а крестом
Свою торопишь нить, рисунок вышивая,
Не хочешь, чтобы мы десницей ли, перстом
Иль белою канвой тебя лишали края.

Зачем ты так спешишь забыть родимый кров:
Игла и нить ведут, но не вершат дороги.
Отцы и дети – спор, но он не так суров,
Как вышивка крестом, где ты ломаешь ноги…


7. Утро

От сна разнеженный, беспутный день,
никак не начинаясь,
завис, попав с постели в сеть.
Готовить лень,
царит на кухне хаос.
Прекрасно, что пока не просит тело есть.

Горит глазком, ворчит угрюмо чайник,
который мне принёс когда-то ты.
Саднит внутри – игла моей печали
пришпиливает бабочку мечты.

Сейчас и ты с другой, и я почти с другим,
в окне воро́жит снег глухой февральский  мим,
и тянет за собою нить пустого разговора,
а то, что ничего не изменить – поймём не скоро.

Но в этот раз и на моей голгофе,
надеюсь, обойдётся без женитьб…
Кусочек сыра, неизменный кофе,
стихи… ещё чуть-чуть – и можно будет жить.


8. Истинно мертво
 
Обязательны слова, обязательны поступки
Из чего же состоят? Предикаты по сути
на себя аллегории, литер тайнопись
к мороку истины призрачная нить.
                Проснись!
 
Не для швов, не для ран? Скорее 
для опухоли гардеробов
запущен истин конвейер
вместо штучной работы
И что? И что! И что…
Не просто словес забавная игра:
в каждой нити ушко
продернута своя игла
 
Сказано, о чем невозможно говорить, о ком следует молчать … *
Трупы слов оставьте морги истин, пора как встарь зачать!
 
Зори иных планет, хоровод
для ослепших впадин глазниц
воскрешая остывшую плоть
параллельно созданию подземных гробниц
запутывая путь свой ложно
Но!
что истинно мертво
воскреснуть до́лжно
или не должно́?

_____________
*Отсылка к заключительной части трактата Л. Витгеншейна


9. Белошвейка

Адмиралтейская игла плывёт
По атласу небес, глядишь – проколет…
Зима балтийских северных широт
Имеет серо-серебристый колер,
Колени тополей бледны и голы. 

Кровавой каплей начинаю день,
На вкус – слеза, уже пора умнеть.

Но в жизни не бывает белошитий:
Узлом увязла нить, а третий – лишний.

У юнкера щекотка над губой…
Полковник надевает китель куцый.
В душе – пустыня, барабанный бой,
Бесстрастность офицерских экзекуций
И утро декабря…  но что со мной?


10. У зеркала Зеро

Луна округло в озере Зеро,
А лики бликов – точки Бройля, Морзе.
Пер Гюнт, нашёл ли ты вчерашний гром?
Услышал ли ты весть от мамы Озе?

У кромки леса острые углы,
Как лестница в небесную обитель.
У строчки птичьей точка, след иглы,
И линия, часть в снег ушедшей нити.

В своём уме, как в маленькой тюрьме,
Умеет спрятать страхи каждый взрослый.
Пер Гюнт, нашёл ли ты свечу во тьме?
Там спички, на столе, где чайник, возле.

О том и речь, чтоб здесь свечу зажечь
И чёрный хлеб посыпать крупной солью.
Не память, а нетопленая печь.
Но это платье помнит тело Сольвейг.

Чужое место. Никаких причин
Припоминать что честно, что нечестно.
Пер Гюнт, ты правда думал, что в мужчин
Юнцов преображает плач невесты?

Что скучно всё, что кончилось добром,
Ведь если танец - это легковесно?
Луна округло в озере Зеро,
Зеркально чистый лист в финале пьесы.


11. Память любви
 
Любви узор наколкой на душе
Кровит так долго. Грусть опять не в масть
Из памяти былого чувства страсть
Явит непротокольным украшеньем
 
Не раз мою невольной жертвы ткань
Игла пронзает, рвёт бесшумно нить...
Нет зла дерзать, спешу повременить
И растворяюсь солью в океане
 
Сквозь сито пор я протереть хочу
Рутины дни. Неистовую гладь
Один родник очистит добела
Простит второй, а третий уврачует


12. Кокон

Иной расплачется и, рассопливясь,
заявит, мол, кругом несправедливость,
но тщетно на плече Илая ныть.
Найдётся кто-то, кто укажет веско:
"Твоё наследство – удочка и леска,
твои орудия – игла и нить!"

Но ты ленив и, притворившись хворым,
лежишь вальяжно перед монитором,
поплёвывая в потолок в углу.
Среди остатков роскоши и блеска
пылится удочка, гнилая леска,
и кокон липко обволок иглу.

Как вдруг, когда поверишь Голливуду,
где кокон превратился в куклу Вуду,
а в доме, как на севере темно...
Придёт она и, прогоняя страхи,
по наставлениям Великой Пряхи,
раскрутит вечное веретено.


13. Свет звезды

Мириады звёзд,
Неугасший свет.
Паутинки грёз
Расплетут рассвет.

Заплетут в слова
Золотую нить.
За главой глава,
Только шить и шить.

Бирюзу с мечтой
Свяжет лёгкий бриз.
Склон горы крутой
Припорошит флис.

Вычурный покрой
Сгладит бенефис.
Слёзы с мишурой
Скроет шёлк кулис.

Оглянусь порой,
В суматохе лет,
И в висок иглой
Неугасший свет.


14. Непокой

Бури в чутких стаканах воды
Просто ноль для вселенной.
Жизни ход неизменный
Оставляет восплеск позади.

С каждым днём уменьшает объём –
Прибавляется трещин.
И не сможешь перечить,
Если вдруг опрокинет жнивьём.

И зачем тогда смешаны вновь
Муки, радость, вопросы?
Станут краски белёсы
Только в час обнуленья шагов.

Но, покуда не канет совсем –
Колыхаться водице.
И вселенной напиться,
Свет её преломляя в красе.

Чем запомнит жнивья полотно
Под ленивой иголкой?
С ниткой золота тонкой
Светом солнца согреет оно.

Кто-то щедро привычной рукой
Наполняет стаканы.
Снова сумрачный или желанный
Подарив непокой.


15. Найти бы ниточку...

И словно шмель, гудит столица,
Молвой заполнен интернет,
Кругом "знакомые всё лица":
Солист, бомонд, кордебалет...

Найти иголку в стоге сена
Простолюдину нелегко –
Живёт привычно в отчих стенах,
Но слышит чуждое "велком".

И хочет он в добро поверить,
Да слишком опытом богат,
Не в первый раз хлебает ересь,
Но всё же другу был бы рад.

В сенной трухе искать нет толку –
Там ржавый прячется металл.
Найти бы ниточку к иголке –
На то и людям выбор дан.


16. Иглониточное

Иглы вонзились в нити.
-Остановитесь!
-Ах, извините!

Грани... края... пределы...
-Как надоели!
-Что же вы, леди?

Нити в ушко пролазят.
-Ах ты, зараза!
-Эй, не все сразу!

Узел... развязка... стопор...
-Лопнуло что-то...
-Надобно штопать....


17. Гамельнский крысолов
 
Когда темно, когда совсем темно,
Когда во мраке гаснут фонари,
Я слышу гул глухой из-под земли,
Зовущий крыс на площадь Гамельна.
 
В подъезде на стене оставлено:
"Кот видел ночью стаи грызунов,
Бегущих из подвалов и дворов,
По водосточным трубам Гамельна.
 
Кот видел, как они старательно
Иглой кроят вдоль полотна дорог,
Меняя нити разошедших строк,
Меняя схему ратуш Гамельна.
 
Глаза их видят пламя зарева,
В которых растворились крылья птиц.
Теперь грызун у края черепиц,
Мечтает стать владыкой Гамельна".
 
Но если рассмотреть внимательно
Тянущейся в песке исход следов,
Морской прибой и стаи грызунов,
Узнаешь правду мрака Гамельна.
 
Когда темно, когда совсем темно,
Детей заприте ночью на засов,
Пока играя, дудочник Авлос
Ведет в пучину крыс из Гамельна.


18. Прореха

Заметив прореху в духовности,
Какую вытягивать нить?
Мне надо надёжную свить.
Иголки готовы в игольнице,
 
Немного возьму откровения,
Добавлю осеннюю грусть,
Что помню всегда наизусть, –
Лучистых просветов мгновения,
 
Нельзя же всё время о денежном,
О выгоде лишь для себя,
Помочь можно, только любя.
Не колко, легонько и бережно,
 
Крест накрест заполнила стёжками,
Иду, как по тонкому льду,
А как исцелять сей недуг,
Себя не поранить осколками?


19. Путь гармонии.

Раскалённою иглой мороза
Тащишь нить суровую тоски
Сквозь слова, добытые из прозы,
Греть пытаясь душу и стихи.

Только кто-то в облаках смеётся,
И в луча блестящую иглу –
Всё вставляет нить из волоконцев
Дуновения атласных вьюг,

И алмазы рассыпая рядом –
Пряча в них и пропасти и высь:
В этом блеске и печаль и радость
Нитью вдохновения сплелись.

Только выпад жизни – неожидан,
Чувства здесь – рапира, не игла.
Беспощадно вспорото – не сшито
Всё, что тайна тихо берегла,

Из такой горящей преисподней
Даже повелителю стихий
Не уйти за нитью путеводной
От клубка словесной шелухи.

*Перлы те – то с жара, то с мороза
Тонут в рифмах, выгорев дотла,
Принимая все метаморфозы –
Тяжкий путь гармонии устлав.

___________________
*-(перен.разг)- случайно нелепые, смешные, бессмысленные фразы.


20. Знаковое
 
Пустотой опечалена пьеса
Вместо мессы:
На плюшевых креслах
Маскарад без особых затрат –
Зритель рад
Был бы втиснуться в ряд.
 
Но сидят, не мигая, плакаты.
Кто усатый,
А кто –  полосатый.
В чёрно-белом наивном кино
Здесь давно
Пребывать суждено.
 
Шьются иглами ёжиков шторы,
Или шоры –
Задуманы тоже.
Рвутся нити пустых родослов…
Ныть готов
От ненужных оков?
 
Ну, тогда ты подвинься, пожалуй,
Места мало –
Немало вне зала.
Свой разложим на спектр спектакль.
Нужный знак
В нём найдём просто так.



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ *

В качестве иллюстрации - картина художника Михаила Хохлачева.


Ведущая и автор проекта Мария Абазинка - http://stihi.ru/avtor/mercy


Рецензии
Голосование в Конкурсе символической поэзии Зеркало окончено досрочно, спасибо всем! Итоги опубликованы здесь: http://stihi.ru/2021/02/22/4510

Ведущая Мария Абазинка.

Маллар Ме   22.02.2021 12:38     Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.