Война деревьев. Январь, 21

ЯНВАРЬ 2021

Однажды в Америке

«I would rather be a servant in the House of the Lord than to sit in the seats of the mighty»
сказал сенатор Баркли народу Америки
что переводится примерно как
лучше б я чистил перья господним херувимам чем участвовал в этом бардаке
на чем и скончался не сходя с места
верно сам Бог был в тот день среди народа Америки

все
укомплектовал штат и отправился по своим делам
дальше демократы уже без них сидели


Highway Number One

они несутся по пустому хайвею намбер ван перепрыгивая через пропасть
вырубленную ураганом в дорожном полотне
прямо на закат простреливая натянутые облака не останавливаясь
не заметив когда их проглотил океан вместе со всеми покрышками
чертов крокодил всегда глотает проигравших пусть подавится
пусть еще догонит дух дороги – это вам не ржавая железка в рыбном рассоле
эта штука ему не по зубам


Война деревьев

*
проснулась в пустой кровати
за окном шла война деревьев
меня нигде не было
накрылась с головой ждать пока вернусь и расскажу кто победил

*
деревья надвое как капустные кочаны
внутри мякоть кочерыжки
еще сочная
рядом их мертвые руки в пронзительной тишине

*
мертва гремевшая музыка
мертвы руки ее исполнявшие
на закате живые соберут из них костры
и жертвенный дым поднимется в небо танцуя как свободная птица

*
за спиной корейский хор стеной
с песней вставай страна
все разложимся но надо не поддаваться
хоть Корея еще держится хотя бы одной половиной
далеко не уйду но пусть через дорогу
и обратно корейцам не легче а поют


Воздушный шарик

Взошло и сверзилось светило.
Который раз ищу карман,
Куда бы счастье не входило.
Кругом могилы, все обман.

Воздушный шарик, легкость мысли,
Веревочка на небеса…
На пальце тряпочка повисла,
И все сложилось на глазах.

Пусть это ладно, это к черту,
Могила, яма – все равно.
Хотелось некого эскорта,
Влиянья чистого кино…

А чтобы так – к стене спиною,
Руками в стену, в стену лбом…
И завтра не придут за мною,
И не опомнятся потом.


«У каждого свой шарик»

мы в плену это безнадежно
надо бежать любым способом пока не начались пытки
садист доктор отобрал спрятанную упаковку
говорит надо еще надо еще потерпеть это тело
сам боится по глазам видно выспрашивает о запасном выходе
ну уж нет никто вам помогать не собирается
запасайтесь впрок хитрецы эти выходы одноразовые
«Да, шарик шарику рознь, мои утяточки!
Для каждого найдётся подходящий, лишь бы человек умел выбрать! –
весело прокричала Старушка» Мэри Поппинс


Место в Ковчеге

Красная лампа в окне угловом.
Вьюжная мгла. Прогуляли собаку.
Все, что уже не вмещается в дом,
Больше не стоит печатного знака.

Да отчего же погасло окно?
Мир покидает последний фонарик,
Утлый кораблик, зверушки и Ной
И подоспевшие к берегу твари.

Кто там как лунь облаками плывет,
С плеч осыпаются полосы снега…
То удаляет, то вносит в отчет
Спасенную тварь – и судьбу человека.

Вот подойдет он к исходу морей,
Спустится наземь по ветхому трапу.
Скажет: «Привез и волков, и свиней…
Ты отказавшихся сам уже, папа».


Статуя

Ее заснеженные плечи,
Слепое притяженье глаз.
Я тот случайный первый встречный,
Кого ждала она сейчас.

Ее глаза как две собаки
Бегут за мною до угла,
Как сотни лет бегут за всяким,
Кого дорога привела.

И возвращаются обратно,
Холодным взглядом облизав.
Ее всевидящие пятна.
Ее незрячие глаза.

Глядят на небо грозовое,
На море вечное глядят.
И удивительно спокоен
И камня, и столетья взгляд.


Колечки

Ходит зимнее солнце
По земле без сапог,
Только кольцами вьется
Над трубою дымок

Да сидит на крылечке
Мужичок-с-ноготок,
Собирает колечки,
К завитку завиток.

Уморился без дела
И от дела устал.
Вот и жизнь пролетела,
Узелок завязал.

Чтоб не помнить лихого,
Не жалеть о пустом.
Табачка бы какого
Прихватить на потом.

Да пойти за колечком –
Поглядеть, что и как
Дальше неба за речкой,
Не просыпав табак.

А подкатятся сани:
«Где такой да сякой
Новодевичев Саня?..»
И пойдут стороной.


Олухи и Босх

Чем смурней седина океана,
Тем отважнее в лодке друзья,
И горланят стишки с капитаном
И монах, и монашка, и я.

Ах, какое великое дело
Ожидает ее впереди?
И плыла она так, как хотела,
И уснет на широкой груди

Говорливого Тихого моря,
Где целуется с ветром волна.
Ах, какое великое горе
Обещает ей крик каплуна!

О судьбе ее плачет сирена
И печалится божия тварь,
И завидует самозабвенно
И последний оболтус, и царь.

А до берега миль миллионы
Да еще сто один миллион.
Кто собрался на райские склоны –
Тот из лодки пожалуйте вон!


«Крик Каллиопы»

Вы видели, как тонут города –
А ты стоишь во сне и наблюдаешь,
Спастись не успевая никогда,
Врастая в берег и не умирая

От ужаса предательства внутри,
От топкости последнего оплота…
Как будто Богу, что ни говори,
Земного шара мало для расчета.

Уйдет под воду маленький мирок,
Я захлебнусь в предчувствии потопа.
Душа бежать готова со всех ног,
И удирает с криком Каллиопы.


Спичка

Чужая женщина окажется судьбой,
Чужая реплика повиснет без ответа,
И кто-нибудь поделится со мной
Историей любви и сигаретой.

Должно невероятно повезти,
Чтоб слову, заключенному в кавычки,
Без кандалов стоять в конце пути,
Прикуривая от последней спички,

Но говорить, неважно с кем и где,
О смерти, о стихах, о чем угодно –
О жизни все равно и красоте, –
Лишь бы дышать с попутчиком свободно,
Лишь бы горела спичка в темноте.


Закладка

Оставишь знак-напоминанье,
Не объяснимый никому,
В закладке, вложенной случайно,
А я открою и пойму,

Что повесть кончиться не может,
Когда уходит со страниц.
Что все герои в ней похожи
На нас до кончиков ресниц.

Где возвращаются в начало,
Чтоб повториться без числа.
Судьба хранить не обещала,
Ни выпускать из-под крыла.

Должно быть, ангелам не спится,
Пока спивается поэт,
И в перелом вставляет спицы
Любовь, рожденная на свет.

Пройдем над пропастью вслепую,
Рассыплем семечки в тетрадь…
А я по-прежнему ревную
И не могу поцеловать.

Автоответчики и птицы –
Что остается после нас.
И хочется наговориться
До дна безмолвия сейчас.


Был снежный день

Был снежный день. Под вечер намело.
Мы оказались заперты в шарманке.
Должно быть, календарь менял число,
Неслись в окне свистки и полустанки,

Чужие письма, мертвые венки
Перегоняли свадебные ленты.
Не успевая протянуть руки,
Собратья превращались в постаменты.

Над головой мелькали облака,
Роняли самолеты херувимы,
И где-то Бог сидел наверняка.
Мы проносились неостановимо.

Еще чуть-чуть – и вырвались бы из
Закупоренной наглухо коробки.
Хрустальные, примерно как сервиз.
Воздушные и глупые, как пробки.


Лампа

Мигнула лампа и погасла,
Как будто свет подумал: «Хватит».
Запахло камфорное масло
Разлитым временем на скатерть.

Горит полночная конфорка
И голубыми язычками
Болтает с чайником негромко.
Быть может, с призрачными нами.

Куда мы денемся отсюда,
Где снег слепит, а лампа гаснет –
Миг ожидающего чуда
Все так же робок и прекрасен.

Ему по-прежнему не надо
Ни соучастников, ни веры,
Когда легко проходит рядом,
Дотрагиваясь до портьеры.


Deals are Made in Heaven

***
чего я хочу
выйти на берег – тут недалеко – и закричать
так чтобы отпрянуло море до горизонта
стукнулось о железное небо
потом очухалось собрало все свои морские силы
подошло к городу
и спросило «Ну?..»

***
трижды в полночь обернуться округ своей оси
когда земля остановится
вспомнить где стоит метелка
и подмести осколки

***
мы поливали песком друг друга
у него росли стихи
у меня была вода
и слишком много солнца
я забыла как превращать песок в воду

***
посторонний человек
без лица
без запаха
без отпечатков пальцев
приходит под чужим именем и говорит
привет мне нравятся ваши стихи они меня понимают
как близнецы
что неправда
если с отпечатками пальцев у меня еще есть проблема то фамилию они всегда носят знакомую

***
в морщинах старого города вся жизнь
муниципалитет показательно проводит косметические операции
как сошедшая с ума балерина
чьего лица уже никто никогда не вспомнит

***
встретила на улице свое пальто
проверила кто внутри
нет все в порядке
я обычно здесь и не гуляю

***
время без конца
столько растянутого одиночества
если бы оно сжалось опять родилась бы вселенная

***
вот зря он создал Еву для неизвестно какого еще Адама
подумал бы о себе и весь мир был бы счастливее

***
красивое снежное стихотворение
правда вода по сути
но не к чему придраться
можно вылепить снежную бабу
и созерцать

***
к вечеру бабочка постарела и умерла
хоронили как полагается под луной
чтобы не испугать следующих старлеток

***
если бы можно было зайти в музей восковых минут
и сказать заверните вот ту и ту
я же знаю вы приторговываете втихаря
у нас ведь одесский музей в конце концов
мы бы договорились

нет все равно бы ничего не получилось
это как договариваться с наркоманом пока он смотрит твой самый героиновый сон
из замурованных в стену радости никто еще не выбрался на свежий воздух

от пауков прошлого стоит держаться подальше
во сне у них слишком много лапок

***
два человека
всю жизнь не знавшие о существовании друг друга
садятся в один самолет
они просто купили билеты на соседние места
и умерли в один день час и минуту
наверное даже не успели поверить в судьбу

***
лучшие сделки с богом тоже совершаются на небесах
там для этого есть специальные воздушные ямы
главное не наобещать неисполнимого в принципе
после посадки будет неудобно

***
я ведь все равно не добегу до конца улицы
просто сердце остановится
оно родилось дятлом и умеет только стучать
ну или петь когда думает что соловьем
но играть в зайцев и собак
оно этого не выдержит

***
я завтра стану водой землей червями
и это будет самое божественное стихотворение из тех что от меня останутся
ты хороший поэт господи но эти подробности
убивают даже добитое

***
навьюченная улица бежала из душного города
теряя по дороге всякую дребедень
рекламные щиты бензиновые заправки и прочая и прочая
пока не упала без сил перед речкой черт знает какого названия
счастливая и свободная от асфальтовой шкуры
у самого берега ее кто-то догнал и вбил крест с табличкой купаться запрещено


Имитатор

Все в сборе: толпа, прокуратор,
Направленный в центр софит,
Булыжники, гвозди, солдаты
И тот, кто еще не убит.

Его еще станет мне жалко,
Когда нарисует гример
Оставленный камнем и палкой
Народной любви приговор.

Статист исполняет статиста,
На крест поднимают звезду
И так ее мучают чисто,
Как будто постились в аду.

Вот это как будто искусство,
Чудесно не сломанный нос –
Прощает высокое чувство,
И каждый немного Христос.

Слезает с креста имитатор.
Солдатик фехтует мечом.
А что умирало распятым –
Достанет до горла еще.


Жили-были

Все умерли, все жили-были.
Упала тень на склоне дня,
Когда вы все переходили
Через прозрачную меня.

А тень стоит и долго машет,
Изображая самолет,
Немую девочку Наташу,
Что не жила и не умрет.

Стоит она – и не примнется
Трава и лютик полевой.
А самолет летит на солнце
И пропадает за горой.

История короче суток,
Стены бледнее меловой,
Рассказанная в промежуток
Между вечерней и ночной

Молитвами у изголовья
С обидой, верой и любовью.


Няня и Люцифер

Сны детства, шепот обещанья –
Что сохранило навсегда
В руке у няни мирозданье, –
Все засияет, как звезда.

Когда, уставшие от мира,
Листвой закроются глаза –
Все повторится, только лира
С другим останется бряцать.

Кто получал клеймо поэта,
Велик ли духом или мал,
Был Люцифером в мире этом
И невозможного желал.

Но если раб у господина
Не станет требовать отчет,
То спросит сын по праву сына,
Когда к порогу подойдет.


Безумный мир

Безумный мир, в своем родстве
Я наконец не сомневаюсь.
Мы так друг друга убиваем,
Как мысли в общей голове.

Но тверд твой вылепленный череп,
И что ни станется со мной,
Тебе приятно будет верить
В железный разум внеземной,

В подстрочник чистого дыханья,
Поднявшего из праха дух –
Пусть жил он в шкуре обезьяньей
И даже матерился вслух,

Как будто мнить себя свободным
Умел в коробке черепной,
И умирал когда угодно,
Кричал и плакал, как живой.


Эпизод на Адмиральском пр-те

Торговка зеленью и луком
Парит над ящиком картонным.
С ней долго ссорится старуха,
Но правде железобетонной
Не победить сегодня в мире.

Маршрутка 134
По Адмиральскому проходит,
И нарушается в природе
Баланс петрушки и шпината.

Старухе ничего не надо,
Лишь проскочить на переходе
И посмотреть на виноватых
Как на петрушку в огороде.

По Адмиральскому старуха
Спешит за прошлым одиноко.
Торговка зеленью и луком
Глядит на белую дорогу…

Я прохожу по тротуару,
Она кивает мне при встрече
И говорит: «Хороший вечер.
Хороший зимний вечер. Даром».


Пансион

Пока в саду скрипят качели,
Пока пчела кружит над розой
И замерли в нелепых позах
Воздушные мадмуазели,
Ничто плохое не случится
В забытом мире на балконе,
Пока спокойно врут страницы
Мари, Терезе и Симоне,
А засыпающие пальцы
С коленей книгу не уронят…
И разбегутся постояльцы,
Мари, Тереза и Симона,
Никто не вспомнит о пионах,
Пчеле, которая кружится,
Качелях, розах, пансионах
И прочих действующих лицах.


Зимнее пенное

Я иду по большому городу,
Только в городе никого.
Будто метки и бирки спороты
С платья города моего.

Будто нет у него имени…
Как же звали его, когда
На песке проснулись нагими мы
И задумали города?

Чтобы море нашло название,
Чтобы каменные цветы
Вырастали в садах изгнания,
Равнодушные, точно Ты.

Вырастали – какими помнили.
И поднимутся вновь с нуля
Человечьи каменоломни,
Бесприютные, как земля.

Дышит море у ног зимнее.
Все дороги ведут к нему,
Утром – красному, в пене – синему,
Ночью – к черному моему.


Рецензии
«Закладка»,
«Зимнее пенное»,
«Воздушный шарик»,
«Колечки»,
«Жили-были»,
«Няня и Люцифер»,
«Лампа»,
«Был снежный день»,
«Спичка»,
«Статуя»,
«Крик Каллиопы»,
«Олухи и Босх»,
«Место в Ковчеге»,
«Имитатор»,
«Deals are Made in Heaven»
(«время без конца...»,
«вот зря он создал Еву...»,
«лучшие сделки с богом тоже совершаются на небесах...»).

Анна Ахматова
* * *
Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит...
Перебирая мужнины слова,
Она рыдать не перестанет.
И будет так, пока тишайший снег
Не сжалится над скорбной и усталой...
Забвенье боли и забвенье нег -
За это жизнь отдать не мало.

Закладка

Оставишь знак-напоминанье,
Неразличимый никому,
В закладке, вложенной случайно,
А я открою и пойму,

Что повесть кончиться не может,
Когда уходит со страниц.
Что все герои в ней похожи
На нас до кончиков ресниц.

Где возвращаются в начало,
Чтоб повториться без числа.
Судьба хранить не обещала,
Ни выпускать из-под крыла.

Должно быть, ангелам не спится,
Пока спивается поэт,
И в перелом вставляет спицы
Любовь, рожденная на свет.

Пройдем над пропастью вслепую,
Рассыплем семечки в тетрадь…
А я по-прежнему ревную
И не могу поцеловать.

Автоответчики и птицы -
Что остается после нас.
И хочется наговориться
До дна безмолвия сейчас.

Герман Гессе (пер.: В. Куприянов)
* * *
Вот мотылек синий,
Легкий халиф на час,
Перламутровый иней,
Вспыхнул - мигнул - погас...
Так же в мгновение ока,
Меня поманив легко,
Счастье пришло издалека -
И ушло далеко.

Вероника Тушнова
ЧЕРЕМУХА

Дурманящей, росистой чащею
черемуха -
дыши, гляди,
ласкай, ломай...
И боль щемящая,-
как мало весен впереди!
А стоит ли уж так печалиться,
прощаясь с миром дорогим?
Ничто на свете не кончается -
лишь поручается другим.
Другим любовь моя завещана,
в других печаль моя горька...
Сто тысяч раз
другая женщина
все пронесет через века.
Ничто не пропадет, не минется.

Все праздничнее, все милей
цветет черемуха -
любимица
покойной матери моей.

Воздушный шарик

Взошло и сверзилось светило.
Который раз ищу карман,
Куда бы счастье не входило.
Кругом могилы, все обман.

Воздушный шарик, легкость мысли,
Веревочка на небеса…
На пальце тряпочка повисла,
И все сложилось на глазах.

Пусть это ладно, это к черту,
Могила, яма - все равно.
Хотелось некого эскорта,
Влиянья чистого кино…

А чтобы так - к стене спиною,
Руками в стену, в стену лбом…
И завтра не придут за мною,
И не опомнятся потом.

Ирина Одоевцева
* * *
Ненароком,
Скоком-боком
По прямой
И по кривой
Время катится назад
В Петербург и в Летний сад.

Стало прошлое так близко -
Тут оно, подать рукой,-
И проходят предо мной
Друг за другом, чередой,
<Я> помянутые ниже:
<Я - подросток>, <Я - студистка>
С бантом, в шубке меховой,
<Я - невеста>, <Я - жена>
(Это, впрочем, уж в Париже),
И, печальна и грустна,
До прозрачности бледна,
Молча, в чёрное одета,
Вот проходит <Я - вдова
Знаменитого поэта>...

Только было ли всё это?
Или это лишь слова?
Лишь игра теней и света?

Хоть, бесспорно, жизнь прошла,
Песня до конца допета -
Я всё та же, что была:
И во сне, и наяву
С восхищением живу.

Жили-были

Все умерли, все жили-были.
Упала тень на склоне дня,
Когда вы все переходили
Через прозрачную меня.

А тень стоит и долго машет,
Изображая самолет,
Немую девочку Наташу,
Что не жила и не умрет.

Стоит она - и не примнется
Трава и лютик полевой.
А самолет летит на солнце
И пропадает за горой.

История короче суток,
Стены бледнее меловой,
Рассказанная в промежуток
Между вечерней и ночной

Молитвами у изголовья
С обидой, верой и любовью.

В. Тушнова
* * *
Мало в жизни я повидала:
и цветов мне дарили мало,
и ещё мне жаль, что ни разу
я на свадьбе не пировала.
Очень нравились мне наряды,
а ходила в платьишке драном,
очень в жизни хотелось правды,
а она - пополам с обманом.
То обиды, то неудачи,
то душевная непогода,
да разлуки ещё в придачу,
да четыре военных года...
Столько горя, потерь и боли!
Вот бы заново мне родиться,
вот бы взять и своей судьбою
по-другому распорядиться.
Жизнь, направленная искусно,
потечёт по иному руслу.
Заблестят маяки другие,
полетят облака другие,
в бездну канут,
во мраке сгинут
берега мои дорогие...
Берега, острова, излуки,
наши праздники и разлуки,
и любимое твоё сердце,
и надёжные твои руки,
и суровые твои брови,-
всё, что было у нас с тобою,
всё, что будет у нас с тобою...
Я молчу... Я от счастья плачу...
Ничего не хочу иначе!

Н. П., из цикла «Октябрь, 20. Перекресток»
Решето

И станет день похож на решето.
Мука и море, время и песок -
В нем больше не задержится ничто.
Останется упавший волосок.
Я посмотрю на облако и небо,
Не спрашивая, был Ты или не был.
Ни здесь ни там и Ты меня не спрашивай:
Была Наташа, не было Наташи…
В карманах ничего не пропадет -
Штаны подтянет облако седое
И побежит по небу не со мною.
Лишь именем знакомым назовет.

Н. П., из цикла «На верески в Топосе»
Долгая осень

А я только вижу луну над мостом,
Забытую лодку на речке.
А мы всё идем, мы куда-то идем,
Как будто за берегом вечность,

Где долгая осень платки развернет,
С царевыми выйдет дарами.
А я только вспомню, как небо течет
И тонет у нас под ногами.

Куда мы, зачем мы, откуда пришли,
Под ветром и под листопадом
Стояли на маленькой точке земли…
Да ладно.
Но пели цикады
Всю ночь
И не петь не могли.

Марина Андреева 10   18.10.2024 17:10     Заявить о нарушении
Поль Верлен (пер.: Ф. Сологуб)
* * *
Как нежно вы меня ласкали
Так незадолго до разлуки,
О эти маленькие руки,
Которыми мои печали,

Мои томленья и скитанья
И в близких, и в далеких странах,
Под ясным солнцем и в туманах,
Преображалися в мечтанья!

Все к ним тоска моя стремится,
Но разгадаю ли их знаки
Душе, которая во мраке
Зловещем никнет и томится?

О непорочное виденье,
Приходишь ли ты с вестью верной
О нашей родине безмерной,
Где тесное соединенье?

О руки, власть благословенья,
И скорбь, и кроткие упреки,
И освященные зароки,
О, дайте, дайте знак прощенья!

П. Верлен - Ф. Сологуб
* * *
Послушай нежной песни лепет.
Она заплачет, утешая,
Такая скромная, простая,
Как ручейка над мхами трепет.

Нам ведома и вожделенна,
Теперь она звучит из дали
И, как вдова из-за вуали,
Глядит печально, но надменно.

Злой ветер, налетая с ревом,
Не вскроет тайны покрывала,
Но сердцу ясен блеск фиала
Небесной правды под покровом.

Нам ведомая, повторяет,
Что наша ненависть и злоба
Бесследно канут в бездну гроба,
И лишь добро не умирает,

И, говорит, какая радость -
Простая жизнь без ожиданья,
И ясным золотом венчанье,
И мира без победы сладость.

Звучит, с холодным ветром споря,
Наивная эпиталама;
Великолепнее нет храма,
Чем храм утешенного горя.

Подобна страннице бездомной
Душа, безгневная в томленье.
Как ясны все ее ученья!
Внимай урокам песни скромной.

Статуя

Ее заснеженные плечи,
Слепое притяженье глаз.
Я тот случайный первый встречный,
Кого ждала она сейчас.

Ее глаза как две собаки
Бегут за мною до угла,
Как сотни лет бегут за всяким,
Кого дорога привела.

И возвращаются обратно,
Холодным взглядом облизав.
Ее всевидящие пятна.
Ее незрячие глаза.

Глядят на небо грозовое,
На море вечное глядят.
И удивительно спокоен
И камня, и столетья взгляд.

Н. П., из цикла «Сфинкс»
Сфинкс

Вдвоем и врозь. Луна и Сфинкс.
Танцует в небе балерина.
Стекает платья парафин,
Столетий падая лавиной,

И запечатывает рот,
И вяжет патокой ресницы.
Окаменевший отомрет -
Я не смогу пошевелиться.

Она кружится как волчок,
Он с силой говорит всевышней.
Дыханье Сфинкса горячо.
На низкой скорости не слышно.

Недвижна арматура лет,
В молчанье ночи неизменно:
Пустыня, отраженный свет,
Примат, упавший на колено.

«Крик Каллиопы»

Вы видели, как тонут города -
А ты стоишь во сне и наблюдаешь,
Спастись не успевая никогда,
Врастая в берег и не умирая

От ужаса предательства внутри,
От топкости последнего оплота…
Как будто Богу, что ни говори,
Земного шара мало для расчета.

Уйдет под воду маленький мирок,
Я захлебнусь в предчувствии потопа.
Душа бежать готова со всех ног,
И удирает с криком Каллиопы.

Эдгар По (пер.: К. Бальмонт)
Город на море

Здесь Смерть себе воздвигла трон,
Здесь город, призрачный, как сон,
Стоит в уединенье странном,
Вдали на Западе туманном,
Где добрый, злой, и лучший, и злодей
Прияли сон - забвение страстей.
Здесь храмы, и дворцы, и башни,
Изъеденные силой дней,
В своей недвижности всегдашней,
В нагроможденности теней,
Ничем на наши не похожи.
Кругом, где ветер не дохнет,
В своем невозмутимом ложе,
Застыла гладь угрюмых вод.
Над этим городом печальным,
В ночь безысходную его,
Не вспыхнет луч на Небе дальнем.
Лишь с моря, тускло и мертво,
Вдоль башен бледный свет струится,
Меж капищ, меж дворцов змеится,
Вдоль стен, пронзивших небосклон,
Бегущих ввысь, как Вавилон,
Среди изваянных беседок,
Среди растений из камней,
Среди видений бывших дней,
Совсем забытых напоследок,
Средь полных смутной мглой беседок,
Где сетью мраморной горят
Фиалки, плющ и виноград.
Не отражая небосвод,
Застыла гладь угрюмых вод.
И тени башен пали вниз,
И тени с башнями слились,
Как будто вдруг, и те и те,
Они повисли в пустоте.
Меж тем как с башни - мрачный вид! -
Смерть исполинская глядит.
Зияет сумрак смутных снов
Разверстых капищ и гробов,
С горящей, в уровень, водой;
Но блеск убранства золотой
На опочивших мертвецах
И бриллианты, что звездой
Горят у идолов в глазах,
Не могут выманить волны
Из этой водной тишины.
Хотя бы только зыбь прошла
По гладкой плоскости стекла,
Хотя бы ветер чуть дохнул
И дрожью влагу шевельнул...
Но нет намека, что вдали,
Там где-то, дышат корабли,
Намека нет на зыбь морей,
Не страшных ясностью своей.
Но чу! Возникла дрожь в волне!
Пронесся ропот в вышине!
Как будто башни, вдруг осев,
Разъяли в море сонный зев, -
Как будто их верхи, впотьмах,
Пробел родили в Небесах.
Краснее зыбь морских валов,
Слабей дыхание Часов.
И в час, когда, стеня в волне,
Сойдет тот город к глубине, -
Прияв его в свою тюрьму,
Восстанет Ад, качая тьму,
И весь поклонится ему.

Зимнее пенное

Я иду по большому городу,
Только в городе никого.
Будто метки и бирки спороты
С платья города моего.

Будто нет у него имени…
Как же звали его, когда
На песке проснулись нагими мы
И задумали города?

Чтобы море нашло название,
Чтобы каменные цветы
Вырастали в садах изгнания,
Равнодушные, точно Ты.

Вырастали - какими помнили.
И поднимутся вновь с нуля
Человечьи каменоломни,
Бесприютные, как земля.

Дышит море у ног зимнее.
Все дороги ведут к нему,
Утром - красному, в пене - синему,
Ночью - к черному моему.

Н. П., из цикла «На верески и остролисты»
Трамонтана

Потом от хохота гагар
Родятся лодочка и рыбка,
И жизнь, метнувшись на пожар,
Предпримет новую попытку.

Я полюблю ее другой,
Беспамятной и безымянной,
Кораблик подхвачу рукой,
Двоих найду из океана.

Двух рыбок положу в ладонь -
Серебряную, золотую,
Ее лицо, его огонь -
И ветром северным подую.

И назову луну луной,
А солнце именем испанским,
Где разлученные землей
Над Кадисом кружатся в танце.

Инна Лиснянская
* * *
Ты поживи с моё,- сказало море.
Ты повидай с моё,- сказало небо.
Ты испытай с моё,- земля сказала.

И я забыла собственное горе,
И возлюбила слово больше хлеба,
И перед миром на колени стала.

Марина Андреева 10   18.10.2024 17:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.