Философ Энесидем

ЭНЕСИДЕМ,
Древнегреческий философ,
Родом из Кносса,
В 70-х годах,
До Рождества Xристова,
Родился,
В Александрии он учил,
Восстановил учение Пиррона,
Главой Александрийской,
Школы скептиков был,
Называл себя,
Последователем Пиррона,
Его книга:
“Пирроновы рассуждения”,
Около 43 год до нашей эры,
Содержит изложение,
Доктрины скептиков,
Считается также,
Что в ней Энесидем,
Довольно полно изложил,
Взгляды самого Пиррона,
Который не оставил,
Никаких письменных свидетельств,
О своем учении,
И поэтому он основателем стал,
Новой школы скептиков,
Которые выдвигали,
Десять «тропов»,
Они называются,
«Скептические тропы»,
Или способы опровержения,
Для оправдания сомнения,
Так называемые «тропы»,
Направленные против,
Всех суждений о реальности,
Которые основываются,
На непосредственных впечатлениях,
Формулировка первых десяти,
Принадлежит самому Энесидему:
- Первый «троп» состоит в указании,
На разнообразие существ,
На различия в их происхождении,
И в их телесном строении;
- Второй «троп» основывается,
На различиях между людьми,
Даже признав,
Что суждения людей,
Достойны большего доверия,
Чем суждения неразумных животных,
Должно признать,
Что телесные и моральные различия,
Несомненно существующие,
Между людьми,
Требуют и в этом случае воздержания,
От суждений о природе самих вещей;
- Третий «троп» основывается на различном,
Даже для одного и того же человека,
Устройстве органов чувственного восприятия;
- Четвертый «троп» исходит,
Из различий в «распределении состояний»,
Одни и те же предметы,
Воспринимаются по-разному,
В зависимости от обстоятельств;
- Пятый «троп» исходит,
Из зависимости суждений от положения,
От расстояния и места,
И здесь предпочитающий,
Одно суждение другому,
Не может обосновать,
Это свое предпочтение,
Так как всякое явление,
Созерцается,
На известном расстоянии,
В известной среде,
 И в известном положении,
Каждое из которых производит,
Большие перемены в представлениях;
- Шестой, «троп» указывает,
На зависимость суждений от «примесей»:
Если из предметов,
Подлежащих суждению,
Ни один не воспринимается обособленно,
Сам по себе,
А всегда лишь в соединении,
С каким-нибудь другим,
То даже при условии,
Если бы судящий мог сказать,
Какова будет смесь,
Составленная из этих предметов,
Он не будет вправе судить о том,
Каким окажется в «чистом» виде предмет,
Входящий в эту смесь;
- Седьмой «троп»,
Рассматривает зависимость суждений,
От соотношений величин,
И от устройства предметов,
Подлежащих определению;
- Восьмой «троп» базируется,
На относительности всех явлений,
Невозможность суждения,
Выводится в нем из того,
Что каждая вещь существует всегда,
По отношению к чему-нибудь,
И потому скорее кажется такою-то,
Нежели по природе есть такова,
Какой она нам представляется;
- Девятый «троп» указывает,
На зависимость суждения от того,
Постоянно или редко встречается,
Рассматриваемое явление,
Одна и та же вещь признается ценной,
Или не имеющей цены,
Не на основании учета,
Ее действительной природы,
А в зависимости,
От своей распространенности;
- Десятый «троп» устанавливает,
Зависимость суждения от поведения,
Обычаев, законов,
Баснословных верований,
И догматических предрассудков;
«Тропы» Энесидема,
Это гносеологические аргументы,
Против догматизма,
Являются также,
И теоретическими основами морали,
«Тропы» Энесидема,
Как и дополнительные «тропы» Агриппа,
Вскрывают несостоятельность,
Онтологического понимания истины,
Как чего-то вечного, неизменного,
Неподвижного и непротиворечивого,
Вслед за Гегелем,
Ленин высоко оценивал «тропы»,
Позднего скептицизма,
Видел в их направленности,
Против абсолютов,
"...зародыш диалектического материализма",
«Тропы» Энесидема укоренились,
В истории философии,
Они использованы были:
Монтенем, Ф. Бэконом. (учение о "призраках"),
Юмом, Кантом,
И другими.


Рецензии