Ужас тайны

 Погребение заживо – несомненно, чудовищнее всех ужасов, какие выпадали  на долю смертного.
                Эдгар По

       Жители  украинского села Верхнее  удивлялись: Витька, сын кузнеца Пархоменки  в матросы пошёл.  Сначала он служил краснофлотцем, но со временем, когда его стали величать Виктором Александровичем, он, преодолев одну служебную ступеньку за другой, уже имел на погонах довольно крупные звёзды. Везло украинцу. Даже в войну.

      Крейсер «Червона Украина» во время авианалёта 12 ноября 1941 года в результате попадания двух бомб поучил две пробоины и затонул.  А Пархоменко, который бы старпомом на крейсере, спасся.   6 октября 1943 года эсминец «Беспощадный», где командиром был Пархоменко атаковало 10  бомбардировщиков.  В корабль попали четыре бомбы. Эсминец разломился пополам. Обе части тут же ушли под воду. А Пархоменко спасся. Да и в мирное время ему тоже везло. 29 октября 1955 года перевернулся и затонул линкор «Новороссийск». Его погубил мощный взрыв под носовой оконечностью корабля. А вице-адмирал Пархоменко, который руководил на корабле спасательными работами, спасся. Его, уже обессилившего, подобрала из воды шлюпка с эсминца.

      В ту жуткую октябрьскую ночь Черноморский флот был предоставлен самому себе. На борту гибнущего  «Новороссийска» находились кроме командующего флотом В.А. Пархоменко все севастопольские адмиралы: начальник штаба флота вице-адмирал  С.Е. Чурсин,  член Военного совета контр-адмирал  Н.М. Кутаков, командующий эскадрой контр-адмирал Н.И. Никольский,  начальник штаба эскадры контр-адмирал  А.И. Зубов, начальник Политуправления флота контр-адмирал Б.Т. Калачёв и еще 28 старших офицеров штаба.

      И зачем они прибыли на линкор? Особенно штабисты и политики. Какую они могли оказать помощь? Да никакой, только мешали и сковыв али действия корабельных офицеров. Например, прибывший на корабль через 30 минут после взрыва Пархоменко,  приказал прекратить попытки отбуксировать линкор на мелкое место (а если бы отбуксировали – жертв, практически, не было бы).   Тот же Пархоменко запретил эвакуацию матросов не занятых в аварийных работах. Они в количеств ок 800 человек стояли в строю на юте. Когда корабль стал переворачиваться, все они заскользили по палубе к левому борту и посыплись в шинелях,  в гадах в черную студёную воду. Многие из них утонули сразу, других накрыл корпус корабля. 

     Вообще-то с офицерами не корабле было не всё правильно. На борту отсутствовали сразу две ключевые фигуры – командир корабля А.П. Кухта  и командир  электро-механической боевой части (БЧ-5) И.И. Резников. Оба были в очередном отпуске. Безусловно, отсутствие этих офицеров пагубно сказалось на судье экипажа. В добавок ко всему  замещавший  командира корабля старпом капитан 2 ранга Хуршудов вечером 28 октября сошел на берег,  оставив за себя помощника командира корабля З.Г. Сербулова.  А кто такой помощник командира?  Это всего лишь старший боцман на корабле. Вот этот старший боцман и стал спасать корабль (Хуршудов, оповещённый посыльным, прибыл на линкор за 40 минут до его опрокидывания).

       Взрыв произошёл в 01.31, образовалась громадная пробоина площадью в 150 квадратных метров, в которую хлынуло море.  Вода рвала ослабленные временем  (линкоры было более 40 лет) водонепроницаемые переборки и затапливала средние палубы. Крен на левый борт неуклонно  возрастал.  В 03.50 он был равен 10-12°, а через десять минут – 17° (критическое значение – 20°). Динамика была угрожающей. Если бы на месте был командир БЧ-5, он бы обязательно доложил и командиру корабля и  командующему флотом, что через  15-20 минут корабль перевернётся, и началась бы экстренная эвакуация личного состава. Однако оставшийся за него  командир  электро-технического дивизиона инженер-капитан 3 ранга Е.М. Матусевич  (конечно не такой специалист в вопросах живучести корабля как командир БЧ-5) за 20 минут до опрокидывания линкора доложил Пархоменко, что положение корабля стабильно.  Однако уже через пять минут он имел другое мнение.

      Из воспоминаний командира аварийной партии З.С. Крайтермана о последнем контакте с Матусевичем за 15 минут до опрокидывания:  «Ефим Михайлович сказал мне, чтобы мы поднимались наверх. Он был исключительно спокоен и собран. Поблагодарил матросов и старшин за службу. Затем мы отошли на несколько шагов от строя, обнялись, и он сказал: «Ну, я пошел. Прощай. Постарайся как можно быстрей снять своих людей с корабля. Сделать уже ничего нельзя».

        После этого он отправился в ПЭЖ, расположенный в низах корабля.  Выбраться из этого стального цилиндра при опрокидывании корабля нет никакой возможности. Зачем он это сделал?

     В 04.14 крен достиг 20°. «Новороссийск» качнулся вправо, а затем резко и неожиданно повалился влево, лёг на борт и тут же перевернулся вверх днищем. В 22.00 корпус корабля полностью исчез под водой.

     При взрыве одномоментно погибли более 100 моряков. Им повезло больше, чем остальным пятистам  человекам принявшим затяжную и мучительную смерть. Самый страшный  смертный удар пришёлся на долю личного состава БЧ-5. Он погиб полностью, находясь на своих боевых постах  у котлов, турбин, электромеханизмов в утробе корабля. Их смерть была ужасной! Они были заживо погребены. В непроглядной темноте верх стал низом. Механизмы со страшным грохотом срывались со своих опор и давили людей. Холодная вода быстро затопляла отсеки. Выбраться из этого ада не было никакой возможности. Уцелевшие  матросы и офицеры с ужасом ждали наступления конца. Страшнее всего было в котельных  отделениях. Жаркий пар и кипяток из разрушенных котлов обваривал людей, топочные газы  отравляли их.  Снаружи ужаса было не меньше. Сотни моряков, избегнувшие пресса корпуса корабля  и  оставшиеся  на плаву,  теряли силы в холодной воде и тонули. Ради спасения они цеплялись друг за друга, образуя клубки из живых тел,  которые медленно уходили под воду.
 
       Па официальным данным в этой катастрофе погибли 607 человек. По неофициальным – 829 человек.

      Почему произошёл взрыв и что взорвалось под «Новороссийском?  Эти вопросы до сих пор мучают специалистов. То, что взрыв был наружный. свидетельствуют загнутые внутрь корабля рваные края пробоины. А вот, что взорвалось – это есть большой вопрос.

   Расследованием катастрофы занималась правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Совета министров СССР Вячеславом Малышевым. Согласно докладу комиссии, «наиболее вероятно, что 29 октября 1955 года под кораблём имел место взрыв немецкой мины типа RMH или LMB с взрывателем М-1, поставленной в период Великой Отечественной войны».

     Сразу же этот официальный взгляд  подвергся критике и в пику ему появилось несколько, резко отличных от правительственного взгляда,  версий.  Версии были очень остросюжетными, их необычность    подпитывалась следующими странными фактами:  в ночь на 29 октября 1955 года боновые  ворота, закрывавшие вход в Северную бухту. были почему-то открыты, шумопеленгаторы выключены, корабли дивизии ОВРа не охраняли вход в Северную бухту. Постепенно экстравагантные варианты организации подрыва линкра потеряли свою убедительность и к настоящему времени (2021) преобладающй версией стала ДИВЕРСИЯ, хотя официально всё ещё считается, что корабль погиб в результате взрыва немецкой донной миныю. НО! 

      Вопрос: На ту  бочку, на которой стоял «Новороссиск»,  130 раз становился «Севастополь» и 10 раз – «Новороссийск». И ничего! Хотя при таком раскладе донная магнитная мина (если она существовала) должна была непременно взорваться ещё при первых постановках.  Однако этого не случилось. Почему?

     Объяснение: При постановке мины пружинные часы, замыкавшие цепь подачи энергии для активизации взрывного устройства,  не пошли. А в  результате неудачной постановки на бочку  (Хуршудов по неопытности на десятки метров проскочил бочку), возможно, мины коснулся  якорь или якорная цепь и от толчка часы заработали.

     Вопрос: Чтобы взрывное устройство начало функционировать, чтобы взрыватель сработал, нужна энергия. Батареи же, установленные в минах, за 11 лет хранения разрядились. Водолазы в 51-53 годах подняли 5 мин  типа  LMB  и 19 мин типа RMH. Во всех минах батареи были разряжены. В 9 донных минах, поднятых  водолазами после гибели «Новороссийска» также все батареи были разряжены, да ещё и взрывные устройства вышли из строя.

       Объяснение: Вполне возможен случай, когда какая-либо батарея осилила длительный срок хранения.

    Однако и эти очень слабые аргументы в пользу минного варианта сводятся к нулю следующим фактором, описанным в работах Ю.Веремеева и Ю. Мартыненко. После того как часы замкнут цепь подачи питания, взрыватель начинает настраиваться на окружающее его магнитное поле.  В случае с «Новороссийском» -- это  магнитное поле Земли плюс магнитное поле корабля, что принимается за нулевое значение. Датчик кратности реагирует на изменение магнитного поля. Оно изменится только тогда, когда начнётся  движения корабля. «Новороссиск» же был НЕПОДВИЖЕН.

      И ещё авторы указывают, что после гибели «Новороссийска» был поставлен эксперимент по хранению 300 батарей того же типа, что  и тип батарей, которые были установленны на немецких минах. Результат: через 4 года разрядилось 40% батарей, через 9 лет – 100%

    Таким образом, мина, даже если она и была под линкором, ни при какких обстоятельствах взорваться НЕ МОГЛА! Да и в сучае взрыва такой мины корабль не поучил бы столь больших повлеждений. Для этого требовлся заряд в 5 тонн на днице корабля или в 12 тонн на дне. Вес жк заряда немецких донных мин не првеышал 1316 кг.  .А значит тайна взрыва так и остаётся тайной.

      Конечно, возможны чудеса. Так одна из модификаций  мины LMB выполнялась в управляемом варианте. От такой поставленной мины на берег тянулся кабель, по которому оператор в нужный момент подавал питание на взрывное устройство.  Ну это сюжет для современной детективной повестушки.
      
     Правительственная комиссия  отметила, что  «матросы, старшины и офицеры, а также офицеры, руководившие непосредственной борьбой за спасение корабля, — и.о. командира БЧ-5 т. Матусевич, командир дивизиона живучести т. Городецкий и помогавший им начальник технического управления флота т. Иванов умело и самоотверженно вели борьбу с поступавшей на корабль водой, хорошо знали каждый свое дело, проявляли инициативу, показали образцы мужества и подлинного героизма. Но все усилия личного состава были обесценены и сведены на нет преступно-легкомысленным, неквалифицированным и нерешительным командованием…»

       За гибель «Новороссийска» были наказаны несколько человек, но не очень строго. Больше всех пострадали напрямую не причастные к гибели корабля – это командир корабля капитан 1 ранга Кухта Александр  Павлович (был в очередном отпуске)  и Главком ВМФ адмирал флота Советского Союза   Кузнецов Николай Герасимович (находился в отпуске по болезни).  Они были понижены в воинском звании и уволены в отставку.

  Дейчтвующие лилца,  упомянутые в очерке:

Пархоменко, Виктор Александрович, вице-адмирал, командуэщий ЧФ — украинец,
Кухта Александр Павлович, кап.1 ранга, командир корабля – белорус,
Сербулов Зосима Григорьевич,  кап. 2 ранга,  пом. командира – молдаванин,
Резников Иван Игнатьевич, инж.-капитан 2 ранга,  командир БЧ-5 – русский,
Хуршудов Григорий Аркадьевич, капитан капитаг 2 ранга, старпом – армянин,
Матусевич Ефим Михайлович, инж.-капитаг 3 ранга,  командир ЭТД– еврей,
Городецкий Юрий Дмитриевич, инж.-капитан-лейтенант, командир ДЖ – русский.

Какой национальный букет!

На братской на могиле,
Как памяти патент,
Воздвигнут в русском стиле
Тяжёлый монумент.

Зачем матросам камень?
Зачем проходят тут
Процессии с венками?
И воинский салют…

У своего причала
Погибли ни за грош.
Спасибо адмиралам!
А памятник хорош.




    


Рецензии