Лао-цзы. Дао Дэ Цзин. Поэма

ПРОЛОГ

Около 2500 лет тому назад от нашего 2020 года,
китайский философ Лао-цзы создал прозаический
текст философского трактата под названием,-
"Дао Дэ Цзин", что буквально означает:
"Книга о Дао и Дэ", в которой великий мудрец
излагает свои мысли, а значит и свои поступки.
В своём произведении из 81 главы, Лао-цзы
в 20 главах буквально пишет от своего имени,
называя себя "Я". Благодаря этому, из текста
произведения можно извлечь характеристику
самого Лао-цзы как человека. Если рассматривать
биографические версии учёных о Лао-цзы, то самую
распространённую версию предложил древний историк
Сыма Цзень. Он даже называет точное место рождения
будущего философа:
южная часть Поднебесной, царство Чу, уезд Ху,
волость Ли, село Цюйжень.
Годом рождения Лао-цзы принято считать
604 год до нашей эры. Известен эпизод его работы
при дворе - 517 год до н.э. в возрасте 87 лет,
когда лично встречались Лао-цзы и знаменитый уже
34 летний Конфуций, родившийся в 551 году до н.э.
Если имя Лао-цзы люди помнят до сих пор, то значит
его мысли и Дух живы.

Психолог-психоаналитик Александр Викторович Кувшинов,-
автор книги: "Дао Дэ Цзин - Лао Цзы", комментированный
перевод с древнекитайского языка. Издание 4-е, Москва.
Профит Стайл. 2001г. - 169с.
На основе этого прозаического перевода текста
(с древнекитайского языка на русский язык) Александра
Кувшинова, создано произведение в стихах,- автор которого
Игорь Хлебников: "Лао-цзы. Дао Дэ Цзин. Поэма".

Игорь Константинович Хлебников, родился 9 июня 1939 года
в городе Иркутске, в семье военнослужащего.
В 1956г. окончил среднюю школу в Симферополе.
С 1957г. по настоящее время, живёт в Одессе.
В 1968г. окончил Одесский инженерно-строительный институт,
гидротехнический факультет и направлен на работу в
Одесский проектный институт УКРЮЖГИПРОВОДХОЗ, в отдел
насосных станций.
В 1998г. вышел на пенсию. Литературной деятельностью
не занимался. Автор нескольких технических изобретений.
4 декабря 2018г. на Стихи.ру опубликовал своё первое
стихотворение.
20 декабря 2018г. был номинирован на соискание литературной
премии "Поэт года" за 2018г.
5 сентября 2019г. Секция поэзии Российского Союза писателей
приняла решение рекомендовать его кандидатуру в Российский
Союз Писателей.
В 2019г. номинирован на соискание литературной премии имени
Сергея Есенина "Русь моя".
в 2019г. номинирован на соискание литературной премии
"Писатель года" за 2019г.



ПОЭМА


1-Глава. ПУТЬ КОТОРЫЙ КОНЧАЕТСЯ ЦЕЛЬЮ

Путь, который кончается целью,
путём извечным не может быть;
так и  изречённое слово,
не может извечное слово вместить.

Начало Неба и Земли,- понятия нет в среде словарей.
"Я",(Лао-цзы) называю его,- Мать всех вещей.
И потому, освобождаясь от стремлений,
"Я" могу зреть сокровенное таинственное Начало.
А если неустанно обретать уйму стремлений,
видеть будешь только облик безымянного Начала.
И то и другое, сокровенное и облик, имеют один исток,
и различаются только названием,- в этом их прок.

Все имена всё равно что одно,- для неведомого.
Искусство видеть в чудесном чудесное,-
ключ ко всем тайнам, Мира неисследованного.


2-Глава. СТОИТ, ВСЕМ В ПОДНЕБЕСНОЙ УЗНАТЬ

Стоит, всем в Поднебесной узнать,
что прекрасное,- это прекрасное,
как тут же появится безобразное.

Стоит, всем только узнать,
что доброе,- это добро,
тут же появится зло.

То, что порождает друг друга,-
это бытие и небытие, как два друга.

То, что уравновешивает друг друга,-
это тяжёлое и лёгкое, как два друга.

То, что ограничивает друг друга,-
это длинное и короткое, как два друга.

То, что преданно служит друг другу,-
это высокое и низкое, как помощь друг другу.

То, что как эхо вторит друг другу,-
это голос и звук, сигнал связи друг с другом.

То, что следует друг за другом,-
это прошедшее и наступающее,
и так без конца, круг за кругом.

Вот почему, Мудрый живёт всегда спокойный,
от озабоченности, от дел свободный;
действуя, руководствуется "знанием без помощи слов".

Вся Тьма вещей издавна в Мире существует,
и то что вещей существованию нет начала, их не волнует.
Они рождаются , но не пребывают;
действуют, не надеясь на других, и не убывают.
Добиваются успеха, не останавливаются и не устают,-
ведь только те, кто не останавливается, в пути не отстают.


3-Глава. ЧТОБ В НАРОДЕ НЕ СТАРАЛИСЬ

Чтоб в народе не старались,
друг перед другом поярче выслуживаться;
не следует, в среде достойных, возвеличиваться.

Чтоб в народе не было воров,
не следует, дорогие вещи
ставить превыше всех основ,-
Законов и слов.

Чтоб сделать чистыми сердца людей,
и избавить их от страдания,-
нужно отвратить свой взор от того,
что рождает желания.

Мудрый в жизни, чтобы быть сытым,
следующим руководствуется:
делает свое сердце пустым и открытым;
и живот Его наполняется.
При этом, Мудрый желания свои размягчает,
а Дух свой активно укрепляет.
Другим же, Мудрый советует терпеть,-
"освобождайтесь от своих познаний,
освобождайтесь от стремления иметь.

Тот, кто наставляет людей:
"Наберитесь ума!",-
сам-то не может стать умней,
нехватает ему ещё разума.

Когда ты действуешь свободно,
без задних мыслей в голове,
только тогда ты чувствуешь себя вольготно,-
ничем не связан, как песнь в соловье.


4-Глава. ДАО,- ПУСТОТА

Дао,- пустота, тела не имеет.
Но, благодаря Дао, в Мире существует всё,
которое не переполняется и не мелеет.

О, бездонное Дао! Ты как глава рода,
а Тьма вещей,- твой род,
в составе которого и человеческий плод.

Дао, Ты суть рода сохраняешь,
и превратиться ему в Хаос не позволяешь
бесчисленным нитям от истока рода.

Ты наполняешь гармонией их сияние,
уравновешиваешь влияние
в круговороте жизни всех существ бренных.

О, величайшее Дао, жизнь хранящее!
"Я", (Лао-цзы) не знаю кто Тебя породил.
Похоже что Ты прежде Небесного владыки жил.


5-Глава. НЕБО И ЗЕМЛЯ ЛИШЕНЫ СОСТРАДАНИЯ

Небо и Земля лишены сострадания.
Тьма вещей,- подобна для них соломенному чучелу собаки,
которое используют для жертвоприношения.
Мудрый тоже лишён сострадания.
Он понимает,- люди подобны соломенному чучелу собаки.

Между Небом и Землёй пространство, где звучат соловьиные трели.
Подобно ли оно пространству кузнечных мехов?
Или оно подобно пространству пастушьей свирели,-
пустое, поэтому его нельзя уничтожить в своих стремлениях.
Пустое следует всюду и не имеет равных в своих проявлениях.

Много говорить об этом,- толку мало.
Так не лучше ль умерить себя, и спрятать жало.


6-Глава. ДУХ ГОРОНОЙ ЛОЩИНЫ

Дух* Горной лощины не умирает,-
это Неведомая Праматерь**, очертания которой во тьме скрыты.
Плоть от плоти Её,- корни Неба и Земли глубоко зарыты,
но тянутся беспрерывно словно нити живые, в них суть:
движут всем что есть в Мире и не устают ничуть.


Дух* Горной лощины - в оригинале книги Лао-цзы иероглифы
"гу Шань". "Шань" - значит "дух, божество", а иероглиф "гу"
имеет значение: русло горного потока, ущелье, впадина,
лощина, овраг.
Неведомая Праматерь** - в оригинале "сюань пинь".
"Пинь" - значит "самка животного", а иероглиф "сюань" означает:
чёрный, дальний,скрытый, таинственный, удивительный, глубокий.


7-Глава. НЕБО - ВЕЛИЧАЙШЕЕ ИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕГО

Небо - величайшее из существующего.
Земля - древнейшая из существ.

Благодаря чему, Небо и Земля достигли
и величия, и долголетия?
Они живут словно забыв о себе, многое постигли.
Поэтому, Небо и Земля достигли долголетия.

Вот почему, Мудрый не принуждает себя,
и его тело само выбирает путь-дорогу.
Мудрый отстраняет от работы своё "Я",
и тем самым, продлевает свою жизнь помногу.

Но разве не получается, что так действовать,-
это значит во вред себе воздействовать?
Наоборот, только так и можно,
достижению полноты своих свойств содействовать.


8-Глава. ВЫСШАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ - ВОДЕ ПОДОБНА

Высшая Добродетель- воде подобна.
Вода дарит благо всей Тьме существ,
но не ради заслуг она благосклонна

Жить в покое, вдали от дел,-
вот то, чего люди избегают.
Кто хочет идти по истинному пути, покой не пугает.
Ибо только в покое можно постичь Дао,- это их удел.

В покое и Земля обретает величие, прочность.
В покое сердце делается бездонным,
честолюбие становится истинным,
а суждения обретают силу и точность.

В покое обучаешься руководствоваться главным,
и дела заканчиваются успешно,
потому что решения принимаются неспешно,-
изменения всегда в своё время образуются.
Жизненный путь становится славным,
для тех, кто впереди всех не стремится оказаться.
Время покажет,- каждый может от ошибок избавиться.


9-Глава. ДАО НАПОЛНЯЕТ СОБОЙ ВЕСЬ МИР

Дао, наполняет собой весь бесконечный Мир,
ни убавляясь, ни прибавляясь,- таков у Дао удел.
И не похоже, что когда-нибудь у Дао наступит предел.
Дао действует как молот кузнеца, оттачивая суть вещей.

Стремясь к богатству, чинам и почестям,
ты (человек) собираешь свои сокровища по частям.
Наконец, ты заполнил весь свой дом
золотом, драгоценностями, серебром.

Но из сокровищ не приготовишь еду,
ты сам на себя навлекаешь беду,
которую очень трудно отвлечь,-
и ты не можешь драгоценности сберечь.

А истинное достояние состоит в том,
что обычно свойственно для человека,-
его "Я". Освободись от своего "Я", и потом,
не пропадёшь до конца своего преклонного века.

Именно таков путь Неба.


10-Глава. ЕСЛИ СЕРДЦЕМ УСТРЕМИТЬСЯ

Если сердцем устремиться только к одному,
можно ли освободиться от утрат, не говоря об этом вслух7
Если непрестанно размягчая чувства и делая податливым Дух,
можно ли стать Старым Ребёнком (Лао-цзы),- как новорожденному?

Отвергая всё, что нельзя воспринять обычным путём,
можно ли освободится от ущербности, от никчемных желаний?
Любить людей, управлять государством и быть Вождём;
можно ли здесь обойтись без глубоких познаний?

Небесные врата то открываются, то закрываются. И вновь сначала.
Может ли это происходить без женского начала?
Узреть (медитация) все возможные тайны Мира, тем кто смел;
можно ли этого достичь, освободившись от дел?

Существует сила Дэ, которая,- все существа вскармливает;
порождает их, но не обладает;
не надеясь на других, действует;
превосходит всё, но не главенствует,
и не стремится к этому.
Вот что значит сила Дэ по-этому.


11-Глава. ТРИДЦАТЬ СПИЦ В КОЛЕСЕ

Тридцать спиц в колесе ко втулке сходятся,-
у неё в середине пустота обитает.
Благодаря этому, колесом можно пользоваться,-
оно значительно труд облегчает.

По такому же принципу глину формируют,
изготавливая из неё сосуд,-
его специально такой конструкции делают,
чтоб внутри была пустота, как у всех посуд.

Благодаря этому, сосудом можно пользоваться,
не только людям, но и многим животным.
А когда жильё строится,
окна и двери проделываются,
оставляя у жилья нутро пустым.
Уникальное качество пустоты,- пользоваться
позволяет им, всем тварям земным.

И потому:
То, что приносит доход,- это наполнение.
То, что приносит пользу,- это опустошение.
Благодаря такому жизненному принципу,-
мы каждое утро просыпаемся.


12-Глава. ТОТ,КТО СМОТРИТ НА МИР

Тот, кто смотрит на Мир с помощью пяти цветов,-
подобен слепому.
Тот, кто слушает с помощью пяти звуков,-
подобен глухому;
Тот, кто вкушает с помощью пчти вкусо,-
вводит себя в заблуждение.

Когда в погоне за добычей мчишься,
по полю во весь опор,
безудержным и слепым твое сердце делается.
Об этом даже неуместен спор.
Когда ты в поте лица, украшения и ценности добываешь,
ты во вред себе действуешь.
Вот о чём шёл разговор.

И потому, Мудрый животом Мир ощущает,
а не глазами этот Мир воспринимает,-
поскольку отказываясь от одного,
Мудрый, в таком случае, другое обретает.


13-Глава. КАК СЛАВА, ТАК И ПОЗОР

Как слава, так и позор, причиняют
одно беспокойство.
Страх потерять, вредит тем, кто имеет,-
таково у страха свойство.

Почему, слава ли, позор ли - причинит одно беспокойство?
Зависимым, тебя успех делает. Сначала, успех найти боишься;
а найдя,- потерять его тоже боишься.
Вот почему, слава и позор,- это только расстройство.

Почему же страх, что-либо потерять,
приносит больше всего вред?
Суть в том, что причина всех твоих бед,-
то, что тебе есть что терять.
Ведь если бы тебе не было что терять,
то как можно причинить тебе вред?

И потому:
Дорожи не тем, что у тебя есть,
а миром, который тебя окружает,- в это твоя честь.
Люби не себя, а Землю, на которой живёшь,-
тогда до глубокой старости проживёшь,
и сможешь найти в тяжёлую пору,
у Земли поддержку и опору.

14-Глава. ВИДЕТЬ - НЕ ЗНАЧИТ ПРОСТО СМОТРЕТЬ

Видеть, не просто смотреть,- это значит пребывать
в покое и слиться с окружающим, и пустым
просто слушать,- это не значит звукам внимать,
надо быть безмолвным в окружающем и пустым (медитация).
Блюсти умеренность,- не значит ограничивать себя как скряге,
но значит,- осуществлять это помалу, без передряги.

Тот, кто эти три вещи практикует,-
"видеть", "внимать звукам", "соблюдать умеренность",
сочетая их вместе, никогда не исчерпает их до конца,
и сможет достичь Единого венца.

В чём же суть Единого заключается?
Низ Его не темен, верх Его не светел,-
тянется, не прерываясь ни на миг, а имён не назвать.
Круг за кругом в Единое всё возвращается,
и некого в нём величать,-
нет там вещей в форме тел.

Вот, что называется иметь облик, которого нет:
обладать существованием, вещью не будучи.
Это называется быть неясным и смутным в бездне лет.
Но в Едином есть разума лучи.

"Я",(Лао-цзы) встречаю Единое, - лица не вижу;
следую за Ним,- спины не вижу.
Строго придерживаясь искусства Пути древних людей,
ты достигнешь полноты Управления настоящим,
познаешь глубочайший Исток вещей,-
это называется знанием ОСНОВ ПУТИ как жить в будущем.


15-Глава. ТОТ, КТО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПУТЬ

Тот, кто осуществляет Путь терпимости,
по которому следовали лучшие люди древности,-
невообразимых и удивительных результатов  сможет достичь,
глубину которых, воистину, невозможно постичь.
Но, только тот, кто не стремится к дотошному знанию,
уйдёт дальше всех и достигнет глубин, согласно призванию.

"Я",(Лао-цзы) говорю тебе:
- Будь невозмутимо спокойным,
  словно переплавляешься через реку зимой.
- Будь внимательным и осмотрительным,
  как если бы тебя со всех сторон,
  окружили опасности от тающего льда весной.
- Соблюдай такое достоинство,
  как путник, обретший лишь временный Приют,
  чтоб не нарушать Его уют.
- Будь раскрытым вовне. подобно замёрзшему озеру,
  которое начало от льда освобождаться.
- Будь простым и естественным, подобным Природе,
  которой ты будешь наслаждаться.
- Будь простым и открытым, подобным Долине в горах.
- Будь беспорядочно глупым, подобным весенней воде,
  и тебя не смогут обвинить в каких либо грехах.
- Отпустив на свободу желания, строго следи за собой;
  успокоив ум, обретёшь ясность звука в обстановке любой.
- Будь терпелив, помня о своей цели:
  Изменения ,- это то, что приходит не сразу,
  но как бы сами собой, одного разу.
- Не стремится к избытку тот, кто придерживается Пути.
  Лишь тот, кто не стремится к избытку (всякой "мути"),
  сможет стать несведущим, "Старому ребёнку, Лао-цзы" подобным:
  он не будет желать никаких новых свершений, так ему - удобно.


16-Глава. ДЕЛАЯ ВЗГЛЯД СВОЙ ПУСТЫМ И ОТКРЫТЫМ

Делая взгляд свой (медитация) пустым и открытым,
"Я",(Лао-цзы) проникаю к пределам Мириады.
В сердце храня, бессловесный покой закрытым,
"Я", открываю неземные виды*.

Вот Пути Тьмы вещей:

Пути то сплетаются, то расплетаются.
Созерцая (медитация, "Я" могу видеть как Пути возвращаются.

Все бесчисленные существа, в Мире рождённые,
возвращаются назад к своему началу,- обновлённые.

Возврат к началу для покоя и безмолвия, именуется Обретением.
Это называется ,-"исполнить свою судьбу", терпением.

Исполнить свою Судьбу,- значит познать Извечное.
Познать Извечное,- быть Сиянием, Светом (энергия) как вечное.

Не думая об Извечном, слепо идёшь к своему концу,-
это явление быстротечное.

Познав Извечное,- вместилище всего, поймёшь
что Извечное без дна,
это Всеобщая Казна**.
Всеобщая Казна,- это Верховный Правитель.
Верховный Правитель,- это Небо, то есть Повелитель.
Небо,- это Дао (Путь).
Дао и есть самой Вечности суть.
Только "Я" умираю, остальное - живёт.



...открываю неземные виды* - здесь Лао-цзы описывает
процесс медитации, когда посредством освобождения
своего сознания от груза повседневных мыслей и забот,
он проникает  восприятием за грань мира вещей.
... Всеобщая Казна** - откуда черпаются все вещи Мира.


17-Глава. ВЫСШИЙ ПРАВИТЕЛЬ

Высший Правитель, свои м подданным сознание готов дарить,
но не стремится их облагодетельствовать или наградить.
Не стремится к себе страх или трепет душевный внушить.

Кто верит слепо,- не прозреет.
Кто видит сам, другим сей дар дать пожалеет.
В этом глубокие, высокие слова,- в них мудрость зреет.
Мудрость, постигая успехи в делах, всегда мудреет.

"Я",(Лао-цзы) следую дальше в Путь,
и все бесчисленные чины мира,
раскрывают предо мной свою суть.


18-Глава. КОГДА ОТ ВЕЛИКОГО ПУТИ ОТХОДЯТ

Когда от Великого Пути отходят,-
тогда и человеколюбие и справедливость появляются.
Когда вокруг много умников заблуждаются,-
тогда и Великое Заблуждение возрождается.

Когда в семье не ладят между собой,-
сыновья любовь и почтительность к старшим появляются.
Когда в Государстве беспорядок и смута дружат между собой,-
тогда и преданные слуги гадить стараются.


19-Глава. ЕСЛИ ЛЮДИ НЕ БУДУТ МУДРСТВОВАТЬ

Если люди не будут мудрствовать, умничать. заглушать ненависть,-
польза их возрастёт во сто крат, без всякого сомнения.
Если люди перестанут сострадать друг другу, верить в справедливость,-
будут почитать родителей, вернутся к взаимной любви, без сожаления.
Если люди перестанут ловчить, выгадывать, читать себя персоной особой,-
все воры и разбойники исчезнут из нашей жизни, сами собой.

Тот, кто этим трём правилам по-жизни всегда следует,-
достигает искусности, никогда ни на что не опираясь,
в жизни руководствуется тем что знает, корысти не преследует;
только в простоте, естественности видит основу Силы, на Неё полагаясь;
в уменьшении своекорыстных интересов, от страстей освобождаясь.


20-Глава. ПЕРЕСТАТЬ ХРАНИТЬ ВЕРНОСТЬ ВЕЩАМ

Перестань хранить верность вещам, к которым привязан,-
освободишься от горя и тоски, появятся чувства желаний.
Обретёшь опору в жизни, будешь ничем никому не обязан.
Разве не стоит, ради этого отказаться от взаимных упований?

Пытаясь оказать добро другим, мы им причиняем Зло.
Разве не стоит нам отказаться от медвежьих услуг всего этого?
То чего боится каждый,- нельзя не боятся. Если не повезло,
так это оказаться в одиночестве перед лицом Смерти, всего-навсего.

Этого никому не миновать. А глядишь вокруг,- все предаются веселью,
будто справляя Великое Жертвоприношение, празднуют приход Весны.
Один "Я",(Лао-цзы) тих и незаметен, будто очарован соловьиной трелью;
или как ещё не родившийся на Свет младенец, во чреве матери видит сны.

"Я", словно Старый Ребёнок (Лао-цзы), который не умеет смеяться;
усталый грустный странник, утративший возможность вернуться, наверное.
За своё Я, все люди держатся. А "Я", выбрал повод от этого отказаться.
Моё сердце как у глупого человека,- такое же неясное и тёмное.

Но повседневный Мир людей ясен и очевиден без свечей.
Один лишь "Я", живу в мире смутном, свету вечера подобном.
Повседневный Мир людей расписан буквально до мелочей.
Один лишь "Я", живу в Мире непонятном, загадочном, таинственном.

Людям всегда есть чем заняться. "Я", живу будто не интересуясь ничем,
подобно невежественному дикарю,- как корабль без рулевого.
"Я", словно озеро, спокоен и тих. "Я",- один отличаюсь от других тем,
что превыше всего, ценю Корень Жизни,- Мать всего живого.


21-Глава. НЕПОСТИЖИМОЕ ДЭ

Непостижимое Дэ,- это то, что наполняет форму вещей,
но происходит Дэ из Дао.
Дао,- это то, что движет вещами;
путь Его загадочен и непостижим:
такой неясный, такой смутный. таков Дао и Дэ режим.

Но Суть Дао,- обладает Формой:
такая смутная, такая неясная.
И суть Дао,- обладает Существованием, как Нормой:
такое глубокое, такое таинственное и неясное.
А Суть Дэ,- обладает Силой:
Сила Дэ превосходит всё, что в Мире существует.
Суть Силы можно Узреть,- медитация это реализует.

С древности и до наших дней, голос Дао не иссякает,-
несёт волю Отца всей Тьмы вещей, и не охрипнет,
Где же "Я",(Лао-Цзы) могу узреть облик Дао?
- Повсюду!


22-Глава. УЩЕРБНОЕ НЫНЕ,- ЦЕЛЬНЫМ СТАНОВИТСЯ

Ущербное ныне,- в свой срок, цельным становится.
кривое, со временем станет прямым.
Что пусто теперь, то снова наполнится,
и станет всё старое вновь молодым.

Довольствуясь малым,- в чём польза поймёшь.
Стремясь накопить,- тревог наберёшь.
Вот почему, Мудрый сердцем стремится,-
чтобы с Единым в Мире слиться.

И этим являет пример в Поднебесной:
в неё Мудрый себя не обнаруживает,-
потому как сам виден фигурой ясной,
и почтение людей заслуживает.

Мудрый, непогрешимым себя не считает,
и сияние его ауры очищается.
Он не борется с собой, но себя не жалеет;
его творения успешно всегда завершаются.

Мудрый способен совершенствоваться.
Лишь тот, кто быть впереди не стремится,-
жить в ладу с Поднебесной, приспосабливается.


23-Глава. НЕСЛЫХАННЫЕ СЛОВА,- РОЖДАЮТСЯ САМИ

Неслыханные слова,- рождаются сами собой.
Ураганный ветер, с утра до вечера не может дуть.
Буря с дождём не бушует днями,- ей тоже надо отдохнуть.

Кто установил эти незыблемые Правила? Небо и Земля?
Да, Небо и Земля полны Величия, но существуют не вечно.
Тем более, может ли человек ровняться с Ними безупречно?

И потому, кто в делах Дао участвует,
с Ним надёжную связь устанавливает.
Очищающий свой Дух, в союз вступает
с силой Дэ, широко открыв ей дверь.
Тот, кто эту связь с силой Дэ утрачивает,-
не имеет в жизни ничего, кроме потерь.

Кто связь с Дао имеет,-
тот получить радость, возможностью обладает.
Того, кого Дао в союз берёт,-
это значит что Дао, радость эту, ему даёт.

Тот . кто связь с Дао утратил, как это часто бывает,-
довольствуется тем. что безрадостно прозябает.


24-Глава. НИКОГДА НЕ НАЧНЁТ ТОТ,- КТО ЛИШЬ ПЫТАЕТСЯ

Никогда не начнёт тот,- кто начать лишь пытается.
Ничего не достигнет тот,- кто слишком торопится.

Тот, кто виден всем,- не может сам видеть всех.
Того, кто заставляет себя,- не достигнет успех.

Тот, кто считает себя правым,- стать лучше не может.
Тот, кто жалеет себя,- совершенствоваться не может.

Кто в пути, из дня в день, предаётся излишествам в еде,
тот постоянно совершает никчемные поступки;
а всё что он имеет,- внушает отвращение и приносит убытки.
Поэтому на этом Пути он не обретёт покоя, находясь в беде.


25-Глава. ВЕЩЬ, ЧТО ВОЗНИКЛА ИЗ ХАОСА

Есть Вещь, что возникла из Хаоса,
Небом и Землёй она не была рождена.
Такая пустая, такая безмолвная!
Существует сама по себе она,
и нет Ей ни конца ни края.

Её действие присутствует во всём, не истощаясь;
можно Её назвать,- Мать всех вещей, не таясь.
"Я",(Лао-цзы) не знаю Её имени, люди называют,- Путь.
По мне, лучше Её назвать "Великое",- здесь Её суть:

Великое,- это значит Ускользающее;
Ускользающее,- это значит Глубочайшее;
Глубочайшее,- это значит неистощимое в Превращениях.

На Свете четыре Великих вещи существует:
Человек,- влияниям Земли следует;
Земля,- влияниям Неба следует;
Небо,- влияниям Дао следует;
Дао,- само по себе следует.


26-Глава. В СПОСОБНОСТИ СНОСИТЬ ТЯГОТЫ,- КОРЕНЬ ЛЁГКОСТИ

В способности сносить тяготы, заключен корень лёгкости.
Основа движения,- заключена в абсолютном покое.
Поэтому Мудрый  находится всё время "сам по себе" в Пути,
и не пытается сбросить груз с повозки,- есть поверье такое.

Даже если Мудрому доведётся оказаться в дворцовой зале лир,
Он будет чувствовать себя там беззаботно и спокойно;
подобно залетевшей в зал ласточке,- случайно.
Что можно поделать с тем, кто с лёгкостью смотрит на Мир?

Мудрый всегда руководствуется только личными интересами.
Легко обретаешь,- если утратишь тягу к тому, что имеешь.
Свободу движения, только тогда с радостью обретаешь,
когда отстаёт в пути тот, кто управляет тобой своими руками.


27-Глава. ИДУЩИЙ ИСТИННЫМ ПУТЁМ

Идущий истинным Путём, не найдёт отпечаток колёс.
Знающий истинные слова, говорит без изъяна.
Лучший план,- это отсутствие плана.

Лучший замок, тот что не закрывается ничем,-
его невозможно взломать.
Лучшие узы,- это те, что не удерживаются ничем,
ведь их нельзя никому сломать

Вот почему:
Мудрый готов прийти на помощь ближнему скорей,-
он никогда не сторонится людей.
Мудрый всегда любой твари готов помочь,-
он никогда не скрывается от людей прочь.

Тот, кто улучшить жизнь людей стремится,
не может быть наставником хорошим.
Тот, кто оказать благодеяние людям не стремится,
тем лучше и легче помочь может им.

Не цени высоко свои наставления,
не дорожи тем,что имеешь как прибыль.
Знание величайшее заблуждение,-
это воистину глубокая мысль.


28-Глава. ВИДЯ ПЕТУХА, ПОМНИ О КУРИЦЕ

Видя петуха, помни о курице,- вот вещь глубочайшая,
способность вместить весь Мир, величайшая.
Постоянно совершенствуясь, от стремления различать
совершенно избавившись,- будешь свободным.
Вновь сможешь стать новорожденному подобным.

Видя белое, помнить о чёрном,-
значит для всей Поднебесной быть идеалом.
Неустанно совершенствуясь в этом,-
избавишься от ошибок, сможешь вновь
стать свободным от ограничений и шаблонов.

Видя славу, помни о позоре,-
пропасть, способная вместить весь Мир и горе.
Неустанно в этом совершенствуясь,
достигнешь уровня действовать тем, что имеешь;
вернуться к простоте и естественности сможешь.

Непренуждённо следовать естественному ходу вещей,
стремится Мудрый, достигая великих возможностей;
словно впадина в Горе, оставаясь незаметным.
Лишён распорядка великий порядок, составленный Мудрым.


29-Глава. ВЕЛИКО СТРЕМЛЕНИЕ,- МИРОМ УПРАВЛЯТЬ

Велико стремление, всем Миром управлять,-
каждый хочет в этом преуспеть и влиять.
Но"Я",(Лао-цзы) не вижу выгоды в этом никакой,-
для меня в жизни главное, это покой.

Мир,- вместилище Духа, вещь чудесная и загадочная.
Миром нельзя обладать. Кто хочет, у того задача алчная.
Стремясь решить её, всякий заслуженно потерпит неудачу:
желая удержать, можно лишь ощутить отдачу.

Всякая живая тварь, пытается либо от Судьбы уйти;
либо, следует предначертанному Судьбой пути.
Либо сопит, всхлипывает, либо дышит полной грудью.
Либо, выбиваясь из сил, смиренно берёт то, что даётся.
Либо, сохраняет себя,- либо нет. А что ещё остаётся?

Вот почему, Мудрый избегает изобилие чрезмерное,-
в жизни всегда есть возможность выбора.
Не выбрав одно,- мы неизменно выбираем другое.


30-Глава. ТОТ, КТО СЛЕДУЕТ ДАО

Тот, кто следует Дао,- людям и Повелителю служат;
но Мудрый не является простым солдатом, именно тем,
который старается только ради других и не тужит.
То чему он служит, Мудрый готов оставить с лёгким сердцем,
так как стремиться всегда лишь к покою и согласию.
Служба и дела,- это то, что колючки порождает,
да препятствия к покою и согласию, на пути к этому.
Вот почему, Повелитель, содержащий великую армию, страдает;
Его обязательно ждёт голодный год,- в этом вся суть.

Имеет  причину и следствие, вожделенная удача.
Кто пытается достичь её, выбиваясь из сил,- ждёт неудача.
Удача придёт, если перестанешь себя жалеть;
если важности и самодовольства не будешь иметь.
Удача придёт сама,- за ней не надо гоняться,
пытаясь достичь, во что бы то ни стало,- стараться.

Вещи и люди, в расцвете начинают увядать,- суть Рока.
Потому что они не следуют за Дао, читая что нет прока.
Жизнь, того кто не следует Дао,- кончается раньше срока.


31-Глава. РАЗЯЩИЙ МЕЧ

Разящий меч,- это не то, что приносит счастья суть.
Всякая тварь , разящий меч, как огня боится.
И потому, кто выбрал Дао  Путь,
никогда не будет на меч надеется.

Благородный человек живёт всегда спокойно.
Он дорожит тем, что находится сзади, с краю смотрящим.
А кто хочет добиться того, что считается достойно,
придётся действовать мечом, безжалостно разящим.
Меч никому не приносит счастья,- заставляет страдать.
Благородный человек не жаждет им обладать.

Мечём может пользоваться тот, кто не прощает грех;
кто равнодушен к славе и выгоде, находится выше всех;
кто обладает Силой, не выставляет это, не пугает других.
Тот. кто любит показывать Силу, любит подавлять и иных.
Кто любит подавлять других, ему интересно это мероприятие.
Но воистину, он не сможет достичь полноты мировосприятия.

Дорожить тем, что находится с краю,- приносит счастье.
Дорожить тем, что считают достойным,- приносит несчастье.
Губит людей страсть к постоянному накоплению,-
всё что они обретают, приводит только к огорчению.

Находится в стороне от великих армий,- значит быть с краю.
Находится впереди великой армии,- это место достойно ада.
Значит,- надо самим начинать процесс похоронного обряда.
Бесстрашно сражаясь и мужественно побеждая,
люди сами вершат похоронный обряд для рая.


32-Глава. ДАО,- ИЗВЕЧНО И НЕ ИМЕЕТ НАЗВАНИЯ

Дао,- извечно и не имеет названия,
Оно,- велико даже в малом.
Дао,- никто в целом Мире не может,
подчинить своей воле, даже авралом.

Если бы могли следовать Дао,
князья и Правители,
Тьма вещей совершалась бы сама собой,
им не противясь,- и рады были бы все жители.

При взаимной уступчивости,
Небо и Земля пребывают во взаимном согласии.
Довольствуются тем что происходит,
при абсолютном единогласии.

Если никто людьми командовать не будет,
то не будет никакой гегемонии.
Тогда люди сами сумеют прийти,
к общему мнению и гармонии.

На Земле, время порядка наведения,
началось с того, что появились названия.
Названий может конечно же не хватить.
Нужно уметь вовремя остановиться со словами.
Когда сумеешь это делать, при желании говорить,
можно всегда легко пользоваться словами.

Посредством вещей Дао понять,-
всё равно что воду всех рек и ручьёв,
пытаться в одно русло вмещать.


33-Глава. ТОТ, КТО ЗНАЕТ ЛЮДЕЙ

Тот, кто знает людей,- мудр.
Тот, кто знает себя,- ясен Духом.
Тот, кто побеждает людей,- силён.
Тот, кто побеждает себя,- крепок.

Тот, кто довольствуется тем, что имеет,-
     лучше всех.
Тот, чьи действия неотразимы,-
     обладает волей.
Тот, кто не теряет того, что приобрёл,-
     обретает постоянство.
Тот, кто умирая , не прекращает быть,-
     обретает вечность.


34-Глава. ТЕЧЕНИЕ ДАО

Течение Дао,- подобно великой реке,
множество рукавов имеющей,
которые простираются повсюду на земле,
долговечно существующей.

Дао опорой служит, всей Тьме вещей,-
благодаря Ему, на Свет и появляются вещи.

Но, о Дао невозможно поведать,-
Оно успешно действует.
Славы Дао не имеет.

Дао одевает и вскармливает всю Тьму вещей,
но не считает себя хозяином всего данного.
Того, кто никогда не жаждет ничего вообще,
можно назвать,- "достигшим малого".

Того, к кому все вещи стекаются,
но хозяином которых он не считается,
можно назвать,- "достигшим великого обычая".
Следовательно,- Дао достиг Величия.


35-Глва. ПОЗНАВ ДАО КАК ВЕЛИКИЙ ОБРАЗЕЦ

Познав Дао,- как великий образец,
коему следует весь Мир, вплоть до ада;
следуй за Дао,- не причинишь себе вреда,
достигнешь Мира полноты и согласия венец.

Созерцая (медитируя) и пребывая в неподвижности,
"Я",(Лао-цзы) странствую в запредельном пространстве,
и чувство великой радости, наполняет меня.

Ведь "Я",- это тот покров,
который находится за пределом слов:
такое тонкое, не имеет ни вкуса, ни запаха
Его ощутить не можешь.
Вглядываясь в Дао,- не сможешь Его услышать.
используя Дао,- не сможешь Его исчерпать.


36-Глава. ВЕЛИКАЯ СТРАСТЬ ТЕБЯ ИССУШАЕТ

Великая страсть,- тебя иссушает.
Великая страсть,- тобой овладевает.
Великая страсть,- слабость увековечит.
Великая страсть,- тебя калечит.

Непоколебимая решимость,- силой наполняет.
Непоколебимая решимость,- могучим совершает.
Непоколебимая решимость,- Дух возвышает.
Непоколебимая решимость,- свободным делает.

В словах этих заключён сокровенный свет, он означает:
мягкое и податливое,- твёрдое и крепкое побеждает.

Рыба ищет где глубже, а человек,- где лучше быть;
и ни к чему людей, этому учить.


37-Глава. ДАО ВСЕГДА СВОБОДНО...

Дао всегда свободно от озабоченности делами,
а так же от беззаботного безделья свободно.
Если бы князья и правители придерживались этого сами,
Тьма вещей совершалась бы "сама  собой" вольготно.

Привычку, и страсть к совершению насущных дел,
"Я",(Лао-цзы) успокаиваю в себе, сводя на нет страсть.
Обретя возможность быть свободным при совершении дел,
просто смотрю на Мир, игнорируя словесную власть.

Живя в пространстве, без оглядки на расхожие мнения,
приходишь к покою, и к тому, что вызывает волнения.
Это означает,- "не иметь привязанности и страстей",
и ты станешь жить без чужих расхожих мнений и мыслей.
И тогда Поднебесная утихнет сама собой.


38-Глава. ВЫСШАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ

Высшая добродетель быть добродетельной не стремится,
потому что высшей добродетелью и является.
Высшая добродетель свободна то дел, и к ним не стремится.
Ведь не делами высшая добродетель достигает уважения.
Высшая добродетель означает:
- высшее человеколюбие, которое состоит в поступках,
а не в мотивах;
- высшая справедливость, которая в том что выходит
и почему это происходит;
- высшая воспитанность*, состоящая в том, чтоб на деле
следовать тому что даётся.
Но редко кто осуществляет это на самом деле,
так как очень скоро бросают , если берутся.

Низшая добродетель, проявляет свою стремительность,
потому что боится утратить свою добродетельность.
Поэтому она и не является высшей добродетелью.
Низшая добродетельность,- это деяние достойных дел,
и это достигается теми кто смел.

И потому, люди:
утрачивая Путь, теряют силу Дэ;
утрачивая силу Дэ**, теряют человеколюбие;
утрачивая человеколюбие,
теряют способность действовать справедливо;
утрачивая способность действовать справедливо,
теряют способность соблюдать Правила поведения.

Суть в том, что сохранять Правилам и Законам верность,
далеко  не самая главная в жизни потребность.
Гораздо важнее,- уметь руководствоваться поминутно
лишь тем, что чувствует ваше сердце ежеминутно.

Для тех, кто знает всё наперёд,
Путь,- это то что уже закончилось;
глупость,- это то что началось.

Вот почему, великие мужи помнят о силе своей
и не забывают о слабости своей;
используют то, что их укрепляет,
и не забывают о том, что их расслабляет;
отказываясь от одного,-
обретают другое.


...воспитанность* - одна из основных категорий учения
Конфуция, современника Лао-цзы. Воспитанность буквально
значит: "Нормы, регулирующие поведение человека, обряд,
ритуал". Ритуал был главной темой встречи и беседы
Лао-цзы и Конфуция около 517г. до н.э. Возраст Лао-цзы
был в то время 87 лет, а Конфуция - 34 года. Подробнее
об этом сказано в книге Александра Кувшинова,- "Этика
и ритуал в традиционном Китае". Москва. Наука. 1988г. 

...высшее Дэ** - это не определённый образ повеления
человека, а возможности, которыми он обладает. Иероглиф
Дэ имеет значение: "духовная чистота, безупречность,
сила духа, ниспосланная благодать, истина, начало".


39-Глава. ОБРЕСТИ ЧТО-ТО ОДНО...

Обрести что-то одно,- с давних пор каждый стремиться.
Быть чистым и ясным,- Небо только к этому стремится.
Пребывать в покое,- Земля к этому стремится.
Не утратить свою жизненность,-Духи к одному стремятся.
Быть полноводными,- русла рек к одному стремятся.
Сохранить свою жизнь,- Тьма вещей к одному стремится.
Управлять Поднебесной,- князья и правители стремятся.

Если не совпадают желания и возможности,
вот к чему это приводит:
 
Небо,- не имея возможности быть чистым и ясным,
страшится зачахнуть и испортится.
Земля,- не имея возможности сохранить свой покой,
страшится на части развалиться.
Духи,- не имея возможности сохранить свою жизненность,
страшатся развеяться и исчезнуть.
Русла рек,- не имея возможности быть полноводными,
страшатся высохнуть.
Тьма вещей, не имея возможности сохранить
свою жизнь, погрузившись во мрак,
страшится что сгинет.
Князья и правители,- не имея возможности сохранить власть
и богатство, страшатся что их низвергнут.

И потому, высоко ценя что-то одно,
то что является корнем жизни, тем самым обесцениваешь.

То что лежит в основе, превознося что-то одно,
тем самым принижаешь.

Вот почему, князья и правители себя называют:
Я ничтожный, Я сирый и несчастный,-
это ли не есть пренебрежение
тем, что лежит в основе. Разве не так? Нет сомнений.

И потому, лучший выбор самого главного,-
это не иметь самого главного.
Когда ты от стремлений и привязанностей свободен:
самые обыденные вещи,- прекрасной яшме не уступят;
груды нефрита и жемчуга,- обычным камням не уступят.


40-Глава. ЛИШЬ УСТУПАЯ И ОТКАЗЫВАЯСЬ...

Лишь уступая и отказываясь.
можно измениться.
Лишь проявляя мягкость и податливость,
можно успеха добиться.

Всю Тьму вещей,-
бытие рождает.
И их существование,-
небытие сохраняет.


41-Глава. ЛУЧШИЙ ВОИН

Лучший воин,- это тот, кто внимает голосу Дао.
И отдаёт все силы, следуя Его воле,
подчиняясь своей судьбоносной доле.

Обыкновенный муж, слушая голос Дао много лет,
то следует этому голосу, то нет.
Никчёмный человек, слушая о Дао и недовольный Им,
больше всех смеётся над этим.
Но и тот, кто не смеётся совсем,
не может быть человеком Пути.

И потому, извечная истина заключается в словах:
Путь света,- Пути тьмы не лучше;
Путь победы,- Пути поражений не легче;
Путь гармонии и согласия,- Пути разногласий не лучше;
вечная истина,- тёмной пропасти не лучше;
вечная слава,- позора не лучше;
иметь много талантов,- не лучше чем не иметь их.

Великий квадрат не имеет углов.
Самое главное приходит в конце.
Голос Великого не легко уловить.
Образ Великого нельзя начерить.


42-Глава. ДАО,- порождает...

Дао,- одно порождает; (1-Единое: сила Дэ, Разум, энергия Ци)
одно,- два порождает; (2-Инь, Ян)
два,- три порождает; (3-Небо, Земля, Человек)
три,- Тьму Вещей порождает.(Тьма несёт: Ци, Инь, Ян, Вещи)

Вся Тьма Вещей:
несёт в себе Инь;
содержит Ян;
энергией Ци* наполняется,
и во взаимном движении смешиваются.

Одинокие, сирые, несчастные,- знают,
что они те, кого люди презирают.
Именно так называют себя князья и правители.

И потому в жизни можно:
либо отказывая другим, заботится о себе;
либо заботиться о других, отказывая себе.

Тому чему учат Люди, учу и "Я",(Лао-цзы):
несгибаемый духом, своей Смертью не будет побеждён.


...энергия ЦИ* - иероглиф "Ци" имеет значения: "газ,
дыхание, запах, дух, настроение, сила Дэ, жизненность".
Энергия Ци, Сияние, Свет - всё это суть "одно",(1-единое)-
чудесная сила Дэ, благодаря которой всё в Мире имеет
возможность воспринимать, чувствовать, жить.


43-Глава. САМОЕ ПОДАТЛИВОЕ

Самое податливое, летя во весь опор свободно,-
догнать лучший в Поднебесной экипаж, способно.
Не обладающее формой (к примеру звук)) единой,
способно проникнуть там, где щели нет ни одной.

Вот почему "Я",(Лао-цзы) вижу выгоду свою,
в освобождении от дел насущных, и этл мой удел.
Возможность знать без помощи слов (медитацию),-
это преимущество быть свободным от многих дел.

Мало кто в целом Мире, который огромен,
принять эти несложные вещи способен.


44-Глава. ЧТО БЛИЖЕ,- НАЗВАНИЕ ИЛИ ЕГО СУЩНОСТЬ

Что ближе,- название или его сущность?
Что дороже,- сама вещь или её цена?

Кто тревожится больше,-
тот кто стремится урвать?
или тот кто не боится потерять?

И потому,-
чем сильнее любишь,
тем больше тратишь.
Чем дальше прячешь,
тем больше теряешь.

Позора не узнает, меру знающий.
Вовремя остановиться умеющий,
в беду не попадёт ,-
сможет, благодаря такой осторожности,
достичь самой вечности.


45-Глава. НЕ ЛУЧШЕ УВЕЧЬЯ,- ДОСТИЖЕНИЕ ВЕЛИКОЕ

Не лучше увечья,- достижение великое,
ведь его нужно всё время тренировать,
чтоб оно не испортилось.

Не лучше убытка,- прибыль великая,
ведь её нужно всё время поддерживать,
чтобы она не иссякла.

Не лучше лжи, правда великая.
Не лучше неумения,- мастерство великое.
Не лучше заикания,- речь великая.

Холодное и неподвижное,- пылкое и горячее побеждают.
Тишина и покой,-жар побеждают.

Сознание, ясное и невозмутимое,-
вот лучшая вещь в Поднебесной.


46-Глава. КОГДА ПОДНЕБЕСНАЯ ДАО СЛЕДУЕТ...

Когда Поднебесная Дао следует,
она своих границ не покидает.
И боевых коней использует,
когда свои угодья обрабатывает.
А когда в Поднебесной связь с Дао утрачивается,
на окраинах Поднебесной боевые кони появляются.

Ни что не наносит такого вреда, когда не умеешь,
довольствоваться тем что ты имеешь.
Ничто так не губит, как стремление умножать богатство.
И потому, довольствуйся тем что имеешь,-
иначе основы , которая неисчерпаема, ты не достигнешь.
 

47-Глава. МУДРЫЙ, СО ДВОРА НЕ ВЫХОДЯ...

Мудрый, со двора не выходя,
что в Мире творится знает.
В окно не глядя,
видит, что Путь Неба взывает.

Вот почему,- Мудрый знает в пути,-
то, до чего не доехать, не дойти.
Мудрый говорит то, что ему очевидно,
но простому глазу не видно.

Мудрый напрямую действует,
и потому,- успеха достигает.
В каждое мгновение своего жизненного пути,-
Мудрый голосу Дао внимает,
свои действия  согласовывает,
с тем что вокруг происходит, и это учитывает.
И потому, Мудрый знает, что путь надо начинать,
с избавления от привычки действовать,
на основе личных намерений и планов.


48-Глава. КТО НАСТАВЛЕНИЯМ УЧЁНЫХ МУЖЕЙ СЛЕДУЕТ

Кто наставлениям учёных мужей следует,-
тот что ни день, обретает.
Кто голосу Дао внимает,-
тот что ни день, лишь теряет.

Теряя то. что можно потерять,-
ты утратишь необходимость,
что либо никчемное совершать.

Владея всем Миром, ты свободен навсегда
от необходимости заниматься делами всегда.
Тот кто занят своим делом,-
не может владеть всем Миром*.


...всем Миром* - поскольку отдавая всё своё внимание
делам, которыми занят, попросту невозможно увидеть
что-либо другое,- например тот шанс, который предлагает
Мир. и который, может быть, твоё Предназначение.


49-Глава. СЕРДЦЕ МУДРОГО...

Сердце мудрого от неизменности свободно.
И вместе с тем, как и у всех людей, оно.
Кто добр ко мне,- дело хорошее делает.
Тот кто не добр ко мне,- тоже хорошо поступает.
Ведь он, мне  лучше стать помогает.

"Я",(Лао-цзы) тому кто со мной искренен,- верю.
Тому кто, кто со мой неискренен,- тоже верю.
Ведь только так, и самому  можно быть искренним.

Там, где живут льстецы, живёт и мудрый в Поднебесной.
Сердце льстецов, - подобно канаве сточной.
Люди имеют глаза и уши, чтобы видеть и слышать.
Но только мудрый может, всему как дитя внимать.


50-Глава. РОЖДЕНИЕ,- ЭТО ВЫХОД...

Рождение,- это выход.
Смерть,- это вход.
Тринадцать,- к жизни следует.
Тринадцать,- к смерти следует.
Но и тринадцать, те что живы,- уже умерли прежде,
но всегда родились вновь: по-кругу как прежде.
Почему это так, почему такой Путь?
Потому, что они рождаются , "чтобы крепче стала людская суть*".
Ибо тот, кто восприятию истинного открыт,
тот обязательно себя сохранит.
И странствуя по земным дорогам,
не падёт жертвой тигра или носорога.
А в иных случаях,- сгоряча,
он не погибнет и от меча.
Носорогу некуда будет свой рог вонзить.
Тигру,- не за что будет свои когти зацепить.
Воину, некогда будет своим мечом поражать.
Почему это так?
Потому, что человек освободился от того что может умирать.



...крепче стала их суть* - Так или иначе, каждому из нас
приходится решать вопрос о смысле  человеческого существования.
Одни, предпочитают вообще не замечать подобных проблем; другие,
обнаруживают таковой смысл в том, чем заняты люди. Человек Пути
решает подобные вопросы,- "не решая их". Он не ищет ответа,
просто сами вопросы со временем исчезают. Для человека Пути,
нет смысла жизни, но есть задача,- "чтобы крепче стала людская
суть". Человек знает, что не по своей личной воле он появился
на Свет ("Мы в этот Мир приходим не по личной воле, и в Мир
иной,- уводит нас Судьба",- стихотворение Игоря Хлебникова),
но согласно Высшему Приказу (Вселенной = Бог. Игорь Хлебников).
Человек знает и то, что "Приказ" этот "ни объехать, ни обойти",-
он будет повторяться вновь и вновь. Такова Суть Жизни, как видит
её человек Пути. И так оно и есть в действительности. В этой
картине Мира нет места "человеческим" чувствам. Здесь
неуместно уныние, равно как и отчаяние. Здесь бессмысленно
жаловаться, зато можно смеяться (у некоторых народов до сих
сохраняется традиция смеяться на похоронах). В самом деле,
что ещё стоит делать, осознав безмерность пучины, которая
извергла крошечный шарик жизни лишь затем, чтобы когда он
достаточно подрастёт, поглотить вновь? Что может быть более
взвешенным, чем осознавая это, "отдаться течению судьбы"?
Задача жизни в том, что бы жить, и сбежать от этого нельзя,
уж лучше жить и радоваться (Александр Кувшинов).


51-Глава. ИЗ ДАО ВСЁ ВОЗНИКАЕТ

Из Дао всё возникает.
Благодаря силе Дэ,- всё растёт.
Благодаря силе Дэ,- всё форму обретает,
становясь вещью, в нашем Мире живёт.

Благодаря силе Дэ,- всё свой Путь завершает,
и в жизни своё предначертание получает.
Вот почему,- Тьма вещей Дао почитает,
а силой Дэ очень дорожит и лелеет.

Дао,- самое высшее в Мире.
Сила Дэ,- самое ценное в Мире.
Не подчиняется Дао ничьим указаниям,-
следует само по себе, согласно своим желаниям.

Воистину , всё происходит по Дао воззваниям.
А всё растёт, благодаря могучей силе Дэ.
Она,- вскармливает и питает, устанавливает и подчиняет.
Она,- воспитывает и защищает, порождает, но не обладает.
Она,- не надеясь на других, решительно действует.
Сила Дэ превосходит всё, но не стремится главенствовать.
Вот, что значит сила Дэ. Такое явление надо приветствовать.


52-Глава. МИР ИМЕЕТ НАЧАЛО

Мир имеет Начало, которое называется,- Мать Мира.
Обретая связь с Началом поймёшь, что ты Её дитя .
Поняв, что ты дитя Матери Мира,
вновь вернёшся к тому. что для всех на всё Её воля.
От своего Я освободившись,
уже не пропадёшь, чему-либо возрадовавшись.
Закрыв свои чувства, и затворив свои двери от опеки людей,
на всю жизнь избавишься от страданий и горестей.
раскрывшись во вне и оставив свои дела, не дающие наград,
до конца дней своих не встретишь уже преград.

Ясность,- это способность, незаметное замечать.
Сила, это способность, ускользающее удерживать.

Если сияние ауры своего тела используешь,
то способность видеть ясно, ты вновь обретёшь.

Не имея тог. что можно потерять для себя,-
рухнут сами собой основы твоего Я.
Это и называется,- "Облачиться в одежды вечности".


53-,Глава. ОБРЕТЯ В СВОЁМ СЕРДЦЕ...

Обретя в своём сердце непреклонное желание знать,
"Я",(Лао-цзы) вступаю на великий путь.
И единственное чего "Я" здесь опасаюсь познать,-
так это помощь из сострадания*, от кого-нибудь.

Великий Путь всех людей ведёт к согласию и покою.
Но люди ходят напрямик,- так быстрее, само собой.
Люди посещают святые места, а не прокладывают Путь свой.
Обработанные поля, милей их глазу, чем пустырь с травой.

Надёжный амбар лучше, чем открытое сердце, без сомнения.
Люди любят, больше всего, цветные шелка одевать;
носить на поясе острый меч, пить, есть, до изнеможения;
драгоценные вещи в изобилии обретать и накапливать.

Так вот откуда берутся разбойники и грабители.
Дао тут не причём! У традиций разбоя есть свои хранители.


...помощь из сострадания* - Сострадание к другому, это
лишь другая сторона жалости к самому себе: одного из
важнейших компонентов общечеловеческого звена, иероглиф
"шэнь". Помощь из сострадания, фактически всегда корыстна,
поскольку подразумевает подобные же действия в ответ.
Это то, что формирует и поддерживает социальные узы людей.



54-Глава. ТО, ЧТО ДОБРОТНО ПОСТРОЕНО...
 
То, что добротно построено,- не сломаешь руками.
То, за что крепко держишься,- не отбросишь ногами.

неотступно соблюдают, и дети и внуки умерших,-
все ритуалы поклонения предкам их.

когда ты освободишься от Сю* в себе самом,-
Дух**,(Сила ДЭ) твой обретёт первозданную чистоту в теле твоём.

Когда ты сможешь совершать Сю внутри двора своего,-
сила Духа твоего польётся через край из тела твоего.

Когда ты, живя в деревне, будешь совершать Сю готов,-
сила Духа твоего обретёт изначальносьт древних предков.

Когда ты сможешь совершать Сю по всей Стране единой,-
сила Духа твоего станет необоримой.

Когда ты сможешь совершать Сю повсюду,-
сила Духа твоего обретёт безграничность  всюду.

И потому, заключившись в себе,- видеть себя будешь.
Не выходя со двора,- видеть свой двор будешь.
Не выезжая из деревни,- видеть деревню будешь.
Живя в пределах Страны,- видеть Страну будешь.
Ограничившись Миром,- видеть весь Мир будешь.


...Когда ты освободишься от Сю* - Иероглия "Сю" имеет значение:
"направлять, приводить в порядок,строить. убирать лишнее,
совершенствовать". Можно сказать, что вся суть работы человека
Пути,- это Сю.
...Дух**,- буквально: твоё Дэ.



55-Глава. ПОЛНОТУ СИЛЫ ДЭ ОБРЕТШИЙ...

Полноту силы Дэ обретший,-
подобным новорожденному становится  Мудрейший.

Ядовитая змея ,- Мудрого не ужалит.
Хищная птица,- в Мудрого когти не вонзит.

Мягкий Духом и гибкий телом, Мудрый знает:
что дикий зверь его увидит и не растерзает;
что хищная птица в него когти не вонзит.

Мудрый достиг изначального.
Где самец, где самка,- не различающий,
всё в одиночестве воспринимающий.
Мудрый от стремления к достижениям избавился,
первозданной чистоты достиг, кругозор его расширился.
Как ребёнок может кричать, не охрипнуть в таком напряжении,
потому что пребывает с природой в гармонии.
Познать гармонию,- значит обрести Извечное.
Познать Извечное,- это способ вновь видеть ясное.

Жизнь, наполненная до краёв,- это счастье и есть.
Сердце, которое подчиняется самому себе,- в нём сила и честь.

Вещи, достигнув расцвета, тут же начинают увядать.
они отказываются следовать дальше. Это надо знать:
жизнь тех, кто отказывается идти дальше,-кончается раньше срока.


56-Глава. ТО ЧТО ЗНАЕШЬ,- СЛОВАМИ НЕ ПЕРЕДАТЬ

То что знаешь- словами не передать.
Надеющийся на слова не может все слова знать.
Надо закрывать свои двери, чувства закрывать.
Надо своё рвение умерить, упорядочить свой пыл;
привести в гармонию состояние душевных сил.
Воспринимать всё, что есть в жизни. как равное:
это значит, обрести сокровенное Единство*,- тайное.

Не избавившись от сострадания к ближнему,-
нельзя обрести это (сокровенное Единство).
Не избавившись от равнодушия и грубости,-
нельзя обрести это (сокровенное Единство).
Не избавившись от нетерпимости и злобы,
нельзя обрести это (сокровенное Единство).
Не избавившись от стремления к благодеяниям,-
нельзя обрести Это (сокровенное Единство).
Не избавившись от восхищения высоким,-
нельзя обрести это (сокровенное Единство).
Не избавившись от презрения к низкому,-
нельзя обрести это (сокровенное Единство).

И потому, эта Вещь (сокровенное Единство),-
самая драгоценная в Поднебесной.


...Единство* - 42-Глава. Дао,- одно порождает.
Одно = (1-Единое: сила Дэ, Разум, энергия Ци).



57-Глава. ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

Основа управления государством,- основные Законы Страны.
Способность к неожиданным  манёврам, основа ведения войны.
Свобода от дел и забот,- как основы для владения миром важны.
Поэтому "Я",(Лао-цзы) решил, что знания по этим вопросам нужны.

Чем больше в Поднебесной запретных Указов,-
в народе сирых и убогих становится больше.
Чем больше в народе мечей и кинжалов,-
тем мрак над Страной сохраняется дольше.
Чем больше среди людей механиков,-
тем вещи чудесные встречаются меньше.
Чем строже Указы и методы Правителей,-
тем воров и разбойников становится больше.

Вот почему Мудрый говорит:
"Я",(Лао-цзы) перестаю заботиться о делах,-
люди сами собой становятся лучше.
"Я", стремлюсь к тишине и покою,-
люди сами собой приходят к порядку больше.
"Я", не ведаю делами управления,-
люди сами собой крепнут и богатеют больше.
"Я", освобождаюсь от обязанностей и страстей,-
люди обретают простоту и естественность лучше.


58-Глава. УПРАВЛЕНИЕ НЕНАВЯЗЧИВОЕ И СКРЫТОЕ

Управление ненавязчивое и скрытое,-
делает людей безыскусно простыми.
Управление явное и дотошное,-
портит и калечит людей, делая их плохими.

Беды и несчастья часто случаются,
но приходят, когда они кончаются,
удача и счастье, которые в беде рождаются.
Как узнать,- когда одно кончается,
а другое начинается?
Между ними нет чёткой границы а Правилах.
Верное и правильное превращаются в исключение из Правил.
Доброта ,- обращается хитростью и коварством;
люди обманывают сами себя мнимым богатством,
изо дня в день держась, одного и того же, всем братством.

Вот почему Мудрый,
снимая пустые запреты, себе вреда не наносит:
сохраняя умеренность, себя не калечит;
не стремится вырвать всё с корнем*;
не стремится к славе,- свой Дух выправляя
и сияние ауры своего тела, очищая.


...с корнем* - Освобождаясь от своего "Я", человек Пути
осуществляет перестройку своего Духа. Однако Правила
жизни таковы, что то что было однажды приобретено, уже невозможно окончательно выбросить,- "вырвать с корнем".


59-Глава. СЛУЖА НЕБУ, И ЛЮДЬМИ УПРАВЛЯЯ

Служа Небу и людьми управляя,-
лучше всего беречь свои силы.

Лишь  о том. кто хорошо сознавая,
заранее помаленьку готовился к делу,-
можно сказать, он бережёт свои силы.

Таким"Я",(Лао-цзы) назову того, кто без спешки излишней,
силу Дэ накапливает,- она ему не будет лишней,
избавит от неуверенности в себе, смелей сделает.
Он ни в чём собственных границ не ведает,
стать хозяином Земли* своей,- может.

Быть хозяином своей Земли,- в этом основа личности.
Благодаря этому, ты сможешь достичь самой Вечности.
"Иметь глубокие корни и крепкие корневища",- в этом суть.
Всё время расти и обновляться, не старея,- это и есть Путь**.


...хозяином Земли* - в оригинале книги иероглиф "Го" значит:
"Государство, держава, страна, родина. край, основа всего".
Благодаря этому, ты можешь достичь самой Вечности. Это и
называют "иметь глубокие корни и крепкие корневища.
...есть Путь** - Умножение силы Дэ состоит не в увеличении
нагрузок, а наоборот,- в уменьшении их.. Не в том что ты
начал что-либо делать, а в том чтобы ты делать кое-что
перестал. Человек Пути занят , прежде всего тем, что он
чистит свою жизнь, убирая всё лишнее. Все материалы
необходимые есть,- нужно только расставить их в нужном
порядке и вымести мусор.


60-Глава. УПРАВЛЕНИЕ ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВОЙ

Управление великой Державой,
подобно приготовлению блюда из рыбы мелкой.
Дао всем Миром управляет,
но его суть не изменяется.
Без действия его сути, не было бы никаких изменений.
Его действия вреда людям  не причиняют.
Без его действий, не было бы того что люди страдают.
Действия Мудрого,- вреда людям тоже не приносят,
ибо они друг другу вреда не наносят,
поскольку Мудрый вернулся к связи с Дао,
посредством своего Дэ.


61-Глава. ЗЕМЛЯ - ПРИМЕР ГАРМОНИИ И СОГЛАСИЯ

Земля - пример гармонии и согласия,-
это спокон веков означает,
что человек на ней обитает.
Земля - это самка огромная,
она всегда в покое пребывает,
и тем самым, любого самца побеждает.
Земля всегда ко всему готовая.

То что Державу великой делает
и крепнуть позволяет,-
это есть её способность развиваться
и как по течению реки увеличиваться,
вбирая в себя все водв многих ручьёв и рек.

Малая Держава слабее великой,
если великая Держава способна её покорить.
Великая Держава слабее малой,
если малая Держава способна её победить.

И потому:
можно взять верх тем, что быть уступчивым,
а можно и проиграть, если стать уступчивым.
Великая Держава не слишком стремится к тому,
чтобы людям служить. согласно долгу своему.

Итак, каждая из Держав,
получает лишь то, к чему сама стремилась.
И потому, великий Муж готов ко всему,
чтобы ни случилось.


62-Глава. ДАО - ЭТО СОКРОВЕННАЯ СУТЬ...

Дао - это сокровенная суть всей Тьмы вещей,
это высшая ценность для всех людей,
это то, что взращивает и воспитывает нерадивых.
Красивые речи годятся для того, чтоб купить:
славу себе и почёт, у всех людей несчастливых.

Занимает Престол сын Неба: сильную власть имеющий;
трёх высших сановников Царства устанавливающий;
самыми прекрасными драгоценностями обладающий.
Его шикарный экипаж всегда впереди.
Сын Неба не выше того, кто в сторонке сидит,
следует выбранному Пути и молчит.

Но почему же древние люди почитают этот Путь?
Тот кто на этом Пути, тот не рассуждает,- добивается своего,
беспощадно карая, избавляясь от вредного и нечистого.
Вот почему весь Мир почитает Дао суть.


63-Глава. В МЫСЛЯХ И НАМЕРЕНИЯХ...

В мыслях и намерениях освобождайся от намерений.
Совершая дела, не держись за них, если нет сомнений.
Пробуя на вкус, не думай о том. сто считается вкусным.

И старые и малые, всегда расплачиваются собственной силой,
(кто больше, кто меньше)
за взаимную враждебность, причинённую обидой.

Думай о трудных делах, как о деле простом и естественном.
Воспринимай, что всё гениальное в простом и естественном.
И тогда все трудности, как бы сами собой разрешатся.
А то чт о сейчас кажется величайшей в Мире вещью,-
непременно сбудется.

Вот почему, Мудрый дело до конца доводя,
не считает себя Великим,
и потому он Великим становится нехотя.

Воистину, чем обещаешь больше,-
тем этому верят меньше.

Мудрый каждый раз готов к худшему,
и потому он, в конце концов,
освобождается от всех трудностей,- к лучшему.


64-Глава. ТОТ КТО ВЫСЧИТЫВАЕТ - ПРОИГРЫВАЕТ

Тот кто высчитывает,- проигрывает.
Тот кто старается удержать, потеряет.
То чего ещё нет, осуществляй.
Тем что ещё не противится,- управляй.
То что находится в равновесии, удержать легко.
То что не определилось, - легко принимает любую форму.
Малое и незаметное,- легко проникает повсюду.
Тонкое и прозрачное,- легко растворяется.

Дерево толщиной в обхват,- из крошечного зёрнышка вырастает.
Башня в девять этажей,- из груды камней вырастает.
Путь длиной в тысячу ли,- у тебя под ногами начинается.

Мудрый, освобождаясь от привычки определять и вычислять,-
от неудач освобождается.
Мудрый, от привычки держаться за старое переставая,-
от потерь тоже освобождается.
Мудрый освобождаться от стремлений стремится;
не ставит высоко то, с большим трудом добывается;
учится быть неучем, вновь к тому обращается,
что обычные люди миновали.
Люди, имея множество дел, всегда закончить их быстро стараются,
и потому терпят неудачу, как ни стараются.
Кто одинаково принимает конец и начало,- от неудач освобождается.

Основа благополучия всей Тьмы вещей,
состоит в том: тому что даётся,-
определять исход дела заранее не стремится.


65-Глава. ПУТЬ КОТОРЫМ ШЛИ ЛУЧШИЕ ЛЮДИ...

Кто Путь, которым шли лучшие люди древности, осуществляет,
тот себя на всеобщее обозрение не выставляет.
И потому, люди не могут судить о нём наверняка.
Он тот, кто для себя обременительным делом управление считает,
потому Его значение ширится и возрастает.

Управлять Державой с помощью знаний,-
это вести Её к гибели значит.
Отказаться от управления Державой с помощью знаний,-
это даровать Державе счастье* однозначно значит.
Познавший эти две вещи, тем самым главное обретает,-
то что необходимо в жизни, он теперь знает.

Сознание, удерживающее в Мире форму всего силой вечной,-
спокон веков называется силой Дэ чудесной.
Эта сила Дэ так глубока, как и высока,
она сталкивает и разделяет вещи Мироздания.
Сила Дэ,- это Повелитель, заслуживающий  любви и почитания.


...даровать Державе счастье* - Здесь, как и в 61 главе,
можно увидеть сопоставление понятий "держава" и "человек".
Ведь всё что нужно человеку для счастья,- это перестать
управлять своей жизнью с помощью знаний, перестать каждый
свой шаг соизмерять с тем, "что считается правильным".
Доверившись собственному сердцу, ты найдёшь в нём ответы
на все вопросы, что ставит перед тобой жизнь.


66-Глава. РЕКИ С ЛЁГКОСТЬЮ ВНИЗ СТЕКАЮТ

Реки с лёгкостью вниз стекают,-
их "повелителями низин" называют.
Потому, тот кто хочет стать выше других,
должен уметь становится ниже их.

Тот кто хочет во главе стоять,-
должен быть способен других вперёд пропускать.
Вот почему Мудрый неустанно  вперёд продвигается,
а люди не завидуют ему и его доле.

Мудрый с радостью всё в Мире вкушает и не пресышается.
Невозможно заставит Мудрого поступать вопреки своей воле,
потому что с тем что есть, Мудрый вообще не борется.


67-Глава. ВСЕ В ПОДНЕБЕСНОЙ ГОВОРЯТ...

Все Поднебесной говорят, что мой Путь Велик,
ибо Он не имеет равных. С древних времён Его ЛИК
не похож ни на что, Подобен Мраку Ночи.
Путь так Тонок, не ухватить рукой, даже широко раскрыв очи.

У меня,(Лао-цзы) Три Драгоценные Вещи есть,
Им "Я" следую, Их бережно хранить имею честь.

Вещь первая называется:
"стремление быть самым Главным отсутствует".
Кто сегодня Любовь, ради войны, оставляет;
кто Умеренность, ради пышного изобилия, отвергает;
кто отказывается быть Повелителем, чтобы  быть самым Главным,-
тот непременно погибнет.

Вещь вторая:
"исполнен любви, и потому могу действовать
с мужеством истинного воина".
Кто исполнен чувством любви, тот побеждает, так как сражается;
обретая контроль над своими чувствами, крепче становится.
Небо содействует ему, заботясь о нём с терпением и любовью.

Вещь третья:
"бережлив, и потому свою силу Дэ могу не умножать".


68-Глава. ИСТИННЫЙ ВОИН НЕ ВОИНСТВЕНЕН

Истинный воин не воинственен,-
умеющий сражаться не жесток, но таинственен.
Способный одолеть равного,- не противостоит ему явно прямо.
Умеющий использовать других,- готов уступить непрямо.

Не надо бороться с тем, что выше тебя,- воистину.
Уметь использовать тех, кто сильнее тебя,- в этом истина.
Надо действовать по воле Неба , согласно высшему Началу,
которое существует от века с незапамятных времён,- помалу.


69-Глава. ВЕДУЩИЙ БИТВУ, РАССУЖДАЕТ ТАК

Ведущий битву , рассуждает как мудрый воин:
"Не смея быть хозяином, буду гостем я;
продвинуться вперёд на вершок не смея,
отступлю-ка я на аршин.

Вот что называется,-"не напрямик действовать,
стараться победу без боя одерживать,
без помощи рук захватывать".

Но нет большей беды,
чем лёгкие победы.

"Кто легко побеждает, не может противиться смерти",-
вот что "Я",(Лао-цзы) называю драгоценной истиной!
И потому , кто оборону строит,
должным образом свой Дух настроит,
перенесёт все невзгоды и потери,
и победит, открывая любви двери.


70-Глава. "Я",(Лао-цзы) ГОВОРЮ О ЗНАНИИ

"Я",(Лао-цзы) говорю о знании,-
самом простом и доступном.
"Я" говорю о Пути,-
самом простом и естественном.

Но люди не в силах этого понять,
никто их них не в состоянии так начать действовать.
Люди на слова полагаются,
и перед конкретными делами преклоняются.

И потому-то люди не знают.
Потому-то, они и самих себя тоже не знают.
Тот кто познал себя,- и незаметен и тих.
Это потому, что он дорожит собой и жизнью многих.

Вот почему, Мудрый носит простые одежды,
а драгоценную яшму скрывает внутри своей надежды.


71-Глава. РАСТЁТ, НЕИЗВЕДАННОЕ ПОСТИГШИЙ

Растёт,- неизведанное постигший.
Увядает,- очевидного незнающий.

Только тот, кто устал горевать и духом томиться,
может от болезней и неудач избавится.

Мудрый ни о чём не беспокоится,
поскольку он устал беспокоиться.
И потому, Мудрый не страдает от несчастий и бед.


72-Глава. БЫТЬ УГНЕТЁННЫМИ, ЛЮДИ НЕ СТРАШАТСЯ

Быть угнетёнными, люди не страшатся,
поэтому и доводят себя до полного угнетения.
Жить легко и без забот, люди сами себя лишают удовольствия.
Люди лишают себя возможности жизнью наслаждаться.

Воистину, тот преград не имеет,-
кто сам себе их не строит.
Вот почему, Мудрый себя познаёт,
и на показ не выставляет.
И потому, от одного оказываясь,-
Мудрый другое обретает.


73-Глава. КТО ДЕЙСТВУЕТ ТЕРЯЯ ГОЛОВУ

Кто действует теряя голову,-
неприменно погибнет отважно.
Тот кто действует голову не теряя,
сохранит свою жизнь бесстрашно.

Выбирая одно из двух,-
в одном случае с пользой выберешь,
а в другом,- в беду попадёшь.

Перед лицом Неба, все страх испытывают.
И кто знает почему?
Даже Мудрые перед Небом голову склоняют.

Небо так действует:
не борется и без труда побеждает.
Не словами, но убеждает.
Без труда, согласие получает.
Никто к нему не призывается,
а все сами к нему стекаются.

Небо хладнокровно действует,
без  труда своего достигает.

Сети Неба повсюду раскинуты, где ни хочешь.
И хоть они имеют отверстия, сквозь них не проскочишь.


74-Глава. НЕ БУДУТ ЛЮДИ...ВНИМАНИЕ ОКАЗЫВАТЬ

Не будут люди, прихотям внимание оказывать,
ибо с ужасом, что смерть внушает,
они ничего поделать не могут.
Воистину, неслыханная вещь,- постоянно думать,
о том что над тобой Смерть нависает.

"Я",(Лао-цзы) навсегда получил Жизнь во владение,
и вдруг кто-то меня Жизни лишает.
Кто принимает такое ответственное решение?
Тот кто извечно ведает Смертью,- Жизнь забирает.

Гибнет тот кто занять его место пытается,-
смельчак за смертоносный топор хватается.

75-Глава. ОТНОШЕНИЯ МЕДУ ЛЮДЬМИ

Отношения между людьми иногда становятся холодны.
Можно подумать, что люди всё время голодны.
Они постоянно об об умножении запасов еды заботятся,
как будто всё время не могут насытиться.

Люди выше всего ставят то, что имеет резон.
Но люди с трудом поддаются изменению,
поскольку верят лишь своему желанию.

Люди не могут противиться Смерти,- без труда умирают,
так как прежде всего о сохранности Жизни заботятся.
Поэтому и не могут Смерти противиться.
Тот, кто освободился от стремления к сохранности Жизни,
знает настоящую цену человеческой жизни.
(Просто,- живи сам и не убивай другого.)


76-Глава. ПОЯВЛЯЯСЬ НА СВЕТ...

Появляясь на Свет,- человек податлив и мягок.
А когда умирает,- он твёрд и негибок.
Все живые твари, деревья и травы,
когда рождаются нежны и податливы.
А когда умирают, - становятся ломкими.

Дорогой Жизни идёт тот, кто податлив и мягок.
Дорогой Смерти идёт тот , кто твёрд и не гибок.
Найдёт свою гибель, воин рвущийся в бой.
Дерево высокое и крепкое,- но топор свой найдёт.
Мягкое и податливое,- это то что растёт.


77-Глава. ПУТЬ МИРА

Путь Мира,- не натягиваемый ли лук напоминает?
Путь Неба таков, излишнее ограничивает
и недостающее поддерживает.

Путь Мира людей таков, что они отнимают,
у тех кто не имеет достаток;
а тем кто имеет избыток,-
люди покорно прислуживают.

Стоящий высоко,- притесняет.
Имеющий избыток ,- отнимает.
Незнающий достаток,- помогает.

Мудрый действует и на других не надеется;
достигая успеза, на этом не останавливается,-
ибо Мудрый к званию Достойного не стремится.


78-Глава. МЯГЧЕ И ПОДАТЛИВЕЕ ЧЕМ ВОДА...

Мягкость и податливость воды, редко что может иметь;
но вода твёрдое и крепкое во всём Мире точит.
Никто не может воду одолеть,
хотя любой, если захочет, её потеснит.

Податливое, крепкое побеждает.
Мягкое,- твёрдое одолевает.
Каждый это прекрасно знает,
но мало кто так действовать может.

Вот почему, мудрый ограничивается словами:
"На себя всю грязь Поднебесной приинять,-
вот что значит трон Государя занять.
На себя все несчастья в Стране взять,-
вот что значит Правителем Поднебесной стать".

Истинные речи трудно отличить от лживых.


79-Глава. ВСЕОБЩЕЕ СОГЛАСИЕ,- ЗЛО ВЕЛИЧАЙШЕЕ

Всеобщее согласие,- зло величайшее,
ведь затаённые обиды обязательно остаются.
И может ли это истинным благом считаться?
Мудрый, придерживается Правил своих,-
не отвечает за поступки других.

По особенным Правилам обладающий силой Дэ живёт.
А тот у кого этой силы нет,- как придётся себя ведёт.
Небо свободно от личной пристрасти, оно действует,-
истинному человеку полноценно содействует.


80-Глава. В ХУДОЙ СТРАНЕ И НАРОД УБОГИЙ

В худой стране и народ убогий.
Нажить себе побольше вещей, люди стараются.
Но нет времени вещами пользоваться.
Страх смерти гнетёт их,-
страшатся люди перемен любых.

Есть кто умеет свои лодки и экипажи водить,
да некуда в них ездить.
Хоть есть войска и оружие есть у них,
да некому привести в порядок их.

Сами же люди только обылом мечтают,-
вернуться, хоть это очень странно весьма,
к завязыванию узелков на верёвке, вместо письма.

Довольствуясь пищей и одеждой что есть,
лучше спокойно жить имея совесть,-
чтоб дом твой дарил тебе мир и покоя сладость,
а самые обыкновенные дела приносили радость.

Земли соседские были бы лицом друг к другу обращены,
и были бы лай собак и пение петухов слышны.
Чтобы люди дожили до преклонного возраста и умирали,
и уже не возвращаясь, на тот Свет уходили.


81-Глава. ПОДЛИННЫЕ РЕЧИ НЕ ИЗЯЩНЫ

Подлинные речи не изящны, но верны.
Изящные речи, - по сути скверны.

Хороший человек не станет спорить,-
пусты слова, кто любит поспорить.

Знающий не тот, кто много знает,-
тот кто много знает,- многого не понимает.

Только Мудрый копить не стремится.
Тот кто имеет много,- отдать боится.

Лишь тот, кто не боится помочь,-
никогда не утратит полноты своей мочь.


Рецензии