Философ Пиррон

Скептицизмом называется,
Философское направление,
Противоположное,
Догматической философии,
И отрицающее,
Возможность построения,
Догматической,
Философской системы,
Пиррон основателем,
Этой школы был,
Он придерживался мнения,
Что ничто в действительности,
Не является ни прекрасным, ни безобразным,
Ни справедливым, ни несправедливым,
Так как в себе все одинаково,
Аdiaphoron – безразличное,
И поэтому оно не в большей степени,
Одно, чем другое,
Все неодинаковое, различное,
Является произвольными,
Человеческими установлениями,
Их обычаями,
Вещи недоступны,
Для нашего познания,
На этом основан метод,
Воздержания от суждений,
В качестве практически-нравственного,
Идеального метода,
Выводится «невозмутимость»,
«Безмятежность» (атараксия ),
Учение Пиррона называется,
Пирронизмом,
Это название по смыслу,
Отождествляется со скептицизмом,
Источником для изучения его теории,
Является труд Секста Эмпирика,
«Пирроновы положения»,
Основателем скептицизма,
Пиррон был,
Родом из Элиды,
На Пелопоннесе жил,
4 – ый век начало 3 - го  века,
До нашей эры,
Греческий философ,
Участвовал в походах,
Александра Македонского,
С индийскими мудрецами общался,
Ряд идей Демокрита принимал,
Который критически,
К знанию относился,
Опирающемуся на показания,
Органов чувств,
Пирон ничего не писал,
И свои взгляды излагал,
В беседах с учениками устно;
Философ,
Пиррон утверждал,
Что тот,
Кто стремится к счастью,
Должен понимать,
Что счастье состоит,
Только в невозмутимости,
И в отсутствии страданий,
Кто желает достигнуть этого,
Должен ответить на три вопроса,
- Из чего состоят вещи?
- Как должны мы относиться к этим вещам?
- Какой результат, какую выгоду мы получим,
Из нашего к ним отношения?
На первый вопрос, по Пиррону,
Не можем мы получить ответа:
Всякая вещь, утверждал он,
«Есть это не в большей степени, чем то»,
Поэтому ничто не должно быть называемо,
Ни прекрасным, ни безобразным,
Ни справедливым, ни несправедливым,
Ни о чем нельзя сказать,
Что оно существует по истине,
И никакой способ познания,
Не может быть,
Характеризуем,
Ни как истинный,
Ни как ложный,
Всякому нашему утверждению,
О любом предмете может быть,
С равным правом, с равной силой,
Противопоставлено,
Противоречащее ему утверждение,
Из невозможности никаких утверждений,
Ни о каких предметах,
Пиррон выводил ответ на второй вопрос:
Единственный подобающий философу,
Способ отношения к вещам,
Может состоять,
Только в воздержании,
От каких бы то ни было суждений о них,
Этим ответом,
На второй вопрос определяется,
По Пиррону,
И ответ на третий вопрос:
Результатом, или выгодой,
Из обязательного для скептика воздержания,
От всяких суждений,
Об истинной природе вещей,
Будет та самая невозмутимость,
Или безмятежность,
В которой скептицизм,
Видит высшую степень,
Доступного философу счастья;
К учению Пирона,
Восходят,
1–й, 4-й и 6-й,
Скептические тропы,
Энесидема,
Или аргументы,
Против возможности,
Достоверного знания:
Первый «троп» состоит,
В указании,
На разнообразие существ,
На различия в их происхождении,
И в их телесном строении,
Нельзя ничего утверждать,
Так как одни и те же вещи вызывают,
У различных живых существ,
Разные ощущения,
Одним они полезны,
А другим вредны;
Четвертый «троп» исходит,
Из различий,
В «распределении состояний»,
Одни и те же предметы,
Воспринимаются по-разному,
В зависимости от обстоятельств,
В разных состояниях,
Люди воспринимают,
Вещи неодинаково,
И даже то,
Что видят сумасшедшие,
Не противоречит природе;
Шестой, «троп» указывает,
На зависимость суждений,
От «примесей»:
Если из предметов,
Подлежащих суждению,
Ни один не воспринимается,
Обособленно сам по себе,
А всегда лишь в соединении,
С каким-нибудь другим,
То даже при условии,
Если бы судящий мог сказать,
Какова будет смесь,
Составленная из этих предметов,
Он не будет вправе судить о том,
Каким окажется,
В «чистом» виде предмет,
Входящий в эту смесь,
Вещи не могут восприниматься,
Изолированно,
А в сочетании,
С различными обстоятельствами,
Они воспринимаются по-разному,
Так, камень кажется,
В воде легче,
Чем в воздухе;       
В целом Пиррон отрицал,
Возможность познания мира и считал,
Что мудрость находится в руках богов,
Поэтому не интересовался,
Объяснением явлений природы,
Человек, по Пиррону,
Должен стремиться,
К независимости от внешнего мира,
Не зная ничего достоверно,
Люди должны воздерживаться,
От каких бы то ни было суждений,
И следовать во всем,
Сложившимся традициям и обычаям,
Всякому утверждению,
Можно противопоставить,
Противоречащее ему,
И ни одно из них не будет,
Более истинным, чем другое;
Философия Пиррона сочетает,
Две тенденции:
Эмпирическую,
И объективно-идеалистическую,
Он отрицает врожденные идеи,
И интуитивное познание,
Исходный пункт познания,
По Пиррону,
Это явления, видимость («фанерон»),
Он определяет понятие истины,
Как ясное, отчетливое, неопровержимое,
На Данной стадии познания,
В отличие от последующего прагматизма,
Определяющего истину,
Как полезное, выгодное,
Истинность – условие пригодности,
Полезность,
Определяет значение истины,
Ее надежность,
Практический интерес,
Это причина нашей заинтересованности,
В искании истины,
Наша воля предшествует разуму,
Стимулирует его,
Истина относительна,
Практика требует,
Ее непрестанного обновления,
И преобразования,
Конечный результат познания,
Не абстрактная метафизика,
А конкретная космология;
Признавая бытие бога,
Пиррон считал,
Что вера в бога,
В основном обусловливает,
Человеческое поведение,
Но бог непознаваем,
И недоступен,
Ни дедуктивному,
Ни индуктивному доказательству,
Вера в него инстинктивна,
И основана на чувстве,
А не на разуме,
Она коренится,
«Не в голове, а в сердце»,
Пиррон был,
Одним из основоположников,
Математической логики,
Алгебры логики и семиотики.


Рецензии