Сезанн и сазан. Ахинея номер 3

(импрессионистско-сюрреалистическая,
с оглядкой на Д.Хармса и извинениями
перед невольными жертвами авторской фантазии)


Жил-был художник Поль Сезанн,
Кому талант был богом дан
Писать картины и панно.
(Ну, что дано – уж то дано!)
Объездил он родной Прованс,
Садясь не только в дилижанс:
И на крестьянского осла*
Он мог усесться иногда -    
Решать под мерный стук копыт,
Что и кого изобразит
Потом, с холстом наедине.

И вот однажды от Моне,
От Клода, вдруг ему письмо.
Тот звал попробовать вино -
Отведать прошлый урожай.
«Бросай дела и приезжай!
Вино – превыше всяких грез,
И есть отменный кальвадос!
Опричь вина, тебя здесь ждут
Поля, луга и дивный пруд.
Захочешь - можешь пописать,
Полюбоваться, помечтать…»

И вот к приятелю Моне -
В фиакре, а не на осле -
Сезанн приехал в Normandie,
Понабросав в пути croquis,
Чтобы пожить там с месяцок,
Здоровья поднабраться впрок,
О том, об этом поболтать,
Поесть, попить, порисовать,
Ну и, понятно, на пруду
Всласть порыбачить на уду…
Еще добавить мы должны,
Что дело было в Giverny,
Где у Моне был дом и сад,
Чему он был безмерно рад,
Поскольку сад имел размер,
Чтобы работать en plein air.
Поблизости тенился пруд,
Где томно лилии цветут,
Кувшинки смотрят из воды,
Веселой свежести полны,
И сочленяет берега
Мостка японского дуга,
Надежно – чтоб не разошлись.
(Мгновенье, стой! Не суетись!..)
Еще в пруду, как скот, крупны
Бурлили воду сазаны.
От мощных взмахов их хвоста
Тряслись опоры у моста,
Того, известного, с картин
(Из всех похожих он один),
А мрачный взгляд соловых глаз
Приснится точно уж не раз.
Еще там плавала плотва,
Лещи и мелкая братва,
Что беспокоит поплавок
Не чтоб попробовать крючок,
А просто так, забавы для –
Игры на нервах рыбаря.
(Последнее - для полноты
Картины местной красоты).

И вот на тот тенистый пруд,
Где томно лилии цветут,
Ходил Сезанн свою уду
Поутру бросить в глубину.
С того японского мостка
(Что жив и здравствует пока).
А там, следя за поплавком,
Ублагостить себя глотком…
Чего? Понятно, не воды,
Которой все пруды полны!...
(Престранный, право же, вопрос
Для мест, где гонят кальвадос!)

Однажды, делая глоток,
Заметил Поль, что поплавок
Ушел под воду, как таран.
«Mon dieu! – подумал он, - сазан!
К тому же, видно, крупный чёрт!» -
И, вспомнив тут про nature morte,
Он упрекнул себя, что рыб,
Их спин причудливый изгиб
И удивленные глаза,
В которых замерла слеза,
Еще доселе не писал.
«О, sacrebleu, c’est grand scandale!» -
Вскричал взволнованно Сезанн,
Увидев, как его сазан,
Надежно проглотивший крюк,
Поняв, что здесь ему каюк,
Со снастью делал что хотел.
От напряженья Поль вспотел,
Из сил всех силясь удержать
Уду в руке. Легко сказать -
Одной рукою! Ведь рыбак
Другой себе не мог никак
Помочь хоть как-то в той борьбе,
Придав ее второй руке. 
Поскольку ею он сжимал
С вином вместительный бокал -
Тем самым, гордостью Моне
(Который ведал толк в вине,
Держа его как для себя,
Так и других веселья для)…
Леса ж уды меж тем, как нож,
Цветы кромсала, листья тож,
Гладь покрывавшие пруда
(На радость глаза и ума),
Преображая водоем
В похожий на дыру проем,
Мешая все, что ни росло,
Усердно, словно бы назло,
Остра, зловеща и мрачна,
Как сырорезная струна.

Тут мы заметим, что сазан
Размером был почти Сезанн;
Метался фурией в воде,
Чтоб воспрепятствовать судьбе
Послать его за жизни борт,
Или иначе в nature morte,
Чтоб в нем навеки замереть…
Тут есть с чего и озвереть!
С чем не замедлил наш сазан,
Не выносивший слов «кукан»,
«Крючок», «сачок», «леса», «уда»,
«Плита», «дрова», «сковорода»… 

На миг оставим мы борцов
За жизнь, искусство и улов
И бросим взгляд на водоем,
Где на краю его вдвоем
С этюдом просидел Моне
Все утро, жалуясь судьбе
То на прохладу, то на свет,
То на не тот у лилий цвет,
Что нет тумана над водой…
А тут еще Сезанн с удой!
«Устроил прямо сущий ад,
И, видно, сам уже не рад.
Уж лучше б краски взял, enfer,
Чтоб поработать en plein air!
А то достал удою всех,
Как будто нет других утех!
O merde! Il est un vrai apache!
Ну как с таким писать пейзаж!» –
Негодовал в бессильи Клод,
Глядя на смесь цветов и вод.
«Во что он превратил мне пруд:
Цвета ушли, напрасен труд!..
Когда объявится Дега,
Пойду опять писать стога!» -
Пообещал себе Моне,
Расстроенный уже вдвойне,
Послал пейзажные мечты,
Собрался и ушел в кусты.

А между тем в воде пруда
И дальше пенилась борьба,
В которой, силы все собрав,
Сошлись Давид и Голиаф:
Сезанн с сазаном, или тот
С художником наоборот.
Кто был здесь первый, кто – второй
И кто - злодей, а кто – герой,
Не можно было разобрать:
Тут оба – оба, так сказать.

Но снова бросим мы ловца
С его уловом, а глаза
Вернем туда, куда Моне
Ушел, печалуясь судьбе, -
В кусты, в которых скрылся он,
Рассержен, грустен, угнетен.
(Уж чем, не будем повторять,
Чтоб на дороге не стоять…)

Итак, шагая по кустам,
Красоты флоры тут и там
Кладя на память, Клод Моне
Прикидывал уже вполне
Сюжеты будущих картин,
Где и Boulevard des Capucines,
И лес с дорогой в Фонтенбло,
И мост английский Ватерлоо,
Цветы и фрукты, и кефаль,
И все другое, что не жаль
На стол безжизненный сложить
И на холсте изобразить.
Так шел в раздумьях… Вдруг с пруда
(Где, как мы знаем, шла борьба
Сезанна с тучным сазаном,
Который жизнь любил притом)
Донесся непонятный треск,
Затем – второй, за ними – всплеск,
А дальше - приглушенных стон…
Моне напрягся. Понял он,
Что это может означать
Одно лишь: друга выручать!
А также мостик над прудом,
Который мог пойти на слом
В пылу сей схватки роковой.
И вот Моне летит стрелой
Предупредить лихой удел.
Фуууу! Слава богу! Он успел!

Картина маслом: перед ним,
Еще все ангелом храним,
Сезанн, склонившийся к воде,
Держа уду в одной руке,
В другой - по-прежнему бокал,
Что до сих пор не расплескал,
Через перила, и сазан,
Который, страстью обуян
Жизнь сохранить, тянул уду
С Сезанном вниз, на глубину.
При виде этой сцены в миг
Моне все понял и постиг
И тут же кинулся к мосту
Чтоб, ухватившись за уду,
Уже с товарищем вдвоем
Продолжить схватку с сазаном -
Не с целью чтоб его добыть,
А чтобы миру сохранить
Творца и друга для себя.
(Как хорошо, что есть друзья!)

Но в этот миг что было сил
Сазан рванул и чуть не сбил
Сезанна с ног, а с ним – Моне,
Который был силен вполне.
Уразумевши, наконец,
Что надо делать, как борец,
Тот обнял Поля и прижал
Его к себе и так застрял
В сей позе, вес склонив к мосту,
Чтоб не позволить сазану,
Стянувши их обоих в пруд,
Ускорить их приход на Суд.
 
Сазан меж тем уже и сам
Призвал на помощь всех, кто там,
В пруду, свободен был в тот час,
И сделал это в самый раз:
Из сил почти что ничего
Не оставалось у него.
Но вот беда: его призыв
Застрял в корнях плакучих ив,
Кувшинок, лилий и травы,
Где в час урочный сазаны -
Собратья, родственники, род,
Вожди, владыки этих вод –
Усердно завтракали все,
Отдавшись целиком еде.
А с ними - и лещи, плотва…
И только мелкая братва
Поднялась разом на призыв!
К собрату мигом поспешив,
Мальки, уклейки, огольцы
Ряды сомкнули, как бойцы,
И, ухвативши сазана -
Чтоб не пришла ему хана, –
Тянули все - на зло судьбе -
За плавники его к себе…

Непредсказуем ход борьбы,
Где силы у сторон равны
И нет меча, чтоб разрубить
Борцов связующую нить:
Ни шаг вперед, ни шаг назад,
(То в шахматах зовется «пат»
Одной какой-то из сторон).
Хотя, чей жребий лег на кон,
Узнать здесь трудно: сил баланс
Уже вконец смешал пасьянс
Судеб Сезанна, сазана
И живописного моста…
Казалось, всё: конец, тупик!
Который странно там возник,
Где б не должно. Кому нужна
Такая драма у пруда!
Поутру, летом, в тишине!
К тому ж с участием Моне,
Сезанна, авторов картин -
Покрытых краскою холстин
Ценой… Какой и не сказать!
Ну в общем, надо выручать
Героев наших из беды,
Забрав подальше от воды.

И вот приятный всем исход!
У берегов прудовых вод
Нежданно, но известно как,
Людей смеющихся косяк
Явился из окрестных кущ,
Румян, приподнят и цветущ.
Прибыть сюда позвал их тот,
Кого те звали просто Клод,
Легко и запросто, зане
То были все друзья Моне:
Матисс, Дюран-Рюэль, Коро,
Сислей, Дега и Моризо,
Гоген, Роден, Буден, Ван Гог,
Который много чего мог,
Ну и, конечно, Ренуар,
Имевший к рисованью дар
Прелестных женщин. Словом, круг,
Природный любящий досуг.
Ну и, понятно же, вино.
Хоть Normandie и не Bordeaux,
Прочистить все же стоит нос,
Где есть сыры и кальвадос!
Да pomme royale – из яблок сидр!
Поверьте, не единый литр
В себя вольете, коль бокал
Однажды в руку с ним попал.
А moules a la normande рецепт -
Давно проверенный концепт!
Да и нормандский буайбес,
Уж коли демоном залез
Вам в душу… Но смирим язык:
Сюжет наш pas gastronomique.

Итак, завидев на мосту
Друзей, «замерзших на посту»,
(Сезанн склонен, Моне согбен,
Как будто их сваял Роден)
Из кущ явившийся косяк,
Кому что делать, где и как,
Не знал. Хотя Гоген с Дега,
Решили, что, наверняка,
Такою сценой пренебречь
Нельзя никак (О том и речь!)
Достав бумагу, карандаш,
Пастель, сангину и гуашь,
Взялись набрасывать croquis
К сюжету «Лето. Рыбаки».
Матисс, вестимо, был бы рад
С Дюран-Рюэлем об заклад
Побиться: ежели сазан
Одержит верх, тогда Дюран-
Рюэль его картины все
Возьмет в коллекцию к себе,
А не одержит – ничего
Не взять тогда уж и с него.
Сислей с Коро стояли так,
Как будто их объял столбняк.
Буден – в сомненьях, а Роден -
В раздумьях об углах колен
Борцов с гигантским сазаном,
Замершим строго под мостом.
С ним рядом Берта Моризо -
Оторопела оттого,
Что где угодно, но не здесь
Ждала таких кунштюков смесь.
Весь в своих мыслях, Ренуар
Глядел в пруда резервуар,
Где много больше был бы рад
Увидеть парочку наяд.
И только лишь один Ван Гог,
Который много чего мог,
Уразумевши все в момент,
Достал из куртки инструмент –
Прибор опасный для бритья, -
И, как заправская швея,
Обрезал разом им лесу -
Источник драмы на мосту.
Так Кронос некогда серпом
Махнул прицельно под отцом…
(Но это - слишком: здесь – леса.
Хоть и связавшая ловца
С тем, что могло случиться с ним,
Не будь он ангелом храним!)

Et voila! Настал финал,
Что все никак не наступал!         
Желанный finis, что всегда
Coronat opus, как звезда.
Хотя, по чести, как-то смят
Он получился. Да простят
Его нам, блеклый, без затей…
Обычен он для ахиней!

Чтоб как-то скрасить эпилог,
Добавим здесь мы, что Ван Гог,
Обрезав вовремя лесу
Другую сцену на мосту
Создал, не думая о том,
Что оказаться под мостом
В миг могут те, кого он спас:
Освободившись в одночас,
Мужей солидных веский вес
Увлек их в пруд: противовес -
Сазан, что долго их держал -
Ушел… И вылился бокал
Сезанна, и вино Моне
Слилось со всем, что есть в воде…
Попробовав его, мальки,
Смеялись немо: «Рыбаки!!!...»
А мостик крякнул и воспрял,
Как будто сам махнул бокал:
Оправив доски, ожил весь,
Вернул достоинство и спесь…

А что потом? Потом был сад,
Столов и стульев стройный ряд,
С вином карафы, pomme royale,
Креветки, мидии, кефаль
И кальвадос, и буайбес,
Что в душу демоном залез,
И смех, и шутки за столом,
И песни, танцы, а потом…

Потом – картины и панно
(Уж что дано – уж то дано!)
Плодов импрессии поток
Покрыл - под самый потолок -
Стены музеев, галерей
Искусством, новым для людей…
А в сочинителя фонтан
Уж наконец-то вставлен кран…

P.S.

Mille excuses! Затеял стёб,
В него известных взяв особ,
Чтоб подурачиться слегка.
А что и взять-то с дурака!


* говорят, в Провансе Сезанн любил ездить на осле.


Рецензии