Философские вопросы. Новое. Часть 24

1. Как соотносится истина со словами, которыми мы её описываем?

Каждый язык отличен от других своими понятиями и конструкциями, сформированными из повседневности и особенностей народа, поэтому все языки будут описывать одну и ту же истину не одинаково. Например, в русском языке только одно слово, обозначающее всевозможные вариации любви. Тогда как у древних греков восемь видов любви (восемь слов) – от безусловной до прагматичной.  Может, тогда найти или придумать некий совершенный язык, который бы описывал истину в полноте? Истина – Бог и Божественные проявления. Христос-Бог сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Библия. Евангелие от Иоанна 14:6).
Бог непознаваем, поэтому невозможно описать Истину в полноте никак – ни словами, ни образами. Просто нет таких слов и образов и быть не может. Достаточно того, как Пресвятая Троица Сам Себя нам открыл.

2. Придёт ли к своему завершению процесс постоянного развития идей в сторону более глубоко и полного описания реальности?

Процесс развития идей, описывающих реальность, бесконечен и не может прийти к своему завершению по ряду причин. Во-первых, Бог, создавший мир, бесконечен и непознаваем, и нельзя в полноте описать мир без описания Бога. По этой причине процесс познания мира стремится к бесконечности – к Творцу.
Во-вторых, мир не является только лишь материальным (а мы и его в полноте постичь не в состоянии). Существует и духовный мир: Ангельский – святой и нематериальный, демонический, противоположный Ангельскому, и Царство Небесное, уготованное людям-угодникам Божиим. Кто знает, сколько ещё неведомых миров воплощено в огромной Вселенной и вне её – во множестве других вселенных?
В-третьих, и наш земной мир не будет вечно таким, какой он сейчас. Достоверно известно от Бога, что наш мир после Второго Пришествия Христова станет новым, мы и представить себе не можем, что нас ждёт.
В-четвёртых, процесс развития человека также устремлён в бесконечность, ведь Бог призывает всех людей к обожению: приближению, уподоблению Богу в святости и любви. Но Бог непостижим, и недосягаем ни для одного существа, поскольку Он единственный несотворённый и нерождённый, а присносущный Абсолют.

3. Существование предшествует сущности?

Рассмотрим две противоположные точки зрения:
- одна утверждает, что никакой души нет, Бог человека не создавал, поэтому сущность человека определяется обстоятельствами его жизни и его выбора.
- другая утверждает, что человек до рождения обретает свою сущность и природу.
Какая же из них описывает реальность?

В действительности нас создаёт Бог совместно с родителями. Помимо тела у нас есть и душа, которая от сотворения существует вечно. Для каждого из людей у Бога определён Промысл – наш лучший вариант жизни и спасения, согласно которому даны таланты и обстоятельства рождения. Исходя из этого следует, что сущность предшествует существованию. Однако это не отменяет свободного выбора человека в обстоятельствах жизни, который также определяет в дальнейшем нашу сущность.

4. Ограничивает ли язык то, что мы можем помыслить?

Язык конкретного народа хранит все образы и понятия, с которыми этот народ когда-либо соприкасался, включая и характерный ему способ мышления, что и делает язык уникальным. Конечно, рамки ограничивают, ведь если в языке нет какого-либо понятия, то как его помыслит и представит носитель языка, если только он не познакомится с ним у другого народа? Но мы успешно изобретаем научные термины (и саму науку) и придумываем несуществующих животных, которых нет в реальности. Мы не ограничены жёстко языком, имея воображение. Но мы ограничены в своём воображении и понимании и не можем представить мир, в корне отличный от нашего, например, многомерный, даже если расшифруем его язык, потому что аналогов в нашем мире нет.

5. Способна ли наука решить все наши проблемы?

Наша наука исчерпывается материальным описанием мира. А мир сложносочинённый, и область нематериальная неведома научному познанию. Человек – существо многотрудное и многопроблемное. Даже проблемы со здоровьем тела наука решить не в состоянии, потому что тело не отделено от души. Человек – единый организм и с душой, и с телом, которые влияют друг на друга. И в мире дух и материя переплетены повсюду. Пока наука атеистична – она необъективна и несовершенна, чтобы хоть что-то окончательно решить.

6. «Нечто является истинным пока его не опровергли»?

С чего бы это? Сочиним конкретную ложь: от начала всего существовало 1000 вселенных, а наша 1001. Ну-ка, опровергни! Можно сослаться на модели мультивселенной, предположения математиков и физиков, но они никогда точно не вычислят, сколько вселенных уже закончило своё существование до появления нашей. А Бог знает – ведь Он их создал. Поэтому совершенно точно известно их число и это не 1001. Применяя рассматриваемое суждение, получаем: 1001 – явно ложное число, но опровергнуть его нельзя, значит, оно истинно.
Весьма распространённое явление…

Всё дело в том, что истинно – не то, что ещё пока не опровергли, а то, что реально имеет место быть, причём вообще независимо от человека и его субъективности.

7. Материальный и нематериальный мир существуют автономно друг от друга и только выглядят связанными?

И Бог, и человек своим существованием опровергают эту небылицу. Бог – Дух – абсолютно нематериален – создал этот материальный мир, и поддерживает его жизнь, и присутствует везде – Ведь Он вездесущ. Бог творит чудеса, изменяет естественный ход событий, «побеждается естества чин». Всё живет и развивается только благодаря благодати Божией – животворящей и созидающей энергии Творца.

А человек – пример соединения нематериального и материального мира (души и тела).
«Творение человека – это создание живого существа, которым приведены в единство видимое и невидимое» «Как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, «человек имеет нечто общее с неодушевлёнными существами, причастен к жизни неразумной и обладает мышлением разумным (ангельским)». (Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие. Курс лекций. Стр. 208)

8. Верно ли, что «Если человек желает что-то сделать, но не может это сделать, это нельзя считать свободным волеизъявлением»?

Свободное волеизъявление выражается и в мысли, и в чувстве, и в действии. Мы мыслим сознательно и чувства тоже способны пресекать и контролировать. Поэтому волеизъявление распространяется на все свободные проявления человека. Это легко подтвердить существованием грехов: гордости, тщеславия, гнева или зависти, которые далеко не всегда воплощаются в конкретное действие.

9. Какие качества позволяют характеризовать человека как личность?

Взятие на себя ответственности, самостоятельность, всестороннее развитие, а не деградация, – зрелость. 

10. Может ли компьютер заменить человека?

При выполнении рутинных алгоритмов компьютер вполне может заменить человека и даже может подражать нам в творческих задачах. Но он не заменит человека по-настоящему, потому что никогда не будет обладать качествами и добродетелями человека, душой человека, чувствами, желаниями, не познает любовь, совесть, милосердие, творчество, абстрактное, не станет свободным (чтобы определять свободно без алгоритма свои действия).

 

«Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными», – сказал Христос (Библия. Евангелие от Иоанна 8:31-32)


Рецензии