Что можно, а что нельзя

..."Что позволено Юпитеру, то не позволено быку"
.
Неоднократно приходилось сталкиваться с тем, что начинающие авторы нарушают те или иные правила стихосложения, а в оправдание ссылаются на то что у кого-то из признанных поэтов имеются подобные нарушения.
Неоднократно читатели задавали вопросы, почему такому-то
можно, а мне нет.
.
Людям кажется это какой-то дискриминацией
Ну почему Пушкину позволено рифмовать "я - меня", а им нет.
Мол, дедовщина какая-то получается.
.
Такая постановка не более разумна, чем вопрос юного шахматиста
ну почему Алехин мог отдавать коня за пешку, а надо мной за такое смеются.
.
Как бы это ни пахло "дедовщиной", но именно потому и не позволено, что ты начинающий. Начинающий не обладает знаниями,  умениями и интуицией мастера. А потому его "рискованные" ходы почти неизбежно будут нелепыми и ничем не оправданными. А если и оправданными, то все тем же неизбывным стремлением к халяве. Кто-то будет ломать размеры и употреблять дрянные рифмы из-за лени. Кто-то - из-за стремления к халявной "крутости".
.
Очень уж хочется под прикрытием ссылки на Пушкина, рифмовать "я-меня, себя-тебя".А то, что у Пушкина дело обстоит не так просто - еще надо уметь увидеть. (см. пример в разделе о рифме)
.
Я уже писал - нет грязи. Есть вещество не на своем месте.
И большие мастера хорошо чувствуют, где скажем, "плохая" рифма будет на своем месте, или по крайней мере на таком месте, где не сильно покорежит стих в целом,а где ее не стоит употреблять. А вот у начинающих такие рифмы почти всегда будут звучать плохо. Ну знаете, как последствия нарушений правил дорожного движения опытнейшим суперпрофессионалом и новичком.
.
Местами очень трудно объяснить, почему кто-то из великих позволил себе отступления от правил стихосложения. Что ж - им виднее. Не школьникам судить академиков.
Мы можем только оценить результат. И увидеть то, что он далеко
не провальный, как у начинающих в такой же ситуации.
Но почему - не всегда ясно.
.
Есть конечно, бесспорные шероховатости и неудачи и у великих.
Что ж. "Случается орлам и ниже кур спускаться".
Если так, то тем более, зачем это копировать?
Ну, например иногда встречающиеся сбои ритма у Есенина.
Учителя которого к сожалению, внушили ему легковесное отношение к таким вещам.
Или весьма легковесное отношение Полонского к переносам.
.
Подражать надо лучшему.
Но увы, не только в поэзии, начинающие берутся подражать тому, что попроще.
Несчетное количество молодых людей копировало прически и одежду Битлз.
Но я не знаю случаев, чтобы скопировали их бешеную самоотдачу и требовательность к себе, и как Битлз, записывали по сто вариантов песни, чтобы найти "самое то".
 Также, как начинающие не рвутся копировать кропотливую работу
над стихами, но очень падки на легенды о самопишущихся стихах.
Начинающим очень импонируют некоторые безответственные заявления Маяковского. А вот его труд (он считал нормой где-то 8 строк в день - и это при его таланте и трудоспособности!) -  его труд копировать что-то не очень рвутся.
.
В любом случае соблюдайте правило, выдуманное отнюдь не мной:
ПРЕЖДЕ, ЧЕМ НАРУШАТЬ ПРАВИЛА, НАУЧИТЕСЬ ИХ СОБЛЮДАТЬ.
.
И еще добавлю - не рвитесь к "свободе" от правил прежде, чем вы научитесь понимать смысл правил и последствия нарушений.
Да, правила не абсолютны.
Но пока вы не понимаете их сути и они вам кажутся докучной помехой - воздержитесь от соблазна облегчить себе жизнь.

--------------------
роазместил ТБ


Рецензии
Всё верно!

Десяточка   05.04.2021 22:10     Заявить о нарушении