Конкурс Ритмический-11 Акцентный стих

Дорогие друзья, приветствую всех вас!

Продолжаем Конкурс "Ритмический". Цель конкурса – научиться писать необычным ритмом. Приём заявок - ОТКРЫТЫЙ!


Сегодня в центре нашего внимания Акцентный стих.
 

АКЦЕНТНЫЙ СТИХ (или ударник) - чисто тоническое стихосложение, основанное на (примерном) равенстве числа ударений в строке; интервалы между ударными слогами допускаются (в отличие от дольника и тактовика) любые, в том числе превосходящие 3 слога. Акцентный стих бывает только рифмованным. (Wikipedia®)


Акцентный стих - форма русского тонического стихосложения, при которой величина межударных интервалов в стихе колеблется от нуля до шести слогов. Наиболее свободная форма тоники, ее ритм близок к ритму разговорной речи (поэтому с ее помощью стихотворцы часто «оживляют» собственную речь). Введена в широкое употребление В. В. Маяковским. (Литературная энциклопедия)


Термин «акцентный стих» введен Б.В.Томашевским. Ритмическая структура акцентного стиха наиболее свободна. Поэтому в акцентном стихе усиливается роль такого факультативного признака завершения стихотворной строки, как рифма.


Пластическая структура акцентного стиха опирается не на количество стоп, как в метрическом стихе, а на равное количество логически сильных ударных слов. В зависимости от этого определяются и стиховые ряды равноударников: двухударник, трехударник, четырехударник, пятиударник, шестиударник.


Акцентный стих широко употребителен в народном творчестве, в раёшных стихах (раёшник - литературная имитация под народный эпос — Сказка о попе и о работнике его Балде Пушкина); в современной поп-культуре примером акцентного стиха, в основном в форме тактовика, является рэп.

Акцентный стих очень распространен в русской народной поэзии. В 20 в. он стал достоянием поэзии А. Блока, М. Кузмина и особенно В. Маяковского, который канонизировал ударник как форму стиха, наиболее подходящую для его публицистической поэзии.


Примеры народного акцентного стиха:

Во граде было Киеве,
Жила-была молода вдова
У ней было девять сыновей,
Десятая — дочь любимая,
Ее братья возлелеяли,
Возлелеяв, замуж выдали,
За младого за морянина,
За хорошего боярина.
(«Сестра и братья-разбойники»)


Поехал Михайло Дородович,
Поехал гулять во чисто поле,
И выехал на гору высокую,
Развертывал трубку подзорную,
Глядел-смотрел во чисто поле.
(Былина «Братья Дородовичи»)


Раёшник:

Полюбил королевич Яныш
Молодую красавицу Елицу,
Любит он ее два красные лета,
В третье лето вздумал он жениться
На Любусе, чешской королевне.
(А. Пушкин)


Акцентный стих:

За всех вас, которые нравились или нравятся,
хранимых иконами у души в пещере,
как чашу вина в застольной здравице,
подъемлю стихами наполненный череп...

Память! Собери у мозга в зале
любимых неисчерпаемые очереди.
Смех из глаз в глаза лей.
Былыми свадьбами ночь ряди.
Из тела в тело веселье лейте.
Пусть не забудется ночь никем.
Я сегодня буду играть на флейте.
На собственном позвоночнике...

И небо, в дымах забывшее, что голубо,
и тучи, ободранные беженцы точно,
вызарю в мою последнюю любовь,
яркую, как румянец у чахоточного.
(В. Маяковский, отрывки из поэмы "Флейта-позвоночник")


Литературный акцентный стих наиболее плодотворно разрабатывался с конца XIX века, образцы его имеются у Гиппиус, Блока, Андрея Белого, особенно много — у Кузмина, Саши Чёрного, Маяковского, Шершеневича, Есенина. Во второй половине XX века акцентный стих нередок у Евгения Рейна, Иосифа Бродского.




Теперь - ближе к сегодняшнему Конкурсу. Задание: написать стихотворение в форме АКЦЕНТНОГО СТИХА.


ТЕМА – СВОБОДНАЯ.


УТОЧНЕНИЕ Задания:

1. В каждой строке - от 3 до 5 иктов (ударых слогов) ОБЯЗАТЕЛЬНО.

2. Меж-иктовый интервал – от 0 до 3 безударных слогов.
Допускается межиктовый интервал более 3 безударных слогов (в 4 слога и более - не менее одной такой строки на строфу).

3. Все строки должны быть зарифмованы. Авторской разбивки строк (не оканчивающихся рифмой) не допускается.

4. ДОПУСКАЮТСЯ местоимения и служебные части речи в любом месте строки.

5. Рифма может быть любой (женская, мужская, дактиллическая и пр.)

6. Строфика: пишем катренами или сплошным текстом.

7. Способ рифмовки: перекрёстный или парный (смежный).

8. Объём стихотворения – от 16 до 20 строк, т.е. не меньше 16ти, но не больше 20 строк.


Особое значение в тоническом стихосложении вообще и в акцентном стихе, в частности, приобретает рифма, именно на ней держатся строки, лишённые упругой ритмической поддержки. Собственно, все источники, исследователи непременно об этом говорят. Требования к качеству рифмы в тонике повышаются.

Также немаловажным фактором для восприятия произведения, лишённого закономерностей ритма, является глубина смысла.
Тема, которой посвящено стихотворение, тоже имеет большое значение. Не рекомендую использовать пейзажную лирику, но ограничений в приёме для этого вида не будет.


Принимаю ОДНО стихотворение от автора.

Приём стихов осуществляется ОТКРЫТО - публикуем текст стихотворения в рецензии к этой статье. Редактирование текста допускается до окончания срока приёма заявок. Помощь других авторов в виде советов - допускается.



СРОК ПРИЁМА ЗАЯВОК – по 10 МАРТА включительно.


Далее будет ОТКРЫТОЕ Голосование (облегчённое). Условия голосования подробнее будут опубликованы в статье Голосование.


Ведущая может участвовать ВНЕ Конкурса.



ПРАВИЛА
------------------------

1. Принимаются НОВЫЕ РИФМОВАННЫЕ стихи, сочинённые СПЕЦИАЛЬНО для Конкурса «Ритмический»!

1. Стихи могут быть любого жанра. Откровенный стёб – в запрете! Юмор – только в «английском» стиле, без «клубнички». Никаких «пародий», «приколов» и «эпиграмм», а также - лексических жаргонизмов.

2. Стихи агрессивной политической направленности  отклоняются, поскольку могут восприниматься участниками неоднозначно и приводить к нежелательным острым дискуссиям. Но гражданская лирика в виде философского рассуждения рассматривается.

3. Воздержитесь от персональных посвящений. Стихи с упоминанием имён авторов сайта не принимаются.

4. Ведущая имеет право отклонить стихи с двусмысленным  или пошлым содержанием.

5. Просьба: по возможности, воздерживаться от критики объявленных правил и действий ведущего во время течения тура. Все возникающие недоразумения стараться решать через личные сообщения.

6. В голосовании принимают участие только авторы конкурсных стихов.

7. Стихотворение автора, не принявшего участия в голосовании, снимается с конкурса.

Наш премиальный фонд:  1-е место – 400 баллов, 2-е место – 300 баллов, 3-е место 250 баллов, 4-е место - 200 баллов.

Внеконкурсной ветви для всех авторов не предусматривается (кроме стихотворения ведущей)!


Пожалуйста, приглашайте всех желающих, принимайте активное участие!



Приём стихов по 10 МАРТА осуществляется ОТКРЫТО, в поле рецензий публикуется только текст. Ссылки прошу не помещать.

Участники могут аккуратно подсказывать, советовать друг другу. Такая помощь приветствуется.



Акварель Willem Haenraets – для настроения, она не должна никак влиять на тему ваших произведений.


Ведущая и автор проекта Мария Абазинка - http://www.stihi.ru/avtor/mercy


Рецензии
Жизнь, за печальную красоту прости...

И эта зима в забывчивой отточенности,
Не разметав даже позёмку рисовую,
Выплёскивала порциями серебристыми
Дождь на прикипевшее одиночество.

Может, ей захотелось нового творчества?
Может, ведала, что душа ворочается,
Карабкаясь к солнцу задиристо,
Время стремительно перелистывая?

Заново капли впитываю,
Внимая земной задумчивости.
Зачем обновление тучам нести
То ли золотое, то ли пиритное?

Я пришёл в этот мир не с молитвами,
Но успеть бы в сжимающих ритмах мне
Передать на последней излучине стих:
" Жизнь, за печальную красоту прости..."

10.03.21

Владимир Евангулов   10.03.2021 22:31     Заявить о нарушении
Приветствую, Владимир! Стихотворение принято на конкурс.

Для всех: приём заявок закрыт в 08.35 ч. МСК 11 марта. Редактирование текстов больше не допускается.

Мария Абазинка   11.03.2021 08:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.