Сюрпризы подсознания

       Смысловой разбор стихотворения «Парус» или сюрпризы подсознания

     Довольно интересная литературная история приключилась со мной однажды. Собственно литературной ее называть не совсем правильно, скорее, это мистическая история, связанная с моим увлечением литературой вообще и стихами М.Ю. Лермонтова в частности. В свое время, будучи старшеклассником,  я увлекался поэзией Лермонтова, читал о Лермонтове, заучивал многие его стихи наизусть, смотрел, посвященные его творчеству, телепередачи, очень уж мне нравились рассказы И.Л. Андроникова о Лермонтове, написанные в полудетективном жанре. В школе я «проходил» Лермонтова, наизусть надо было выучить его стихотворение «Парус», прочитать «Герой нашего времени». Кстати, мне  на экзамене по литературе очень повезло, достался вопрос о Печорине. Ну, это к слову.  Вот именно стихотворение «Парус» мне на душу не легло, как говорится. Выученное наизусть, оно довольно быстро забылось, и уже через пару-тройку лет я не вспомнил бы его навскидку, пришлось бы хорошенько напрячься. И вот однажды приснился мне сон. Он был настолько ярким, что, когда я проснулся, помнил весь сон в деталях. Это состояние было настолько необычным, что я не покривлю душой, если скажу, что ни до, ни после я ничего подобного не испытывал даже приблизительно. Было ощущение прорыва какой-то плотины, преодоления преграды, и от этого радость и чувство обновления, которые, впрочем, омрачались смыслом открывшегося знания. Со временем воспоминания об этом сне не только не исчезли, а наоборот, устоялись, приобрели определенную форму и содержание, постоянно побуждали меня возвращаться к ним. Наконец, я решил, что если запишу эти воспоминания, то освобожусь от них. Я  сел за стол и записал свой сон. 
     Наверное, уже ясно, что мой сон касался стихотворения Лермонтова «Парус». Это, как я уже отметил, не самое любимое мое стихотворение Лермонтова, но именно оно оказалось в моем подсознании тем произведением, которое наиболее полно отражает характер и судьбу самого автора. Почему? Всего двенадцать строк и такие далеко идущие выводы! Но ведь любое мнение человека субъективно, если это мое мнение, то так и надо к этому относиться. Как говорится, я художник, я так вижу.
     Итак, парус. Почему именно парус, а не, например, птица в небе? Парус, точнее, морское судно может оказаться в ситуации, когда от него не зависит жить или умереть. У птицы всегда есть возможность спрятаться, если обстоятельства становятся критическими. Здесь условно можно провести аналогию с известным произведением М. Горького, сравнить (в конце этой заметки станет очевидной разница между этими образами).
     Парус изображен на фоне морских и воздушных просторов, что характеризует несопоставимость индивида с пространством и временем, в которых он существует. Упоминание о морском тумане подчеркивает неопределенность бытия вообще, недоступность  конечных смыслов жизни. Открытое море выглядит бескрайним, а парусов мало, он одинок. Парус белеет, белый цвет, это цвет чистоты и непорочности, но это внешний признак, так он выглядит. Парус покинул родной берег, вернется ли он когда-нибудь домой, неизвестно. Парус держит курс к далеким берегам. Но с какой целью? А она должна быть серьезной, ведь он покинул родной берег без твердой уверенности вернуться. Из очередной строфы мы узнаем, что цель его поисков – не счастье. Как же это возможно? Счастье – широкое понятие, тем более что каждый вкладывает в него свой смысл, но, безусловно, счастье всегда цель любых устремлений человека, неважно, осознает он или нет, в чем эти устремления выражаются. Кто-то хочет счастья себе, а кто-то всему человечеству и в этом находит свое счастье и т. п. Вероятно, Лермонтов, говоря о счастье, имеет в виду устоявшийся в обществе штамп, что такое счастье. И действительно, кто из нас не вкладывает в понятие счастье мир, любовь, достаток, комфорт и т. д. Возвращаясь к оценке устремлений паруса, мы отмечаем «увы» Лермонтова как сожаление. Но чье оно: самого автора или его читателя? Скорее, все-таки второе. А в чем тогда счастье по Лермонтову? Он совершенно ясно об этом говорит в своем «Парусе». Забегая вперед – это покой! Ведь, имея в виду последнюю строку стихотворения, именно покоя должен искать парус. Но в путешествии паруса мало что говорит о покое: волны играют, а мы уже отметили несопоставимость масштабов паруса и морского пространства, где «игра» моря может обернуться трагедией для паруса, ветер свищет, а это уже не легкий бриз, очевидно, преддверие бури – мачта уже «гнется и скрыпит». Здесь нужно обратить внимание на то, что именно бурю и призывает парус. Чтобы понять абсурдность его призыва с «нормальной» точки зрения, Лермонтов рисует картину Мира, окружающего парус. И он прекрасен! Всего две строки, но в них Лермонтов выразил традиционное понятие счастья, связанное с природой, а это, безусловно, одна из важных составляющих счастья, как понимает его большинство людей. Прочтите эти две строки последнего четверостишия. Красиво, правда?
      А «мятежный» парус просит бури! Мятежный, как мы знаем, означает протест против устоявшегося положения вещей, но не пассивный протест, а деятельный. Здесь стоит обратить внимание, что мятежность паруса выразилась лишь в том, что он стремится туда, где буря. Сам парус не устраивает никаких катаклизмов, так как не может противостоять морю, но он может присоединиться к буре. В этом состоит определенный парадокс. С одной стороны парус «мятежный», с другой – сам не бунтует. Но он ждет бури, стремится к ней. С какой же целью он это делает, ведь в буре не обрести покоя, а, как мы помним, в покое счастье по Лермонтову. «Вот и ответ»! Если при прекрасной погоде парус с трудом выдерживает напор ветра и игру волн, то буря его погубит. И слова «как будто» - не сомнение, а утверждение. Суть в том, что парус стремится к смерти, в надежде обрести счастье и видит это счастье в абсолютном покое, забвении. В этом и объяснение одиночества паруса, подобная цель не может объединять. И вот, белый парус, бегущий по лазурным волнам под золотыми лучами солнца, оказывается одиноким латентным самоубийцей, призывающим бурю, ищущим ее, чтобы обрести вечный покой.
     Как все мои рассуждения о «парусе» сообразуются с характером и судьбой самого М.Ю. Лермонтова можно, наверное, судить по-разному. Я нахожу определенные параллели и стыковки. Это, безусловно, никак не умаляет гениальности Лермонтова-поэта, тем более не оправдывает его убийцу, как не оправдывает Иуду то, что Христос должен был испить свою чашу.
Засим прощаюсь.


Рецензии
Добрый вечер, Александр! Я зашёл к Вам со страницы "комментов"- а у Вас такой
душевно-пронзительный рассказ о Лермонтове! Очень интересно, и познавательно!...
И хочу сказать, что Лермонтов тоже много значит в моей жизни- об этом мои воспоминания:

Изучение творчества Лермонтова. Воспоминания!
==============================================
15 Октября День Рождения одного из Величайших Поэтов России Михаила Юрьевича
Лермонтова. Его Поэзия и Проза, а также непростая Судьба всегда тревожили Души
многих поколений россиян...
И в этот знаменательный для нас день я хочу сказать, что творчество Лермонтова
сопровождает меня всю мою долгую жизнь.

Первое знакомство, конечно, было в послевоенном детстве, когда случалось слушать романсы в исполнении знаменитых теноров Большого Театра.
А затем, уже на уроках литературы- учитель рассказывал о Пушкине, о его роковой дуэли, и завершал урок строками "Погиб Поэт, невольник чести- пал оклеветанный молвой..."
И главное: имя Михаила Лермонтова было у всех на слуху, ведь в 49-м году
отмечали 135 лет со дня его рождения.

Потом, немного позже, где-то в 52-м году, в домашних развалах книг я нашёл
брошюру "Стихи М.Ю.Лермонтова", которую выпустил журнал "Огонёк". Читал стихи
с упоением, и в душу послевоенного мальчишки входили строки "Скажи-ка, дядя, ведь
недаром, Москва, спалённая пожаром, французам отдана...", "Белеет парус одинокий
в тумане моря голубом...", "Горные вершины спят во тьме ночной...", "На холмах
Грузии печальной..." И новые слова тоже запоминались: Мцыри, Казбек, Шат-гора,
Терек, Арагви, Царица Тамара; и много других, которые редко встречались в
"Пионерской правде"...

А потом, по школьной программе, мы уже изучали роман "Герой нашего времени";
писали сочинение на тему "Печорин- типичный представитель "лишних людей"";
разбирали этот образ, его действия и взаимоотношения с людьми; и, конечно, делали заключительные выводы, которых требовали от нас учителя...

И вдруг, в 54-м году, произошло событие, которое ещё больше укрепило мою любовь к творчеству Поэта- дед подарил мне толстенную книгу "Собрание сочинений
М.Ю.Лермонтова", изданную в 1938 году!
Представляете- в руках подростка такой фолиант, который держать было трепетно:
листы страниц тонкие, пожелтевшие от времени; и на них не только стихи и проза,
но и рисунки и акварели Лермонтова!

Время шло, я взрослел, оканчивал школу, но заинтересованность в изучении жизни и творчества Лермонтова только усиливалась- ведь по радио можно было услышать
потрясающие рассказы Ираклия Андроникова об этом. Немного позже эти же рассказы
можно было услышать-увидеть в его телепередачах...
И здесь надо сказать опять о сюпризе- родной дядя подарил мне книгу Андроникова "Загадка Н.Ф.И.", в которой говорилось не только о новых биографических фактах, но и показывались два неизвестных стиха Лермонтова,
и портрет женщины, в которую он был влюблён...

Ну, река моей жизни текла дальше: окончание ВУЗ,а, женитьба, отработка положенных 3-х лет, возвращение в Москву; и конечно, самые радостные события-
рождение дочери и сына! На чтение стихов оставалось мало времени, но рассказы
Андроникова на TV слушал всегда с интересом.
И хочу сказать, что "искра" тяги к ртфмованию строк запала мне в душу- ведь
первое стихотворение-"виршу" я сочинил любимой жене в далёком 63-м году...

И вот, дети выросли! Они, зная мой интерес к Лермонтову, на 20-летие нашей
с супругой свадьбы (в 82-м году) подарили "Лермонтовскую Энциклопедию", потрясающее издание о его жизни и творчестве; о многих людях той эпохи;
об исследователях всех этапов его жизни. А также были рисунки и акварели
Лермонтова; его портреты, созданные известными художниками; иллюстрации к его
произведениям; фотографии мест, связанных с Поэтом.
И поражала воображение родословная Лермонтовых, начиная с ротмистра
Георга (Юрья) Лермонта (17-й век) до потомков в наше время (всего показано 12
поколений).
Представляете- весь объём этой информации изложен на 784 страницах...

Заключая эти воспоминания, хочу сказать: я рискнул приблизиться к творчеству
любимого Поэта, написав подражание Гёте-Лермонтову:

Зимняя ночь в деревне
=======================
Ели и осины
Спят во тьме ночной.
Тонкие рябины
Манят красотой.

В небе месяц тонкий
Серебром блестит.
Слышен гул негромкий-
Самолёт летит.

Ручеёк овражный
Подо льдом журчит.
Ночью из оврага
Лиса к нам прибежит.

Зимняя дорога
Расчищена лежит.
Подожди немного-
Колокол заутро зазвонит:

Божий Храм далёко
Благовест пошлёт.
Радости всем много
Людям принесёт.

Долга ночь зимою,
Мороз людей знобит.
Лишь о Весне мечтою
С Душою сердце говорит.

26 января 2012 года
© Copyright: Старостин Олег, 2017
Свидетельство о публикации №117101509708

Старостин Олег   19.03.2021 22:04     Заявить о нарушении
Многоуважаемый Олег! Очень трогательная рецензия побудила меня внимательно прочитать Ваши воспоминания. Интересные факты Вы приводите и об изданиях, наверняка редких, и о впечатлениях от творчества нашего великого поэта! Михаил Юрьевич Лермонтов, конечно, колоссальное явление в русской литературе. Если он не равен Пушкину, то, безусловно, настолько же самобытен, при всем том, что вся русская литература "выросла" из Пушкина. До сих пор, например, с удовольствием перечитываю "Героя нашего времени". Какие тонкие психологические портреты, насколько глубокое понимание человека, прекрасное описание природы и т. д. Нам с Вами важно передать это глубокое понимание значения лермонтовского творчества молодым поколениям, чтобы "свеча бы не погасла".
С глубоким уважением.

Александр Аловский   19.03.2021 22:29   Заявить о нарушении