Продолжаю гулять на Введенском...

 
 
      Я тут на днях призадумалась - как странно в этом году пролегают мои маршруты… в основном по кладбищам… Да, и с написанием сюжетов тоже всё странно складывается. И вроде начинаешь писать «во здравие», а заканчиваешь всё равно «за упокой». И вроде сюжет берёшь о самом весёлом празднике в году, к примеру, - Новый год! Да и песня оптимистичная, без которой ни одна ёлка не проходит, а настроение всё равно философское и располагает к мыслям о вечном, о смысле жизни, о памяти людей, о предназначении, о корнях и детях, о прошлом и будущем страны, и вообще, что же остаётся после нас… руины, «священный мусор» с очень большим вопросительным знаком. Вот так я бродила по Введенскому кладбищу в поисках могил моих героев, желая поблагодарить и поклониться им за всех у их последнего причала, но увы… время беспощадно расправляется с нашей памятью, отправляя всё в инферно вслед за телом, если память короткая. А всего в Москве 69 кладбищ. Это построили у Немецкой слободы и стали хоронить иноверцев, немцев, т. е «немые»- не умеющих говорить по- русски. Под таких подходили и поляки, и французы, и итальянцы, и настоящие немцы.  Это считается наиболее романтичным кладбищем, со многими любовными и таинственными историями.
Пока искала могилы моих героев, кого я только тут не встретила среди руин, осколков мрамора, скорбящих Ангелов, потерявших товарный вид и сопутствующие им причиндалы, то крыло обломлено, то рука, то венок  сбит набекрень, то роза отломана из рук женщины, и много ещё чего,- разбитые колонны, кресты, разрушенные и обросшие мхом часовенки, все почти превратились в руины.  Где-то фрагментами сохранилась изумительная ковка и литьё окон, створки дверей в склепах и часовнях. Ажурное кружево из металла.  Часовен здесь 12…и всё говорит о былой красоте.   
   Сегодня эта готика или псевдоготика привлекает сюда любителей романтических и исторических прогулок. Сколько надписей на надгробиях на латыни, и на других языках, омытых слезами близких и любимых. Скорбные Ангелы, плакальщицы присели у надгробий поляков, французов, итальянцев, немцев, которые несколько веков назад приехали в Россию; пустили корни, полюбили её как мать родную , женились и завели детей, семьи, Москва стала для них вторым домом, а на Введенском кладбище часть из них обрели свой последний приют. Но времена были разные, и многие дворянские семьи уезжали за рубеж после революций 1905 и 1917 года, так как было опасно оставаться в России при новой власти, и многие погибли, потерялись здесь, кто не уехал. А сегодня потомки этих людей приезжают из-за рубежа, и хотят отдать последнюю дань уважения и любви своим предкам, восстанавливают их могилы, что похвально и вызывает уважение. Это кодекс чести настоящих дворян - помнить и чтить свой род, своих родных и близких. Они по всему миру собирают останки всех своих соотечественников, считая позором не выполнить их волю о захоронении. А иначе, при потере памяти о них, рассыпаются и уходят в небытие могилы, детали памятников и надгробий, стираются фамилии, имена ,которые много сделали для России в своё время,- остаётся беспамятство. Остаётся прах…осколки, руины, тоже живописные, конечно, но вызывающие сожаление.  Порой, только догадываешься какая была раньше красота исполнена на этом месте. Сегодня рядом ведётся большое строительство 16- этажных домов с видом на кладбище, от вибраций работающих машин и специальной техники, могилы исполняют свой последний ритуальный танец  в конвульсиях, разрушаются и уходят под землю. Власти Москвы принимают меры по восстановлении могил и надгробий, особенно тех, кто сделал много для нашего отечества. На других кладбищах тоже ведутся такие работы.
Здесь находятся останки нескольких «королей» -  немец Фердинанд Теодор фон Эйнем- «конфетный король»,слышали о таком? Кстати, Эйнем- есть такое местечко в Баварии, небольшой городок. Эйнем любил своё дело, делал нашу жизнь слаще в прямом смысле, и основал фабрику «Красный Октябрь», которая до сих пор жива, но, в революцию много пришлось пережить семье трудностей, фабрику потом отобрали власти. А память осталась о той прекрасной продукции.А ведь как всё начиналось…- (T.F. von Einem), немецкий подданный, который в 1850 году приехал в Москву в надежде начать новую жизнь, открыть свое дело. Вначале он занялся производством пиленого сахара,-это был настоящий прорыв, помните, что раньше щипчиками отщипывали от головки сахара маленькие кусочки, и это была трудоёмкая работа. Потом (в 1851 году) он организовал на Арбате небольшую мастерскую по производству шоколада и конфет, понимая, что сластён на свете намного больше,чем равнодушных к ним. Все дети и милые дамы разного возраста любят пить чай с вкусными конфетами и шоколадом несколько раз в день, да и угощать гостей принято тоже чаем со сладким. Даже среди мужчин чаще встречаются любители сладкого,ещё каких! Редко встретишь безразличного к ним человека. И процесс пошёл. Планы растут и осуществляются. В 1857 году Эйнем встречает своего будущего компаньона Юлиуса Гейса (J.Heuss), вдвоем они открыли на Театральной площади кондитерский магазин – это был в то время такой единственный,очень красивый и известный магазин сладостей, рецепты все превосходные,и каждый уважающий себя человек считал своим долгом там приобретать сладости  – и вкусно, и красиво оформлено в красивые коробки с рисунками, и в качестве подарка пригодится, подарить можно на любой визит к детям, друзьям, любимым женщинам, и родственникам, особенно на пасху, рождество, именины, да на любой приятный визит или праздник,как знак внимания. И дело пошло в гору. Накопив достаточный капитал, предприниматели выписали из Европы новейшую паровую машину и приступили к постройке уже фабрики на берегу Москвы-реки, на Софийской набережной. Сладкая жизнь в Москве удалась и закрепилась на все времена. В справочнике "Фабрично-заводские предприятия Российской империи" об этом факте была сделана запись: "Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфет и чайных печений.Год основания 1867". После революции, у них всё конфисковали,и они, как и многие,выехали в Германию. Умеют у нас всё обнулять... Там их очень любили,русская диаспора всегда вспоминала продукцию Эйнема, ценили их за щедрость и доброту. Они очень помогали эмигрантам. Фердинанд Эйнем умер в Берлине,но его наследники выполнили его последнюю волю - основатель фабрики "Красный октябрь" завещал похоронить его в Москве, так как очень её любил и много сделал для страны. Отправляя в рот конфетку производства фабрики «Красный Октябрь» ,- кстати, очень вкусные конфеты были, они есть и сейчас тоже, необыкновенные карамельки,трюфеля-(рекомендую!) лучшие среди всех фабрик,- вспомните об этом человеке, подарившего наслаждение вкушать великолепные сладости и делать нашу жизнь "дольче вита". Спасибо ему! Да,я думаю, если внимательнее посмотреть на разный бабушкин «священный мусор» в каждом доме,и порыться в нём, то непременно найдём красивую металлическую коробку из-под шоколада, рождественных конфет и миндального печенья с надписью «Эйнем» в уголочке, где взрослые хранят пуговицы, старые фотографии и письма, разную мелочь.Семейное захоронение этого любителя и производителя сладкого,   находится напротив часовни семьи Эрлангер.-  ещё один очень  знаменитый «мукомольный король» - Антон Максимильянович( Максимович) Эрлангер и его удивительный мавзолей- часовня исполнения желаний, созданная тремя гениями Ф.О. Шехтелем, Кузьмой Петровом-Водкиным, и там находится мозаичная икона «Христос-сеятель», выполнена мастером Анатолием Фроловым по эскизам Шехтеля, (его работы можно увидеть, например, на станциях метро «Автозаводская», «Маяковская» и «Новокузнецкая») по эскизу Петрова-Водкина, куда приходят ежедневно сотни человек, чтобы попросить о своём заветном. Написать на стенах часовни своё желание или в записках, и попросить «короля», чтобы оно исполнилось. Дед Антона Эрлангер с материнской стороны был голландский художник ван Брюссель, очевидно из Брюсселя, раньше так писали, по месту рождения. Отец Антона был композитор, прекрасный скрипач, дирижер, работал в Мариинском театре. Какие корни! Выбирай  любую творческую профессию! Однако отец не убедил Антона заниматься музыкой, и он пошёл своим путём. Больше, чем искусство, его привлекали промышленное производство. Создал школу мукомолов, ввёл много новшеств в мукомольное дело, создал первый в России журнал «Мукомол» и внедрил первые паровые мельницы, занимался благотворительностью, помогал молодёжи, и сделал своё процветающее дело в Сокольниках с душистыми и вкусными баранками и прекрасным хлебом. А хлеб- всему голова!Может, он и был прав, выбирая такую профессию, знал своё предназначение. В часовне никто не похоронен, семью перезахоронили напротив часовни. Хотя планировали гробы подвесить на цепях. Там только был похоронен сын Антона Эрлангер  - Александр, который покончил жизнь самоубийством. Часовню часто белят, так как много надписей и просьб на стенах портят внешний вид с советских времён. Приходящие сюда обращаются к нему просто - Антон или «Король», или к другим членам семьи. Говорят, что обязательно желание исполняется, иначе народ бы сюда не шёл. Пожалуй, это самый ухоженный мавзолей сейчас -  часовня в стиле модерн с колоннами, двумя золотыми рельефами Ангелов  с венком на фронтоне, и небольшим бирюзовым куполом. После революции со  временем и он пришёл в запустение и разруху, но одна женщина, не родственница, а просто верующая Тамара Кронкоянс, называли блаженная Тамара,шестидесяти лет, больная, еле ходила, инвалид, но поселилась на кладбище в шалаше, и прожила около часовни 12 лет, собирая милостыню  в кружку у церкви Петра м Павла, и у метро на реставрацию часовни, и набрала средства. Очевидно, это был её обет такой. Она была очень верующий человек, и когда увидела внутри часовни Христа – Сеятеля, поняла, что нужно спасать эту часовню от разрухи. Хотя её гнали с кладбища, ломали шалаш, но она продолжала жить там даже зимой, согреваясь буржуйкой. Часовня после реставрации похорошела и поток людей к ней увеличился во много раз. Часовня находится на углу 11 участка.
 Меня заинтересовала фамилия блаженной Тамары- Кронкоянс - (крон-корона, кронпринц,кронпринцесса-   букв. принц (князь) короны) — в германоязычных монархиях титул наследника престола...- может это какая-то веточка рода Эрлангеров ? Может тайна ,которую тщательно скрывали, возможно, история запретной любви? Буду думать и искать...Откуда столько желания и фанатичного рвения восстановить память об этом семействе у этой женщины? Это вопрос...
 
  Здесь же в районе 10,11,12, участков находится чрево этого кладбища, несколько великолепных памятников. Это место мне напоминает Париж, Пер-Лашез …  -всё похоже на музей под открытым небом. Вот и памятник- надгробие двум известным братьям актёрам –трагикам  Роберту и Рафаилу Адельгейм работы скульптора Л. Альтконе   Они погодки. Старший Роберт. Все останавливаются у этого надгробия, заворожённые его красотой. Ангел скорби из белого мрамора привлекает внимание. Часто сюда приходили готы, и сегодня устраивают паломничество к Ангелу, с раскрашенными в разные цвета волосами и лицом, все в чёрной одежде, они приходят сюда фотографироваться и делают здесь селфи на фоне с этим прекрасным Ангелом, самым большим и красивым на этом кладбище. Сначала братья получили разное образование-Роберт-техническое, а Рафаил музыкальное, прекрасно играл на фортепьяно. Но их больше всего интересовала классическая литература и театр, поэтому они заканчивают в 1888 году драматическое отделение Венской консерватории они сначала играли порознь в театрах Германии, Австрии и Швейцарии. Потом было возвращение в Россию, где они 40 лет уже вместе выступали на подмостках русских театров. Они играли потрясающий репертуар- «Отелло», «Король Лир», «Гамлет», »Разбойники», знакомили публику всех наших городов с таким изысканным репертуаром  великих трагиков Шекспира и Шиллера, и имели колоссальный успех и известность.
            
   На дорожке между 11-м и 13-м участками есть сразу несколько любопытных надгробий. Прямо напротив Эрлангеров - могила известного ювелира   
Роберт  Фульда -  он был сыном богатого купца, но драгоценности для него не были главными в жизни. Отец  - Фердинанд Леонтьевич был,как положено просвещенному предпринимателю, любителем изящных искусств, обожал музыку и покровительствовал Московскому музыкальному обществу. А вот сын его оказался большим поклонником спортивных игр.Главным для него был футбол, как ни странно! Да, это был именно тот человек, который нашему народу подарил футбол. Подарок, прямо скажем , получился царским. В него влюблены теперь многие болельщики и игроки не только зарубежья, но и нашей страны. Это видно по столпотворениям, которые устраиваются когда проходит желанный матч по футболу. Я за границей в Мадриде, Барселоне, в Италии, Франции несколько раз попадала в ужасные многочасовые пробки на дорогах, так как все ехали только в одном направлении- на футбол и дороги были заняты.  Для них – это праздник души. У нас тоже полюбили эту игру, и болельщики ездят на игры за своими любимцами в другие города целыми поездами. Как-то я попала в такой поезд  случайно…Что тут сказать? Болельщики своеобразный народ...  Недавний Чемпионат мира по футболу проходил и в нашей стране.Матчи проходили и в Самаре, Москве, во многих городах. У нас было столпотворение, столько народа приехало!Многие так полюбили наш город, что не хотели уезжать к себе на родину.Вот что значит самарское гостеприимство!  Интересно, вспоминали ли о нём наши футболисты и начальники от футбола? А болельщики? А роль его была действительно велика. Повод  для этих воспоминаний был прекрасный. А ведь Роберт был совсем мальчишкой, когда начал продвигать футбол у нас в стране, где ничего о нём не слыхали. Он выпускник юридического факультета окончил Императорский Московский университет в 1897 г. с дипломом 1-й степени. Ещё  на студенческой скамье сын московского купца Р.Ф. Фульда — молодой юрист, влюбленный в теннис и футбол, — начал путь в большой спорт, создав в Москве Комиссию по устройству подвижных игр. Это было совсем непросто пробить такое дело в то время, это был первый шаг, так как начальники не понимали почему нужно играть одним мечом ,отбирать его друг у друга целыми двумя командами. Это им казалось глупостью.  Но он мог убеждать,ссылаясь на необходимость подвижных игр,доказывал, что подвижные игры укрепляют здоровье нации, а это главное ,и тут не возразишь… Ходил по инстанциям, убеждал, и с ним соглашались .Он умел убеждать.
    А сам Роберт  был удивительны человек, и смелый, мог рисковать! Энергия через край и всегда добивался своего. Привезти и внедрить заморскую аглицкую подвижную игру в «неумытую Россию» -это определённый риск, а главное , сделать её самой любимой игрой, как и во многих странах - это надо было суметь сделать. В 1904 г. он впервые  перевел на русский язык и издал «Футбольные правила этой игры.  Постепенно вводил секции, организовывал клубы, турниры. Раньше в России и не слышали о теннисе или футболе, а он заставил всех полюбить эту игру и детей, и взрослых, и просто простой  народ, и даже были футболисты из Московской духовной семинарии. А потом появились и женские команды. Он вкладывал средства в развитие нашего футбола и считался отцом русского футбола , создал в Москве начала XX века первую футбольную команду, а главное- очень любил Россию . Собственно, с него  и начался в России организованный спорт. Сначала Роберт Фульда учредил в 1896 году Комиссию по устройству подвижных игр. А затем, в 1905 - Сокольнический клуб спорта, где начал развивать сразу две модные аглицкие игры: лаун-теннис и футбол. Собственно, именно с Сокольников и начался весь футбол в Москве.   А в 1914-1915 годах он был даже председателем Российского футбольного союза.
Во время революции 1917 года, все усложнилось, и в 1922 году он написал письмо с просьбой, чтобы можно было выехать в Германию на лечение, его выпустили. Они там прожили до прихода фашистов к власти с женой, и со второй  исторической  родины они эмигрировали в Швейцарию, так как были евреи, а сын Борис был арестован нацистами и попал в лагерь Дахау, где провел там пять лет . Остаток жизни они прожили в Швейцарии. В футбол и теннис играть уже не мог - пришлось переключиться на керлинг.Причем, привычка все организовывать не изменила ему и тут: Кубок Фульды по керлингу разыгрывался в Давосе с 1937 года на протяжении полувека.
          Роберт Фульда умер в прекрасном городе Лозанне в 1944 году.Позднее, когда стало возможно,его внук, в соответствии с пожеланием деда, привёз все останки семьи в Москву,и похоронил на Введенском кладбище. Взгляните на надгробие…   
  Мы видим потрясающей красоты мраморная плакальщица присела на ступеньки около двери в иной мир. Очень красивое надгробие- склеп. Приглашает к раздумьям. Выполнено в лучших традициях Европы. Даже не хочется озвучивать… всё в этом надгробии выполнено прекрасно. Будем помнить этого замечательного человека, открывшего нашему народу футбол, игру, которые любят миллионы в нашей стране. Спасибо ему от всех.
 


Рецензии