К истории до средневекового искусства Азербайджана

Подобный экскурс интересен не только познавательно. Он попросту необходим, поскольку позволяет установить давность процесса формирования местной художественной традиции, корни ее самобытности и многообразия. Он позволяет проследить, разумеется в самых общих чертах, и процесс развития в ней черт преемственности, а также очертить примерный ареал издревле складывавшихся связей художественной культуры Азербайджана с художественной культурой других народов Переднего Востока, в первую очередь Закавказья и Закаспия.

Об Азербайджане не без основания сложилось представление как о стране, едва ли не вся территория которой является своеобразным огромным музеем, лишь небольшая часть сокровищ которого уже включена

в открытую для всех экспозицию. Действительно, трудно назвать здесь область, которая не сохранила бы па-мятников материальной художественной культуры народа. Остановимся только на тех, которые представляются наиболее характерными и интересными.

Неподалеку от Баку, в районе Кобыстана — страны оврагов, полупустынной местности, которую на некоторых картах конца XIX века не случайно именовали Кабристаном — страной мертвых, сохранился великолепный комплекс памятников глубокой древности.

Здесь находятся и отчетливо прослеживаемые остатки большого доисторического кромлеха, но можно увидеть и каменную плиту с лаконичной латинской надписью, своего рода «визитной карточкой» римского легиона императора Домициана с прозвищем «Фульмината» (молниеносный), который зафиксировал здесь снос пребывание в I веке нашей эры. Недалеко находится и «гавал чалан даш» — оригинальный камень-бубен. Постукиванием по установленной плашмя огромной плите из нее можно извлечь несложные ритмически четкие мотивы, которыми, очевидно, сопровождались ритуальные пляски и обряды. О последних свидетельствуют и искусственные углубления в разбросанных там и сям больших каменных глыбах, видимо, служившие для стока крови жертвенных животных.

Все это чрезвычайно занимательно, и тем не менее меркнет в сопоставлении с тем, что более всего привлекает отечественных и зарубежных ученых и туристов в Кобыстане. Первозданный хаос неподалеку находящихся скоплений скальных выходов и огромных каменных глыб - Беюкдаша, Кичикдаша и Джингирдага - сохранил несколько тысяч писаниц-наскальных изображений запечатлевших сцены жизни, быта и труда древних насельников этих мест.

К истории досредневекового искусства Азербайджана.
«Награвированные» на поверхности скал изображения охватывают чрезвычайно разнообразный круг сюжетов, вплоть до самых неожиданных. Множество воспроизведений некогда бытовавших здесь травоядных животных, преимущественно служивших предметом охоты быков и козлов, перемежается со сценами самой охоты либо труда. Помимо скачущих на лошадях охотников можно встретить и одинокую богатырскую фигуру жнеца с серпом. Хороводы пляшущих человеческих фигур, невольно напоминающие и поныне бытующие народные групповые танцы — «яллы», сменяют схематичные изображения лодок с гребцами и солярные знаки.

К истории досредневекового искусства Азербайджана.
Фронтальную статичность части изображений оттеняет стремительность движений и смелость ракурсов других. Контрастом наивному реализму изображений живых существ служит символика пиктограмм — рисуночного письма на холме «Язылы» (писаницы — азерб.), у подножия Джингирдага. Короче говоря, своеобразная картинная галерея древних обитателей края не только знакомит с их трудом и бытом, но позволяет также проследить эволюцию эстетических представлений.

по материалам книги: Л. С. БРЕТАНИЦКИЙ, Б. В. ВЕЙМАРН. ОЧЕРКИ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ. Искусство Азербайджана , изд. Искусство, Москва, 1976.


Рецензии