Реферат1229
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774
РЕФЕРАТ
«ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
Новосибирск,2020
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание…………....………………………………………………2
Введение………………….....…………………………………………3
Девиантное поведение как научная проблема………………………4
Причины возникновения девиантного поведения…………………6
Физическое воспитание как фактор социализации обучающихся с девиантным поведением………………………………………………9
Спорт как средство профилактики девиантного поведения………12
Этап целенаправленной организации профилактики девиантного поведения подростков и молодёжи средствами физической культуры и спорта……………………………………………13
Заключение…………………………………………………………15
Литература…………………………………………………………16
Введение
Необходимо отметить, что физическое воспитание является одним из результативных способов повлиять на девиантность, как указывает А.А. Баранов (Баранов А.А. Физиология роста и развития детей и подростков. М, 2000. С. 176). Физическое воспитание -- педагогический процесс, который направлен на развитие и формирование двигательных умений и навыков. Одной из основных задач физического воспитания является формирование физически здоровой всесторонне развитой личности, так как физическое воспитание находится в единой взаимосвязи с нравственным, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием. Особое значение имеет и то, что физическое воспитание в образовательных учреждениях осуществляется не только во время уроков физической культуры, но и в деятельности классного руководителя, а так же в системе дополнительного образования. Физическое воспитание имеет одну отличительную черту в социализации детей с девиацией, оно не только помогает физическому развитию, укреплении здоровья, но и помогает в формировании правильного общения, является формой дополнительной деятельности, а кроме того оказывает прямое влияние на нравственные качества личности.
Девиантное поведение как научная проблема.
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя). С.Ю. Бородулина, В.И. Добреньков, И.А. Невский, В.Г. Степанов, М.В. Фирсов отклоняющееся (девиантное) поведение определяют, как социальное поведение индивида или группы, которое не соответствует установленным нормам, образцам и правилам, сложившимся в данном обществе, в результате чего эти нормы ими нарушаются.
Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Отклонения от социальных норм могут быть:
• позитивные, которые направленны на преодоление устаревших норм или стандартов и связанны с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;
• негативные — дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.
Девиантное поведение — своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.
Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям.
Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие его особенности и их проявления, которые обращают на себя внимание и настораживают родителей, учителей, воспитателей. Эти особенности поведения не просто говорят об отклонениях от общепринятых правил, но несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу.
С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической нестабильности общества, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. Все это подрывает чувство уверенности ребенка в себе, его способность к самоутверждению в жизненноважных ситуациях, появляется чувство одиночества и незащищенности.
Причины возникновения девиантного поведения.
Среди причин девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействие, однако нет прямой зависимости между их негативными последствиями и характером поведения ребенка. Причины лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой, оно является результатом конкретного стечения обстоятельств рождения и жизни человека. Рассмотрим более подробно основные причины отклоняющегося поведения.
Неправильное воспитание.
Одной из основных причин отрицательного поведения подростков является неправильное воспитание детей и подростков в семье. «Трудный» подросток, как правило, живет в «трудной» семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза. Иной раз это неблагополучие скрыто довольно глубоко. И лишь тогда, когда с подростком случается беседа, обращается внимание на уклад жизни семьи, на ее мораль, на ее ценности, которые и позволяют увидеть корни беды. За внешним благополучием может скрываться асоциальное состояние семейных отношений, уклада жизни и воспитания подростка в семье, которые являются ведущими, непосредственными факторами формирования личности каждого из них.
К семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося поведения подростка относятся:
- неполная семья, где имеются только матери, реже отцы, или семьи, в которых детей воспитывают прародители (бабушка или дедушка);
-конфликтная семья, в которой существует напряженность взаимоотношений между родителями, отсутствует взаимопонимание и имеются выраженные расхождения во взглядах, установках, в которой мир и согласие держатся на временных компромиссах и в трудную минуту противоречия вспыхивают с новой остротой;
- «асоциальная семья» - преобладают антиобщественные тенденции, паразитический образ жизни, члены семьи вступают в противоречие с законом;
- формальная семья – отсутствует общность потребностей, жизненных целей, взаимное уважение между членами семьи;
- семейные обязанности выполняются формально, часто родители находятся на грани расторжения брака, которому мешают материальные и жилищно-бытовые соображения;
- «алкогольная семья» - основные интересы членов семьи определяются употреблением спиртных напитков;
- семья, в которой имеются душевнобольные родители; в таких случаях не создаются условия для полноценного развития личности подростка.
В неблагополучных семьях, как правило, встречаются следующие виды неадекватного воспитания детей:
- безнадзорность – когда ребенок предоставлен самому себе, лишен родительского внимания, заботы, когда отсутствует систематический интерес к его делам, переживаниям, проблемам;
- скрытая безнадзорность – формальное выполнение родителями своих обязанностей, при котором создается видимость какого-либо интереса к воспитанию, однако дальше декларативных внушений и материального обеспечения родители не идут, они не требуют выполнения наставлений и указаний;
- потворствующая безнадзорность – сочетание полной бесконтрольности и некритического отношения к поведению подростка; стремление всегда его оправдать, активное непринятие помощи в воспитании со стороны других лиц, попытки родителей оградить подростка с отклоняющимся поведением от воспитательного воздействия коллектива, педагогов, участковых, инспекторов ОПДН;
- эмоциональное отвержение - родители тяготятся ребенком; подросток чувствует, что он обуза в жизни родителей;
- воспитание по типу «Золушки» - чрезмерная требовательность и строгость к ребенку, когда родители без учета его возраста и возможностей пытаются добиться от него излишне образцового поведения;
- воспитание в условиях жестких взаимоотношений – суровые расправы и наказания за мелкие проступки сочетаются с безразличным и холодным взаимоотношением между членами семьи;
- воспитание по типу «кумира семьи» - необоснованное и чрезмерное восхищение ребенком и стремление освободить его от любых трудностей, поощрение эгоистических установок, стремление к демонстративности и «жажде признания».
Было бы неверным недооценивать при анализе основных причин отклонений от норм поведения подростков роль школы и внешкольных учреждений. Ошибки и недостатки в учебно- воспитательной работе этих учреждений, их недостаточная связь с семьей поддерживают формирование педагогической запущенности детей и подростков, возникшую в условиях неблагоприятного семейного воспитания. Отношения школьников к учебной деятельности является ведущим фактором, который способствует формированию личности в определенном направлении в период обучения. Подавляющее большинство подростков, имеющих отклонения от норм поведения, учатся плохо, не имеют и не выполняют общественных поручений. Отношение таких детей и подростков к школе, как правило, отрицательное. Неуспеваемость приводит к развитию конфликтов с классом, учителями, родителями. Подростки постепенно выбывают из сферы общения своего классного коллектива. Хотя именно школа для таких ребят должна стать тем местом, где они могли бы удовлетворить свою потребность в положительном общении.
Физическое воспитание как фактор социализации обучающихся с девиантным поведением.
Необходимо отметить, что одним из эффективных способов воздействия на социализацию девиантного поведения является физическое воспитание. Физическое воспитание — педагогический процесс, который направлен на развитие и формирование двигательных умений и навыков. Целью физического воспитания является формирование физически здоровой гармонично развитой личности, так как физическое воспитание находится в единой взаимосвязи с нравственным, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием. Важно то, что физическое воспитание в образовательных учреждениях реализуется не только на уроках физической культуры, но и в деятельности классного руководителя, а также в системе дополнительного образования. Одной из отличительных черт роли физического воспитания в социализации, обучающихся с девиантным поведением является то, что с одной стороны оно способствует физическому развитию, укрепляет здоровье, а с другой — формирует среду общения, служит формой досуговой деятельности, а также оказывает непосредственное влияние на нравственные качества личности. Для успешного процесса социализации посредством физического воспитания необходимо учитывать следующие виды задач: Образовательные:
-формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;
- развитие знаний по физической культуре и спорту;
Оздоровительные:
- укрепление здоровья;
- развитие работоспособности;
-формирование здорового образа жизни;
Воспитательные:
-воспитание потребности и интереса к спорту;
-формирование нравственных и эстетических качеств личности;
- способ организации досуга подростков;
- средство коррекции физического и психоэмоционального состояния.
Для достижения задач, решаемых в процессе социализации посредством физического воспитания обучающихся с девиантным поведением необходимо применять игровой метод, соревновательный, метод наглядности, словесные методы, так как они способствуют развитию индивидуальных особенностей личности, таких как:
-всестороннее развитие, как физических, так и моральных качеств (целеустремлённость самостоятельность, чувство взаимопомощи и сотрудничества) —
игровой метод;
- развитию волевых качеств личности —
соревновательный метод;
-развитию и повышению интереса к физической культуре и спорту —
метод наглядности;
самостоятельность мышления, влияние на эмоциональную сферу личности обучающегося с девиантным поведением, так как главное средство данных методов — слово — словесные методы. Именно комплексное применение данных методов будет способствовать решению задач физического воспитания, а также оказывать положительное влияние на социализацию обучающихся с девиантным поведением. Поэтому в рамках физического воспитания, в процессе социализации обучающихся с девиантным поведением в образовательных учреждениях целесообразно проводить следующие виды работ: классные часы по темам: «Спорт — это жизнь», «В здоровом теле, здоровый дух», «Экстремальные виды спорта», «Олимпийские достижения которые потрясли мир», «Спорт против вредных привычек», «Здоровье не купить»; организация лекций, круглых столов с привлечением работников из сферы физической культуры, спорта; - проведение конкурсов рисунков по темам: «О спорт ты жизнь», «Мир против наркотиков», «Я за спорт»; организация массовых спортивных мероприятий, дней здоровья, экскурсий в фитнес центры и спортивные школы; - проведение спортивно-развлекательных игр, викторин, конкурсов. Одной из ведущих форм социализации, обучающихся с девиантным поведением
Спорт как средство профилактики девиантного поведения.
Методические приемы: создание педагогических условий, в которых тревожные подростки могли бы действовать
уверенно, без лишнего напряжения и страха (облегченные условиях выполнения упражнений); при неуверенности учащегося иметь несколько вариантов выполнения задания, поощряя их за трудолюбие, самостоятельность и т.п.; предоставление агрессивным подросткам ведущих ролей при проведении эстафет, сдаче нормативов, показе упражнения, тестировании; извлечение максимальной пользы из неудачного выполнения упражнения агрессивными подростками; проведение групповых бесед, акцентируя внимание на положительных сторонах
деятельности учащихся, поддержание инициативы, самостоятельности и взаимопомощь при освоении новых двигательных навыков.
Основными средствами вовлечения детей и подростков в физкультурно-спортивную деятельность являются:
на начальном (побуждающем) этапе – беседы, убеждения, просмотр
видеофильмов, ознакомление с особенностями и характеристиками
видов спорта;
на этапе формирования устойчивого интереса к физической культуре
и спорту – беседы, контроль за посещаемостью занятий,
успеваемостью в школе, дисциплиной, выполнением поручений
тренера-учителя, участие в соревнованиях и их судействе и т.д.;
на этапе стойко сформировавшегося интереса к занятиям физической
культурой или виду спорта – контроль тренера и педагогов за
деятельностью подростков, поощрения, награждения, участие в
соревнованиях, ходатайство о снятии с учета в органах милиции.
Этап целенаправленной организации профилактики девиантного поведения подростков и молодёжи средствами физической культуры и спорта.
На этапе целенаправленной организации профилактики девиантного поведения подростков и молодёжи средствами физической культуры и спорта решается задача перехода сформированного индивидуального опыта спортивно-оздоровительной подготовки обучающихся в их систематическую индивидуальную спортивную деятельность.С учетом возрастных особенностей девиантных личностей, для которых ведущей деятельность является общение со сверстниками, основной формой организации на уроках-тренировках должна являться работа в малых группах, в парах, в командах. Эта принципиально значимая форма активизации спортивно-оздоровительной деятельности подростков имеет целью формирование спортивно-коммуникативных возможностей обучающихся. Всё это обеспечивает объективные условия для реализации потенциальных физических возможностей каждого подростка, работающего в составе малой группы, целенаправленно ориентируя его на совместную активную спортивно-оздоровительную деятельность. Работая в малой группе и взаимодействуя в ней, учащиеся интеллектуально обогащаются, приобретают и заимствуют такие личностные качества, которые невозможно приобрести вне группы. В процессе профилактики девиантного поведения средствами физической культуры и спорта совершенствуются знания, умения и навыки обучающихся, приобретаются навыки позитивного межличностного общения, перерастающие в сотрудничество и умение работать в коллективе, формируя такие качества как взаимопомощь, чувство ответственности, силу воли, выдержку, целеустремленность.
Для повышения групповой сплоченности девиантных подростков и молодёжи в спортивном коллективе используются игры-разминки («Остров», «Непрерывный рассказ», «Антивремя»), которые способствуют развитию умений позитивного взаимодействия в группе, взаимопомощи, умению слушать и слышать, как сверстников, так и тренера и т.д. При этом на каждом занятии фиксируются промежуточные результаты исследования индивидуальных особенностей, поведенческих характеристик, стилей взаимоотношения, спортивных достижений девиантных учащихся. Особое внимание обращается на контроль за внешним проявлением состояний, возникающих при выполнении тренировочных заданий, а именно контроль за непроизвольным мышечным напряжением, мимикой, словесным сопровождением, изменением психо-эмоционального состояния, реакцией в случае победы или поражения.Доминирующим стимулом становится стремление подростка к успеху, известности, независимости, а, следовательно, инструментом реализации своих потребностей становится соревновательная деятельность.
Заключение
Таким образом, технология профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта включает целенаправленную деятельность коллектива, состоящую из ряда этапов педагогической деятельности по организации и реализации спортивно-оздоровительной направленности в воспитательно-образовательном процессе. Профилактика девиантного поведения подростков – творческий процесс, обязывающий педагогов-тренеров проводить поиск и реализовывать эффективные подходы, методы и приемы формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом, успешной адаптации к социальной среде, условиям и требованиям современного общества.
Литература
2) Озолина, Е.В. Адаптивная физическая активность как новая дисциплина в семействе спортивных наук / Е.В. Озолина, B.C. Дмитриев, Н.О. Рубцова // Теория и практика физического воспитания. - Москва. - 1999. - №5.
3)https://vk.com/away.php?to=https.ru-povedenie&cc_key
4)
5)
=
Свидетельство о публикации №121021108288