Непутёвые путевые заметки. Про еду

Начало здесь
http://stihi.ru/2021/02/11/5267  про поезда
http://stihi.ru/2021/02/11/5577  про опоздания
http://stihi.ru/2021/02/11/5839  про попутчиков
 
          Еда в поезде – это культ. Хотя, возможно, я и не права. Берёшь с собой еду в количестве пропорциональном числу дней в дороге – а как же! А потом ешь эту еду – а зачем же она бралась в таком количестве! Ешь, а то она испортится. Да и сумки облегчить надо.
          Сборы в дорогу – это тоже тот ещё процесс. Особенно если ехать далеко – к Чёрному морю, например, четыре дня пути. Со второго примерно дня в твоём меню главенствует растворимая лапша. Она – мало того что не портится, так и лёгкая ещё. Одну берёшь в коробочке, чтобы было, в чём её заливать, и коробочку потом не выбрасывать, остальные лучше в пакетиках, а то места много займут. Всё остальное – с таким расчётом, чтобы не пришлось всё съедать в первый день, чтобы не испортилось, а потом щёлкать клювом…

                ***
      Когда была студенткой, еда в поезде ещё не была для меня культом, тем более что я ездила домой на каникулы с одним портфельчиком. Особенно на зимние каникулы. Еды там было точно рассчитано на два дня в дороге, и всё по минимуму: плавленые сырки, хлеб и рыбные консервы. Растворимую лапшу тогда ещё не изобрели…
      Один раз поезд выбился из графика настолько, что мы останавливались чуть ли не на каждой станции, чтобы пропустить один-два состава. И вот, вторая ночь в пути, после которой должно настать утро приезда и – здравствуй, Красноярск. Накануне вечером доеден хлеб и употреблён последний сырок – завтракать я до дома не планировала. Проснулась, начала сворачивать постель, а соседи мне так ехидненько: «Рано собираешься, мы только от Новосибирска отъехали…».
      Я чуть не завыла – от Новосибирска до Красноярска четырнадцать часов пути, и это в случае движения по графику, без внеплановых остановок и пережиданий, а с ними… И кушать нечего, не просить же попутчиков меня покормить. А они уже разложили свои пакетики-брикетики, запахло колбасой и прочими съедобностями на весь вагон. А мне осталось смотреть в окно и особенно не принюхиваться. Впрочем, чай – хорошо даже без всего. Им я и питалась…
         В общем, опоздал тогда поезд в общей сложности на двадцать один час, на целый день сократив мне каникулы в кругу семьи…

                ***
          А однажды – я ещё маленькая была, лет пять или шесть, ехали мы с папой в Пермь. Не помню, в связи с чем, но мы тогда долго торчали на вокзале – полдня или больше. Наверное, у нас не было билетов. Я изучила каждый угол на вокзале, каждый элемент архитектуры, потом ещё мы гуляли по перрону…
        И вот, наконец, садимся в вагон, заходим в купе и остолбеневаем: столик весь уставлен всякими вкусностями, точнее – он сервирован. А в купе кроме нас никого нет. А мы такие оба голодные – как-никак, а весь день воздухом питались. Вокзальным. Спрашиваем проводницу, что за скатерть-самобранка, и за чей счёт банкет, а нам в ответ: «Кушайте!»…
        Потом часто с папой вспоминали этот случай. Папа упоминал, что там даже коньяк был. Про коньяк не помню, мне больше запомнились конфеты в круглых изящных коробочках с кружевными фестончиками…
       До сих пор строю предположения, кому предназначались места. Не таким же, как мы, первым встречным пассажирам!

                ***
       Как-то возвращалась я поездом из командировки. Так вышло, что не смогла взять обратного билета на самолёт – несмотря на то, что полтора дня проторчала в Домодедовском аэропорту. Потом плюнула на Аэрофлот  и поехала к «трём вокзалам»…
       И вот, желанный билет в моём кармане, осталось заехать в гостиницу за вещами да придумать, чем питаться три дня в дороге. Тут-то и выяснилось, что день праздничный – то есть, все продовольственные магазины ещё в три часа дня закрылись. Это сейчас показалось бы удивительным и даже невероятным, но тогда…
       Что делать? Закупаться на вокзале? Чем? Пирожками? Дорого и невкусно.
       Я возвращаюсь в гостиницу, с тоскливым лицом иду в буфет, который тоже уже готовится к закрытию, и рассказываю там о своей проблеме. Тогда девушки вынесли мне из буфетного закулисья пакетик с нарезанным хлебом, палку копчёной колбасы, печенье, конфеты-батончики… В общем, спасли меня от длительной голодовки под стук колёс.
 
                ***
          Как-то ехали в Красноярск с годовалой Наташей. И с нами ещё моя сестра Юля, которая специально приехала за нами в Березники, чтобы мне не ехать одной с ребёнком. Супруг мой ждал перевода (не денежного, конечно), ожидание могло затянуться надолго, а ехать лучше летом, чем зимой; к тому же, свои условия диктовал и другой срок – я ждала Танюшку, и родить должна была месяца через три…
         Так вот, поехали мы. Понятно, что маленького ребёнка даже в дороге надо кормить не обычной дорожной «сухомяткой», а нормальной детской едой. И пошла я в вагон-ресторан кашку варить. Взяла с собой кастрюльку, разведённую молочную смесь, горсточку манки… Попёрлась со всем этим по поезду. Дошла, меня допустили до плиты. Она жаром пышет – не подойти. Поставила кастрюльку. Смесь в ней закипела за считанные секунды, всыпанная манка мгновенно превратилась в комки… С этой кашей пошла обратно, с риском расплескать – особенно на переходах между вагонами…
        Наташка эту кашу есть отказалась. Надо сказать, она вообще тогда в дороге ела плохо. Только морошку с сахаром наворачивала в охотку. И печеньки. Морошки была большая банка – её набрали накануне нашего отъезда моя свекровь с Юлей где-то на болотах между Березниками и Соликамском…
        Потом нам сказали, что кашку можно было заказать, а не бегать самой.
        Сейчас детская кормёжка – не проблема, но тогда не было растворимых каш и большого количества фруктовых и овощных пюре в баночках.

                ***
        А вообще, когда часто ездишь по одному и тому же маршруту, уже запоминаешь, где чего вкусненького можно купить. В Барабинске – рыба. Жареная, копчёная, котлетки из икры… В Котельниках тоже рыба. В Самаре конфеты и шоколадки. В
Сальске дешёвые овощи-фрукты. Выскочил, набрал, наелся, потом в Адлере можно на всё это не пялиться… Только при этом учесть, что за полчаса до Туапсе туалеты закроют до конца пути, то есть, на три часа с лишним.

       А вот воды сколько ни бери, а на перрон всё равно бежать придётся…   
       Возвращалась с югов… Воды набрала, казалось бы, достаточно. Но посреди лета на жаре половина водных запасов была выпита в первый день, половина на второй.  А ехать ещё два дня. Конечно, я и чай пила, но так хотелось минералочки, колющей нёбо и шибающей в расплавленные на жаре мозги…
       И на каждой большой остановке я выскакивала не только погулять и размяться, но и пополнить иссякшие минеральные ресурсы.  Конечно, вода на перроне стоила в два раза дороже, но что делать, если такая жара, а я такой неисправимый водохлёб!
       Приезжаем в Омск. Вода очередной раз закончилась. Я выхожу из вагона, ищу на перроне желанный ларёчек, нет его. Иду вдоль состава, довольно много прошла – благо, стоянка сорок минут, нашла ларёк уже чуть ли не в хвосте поезда. Вокруг толпа. Но ценники можно разглядеть – цена трёхзначная. Ничего себе водичка! Я ныряю в тоннель, бегу в здание вокзала, ищу буфет. Нахожу, но закрытый. Случайно подвернувшийся на пути блюститель внутривокзального порядка кидает мне блестящую идею – аптечный киоск.
       И вот я спешу к вагону с желанными бутыльками…
         


Рецензии
а я помню, что раньше в дорогу обязательнно варили яйца)

Вера Да Юра   18.02.2021 12:13     Заявить о нарушении
Я иногда тоже варила. Но есть их там не хотелось. Вот картошечки в мундире...
Спасибо, Вера!

Светлана Мель   18.02.2021 12:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.