Имя на поэтической поверке. Александр Дольский

  «Осенняя песня», как и множество, ещё прекрасных песен, написана на слова и музыку Александра Дольского – поэта, гитариста, автора исполнителя, заслуженного артиста России-1989 года:

      «Осенняя песня»

А ветры закружили, завертели
листву и закачали сосняком,
но ласточки ещё не улетели,
и даже люди ходят босиком.

Шальная развесёлая картина –
мне осень платит листьями за грусть,
но все они застряли в паутине,
и я до них никак не дотянусь.

А может быть в стране далёкой где-то,
куда не залетали корабли,
в ходу такие жёлтые монеты –
раскаянья и совести рубли.

Осталось две получки до метели
и ни одной любви до рождества,
но ласточки ещё не улетели,
и на берёзах жёлтая листва».

  Александр Александрович Дольский родился 7-го июня 1938 года на Урале, в Свердловске (Екатеринбург). Родители напрямую были связаны с искусством, поэтому творческая биография у Александра на роду написана.

  Мать, Елизавета Александровна Дольская - 1912 года – балерина, выпускница Ленинградского академического хореографического училища имени А.Я.Вагановой.

  Отец, Александр Викторович Дольский1913 года, заслуженный артист России, оперный певец, солист оперы Свердловского академического театра имени А.В.Луначарского, а затем Куйбышевского театра оперы и балета.

  Отец оставил семью, когда сын  был ещё маленьким, так что Александра, мать растила одна. Музыку маленький Саша полюбил с детских лет. Мальчик обладал музыкальным слухом и прекрасной памятью, ему не стоили труда выучить репертуар театра, в котором пел отец.

  С 10-ти лет Александр Дольский пел в хоре мальчиков в театре. Умел играть на многих музыкальных инструментах, но на гитаре он играл виртуознее всего.

  Александр Дольский стал лауреатом первого конкурса артистов эстрады в 1950 году, будучи школьником, как гитарист, заняв 2-ое место, и с этого времени он становится постоянным участником фестивалей авторской песни.

  Музыка, однако, не сразу стала жизненной необходимостью.
  Всё же долгое время, музыка играла роль увлечения Александра, потому что он работал после школы, на заводе «Уралэлектроаппарат», слесарем-инструментальщиком, в течение 2-х лет, 1956-1957 год.

  В 20-ть лет Александр Дольский решил стать строителем, и в 1963 году окончил строительный факультет Уральского политехнического института имени Кирова и музыкальное училище по классу гитары, потом поступил в аспирантуру на инженеро-экономический факультет, но в науку не пошёл.

  Учась в политехническом институте, Александр продолжал увлечение музыкой и поэзией. В студенческом оркестре, помимо шестиструнной гитары, которой он уже хорошо владел, Александр Александрович освоил саксофон и контрабас, пробовал сочинять мелодии к твисту и року.

  Из-за это его, по собственному признанию хвалили и лелеяли. Параллельно начались концерты в местной филармонии.

  Александр Дольский долго был холостяком, женился уже, когда ему было за тридцать. Надежда Александровна приехала в Свердловск в составе ансамбля, где виртуозно играла на скрипке, творение будущего мужа.

  Александр Дольский пришёл на выступление, увидел девушку на сцене и влюбился. Несмотря на то, что он не сразу приглянулся красавице, она была на 12-ть лет моложе, 1950 года, в конце концов, её покорил характер молодого человека.

  Вспыхнули чувства. Последовала свадьба. В браке, как в детской сказке родились трое сыновей: Александр-1977, Павел-1978, Пётр-1983.

  Старший занимается медициной, средний живописью, младший последовал примеру родителей. Александр Дольский – трижды дедушка. На вопрос о тайнах счастливых семейных отношений, откровенно журналисту заявил:

  «Нет никакого секрета. Я их всех очень люблю. Я с самого начала хотел, чтобы всё было всерьёз и навсегда. Мне очень повезло с женой».

  Александр Александрович считает себя верующим человеком, но не по церковным канонам, он говорит:

  «Сейчас в моём понятии Бог – это некое информационно-энергетическое поле, в котором живут все знания, все науки, вся память, все законы справедливости и несправедливости».

Когда исполнитель Александр Дольский стал популярным, он переехал жить в Ленинград, в 1975 году, работал в НИИ градостроительства.

  Иногда гастролировал, организовывал встречи со слушателями. Победа на конкурсах и фестивалях вселили уверенность в своих силах. Александр Дольский – единственный бард, выступавший на фестивалях на одной сцене с профессионалами, сумевший обойти всех и завоевать первое место.

  Александр Дольский получил, в 1979 году, уникальное предложение от Аркадия Райкина о работе актёром, в его Ленинградском театре миниатюр, в котором бард через год стал солистом эстрады и победителем 6-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады.

  В преддверии VI Всесоюзного конкурса артистов эстрады в Ленинграде, Аркадий Исаакович Райкин сказал Александру Дольскому:

  «Саша! Не настало ли для тебя время определиться? Есть для этого прекрасная возможность – начинается эстрадный конкурс. Я верю в твой успех. А в случае чего… Наука от тебя не уйдёт».

  После победы на конкурсе, Аркадий Исаакович сказал Александру Дольскому: «Я верю – ты артист, и твоё призвание – сцена».

  Мнение Райкина, его веское слово сделало своё дело.

  В Ленинградском театре миниатюр А.Райкина, Александр Дольский исполнял свои лирико-философские песни, выступал как актёр.

  С 1989 года начинаются актёрские поездки Александра Дольского с творческими выступлениями по России, Германии, США, Израилю, Австралии, Чехословакии, Сербии, Франции, Голландии, Великобритании.

  Песни Александр Александрович начал писать ещё в школе, с 11-ти лет, с 1949 года, на свои стихи, а в 40 лет написал Александр Дольский известную песню «Господа офицеры!» к фильму «Трактир на Пятницкой»-1978, а также в фильме «Старший сын»-1976, звучит его песня «Ленинградские акварели».

  Снялся Александр Дольский и в художественных фильмах киностудии «Ленфильм»:

  «Когда святые маршируют» - где сыграл, грузчика в магазине – Виктора Ивановича.

  Кротова и в фильме «Новая Шахерезада», соседа – Сергея Алексеевича Воронцова.

  В 1988 году вышел документальный музыкальный фильм: «Игра с неизвестным», где был показан музыкальный андеграунд  в СССР ,в начале перестройки.

  В фильме показаны музыкальные выступления Юрия Шевчука и группы «ДДТ», Александра Башлачёва, Юрия Морозова, Андрея Дворина, группы «Капитальный ремонт» и авторов исполнителей: Александра Дольского, Юрия Кукина, Олега Митяева, певицы Евгении Смольяниновой.

  К настоящему времени  дискография Александра Дольского включает диски-гиганты, выпущенные фирмой «Мелодия»: «Старинные часы»-1979, «Звезда на ладони»-1980, «Государство синих глаз»-1981, «Ленинградские акварели»-1983, «Тёплые звёзды»-1985, «Прощай, ХХ век»-1987, «Пейзаж в раме»-1987, «Оглянись не во гневе»-1988, «Музыка над моей головой»-1991, «На круги своя»-1991, «Тайная вечеря»-1991, «Российские барды. А.Дольский»-2000.

  Выходили и компакт-диски: «Возвращение в Петербург»-1995, «Звезда на ладони»-1995, «Ангел-хранитель»-1996, «Недостреленная птица»-1996, «Туманы и дожди»-1997, «Русский вопрос»-1997, «Трава и ветер»-1997.

  В 2002 году Александру Дольскому присвоено звание лауреата Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы, за выпушенные поэтические сборники.

  Александр Александрович Дольский – член любительского литобъединения под названием Российский Межрегиональный союз писателей (РМСП) с 2007 года.

  Александру Александровичу удалось добиться того, чтобы его песни и стихи стали передаваться из уст в уста. Его творчество проникнуто добрым юмором, мелодии просты и легко запоминаются. Они сами хранятся в душах и сердцах слушателей.

  А гитара Александра Дольского – это отдельный исполнитель на сцене. Она живёт своей жизнью, умеет плакать и смеяться со своим хозяином, автор доверяет ей самые трудные моменты в песне.

  А играть на гитаре Александр Дольский умеет как никто другой! Инструмент великолепно дополняет выступление, делая его лучше, изящнее, тоньше.

  Надо сказать, бард Булат Окуджава(09.05.1924-12.06.1997.), вынашивал идею объединения поэтов, умеющих петь,теми людьми, в первую очередь, которых наметил мастер, были Александр Дольский и Вероника Долина. Этому проекту не суждено было реализоваться.

  Александр Александрович всесторонняя личность, имеет ещё и хобби – живопись. Популярный поэт-бард пишет полотна, выставляет их в выставочных залах Санкт-Петербурга.

  Работы настолько профессионально выполнены, что посетители не верят, что перед ними картины художника-любителя. Выставки имеют огромный успех.

  Александр Александрович женат на Надежде Александровне Дольской, которая родила ему трёх наследников: Петра, Александра и Павла. Сыновьям Александр Дольский посвятил песню: «Три сына».

  Вся семья проживает в северной столице России – Санкт-Петербурге.

  В преддверии своего 80-летия, в 2018 году, поэт Александр Дольский, дал развёрнутое интервью российским журналистам, где рассуждал о будущем России, способах достижения гармонии с собой и окружающими.

  Поэтический дар Александра Александровича Дольского и исполнительное искусство под свой аккомпанемент на гитаре, своих песен, радовало и радует, до сих пор, любителей бардовского творчества России.

Из поэтического наследия Александра Дольского.

     «Старые паруса»

Как небосвод моё сознанье
над бытиём судьбы земной,
все катаклизмы мирозданья
произошли уже со мной.
И память так смела и прочна,
что быть пророчеству пора.
И жизнь, короткая, как строчка,
бессмертной кажется с утра.
Так много слёз сушил мне ветер,
так много старых парусов
лежит на дне, летит по свету
под звуки юных голосов,
так мимолётны состраданья,
так много грустных стариков,
так поэтичны оправданья
измен, соблазнов и грехов,
так много злости и отравы
я через сердце пропустил,
что быть жестоким и неправым
нет ни желания, ни сил,
так хороши людские лица,
когда в них свет и вера есть!
И я попробовал молиться –
Молитва обратилась в песнь.

    «Господа офицеры!»

Всё идёшь и идёшь,
и сжигаешь мосты.
Правда, где, а где ложь,
слава где, а где стыд?
А Россия лежит
в пыльных шрамах дорог,
а Россия дрожит
от копыт и сапог.
Господа офицеры,
мне не грустно, о нет.
Господа офицеры,
я прошу вас учесть,
суд людской или Божий
через тысячу лет,
господа офицеры,
не спасёт вашу честь.
Кто мне враг, кто мне брат,
разберусь как-нибудь.
Я российский солдат,
Прям и верен мой путь.
Даже мать и отца,
даже дом свой забыть,
но в груди до свинца
всю Россию хранить.
Я врагов своих кровь
проливаю моля,
ниспошли к ним любовь,
о, Россия моя.
Господа офицеры,
голубые князья,
я конечно не первый
и последний не я.
Господа офицеры,
я прошу вас учесть,
кто сберёг свои нервы,
тот не спас свою честь.

      «Две птицы»

Мы встретились в таком просторе,
в таком безмолвии небес,
что было чудом из чудес
пересеченье траекторий.

Быть может, мы в совместный путь
могли с тобой пуститься вскоре –
в чём состояла цель и суть
всей нашей жизни, но на горе

мы с удивлением открыли
что птица птице не под стать,
стремительные наши крылья
в полёте будут нам мешать.

Так мощен наших крыл разлёт,
что сблизиться нам не даёт.

      «Три сына»

Три сына мои, три сердца, три боли…
В них всё – не отнять, не прибавить.
Я царь их и раб. Нет прекрасней неволи…
Пётр, Александр и Павел.

И каждый из них – мой давнишний портрет,
но вспомните старые фото –
меняются ракурс, одежда и свет,
и в нас изменяется что-то.

Они нарушают мой тихий настрой,
не любят порядка и правил,
им кажется жизнь бесконечной игрой…
Пётр, Александр и Павел.

Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу,
не худшая всё-таки участь…
Мне кажется – я их чему-то учу,
А это они меня учат.

В них память веков и любви моей суть,
и свет уж другого столетья.
И каждый найдёт свой собственный путь…
Ох, весело буду стареть я!

Три сына мои – три чистейших души…
Я жизнь от забот не избавил,
Так просто проблему бессмертья решив –
Пётр, Александр и Павел.

      ***

У зеркала ты битый час
сидишь и портишь очень мило
всё, чем природа одарила
тебя, что ценно без прикрас.

И примеряешь по сто раз
ты металлические вещи,
в зеркальной заводи трепещут
две золотые рыбки глаз.

О, женщины из всех веков!
Как вы стремитесь терпеливо
пленить безвкусных петухов,
любителей тонов крикливых.

Вот так же на фасаде храма
Висит торговая реклама.

   «Есть в музыке такая сила…»

Есть в музыке такая сила,
такая тягостная власть,
что стоит под неё подпасть,
и жизнь покажется красивой.

Но музыканты, вот напасть,
порой горды невыносимо
и неоправданно спесивы,
что публике попали в масть.

Они забыли, что призванье,
не рента славы и утех,
и за таланты, как на грех,
грядёт работы наказанье.

А музыка, живя в природе,
Сама служителей находит.

     «Прощальная»

От прощанья до прощанья
возвращение одно,
частых писем обещанья,
позабытые давно.

Мы играем, словно дети,
в провожанье вновь и вновь…
Разделилось всё на свете
на любовь и нелюбовь.

Много ветра, снега много,
неоглядна эта даль, -
бесконечная дорога,
быстротечная печаль.

Улыбнись мне на прощанье –
слышишь поезда гобой?
Я уеду не с вещами,
я уеду сам с собой!

Всё, что в шутку ты сказала,
буду помнить я всерьёз.
Видят старые вокзалы
слишком много новых слёз.

Принимай судьбу отрадно,
не ищи других причин –
разделились беспощадно
мы на женщин и мужчин.

Кто-то уйдёт,
 кто-то вернётся,
кто-то простит,
кто-то осудит…
меньше всего
любви достаётся
нашим самым
любимым людям.

       «Откровения»

Нет в мире высшего блаженства,
чем осознание пути,
когда достигнув совершенства
ты всё же вынужден уйти,

когда и сердцем и мышленьем
приемлешь равно мрак и свет,
когда легчают сожаленья
о пустоте минувших лет.

И нет лекарства в мире лучше
от страха стать золой в золе,
чем уяснить, что ты лишь случай,
прекрасный случай на земле,

когда проводишь самых близких
в недосягаемую даль,
когда уже не знаешь риска,
а лишь терпенье и печаль,

когда войдёшь два раза в реку,
на дне останешься сухим,
когда прощаешь человеку
его успехи и грехи,

когда по взгляду и по вздоху
поймёшь, что сделалось с душой,
когда тебе с друзьями плохо,
а им с тобою хорошо.

      «По дорогам моей земли»

И работу без сна и странствия
Я на сердце с лихвой грузил.
Опьянили меня пространства
И простые  слова Руси.
Но сомненье в строфу попало –
И была эта  песнь тиха.
Бескорыстья для чести мало,
А фантазии - для стиха.

Строки песен в иные дали
Совесть тягостную вели.
Муза ходит, а не летает
По дорогам моей земли.

Я познал фанатизм и споры,
Бездорожье и грязь в пути.
Вырос я из такого сора,
Где стихи не могли расти.
И горючие песни наши
Мне плеснули стыдом в лицо
Среди сверстников, поминавших
За убогим столов отцов.

У последнего поколенья,
Понимавшего о войне,
Есть неспешные озаренья
В завоёванной тишине.

И не ждали мы вдохновенья,
Не сжигали корявых строф,
И всегда было вдоволь «гениев» -
Мало истинных мастеров.
Уходили всегда безвременно,
Не сочтя ни друзей. Ни страниц…
А Россия всегда беременна
Сочинителем небылиц.

Принимать бы, что дарит время нам,
Понимать бы, чего мы ждём.
А Россия всегда беременна –
Или поэтом или вождём.

     «Весна давно уж позади…»

Весна давно уж позади,
и лето красное далёко.
В осенний вечер не сиди
и не смотри на дождь из окон.

Войди в осинник золотой,
неторопливость увяданья
откроет вдруг перед тобой
природы честность и старанье.

Усталость лёгкую пойми,
ведь это вовсе не усталость,
а сожаленье, что с людьми
осталось быть такая малость.

Беда не в горести разлук,
не в смене ложи или крыши,
не в том, что слышен сердца стук,
а раньше ты его не слышал.

Не в том печаль, что рвётся нить,
А ты в судьбе не наловчился,
А в том, что и любить и жить
Ты так недавно научился.

     «Две женщины»

Две женщины – одна светла и величава,
другая – утончённа и смугла,
явились мне без зова, для начала
расстроив мои мысли и дела.

Какой прекрасный случай и печальный –
Я не достоин ни одной из них,
Их чистоты – высокой, изначальной…
Но я люблю, и сразу их двоих.

Как юность нам с небрежной простотою
дарует единенье душ и тел,
так зрелость уязвима красотою
И чувствует сближению предел.

Ни слова лишнего, ни жеста, ни касанья,
а лишь случайный, робкий взгляд стремглав,
но исподволь глубокое вниманье
к великой сути их простых забав.

Что благо все, что вера и что слава?
Когда б на них двоих я променять всё смог…
Двоих любить – но разве это слабость?
И Зевс вот так страдал – а он был Бог.

И стал я им служить, и жизнь я строю,
как их капризы мне велят порой.
Назвал я Музыку – любимою сестрою,
Поэзию – любимейшей сестрой.


Рецензии
Благодарю Вас Лев,за статью о замечательном барде Александре Дольском,мне нравятся его песни!
Успехов Вам в творчестве!
С уважением Мила.

Мила Алевзис   02.09.2022 09:30     Заявить о нарушении
Мила! Благодарю,Вас, за доброе слово. Заходите ещё на страницу, буду Вам -рад.
С уважением1 Лев.

Лев Баскин   02.09.2022 10:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.