И славы своей не нажили

За три постсоветских десятилетия стараются усиленно облить грязью всё, чем в СССР гордились. Лицемерно воспевая подвиги Великой Отечественной, неся "бессмертные полки", не пожалели ушата грязи и для панфиловцев, и для матросов, в безнадёжной ситуации бросавшихся под гусеницы немецких танков со связками гранат под Севастополем. И для Александра Матросова. Зато снимают жалостливые фильмы о немецких военнопленных, якобы расстрелянных зверьми НКВДешниками где-то в Сибири. О почти трёх миллионах советских пленных, погубленных "арийскими братьями", давайте уж забудем. Немцы ведь не виноваты, это их евреи заставили. Так, что ли, Жора Сидоров? И подводника Маринеско уже в военные преступники норовят запихать, мол, на "Вильгельме Густлоффе" женщины и дети погибли. Пусть лучше вспомнят английский пассажирский пароход "Атения", потопленный немцами в первые дни войны. Там был хоть один военный? И дети там тоже погибли. А советский теплоход "Армения", потопленный стервятниками Геринга в Чёрном море осенью 1941 года? Большую часть из не менее (говорят, существенно поболее) пяти тысяч погибших с ним составляли женщины, дети и раненые, и на судне были нарисованы красные кресты. Но, разумеется, немецкие лётчики не преступники. Они выполняли боевое задание, в отличие от Александра Маринеско. И молодогвардейцы, оказывается, чуть ли не бандеровцы. Но, мешая с грязью советскую славу, порой спохватываются, обнаружив вдруг, что своей славы, оказывается, не нажили. "Герои" бандитских разборок в Донбассе, Карабахе и т. д., несмотря на бесстыдную, но невыносимо убогую пропаганду, славы стране как-то не прибавили. Как раз наоборот.
И тогда пытаются ухватиться за оплёванное и вывалянное в грязи советское. Так вышло с Зоей Космодемьянской, о которой в прошлом году снят фильм "Зоя". Зое ведь тоже грязи отпустили не жадничая. И психически больная, и другие гадости. Вокруг этого фильма уже немало копий сломано. Захотелось посмотреть. Ну, что сказать? Игра молодой Анастасии Мишиной неплоха. Лучше, чем у всех других актёров фильма. Неплохо. Правда, не обошлось без излишков шаблонного пафоса, но Зоя получилась как надо. Но фильм в целом? Ну, слабовато, мало сказать. Как-то невнятно показано боевое задание и пленение Зои, всё скомкано. Непрофессионально работают сегодняшние киношники. Иногда вообще на грани идиотизма. Военная Москва, осень. У самой стены трёхэтажного по крайней мере здания стоит зенитка. Какая отличная позиция! Около половины сектора обстрела заслоняет здание. Они что, хотели показать, что и зенитчики у нас тогда были идиоты? Ну, это мелочь. Есть кое-что поважнее. Только ли прославление подвига Зои цель этого фильма? Да нет, Зоя здесь не только цель, но и средство. Незабвенный Иосиф Виссарионович угрюмой тенью стоит за ней и над ней. Он с пафосом вещает чину НКВД: "Нам ничего не простят". У него совесть была? И эвакуироваться в Куйбышев он не хотел. "Останусь на посту". Было, было. Хотя сомнительно, что он в последний момент не улетел бы на самолёте. Вот он неплохо тогда сыграл. Теперь о деятельности диверсионных отрядов. Жечь деревни на пути наступающего врага идея не новая. Это принято ошибочно называть "скифской стратегией". Но у скифов селений не было. Была степь, которая восстановится сама после выжигания травы. И отрыть вновь засыпанный колодец – не отстроить дом. И свои "запасы" – скот, скифы угоняли при отступлении с собой. Скифам терять было нечего. В отличие от осёдлого населения. Но правители, когда враг очень уж весело пёр, предпочитали порой принцип "не нам и не вам". В фильме "Аттила" полководец Аэций советует союзному королю готов сжечь на пути наступающих гуннов готские деревни, дабы лишить врага продовольствия и корма для коней. Пётр Великий жёг белорусские, а затем и русские деревни на пути идущих на Москву шведов. Если крестьяне сопротивлялись такой стратегии, их без лишних раздумий убивали. Свои. Карл, однако, немного не дотопав до Смоленска, повернул на Украину, избавив, может быть, от такой участи немало русских крестьян. Ну, и о сожжённой Москве Сталин помнил. Первая военная зима была лютая, морозы до сорока. Вермахт к такому испытанию явно не готовился. И почему бы не оставить немцев на морозе? О собственных людях помнить? Не смешите! Ну, мораль в сторону. Лучше разберёмся в эффективности такой стратегии в тогдашних условиях. Как проще оставить врага без укрытия от холода? А не так, как делалось. Если уж пошли на это, деревню надо жечь дотла при отступлении, уводя жителей. Но это отступление было хаотическим, незапланированным, было не до того. И ребят заслали уже в ближний тыл врага. Что же они могли сделать, какой урон нанести немцам? Сжечь целую деревню силами небольшой группы? Нереально. Подожгут два-три дома, и всё. Немцы всегда найдут себе кров в других домах. Без крыши над головой, на лютом морозе окажутся местные жители с детьми. Хорошо, если оккупанты сжалятся и разрешат другим их приютить. Эффект от "диверсии" – ноль... Конюшня с лошадьми? Булавочный укол, принимая во внимание уровень моторизации Вермахта. Природные условия России, конечно, проблемы создавали, но не настолько, чтобы враг перешёл тотально на гужевой транспорт, да и не справился бы он, не те масштабы войны, не на сопках Маньчжурии в начале века. Вполне очевидно, что замысел был никудышный, неэффективный, и вопиюще бесчеловечный, поскольку обрекал на страдания прежде всего собственное население, не нанося чувствительного ущерба оккупантам. Но Зоя ли в этом виновата? Разве она, вчерашняя школьница, придумала этот варварский бессмысленный план? Она шла защищать Родину. Ей сказали, что она обязана выполнить приказ, не рассуждая. И она выполнила его, как могла, уверенная, что это нужно Родине. Посылали юных городских ребят, вчерашних детей, не случайно. У деревенского рука могла и не подняться. Вожди это прекрасно понимали, и тем страшнее их вина, а не Зои и её товарищей. Если бы её послали на более разумное задание, она и его постаралась бы выполнить с честью. Виноваты Сталин и его камарилья, за преступную свою недальновидность заставившие расплачиваться народ, в том числе таких вот юных героев. Героев в полном смысле. И добавлю ещё. Я некогда читал роман одного английского писателя, бывшего сотрудника спецслужб. Названия книги не помню, как и фамилии автора. Там речь идёт о девушке разведчице, дочери англичанина и француженки, кажется. Её заслали во Францию незадолго до начала вторжения в Нормандию. И она сумела подбросить немцам дезинформацию. Они перебросили свои отборные танковые соединения в сторону от места запланированной высадки, которая в противном случае обошлась бы в ещё большее количество жертв, если бы вообще удалась. Девушка погибла в застенке гестапо, под пыткой выдав немцам ложную информацию, которой её снабдили как истинной... Но её начальники на это и рассчитывали, обрекая героиню на гибель. Сюжет явно вымышленный, но основан на реальном материале, и автор делает вывод: "У спецслужб нет морали!"
Так что не мы одни такие грешные, граждане. Но Зоя... Кто бы ни стоял за ней, она чиста. Эта восемнадцатилетняя девочка, только что переступившая порог детства. Её "обличители", а вы как бы повели себя в подобной ситуации? Да понятно, как. Да, своей славы за эти выморочные тридцать лет не нажили. Проедаем советскую, как и вообще всё. Изваляли в помоях девушку, а теперь облизываем. Не противно собственную грязь вылизывать? Ради реабилитации упыря, виновника её гибели.


Рецензии
Володя, спасибо за статью. Шла война, Зоя была бойцом регулярной армии, она получила приказ и его выполняла. Любителям поговорить о "преступных приказах" советую обратить передние части голов к гг. силовикам, которые в мирное время и без соответствующих приказов пинают в живот пожилых женщин. Промолчат? Не сомневаюсь! Это же не мёртвых грязью поливать хайпа ради, это опасно.

Елена Гусельникова   11.02.2021 00:49     Заявить о нарушении
Доброе утро, Лена! Как бы сказать... Преступный приказ? Он был неумный и жестокий, продиктованный страхом вождей, виноватых в катастрофе 1941 и лихорадочно искавших спасения, хватаясь за соломинку. Ребята не только этим занимались, но и ставили мины на дорогах, могли и склад боеприпасов рвануть, но это труднее, немцы охраняли. Но эту идею – жечь дома, хорошей не назовёшь, так как настраивало население против своей власти и толкало на сотрудничество с немцами. Но повторяю – это не вина ребят. Они подчинялись приказу, дисциплине, и сних ещё нельзя требовать, как со сложившихся зрелых людей. Они герои по своей сути. Но фильм откровенно сталинистский, образ Зои использован для возвеличивания этого негодяя, создавшего критическую ситуацию своей трусостью и военной и политической некомпетентностью. Зоя героиня. И жертва Сталина. Как бы создатели фильма не наводили позолоту на этого идола.

Спасибо за понимание и солидарность, Лена!!!

Владимир Павлов 8   11.02.2021 09:30   Заявить о нарушении