Вий

Гоголю было тошно,
А, может, еще и скучно,
В мире с виду хорошем,
С виду благополучном,
И Гоголь придумал Вия -
Демона темного царства,
С железным лицом, без выи,
Слепого в своем коварстве,
Из самой земли он вышел -
Загробных сует посланник,
Здесь он казался лишним -
В чужие забравшимся сани,
Но когда ему подняли веки,
Он увидел, как низко пали
В мире земном человеки -
Что лишь пили, ели, да крали.
И так его затошнило
От вида людского свинства,
Что со всей языческой силой
Он плюнул на проходимцев.

Наверно, таким и увидел
Гоголь, запомнив навеки,
Того, кто рядышком сидя,
Просил поднять ему веки...


Рецензии
Мне думается(если подходить к этому ретроспективно), что имеется несомненная связь гоголевского Вия и булгаковского Абадонны (Абаддон - демон смерти, в переводе с иврита - уничтожение, погибель).

У Вия - веки закрывают глаза, ибо никто из смертных не в состоянии выдержать его взгляд.
У Абадонны - тёмные очки.

Оба появляются в некий НУЖНЫЙ (прежде всего авторам) момент времени.

Оба сеют смерть (Хома Брут, барон Майгель).

Оба приводят в исполнение сатанинский смертный приговор.

Правда, Булгаков пишет, что Абадонна - беспристрастен, А стало быть - не более, чем исполнитель воли верховного Прокурора(?!).

Абадонна сам снимает очки, поражая смертью приговорённого свыше.

Вий просит об этом свиту нечистой силы.

В чём я с вами, Галя , безоговорочно соглашусь, так это в том, что Гоголь гениален и непостижим в извивах своих замыслов и воплощений.

Олег Стоеросов   29.04.2024 19:25     Заявить о нарушении
Спасибо за интересную рецензию, Олег. Вы абсолютно правы, сравнивая эти две темные стихии - Абадонну и Вия. И все, что Вы написали - верно. И понятно почему Булгаков продолжил традицию Гоголя, когда создавал свои образы темной силы. Он считал Гоголя своим учителем, читал и перечитывал его книги, думаю, что во многом хотел ему подражать, внося безусловно, свое понимание и добавляя новые краски и смысл в развитие этой мистической темы. А сколько всякой нечисти было до Гоголя! Но, надо признать - только он, с его непомерной фантазией, мистическим складом ума, обостренным чувством слова и природы темной стороны жизни и, конечно, его неподражаемым юмором мог создать то, что откладывается в памяти на всю жизнь живыми картинами.

Галина Гольд   30.04.2024 00:39   Заявить о нарушении
В том, что Булгаков был апологетом Гоголя, сомневаться не приходится (одни только булгаковские "Похождения Чичикова " чего стоят, включая прямые авторские признания в любви к автору "Мёртвых душ").
Булгаков унаследовал и развил мистические мотивы в творчестве Гоголя, придав им новые, осовремененные и дерзкие краски.

Вообще, я думаю, что мистификационная тематика даёт автору гораздо больше степеней творческой свободы при сочинительстве, нежели разработка характеров и поступков персонажей в реалистическом ключе, где требуется держаться в рамках заданных и достаточно жёстко детерминированнеых коллизий.

Особенно это заметно в таких дуализмах, как к примеру, в создании образа Маргариты у Булгакова.
Широкая вольная дорога булкаковских фантазий при создании трансформированного образа ведьмя (с момента натирания кремом Азазелло, кстати, очень похожим на...сперму, и далее : бесчинства в квартире Латунского, полёты к реке, бал Сатаны) и какая-то гораздо более робкая и гораздо менее внятная и отчётливая линия поведения Маргариты Николаевны - женщины, любовницы Мастера.

Олег Стоеросов   30.04.2024 06:59   Заявить о нарушении
На сто процентов с Вами согласна. Мистика - просто открывает простор для настоящего писателя. Можно сказать все, что хочется, когда ничего нельзя говорить. Дописать, домыслить то, что не поддается реалистическому анализу.Вот недавно перечитала "Мастера и Маргариту", и знаете - Вы правы - все любовные сцены написаны как будто не рукой Булгакова - очень вяло, как-то по-женски. Может, Елена Сергеевна пыталась так довоплотиться?

Галина Гольд   30.04.2024 10:50   Заявить о нарушении
"Мастером" надо переболеть, как ковидом (я, кстати, им уже дважды переболел..., но выжил), для переформатирования имунной системы в сторону её устойчивости.
В 22 года, прочитав за одну ночь(!) журнальный вариант (на более длительное время мне не дали) я...потерял свою читательскую "девственность".

Уже позже, в 29 лет, я уже насладился книжным текстом неспеша и более-менее осознано (как мне казалось).

Очень долгое время текст "Мастера" мне казался совершенно идеальным (с точки зрения АБСОЛЮТНОЙ ЦЕЛЬНОСТИ всех смыслов и подтекстов романа.
Но позже, переосмыслив "Бовари" Флобера, "Улисса" Джойса, "Дом на набережной" Трифонова", "Андерграунд" Маканина и "Голубое сало" Сорокина, я пришёл к выводу, что вся , так называемая любовная линия в "Мастере" , как-то выпадает по эмоциональному накалу, слитности смыслов, взлётов фантазий иных его романных пластов и даже не дотягивает до элементьарно тривиальных атрибутов плотских, чувственных моментов, ну хотя бы на примерах текстов Бунина, Набокова, Стефана Цвейга.
Такое впечатление, что Булгаков "забуксовал", угодив в плотсую колею взаимоотноршений мужчины и женщины.

И это сильно диссонирует в романе!

Олег Стоеросов   30.04.2024 11:23   Заявить о нарушении
И заметьте, как легко Маргарита соглашается стать ведьмой. И как-то не верится, что из-за любви к Мастеру. Правда? Зато Воланд - просто замечательно написан, именно так, как и был задуман - частью той силы, которая вечно хочет зла, но вечно совершает благо. Что-то знал такое, нам недоступное, об этой темной стороне бытия писатель Булгаков, что-то такое, может быть, чего не знал даже Гоголь.

Галина Гольд   30.04.2024 11:37   Заявить о нарушении
Ну ведьмой она соглашается стать ИНТУИТИВНО и от отчаянья.
(Ещё бы устоять перед монстром Азазелло, который шпарит текстом из романа Мастера?!), но любовь её к Мастеру какая-то корявая, странная, неумелая и неубедительная (по Станиславскому - "не верю!"), впрочем, как и Мастера - к ней.

Теперь, что касается Воланда.

Как известно, до начала сотворения Мира богом, Земля была безвидна и пуста.
То есть, тьма царила над бездной хаоса, тьма же - прерогатива Сатаны, т.е. Воланда.
Возникает мысль о том, что уж не первичен ли Дьявол?

Но нет, всё объясняет сам Воланд в диалоге с Левием Матвеем, чуть запальчиво риторически вопрошая: "Что бы делало твоё Добро, если бы не было Зла?" и "Что бы представлял из себя мир, если бы исчезли тени и воцарился бы голый свет?".
Стало быть Дьявол необходимый атрибут , как антипод и зеркальный изомер Бога.

Однако Дьявол Булкакова практически безобиден и это странно!
Кроме Берлиоза и Майгеля, он всех щадит, всем даёт шанс.
Он больше экспериментирует, нежели карает, он пытается постигнуть природу людей , сотворённых богом и при этом порой впадает в некоторое замешательство.

Любопытен фрагмент, в котором Воланд обращаясь к Азазелло говорит о Третьем Риме (о Москве): "Не правдали любопытный город?", на что Азазелло ПОЧТИТЕЛЬНО отвечает ему: "Мессир, мне больше нравится Рим!"

Гоголю тоже больше нравился Рим и к католицизму он пришёл через православие.
Тут, мне видится явная аллюзия на Гоголя и Булгаков на некотором расстоянии ПОЧТИТЕЛЬНО сопровождает того по волнам своих фантазий.

И ещё, в отличие от Чудаковой, Быкова и Кураева, я вообще не вижу в Воланде ... Сталина.
Воланд - некая самодостаточная и самосовершенствующаяся кантовская "вещь в себе", а Сталин примитивный диктатор, гораздо более близкий к Понтию Пилату.

Олег Стоеросов   30.04.2024 14:28   Заявить о нарушении
Мне думается, что Маргарита стала ведьмой не интуитивно, просто она уже была готова стать кем угодно, чтобы изменить не столько судьбу Мастера, сколько свою.
(конечно, выбрав музой Елену Сергеевну, Булгаков все знал о ней, все ее темные стороны).
Что касается Воланда и Сталина, тут я с Вами согласна. Не мог такой большой писатель, как Булгаков поставить их рядом. Хотя, несомненно, Сталин действовал на него магнетически. Сила Воланда чувствуется в самом конце романа. Помните это описание? Возникает вопрос - не слишком ли мелкие все эти людишки, которых он так по-детски, шутя, наказывает?

Галина Гольд   30.04.2024 16:38   Заявить о нарушении
Что касается Маргариты, есть один любопытный нюанс по поводу превращения земной женщины в ведьму.
Воланд её несколько раз испытывает (для чего - мне это не вполне понятно).
Казалось бы: она поддаётся на уговоры Азазелло, превращается в ведьму, очень хорошо зарекомендовывает себя на балу у Сатаны, достойно ведёт себя за ужином с нечистой силой после бала и даже после извлечения Мастера, на его реплику ог том, что мол де негоже гололй сидеть публично, она отмахивается и говорит, что плевать она хотела на все эти условности.
Словом, тестирование проходит успешно и всё таки Воланд ещё не вполне уверен в том, что следует оставить её ведьмой и снова очеловечивает , поселив в подвальчике на Арбате с Мастером.
И вот , видимо после разговора с Левием Матвеем, он всё таки снова решает превратить её (а заодно и Мастера) в мистифицированные ипостаси загробного мира и подсылает снова Азазелло.
И вот тут, сперва с помощью ТОГО САМОГО фалернского вина, которое пил Прокуратор в начале нашей эры, он сперва убивает любовников, и тут же воскрешает, но уже в ином качестве.
Но и это ещё не всё, видимо какие-то остатки сомнения не покидают Воланда, ибо в то самое время, когда любовники умирают в подвальчике, Азазелло, летит на квартиру Маргариты Николаевны, в которой она проживает с мужем и домпаботницей Наташей и убеждается в том, что М аргарита, схватившись за сердце, замертво падает на пол.

Не правда ли во всём этом есть какая-то странность?
Я думаю,что для Воланда ЛЮБОЙ человеческий материал - не более, чем "сырьё" для удовлетворения любопытства экспериментатора.
Это же он в задумчивости сказал во время сеанса в Варьете: "Люди, как люди, похожие на ПРЕЖНИХ, любят деньги и милосердие иногда стучится в их сердца".
Навестив Москву он убедился в том, что человеческая природа нисколько не претерпела метаморфоз за последние 2000 лет.

А кроме того, понимаете , Галя, какая штука.
Я почти девять лет проработал в Иерусалиме, из них три года - я там постоянно проживал.
Недалеко от места моего жительства, располагалась смотровая площадка с видом на Храмовую гору, на Гефсиманский сад, где по намёку Прокуратора, людьми Афрания, был зарезан Иуда из Кириафа.
Я был во дворце Пилата в Кейсарии , я видел могилу, в которой был погребён умерший, воскресший и снова через время умерший Лазарь...

Именя не отпускала мысль о том, что ВСЕ ОНИ реально были, существовали, жили, суетились, страдали, подличали, влюблялись, рожали детей и проч., проч., проч.
Вот вам и ЛЮДИШКИ...

Олег Стоеросов   30.04.2024 18:23   Заявить о нарушении
А, может быть,у Булгакова именно мелкие людишки вызывали такое неприятие? Ведь именно от них больше всего и достается таким, как Булгаков.
Как интересно Вы написали про все эти Святые места... Сразу захотелось испытать те же чувства.

Галина Гольд   30.04.2024 19:23   Заявить о нарушении
А что касается этих странностей в романе... Ведь роман писался столько лет, правился, переписывался, горел, наконец. Что же Вы хотите... Конечно, много странностей и нестыковок.

Галина Гольд   30.04.2024 19:26   Заявить о нарушении
Ну, сам-то Булгаков отнюдь не отличался человеколюбием.
Был заносчив, обуян гордыней, достаточно жёстко обошёлся со своей второй женой, а с первой - так просто по-свински!

Но это уже иная история и география.

Олег Стоеросов   30.04.2024 19:31   Заявить о нарушении
...но как ни парадоксально, эти странности и нестыковки придают роману дополнительный шарм, загадочность, дополнительную объёмность и привносят "человечинку"!

Олег Стоеросов   30.04.2024 19:34   Заявить о нарушении
Надо заметить, что одаренные люди вообще не отличаются человеколюбием. Во всяком случае очень многие. Ну, что же поделаешь?

Галина Гольд   30.04.2024 19:37   Заявить о нарушении
Это да. Видимо для творческой сублимации мобилизуется чересчур много душевных усилий. Именно поэтому таланты были так беспомощны и нелепы в быту, в обыденной жизни?!
Я вам больше скажу, что среди менее талантливых было гораздо больше порядочных (Вересаев, Короленко, Фраерман, Лидия Чуковская), однако среди бездарей - преобладали сущие мерзавцы.

Олег Стоеросов   30.04.2024 19:52   Заявить о нарушении
Иногда в некоторых странах в определенные исторические периоды создаются все условия для процветания этих самых бездарей, правда некоторые талантливые подлецы тоже сюда примыкают и с пользуются кормушкой.

Галина Гольд   30.04.2024 20:01   Заявить о нарушении
Гениальный Платонов - нищенствовал, подлец Фадеев - первым вкушал яства из правительственного корыта, а талантливый подхалим и хамелеон "красный граф" А.Толстой - даже в самые тяжёлые дни войны жил припеваючи, вкушая исключительно деликатесы.

Олег Стоеросов   30.04.2024 20:13   Заявить о нарушении
И нет им числа...

Галина Гольд   30.04.2024 20:35   Заявить о нарушении
Доброй ночи, Галя!

Спасибо за общение.

Олег Стоеросов   30.04.2024 20:48   Заявить о нарушении
И Вам спасибо, Олег. Было очень интересно!
Доброй ночи!

Галина Гольд   30.04.2024 21:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.