О Сущем и Вечном, эффекте бабочки и стихах Пушкина

         
         О Сущем и Вечном, эффекте бабочки и стихах Пушкина

  Рифмованные и нерифмованные размышления на непоэтические темы

Размышления о Сущем приводят к мыслям о Высоком. Высокое не мыслится без Времени. Размышляя о Времени,  приближаешься к понятию Вечности.  От Вечности мысль неизбежно подведёт к желанию понять своё Предназначение.  Размышления о Предназначении рождают мысли о Сущем, Высоком и Вечном. О чём-то Необозримом, но Ощущаемом.  Невидимом, но Познаваемом. Желаемом, но Недоступном.  Неосознаваемом, но Присутствующем.  Зовущем. Вечно Зовущем…

И таком Непредсказуемом, Необъяснимом, Неуправляемом… 

         Как взмах крыла бабочки…

Где-то бабочка взмахом крыла
Свой полёт изменила по дальности…
Нам она – что была, ни была…
Но – пошли катаклизмы в реальности… 

Не связалась цепочка Времён,
и от этой нелепейшей малости,
всё вокруг понеслось, как вверх дном,
бестолково, без смысла, без жалости…

И никто никогда не найдёт
ни вины здесь, ни чьей-то беспечности…
Где меняется Времени ход,
там есть множество множества Вечности…
05 02 2021

      К чему бы это и от чего? Странный переход от Сущего и Высокого к банальному взмаху крыла бабочки. Впрочем, не такому уж банальному.  И так ли уж странны мысли о неслучайности Случайного?  Случайно как-то, по необъяснимой причине вдруг вспомнил о теории «эффекта бабочки» и появился экспромт. А потом зачем-то полез в Интернет, в Википедию…

        Справка из Википедии: Об эффекте бабочки

Объяснение «Эффекта бабочки» «простыми словами» звучит так: «Понятие «Эффект бабочки» предполагает, что любое незначительное действие  может вызвать в будущем или в другом месте серьёзные последствия для всей системы или для ее отдельных участников».  Автором этого термина является американский математик и метеоролог Эдвард Лоренц (1917 – 2008), предположивший как-то, что причиной мощнейшего шторма может быть взмах крыльев маленькой бабочки на другом конце света.

Есть и такое объяснение – «Метафора «Эффект бабочки» в Теории Хаоса выражает, что хаос – это предсказуемая случайность».

Анри Пуанкаре, французский математик, выразился по этому поводу таким образом: «Небольшие различия в начальных условиях рождают огромные различия в конечном явлении. Предсказание становится невозможным».

NB. Особое внимание хочу обратить на то, что теория эта отнюдь не так проста, как ее пытаются интерпретировать в различных не научных текстах или произведениях кино и литературы. И, как утверждают знающие люди, «важнейшей мыслью в эффекте бабочки является то, что мы как раз НЕ можем с легкостью отследить значимое событие и его связь с настоящим»…

           Эффект бабочки. Ассоциативные вольности.

Вдруг подумалось – сколько же таких «бабочек» размахалось своими неосторожными крылышками у нас на планете. Меньше, чем за полтора года. Ухань в Китае, вторая половина 2019 года. Одно такое миленькое создание так махнуло крылами неизвестной летучей мыши, что всю планету вздыбило и неизвестно, когда эта короновирусная «дыба» позволит нам дышать ровно и без страха. В начале января 2021 года  бабочка из «клана Трампа» так встряхнула устои самой «демократической страны» на Земле, что и сейчас на Капиталийском холме  живут ожиданиями гражданской войны, что сродни планетарной катастрофе.

Не обошла своими «кознями» это миленькое насекомое и Россию.  Бабочка из «семейства Навальных» как-то неожиданно не по сценарию махнула крылышками и заштормило на одной шестой части суши. Хотя шторм и суша, казалось, для наших широт понятия не совместные.  И мало, кто знает, а ещё меньше тех, кто всерьёз задумывается о том, где, как и когда отзовётся ещё, аукнется и прорвётся эта «волна возмущения ветра», порождённая взмахом крыла «бабочки».  И сами собой всплывают в памяти слова великого поэта: «Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч…».   

Казалось бы, где это и что это – бабочка, махнувшая крылами в январе 21 года 21 века, и где и кто этот великий поэт, рождённый в последнем году 18 века и ставший нашим всем? А вот же нашлось это что-то, совместившее несовместные казалось совсем явления. Хотим мы того или не хотим. Территория наша, страна наша, родина наша с именем Россия.

Страна неожиданных перемен, спонтанного будущего и непредсказуемого прошлого. Так говорил Михаил Задорнов!

Страна, народ которой как-то интуитивно, подсознательно, но настойчиво и последовательно, придерживался  одной, рождённой ещё в советские времена, «национальной идее», оказавшейся самой живучей и диалектически выверенной – «Сегодня жить лучше, чем вчера, а завтра – лучше, чем сегодня!». А когда в реализации идеи начинаются сбои и проколы, тогда не то, что из искры пламя разгорится, от взмаха крыла бабочки волны пойдут почище, чем у Айвазовского… Такое в российской истории не раз бывало в том же 20-м веке, припоминайте… Главное, бабочку вовремя завезти, и на броневичок подсадить… А махнуть крылышками большого ума не надо…

                О стихах Пушкина

Судьба у бабочек бывает разная. Китайскую поругают какое-то время, но всем миром с последствиями ее неосторожных движений справятся, и будут держать ушки на макушке. Американского «королевского Махаона» (не знаю, есть ли такая бабочка, но внезапно возникшее название очень понравилось) попрессуют, повоспитывают, накажут долларом, но глубоко закапывать не будут, жить дадут, всё-таки одного роду-племени со своими журителями. С российской безродной бабочкой поступят хуже, жёстче, смешают со всем, каким возможно, гумном, упрячут далеко и заставят имя это забыть. Уж очень много стараниями бабочки нервов было кое у кого попорчено, и кровушки попито…

Правда, остаётся один маленький нюанс – бабочка-то крылами уже взмахнула! Как говорил один из прошлого века постепенно забываемый лидер страны нашей, тоже имевший дело с бабочками, «Процесс пошёл!». И эффект бабочки уже не может не быть! Прочитайте ещё раз слова Пуанкаре!

Причем, спрашиваете,  здесь стихи Пушкина? Как же, как же!  Вслушайтесь в строки, в интонации, в величественное ощущение движения стихии:
«Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного!»…

Продолжать не буду, дальше королевич Елисей интересуется у ветра, где искать ему свою невесту… Скажу только, что строки эти сидят в моей памяти с юности, если не с детства. А недавно, когда они в кои годы выплыли из ее тайников, я вдруг засомневался, а точно ли помню из какого они произведения. Поначалу показалось (вот, слабеет память), что из Сказки о царе Салтане, а потом выяснил – из Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях. И финал в ней радостный, нашёл-таки королевич Елисей свою невесту, и не мёртвой она была, а глубоко спящей…

Чего только на Руси не бывает!

Правда, к сюжету об «эффекте бабочки» история из Пушкинской сказки никакого отношения не имеет. Так, припомнилась на досуге, спонтанно и неожиданно…

9 февраля 2021 года


Рецензии
Эффект бабочки был известен всегда, просто называли по другому. И объединяли случайные проявления этого эффекта с искусством управления. Ещё Лао-цзы писал:
- Осуществляй большое, пока оно мало.
- Все трудные дела в Поднебесной должны вершиться, пока они легки.
- Легко спланировать то, что ещё не получило развития.
- Легко разломать то, что ещё хрупко.
- Действуй тогда, когда ещё ничего нет.
- Полнокровное дерево возникает из мельчайшего ничто.
- Путешествие в тысячу ли начинается с одного шага.

Психологи могли бы добавить, что относительно малые воздействия на ребёнка могут иметь большие последствия для развития.

И творческие люди тоже всегда знали про эффект бабочки. Тот же Ньютон мог бы сказать, что открыл свои законы благодаря похожему «эффекту яблока» :) Сами знаете, что идея стихотворения может прийти от совсем, на первый взгляд, незначительного события. Мимолётом увиденного, случайно услышанного, мельком прочитанного... В том числе и от пролетевшей бабочки. :) А уж какое большое чувство может наполнить душу от одного взгляда! И изменить всю жизнь...

Владимир Шартаков   14.02.2021 12:55     Заявить о нарушении
Соглашусь, Владимир, в том, что "эффект бабочки" действительно, как теория и метод объяснения неких явлений, известен давно. И довольно давно он, термин, из научного оборота перебрался в произведения литературы, кинематографа и др. формы его отображения. И с весьма вольным трактованием. Да и для меня он явился неким ассоциативным ключом для осмысления неких современных событий. В творческих работах прямых аналогий не бывает, в них логика не работает, поэтому расчет на наличие у читающих образного, ассоциативного мышления. А что касается этого эффекта применительно к такому "предмету" как стихосложение, то еще Анна Ахматова как-то достаточно точно выразилась (не гарантирую дословность), что читатель и ведать не ведает из "какого сора вырастают стихи". Рад был, Владимир, Вашему вниманию и общению. С уважением, Владимир.

Владимир Долженко   15.02.2021 22:51   Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, мы на одной интеллектуальной волне :) И мне тоже нравятся строки Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда». Уместный пример :)

Владимир Шартаков   15.02.2021 23:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.