Размышления смиренного сердца - древняя рукопись

Высылаю вам мои выписки из одной очень интересной книжечки <«Размышления смиренного сердца», издание византийской рукописи XV века Серафимо-Дивеевским монастырём>. Несмотря на тяжеловесный слог и несовременный дух текста, в нём есть некоторые очень важные и глубокие моменты.
Надеюсь, вы найдёте время ознакомиться с этим историческим документом, тем более, что он не так и велик (всего 9 стр.), и он наведёт вас на светлые и глубокие размышления.
Ваш племянник Эдик.

Из книги «Размышления смиренного сердца»
(перевод и публикация архимандрита Амвросия Погодина, Москва, Издательская группа Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря «Скит», 1994г.).

Среди византийских рукописей Ватиканской Библиотеки имеется рукопись, представляющая собой отрывок записей некоего монаха Василия о его беседах со Старцем, имя которого до нас не дошло; либо монах Василий, записавший слова блаженной памяти Старца полагал, что всем известно, о ком он говорит; либо имя Старца упомянуто в предыдущих записях этого инока, которые утеряны. Предполагается, что блаженный Старец, о котором говорит монах Василий, был известным подвижником одного из монастырей близ Константинополя и жил в начале XV века.
Возлюбленный брат, прими это краткое размышление, плод смиренного моего сердца. Я знаю, что ты не откажешься принять его, зная, что каждый любящий своего брата – по заповеди Господней (Ин. 15, 12) – желает ему духовного утешения на его пути в Царство Небесное, вожделенную цель нашего земного странничества. <…> Воистину, мы нуждаемся в духовном подкреплении друг друга, потому что путь нелёгок и легко погибнуть…<…>
Знай, что для тебя время не ждёт; люби время своей жизни, потому что это – время, которое Господь тебе доверил для того, чтобы ты потрудился о спасении своей души, и другого времени уже не будет. Ты вспоминаешь своё прошлое; придёт время, когда и вся жизнь твоя уже будет прошлой и ошибки прошлого уже не будет возможно исправить. Вспоминаю, как некогда к нам прибыл на 6-ой неделе Великого Поста <что соответствует действительности; сейчас – 14 апреля 2003 года> один известный, блаженной жизни архипастырь, который в своей беседе к нам говорил: «Вот, ещё так недавно была первая седмица Великого Поста, исполненная напряжённой и подвижнической молитвы; а вот уже теперь мы в шестой седмице и, можно сказать, при конце Святой Четыредесятницы. Так быстро пролетело время! Так быстро пролетит и наша жизнь». Вспоминаю я этого блаженного архиерея; вспоминаю голос его и выражение его лица; казалось, это было вчера, а на самом деле прошло уже очень много лет со дня его кончины. Воистину, так быстро летит время нашей жизни! Не случалось ли тебе, по окончании Великого Поста, если ты его соблюдал не с той строгостью, как это должно, или попускал себе или даже нарушал этот пост, - с горечью в сердце пожалеть, что время поста уже закончилось, и ты не проявил к Христу той любви, которую мог, и таким образом потерял благое время Великого Поста, как бы остался в стороне от благоприятного времени?
Радуйся, что ты сейчас живёшь и тебе дана возможность проявить любовь к Богу, угодить Богу, потрудиться, показать себя Его верным рабом, и не рабом, а – сыном, по слову Евангелия (Ин. 1, 12). А если ты призван в такую честь, в такую радость, то, что же, перетерпи всё скорбное стойко и мужественно и ни в коем случае не смей мне опускать голову в печали, потому что для этого нет никакого основания. Представь себе, что некоему человеку было бы обещано, что по окончании им училища он получит сан сановника при царе, богатство и почести; но только для этого он должен теперь же пройти полный курс учения. Скажи, как тебе кажется, ужели бы этот человек с радостью не стал бы запоминать наизусть. Посмотри на учеников: как они устремляются в училища, как стараются, как подвергают себя дисциплине строгих наставников; иногда плачут над трудной задачей и, однако, не оставляют своего учения, потому что знают, что это им необходимо для будущего. <И это> надежда лишь на некое благополучие в жизни, а <ты имеешь> прямое ручательство Божие, что тебе будет очень хорошо, если ты ныне постараешься учиться, и дано тебе будет за это – подумай только! – целое царство, и не простое царство, а – Царство Небесное, вечное, непреходящее, бесконечно более славное и счастливое и возвышенное, чем любое земное царство. И обещает тебе это Сам всесильный и всебогатый и всемилостивый Бог, твой любящий Отец! Какое же у тебя тогда основание падать духом? какой предлог и причина ослабевать и отстраняться от предложенного тебе счастливого удела? Но, может быть, ты скажешь: я – слаб и немощен и никакого успеха в небесном учении не показываю? – Брат, всё равно учись и всё равно старайся. Помню, был у нас в юности наставник, и был он строгий. Но если ученик старался: не пропускал его уроков и исполнял домашние задачи, то хотя бы этот ученик и был весьма неспособным, однако этот наставник снисходил к нему и давал ему возможности дальнейшего продвижения в училище, взирая не на его успехи, а на самое старание. Если так поступал оный строгий наставник, то что же сказать нам о всемилостивом и прощающем наши немощи Боге. <…>
…Бог создал тебя, о, человек, как венец Своего творения. Создал тебя по образу Своему и подобию (Быт. 1, 27), и вдохнул в тебя жизнь, потому что Дух Божий – Источник жизни; Он – Жизнь и Податель жизни и творит жизнь, как Отцу и Сыну сопрестольный и самовладычный <…>.
Итак, Бог создал тебя, существо разумное, свободное и возвышенное, сочетавшее в себе и духовный и материальный мир, олицетворение в малом всего творения Божиего, и затем поставил тебя царём над всей подсолнечной тварью, и даровал тебе райское счастье и житие безмятежное и беспечальное; ты имел общение с Богом, и добрые ангельские силы любили тебя, и вся природа с радостью повиновалась тебе; при этом Бог предложил тебе дар обладать бессмертием, если своей свободной волей, своим произволением – что было бы и совершенно естественно ожидать от тебя в отношении твоего Творца и Благодетеля – ты будешь любить Бога и держаться Его заповедей, направленных на твоё благобытие и дальнейшее возрастание в добре.
Но, возможно, ты скажешь: где же я – существо счастливое и бессмертное?! – Увы, это – только слова; на деле же я – убогий, многоболезненный и смертный, и я «в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50, 7); и всё это объемлется одним словом: я – человек! Ты говоришь, что я создан как свободное существо; но так ли это? – Всё имеет власть надо мной, и невзгоды, и болезни, и старение, и смерть, и раб я иных людей и их хотений, и своих собственных нужд, печалей и забот. Увы, скажи мне: это ли – то райское наслаждение, которое, ты говоришь, Бог даровал мне? Не то ли же самое, что немощному старцу, потерявшему волосы и зубы, с померкнувшим взором и тысячью морщин на лице, едва передвигающемуся и согбенному летами и немощью, восхвалять его красоту и юную силу?! Не то ли же это самое, что вместо печальной речи или почтительного молчания перед гробом умершего говорить весёлые слова и восхвалять в нём жизненные силы?!
Брат, отвечу я тебе на это: мы говорим не о том, что ныне есть, а о том, что предназначалось тебе и что было некогда в твоих руках, и где не было бы немощной старости, ни болезней, ни печалей, ни плачевной участи смерти. И это не мечта, не химера, не плод сладостного воображения. Нет, это была реальность, и благость Божия предназначала тебе счастье и бессмертие. Но ты сам знаешь: ЧТО произошло: как человек явил себя недостойным даров Божиих, <…> поверил и перешёл на сторону врага Божиего и как бы стал, увы мне, заодно с ним; и вот, отвергнув возможность покаяния, предложенную ему Богом, он удалился от Бога и ушёл «в землю далече сущую» (Лк. 15, 13) и здесь потерял всё: счастье, безмятежие и бессмертие, но не – и свободу воли (потому что это у него осталось и было необходимо, чтобы осталось). Итак, человек ушёл от Бога и этим от самого себя и от своего счастья. Увы, увы мне! И тогда произошла эта космическая, больше которой не было и не будет, катастрофа, и смерть вошла в мир: в Божий цветущий и счастливый мир въехал страшный всадник на бледном коне и имя этому всаднику – смерть, «и ад следовал за ним» (Откр. 6, 8), и завладел этот всадник всем миром. И стал человек смертным, и вся природа, окружающая его, также стала смертной; весь мир стал смертным; всё, решительно всё испортилось и прияло в себя залог смерти; потому что человек – это был тот, который в себе сочетал и возглавлял и представлял собою весь окружающий мир, и потому, когда в него вошла смерть, она вошла и во всю материю; и всю тварь, будь то великая, будь то малая, объяла власть смерти. И потому, как ты видишь, смерть господствует во всём мире. Через диавола – отца смерти и мертвеца – в человека вошла смерть, а через человека – во всю тварь; но знай, что через Сына Божиего – Бога живого и животворящего, поправшего смертью смерть – в человека войдёт в день оный жизнь, а через человека – и во всю тварь; поэтому-то вся тварь, по слову великого Апостола Павла, «с надеждою ожидает откровения сынов Божиих» (Рим. 8, 19), т.е. воскресения людей в славе бессмертия, которого и они явятся участниками, как слуги и рабы человека, незаслуженно пострадавшие из-за его грехопадения… Но это будет в будущем. А ныне, после грехопадения и изгнания из рая, человеку стало тяжко жить, и всё потребное для его жизни даётся ему с трудом и с борьбой, и с насилием над окружающим его миром. Так что человек со скорбью определил свою жизнь так: «Малы и злы дние лет жития моего» (Быт. 47, 9); и: «Не искушение ли житие человеку на земли, и якоже наемника повседневного жизнь его» (Иов. 7, 1); и: «Дние мои бегут скорее челнока и кончаются без надежды» (ст. 6); и: «Житие мое есть легчае скоротечца: отбегоша и не видеша» (гл. 9, 25); и: «Исчезоша яко дым дние мои» (Пс. 101, 4); или: «Лучше день смерти дня рождения» (Екл. 7, 2). И таких горестных мыслей и причитаний исполнено Писание. Спросили некогда бывшего при смерти некоего мощного царя, жившего долго и правившего своим царством с силой и многой славой и богатством, часто ли он бывал счастлив в жизни? И он ответил: «Из всех лет моей долгой жизни, не думаю, чтобы я был действительно счастлив больше единого часа». По слову Писания: «Человек пресыщен печалями» (Иов. 14, 1). А затем, в результате всего, ставит печать на всю свою жизнь: «Сетуя (т.е. в печалях) сниду во ад» (Быт. 37, 35). И вместо свободы (свободы от Бога?!), обещанной человеку диаволом, человек нашёл себя связанным бесчисленными путами и цепями своих грехов, общих тягот и своих личных забот и невзгод; и вместо радости стал он жить в скорби и в страхе, и страхе в отношении своего настоящего и будущего и даже прошлого, по написанному: «Помышления смертных – боязлива» (Прем. Сол. 9, 14).
Итак, может быть, ты скажешь, что сотворение человека было ошибкой Бога, и при этом сошлёшься на слова Писания, где говорится, что Бог, видя людей, живущих в грехе и во зле всякого вида, «раскаялся, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём» (Быт. 6, 6)? – Нет, брат, Бог не ошибается и не может ошибиться. По слову Священного Писания: «Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь» (Притч. 9, 1). Эти «столбы», как разумеем, следующие: Божие предвидение всего, Промысл Божий в отношении настоящего и будущего, икономия, благостыня, беспредельная разумность, всемогущество и правда. Вот в этих нормах разумей и всё творчество Божие. Что же касается слов Писания, говорящих о том, что Господь «раскаялся», что сотворил человека, - то разумей это иносказательно, как сказанное в границах ограниченного человеческого разума: как сказанное для людей, бывших за много тысяч лет до пришествия Христова и сошествия Святого Духа, озарившего человеческий ум для разумения Писаний. Это было сказано в те времена, когда люди, по слову Писания, «ходили во тьме и жили в стране и тени смертной» (Ис. 9, 2). В Ветхом Завете ты найдёшь многое, что надо понимать именно в смысле сказанного для весьма ограниченного человеческого сознания и уровня его понимания духовных вещей. Например, говорится о «гневе Божием», о «скорби Божией», о «ревности Божией», когда, на самом деле, Бог – бесстрастен; говорится о «сердце Божием», об «очах» и «ушах» Божиих, когда на самом деле, Он – бесплотный Дух; но всё это было выражено в сферах нашего ограниченного человеческого понимания. Так и приведённые слова разумей в том смысле, что Писание побуждает тебя к совести, к познанию своей негодности и к раскаянию; как бы говорится: смотри, что ты сделал со своей жизнью? ты, человек, стал таким дурным, что Бог просто раскаивается, что создал тебя. Так и любящие родители, случается, говорят своим детям: «Я тебе после сего больше не отец! Ты мне больше не дочь» и подобное, а на самом деле любят их и болезнуют о них, и, конечно, не отрекаются от них. Нет, Бог не раскаялся, что создал человека, потому что ещё прежде сотворения его знал всё, что должно будет приключиться, и ни в коем случае не отрёкся от него. Да и мог ли Бог что-нибудь сделать напрасно? Или Его премудрость могла ли попустить ошибку? или Его любовь к Его любимому творению – человеку – могла ли иссякнуть? – О, конечно, нет! «Разум Его – неизмерим», говорит Священное Писание (Пс. 146, 5). Премудрость Божия и предвидела, и знала, что произойдёт грехопадение человека, и не только создала, но приготовила для будущего человека, уже после грехопадения, «Царство, уготованное от сложения мира» (Мф. 25, 34). Потому что Бог знал, что человек вернётся к Нему; да и не может жить без Него; и из блаженного, так сказать, младенческого возраста и, так сказать, «географической» близости к Богу в раю человеку должно вырасти в непобедимого и сознательного воина Божия, близкого к Своему Создателю и Благодетелю своей верностью, своим подвигом, готовностью перетерпеть за Него раны и смерть, и своей ненасытимой любовью к Нему. «Глубиной Своей премудрости Бог умеет и дурное использовать для благих целей», по выражению одного из святых отцов.
Но, возможно, ты скажешь: за что же я должен нести наказание и страдать за чужие грехи, за грехи неких Адама и Евы, которых и имена даже я бы и не знал, если бы великий Моисей не возвестил мне их? И при этом, я должен страдать за грех их, который не знаю, в сущности, понимать ли в буквальном смысле сказанного в Библии, или же в иносказательном? И не Сам ли Бог заповедал, чтобы мы прощали друг друга и не были злопамятны, но наоборот, от сердца прощали друг друга всегда и во всём (Мф. 6, 14, 15; 18, 21, 34), а вот нас Он наказывает в тысячных поколениях со времён первых людей за их грехопадение? – Брат, не стязайся с Богом и не упрекай Его, а смиренно и с любовью склонись перед Его волей, даже если бы это и было так, как ты говоришь (но это именно не так – как я тебе докажу дальше). Помнишь, как один инок до такой степени любил Бога, что всё с радостью принимал от Него, и говорил: «Если бы Бог велел мне сейчас и тотчас же и навсегда идти в ад, то и это я с любовью и с готовностью и без малейшего колебания в сердце, радостно бы исполнил; лишь бы совершилась Его святая воля». Видишь, недаром этот старец получил от Бога дар чудотворения. Подражай его соизволению воле Божией, благой и совершенной (Рим. 12, 12). Люби Бога: потому что «любящим Бога всё содействует ко благу» (Рим. 8, 28) и «любящим Бога Господь обещал венец жизни» (Иак. 1, 12); и в день оный ты будешь одесную Его и Он призовёт тебя в нескончаемое царство и радость (Мф. 25, 33, 34).
Но не Бог ли предал меня смерти и аду? – Нет, не Бог. Смерть и ад для себя создал и создаёшь ты сам. «Бог же смерти не сотворил», - говорит Св. Писание (Прем. Сол. 1, 13); и великим желанием Он не хочет смерти грешника (Иез. 33, 11).
Дав людям заповедь, Господь предупредил их, что нарушение её повлечёт за собой для них смерть. Когда же эту заповедь они нарушили, то Господь возвестил им о страшных результатах их поступка, сказав, что после всех тягот той жизни, которая им отныне будет предстоять, они возвратятся в землю, из которой были созданы, т.е. – умрут (Быт. 3, 6-19). Это не был приговор Судьи повинным; нет, увы, сам человек вынес себе смертный приговор. Слова Господа не являются проклятием человека, а – аттестацией искусного Врача. Он видел, что больной поглотил смертельный яд, потому что это-то и есть качество греха, который уже начал губительно действовать, и больной уже выявил симптомы своего отравления: гордость, хитрость, ложь и, так сказать, утверждение в грехе. Видишь, зло – каковым является грех – связано со смертью; иначе и быть не может, потому что только Бог и сущее от Него добро – бессмертны; если бы и зло было бессмертно, то этим оно обладало бы божественным свойством; да не будет! Зло и смерть связаны в одно: для духов зла, которые сделали зло своей стихией, как приговор будет грядущая «смерть вторая» (Откр. 21, 8); участниками её станут также и непокаявшиеся грешники; но и ныне злые духи и их родоначальник являются мёртвыми духами, как лишённые участия в жизни, которая проистекает только от Бога; для людей же нынешнего века и для всей подвластной им природы смерть выражается в видимом разрушении, в тленности всего. Немедленно после грехопадения Бог не мог исцелить Адама и Еву, потому что яд греха уже укрепился в них и человеку необходимо было, чтобы противоядие было выработано самим человеческим существом, т.е. чтобы внутреннее победило то, что противоестественно стало внутренним. Когда же со временем человек осознает, в какую беду он впал, каким страшным недугом заболел, а это должно прийти с опытом и со временем, тогда у него возникнет горячее желание вернуться к Богу; как и у блудного сына, лишь по испытании им бедствий в далёкой и чуждой своего отца стране, проснулись желание и решимость с раскаянием постараться вернуться к своему Отцу и в отчий дом. Для блудного сына было неожиданным откровением увидеть, с какой добротой и любовью принял его всегда любивший и жалевший его Отец. Так и для всего падшего человечества явилась великим откровением любовь Божия, которая побуждала человека вернуться к Нему и угрожала ему за грехи, и благословляла и благодетельствовала ему, когда человек обращался к Нему и старался буквально «с грехом пополам», посильно, жить чистой жизнью. Таким образом, в больном ветхозаветном человеке уже начали появляться условия для того, чтобы его организм усвоил противоядие. Но сам по себе создать это противоядие человек не мог, потому что зло и смерть проникли в самый организм его души и тела. Вот тогда и явила себя царственно-мощная любовь Божия. Благоволением Отца и соитием Святого Духа Сын Божий принял человеческое естество: Бог принял человеческую природу, и как Богочеловек внёс жизнь и святость, и бессмертие в самую человеческую природу, и этим исправил, обновил и воскресил человеческое естество, и таким противоядием в самой природе человека победил грех и смерть. От человека, от каждого уже в отдельности, требуется усвоить это противоядие, воспользоваться той божественной силой, которую Христос дал человеку для побеждения в себе последствий грехопадения; если же это он не сделает, то спасения ему уже нет.
Итак, брат, Бог не присудил тебя к смерти. «Яко Бог созда человека в неистлении, - говорит Писание, - и во образ подобия Своего сотвори его; завистию же диаволею смерть вниде в мир: вкушают же ю, иже от ея части суть» (Прем. Сол. 2, 23, 24). Бог создал тебя для жизни, радости и святости. И даже несмотря на твоё грехопадение настолько возлюбил тебя, что для того, чтобы избавить тебя от ада и смерти, Христос умер ради тебя на кресте.
Смерть пришла в мир по причине греха. Но знай, что ты страдаешь в этой жизни не за грехи первых людей, а за свои собственные. <…> Так что сетуй не на первых людей, а на самого себя: потому что, как они грехом внесли в мир смерть, так и ты своими грехами поступаешь; непрестанно согрешая, ты непрестанно «обогащаешь» мир смертью. Ты слышал: «Господь любит праведники» (Ис. 145, 8). Ты слышал слова Господа: «Праведники пойдут в жизнь вечную» (Мф. 25, 46). А праведно ли ты живёшь? Ты слышал заповеди Господни, в соблюдении которых заключается жизнь, а в отвержении их – смерть, по слову великого Моисея (Втор. 30, 15-20), запрещающие тебе дурные поступки и наставляющие тебя делать добро. Поступал ли ты всегда согласно их предписанию? Ты слышал и заповеди блаженства: «Блаженни нищие духом, блаженни плачущие, кротцыи, милостивии, чистии сердцем и миротворцы, и гонимые за правду». Скажи, принадлежишь ли ты к ним? Если ты винишь Адама и Еву за то, что они пренебрегли единую заповедь Божию (и винишь их справедливо за это) и явились для тебя виновниками несчастий, то, скажи, не много ли больше, чем они, ты грешил и согрешаешь, и считаешь ли ты себя достойным рая? – Спроси свою совесть, и пусть она сама ответит тебе. Вместе с Давидом и ты скажи: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну (всегда)» (Пс. 50, 1-4). И прочтя и обдумав весь этот покаянный псалом и обдумав свою жизнь, «попекись о грехе твоем» (Пс. 37, 19). Воззови ко Господу: «Прости все грехи мои!» (Пс. 24, 18), и <…> проси прощения, чтобы получить от Него оправдание, как делал некогда мытарь, ударявший себя кулаком в грудь и взывавший: «Боже, милостив буди и мне грешнику» (Лк. 18, 13). Нет ничего гибельнее, как говорят святые отцы, чем свою вину бросать на другого; так поступили первые люди, и погибли; и Псалмопевец говорит: «Не уклони, Господи, сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех (выдумывать извинения в грехе)» (Пс. 140, 4). Нет, признай свой грех, покайся и проси Бога простить тебя.
Итак, брат, не падай духом и знай, что Бог не наказывает тебя за грехи наших прародителей. А если хочешь знать: часто и наши собственные грехи Бог оставляет без заслуженного наказания, потому что Господь «благ и милосерд и многомилостив ко всем призывающим» Его (Пс. 85, 5). А если и наказывает нас иногда, то наказывает благостно, снисходительно и, конечно, для нашей же пользы. Ужасно – иное: если Бог оставит нас как безнадёжных и неисправимых, и тогда уж, поверь, диавол так наказывает и так мучит нас, как уже не Божиих рабов, а как своих холопов. О, да не будет нам быть оставленными Богом! «Любяй наказание, любит чувство: ненавидяй жи обличение, безумен» (Притч. 12, 1). Знай, что Бог тебя любит. Если Он продолжает давать тебе всё потребное для твоей жизни – и земля, и море, и растения, и животные, и даже безжизненная природа снабжает тебя всем потребным для жизни и для удовольствия, - то можешь ли ты серьёзно упрекать Бога и говорить, что Он наказывает тебя? Если Бог для блага твоей души посылал в мир пророков и мудрых людей, чтобы чрез них помочь тебе и научить тебя, то так ли поступают с наказанными? Если Бог послал Сына Своего Единородного в этот мир, чтобы Он научил тебя о любви Божией к тебе и вызвал у тебя ответную любовь к Нему и показал тебе путь возвышения к Нему, а затем, в Своей бесконечной любви к тебе, пролил на кресте Свою кровь за тебя, ради искупления тебя от власти греха и смерти, то ужели, после сего, ты дерзнёшь говорить о том, что Бог карает тебя? И если ныне, в день Святой Пятидесятницы, ты готовишься принять Святого Духа в твоё сердце, по написанному: «Любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5), то можно ли даже думать о том, что Бог наказывает тебя? Предположим, некий город тяжко согрешил пред своим царём: изменил ему, открыл свои ворота для того, чтобы в него вошёл и обитал мучитель, враг сего царя; и царь, разгневавшись, послал своё войско и дал ему приказ уничтожить всех вероломных жителей оного города от малого до великого, и никому не оказывать пощады, а сам город сжечь до основания, разбить таранами все здания, а затем плугом пройти по самому месту, где был оный город, так чтобы даже и следа не осталось от сего прежнего, недостойного его царства, города, - то это, действительно, было бы достойным наказанием. Но если царь не поступил так, а наоборот, посылал в этот несчастный город своих вестников, чтобы они учили и утешали тёмный народ, говоря, что придёт избавление от ужасного тирана, которого они на свою беду впустили в свой город и теперь страдают под его железной рукой; а затем послал им своего царственного, единственного сына, чтобы он умер за этот город и умер, при этом, ужасной смертью, потому что это было необходимо для того, чтобы они получили свободу от их мучителя, - то можно ли говорить о наказании перед лицом такой глубочайшей, лучше же сказать неизмеримой пучины любви этого царя к согрешившему перед ним городу? Брат, так Бог посылал своих пророков, а затем Апостолов в наш мир, этот пленённый врагом Божиим город, в котором мы живём под тиранией врага Божиего и нашего, и возвещал нам об избавлении от него; а затем Сын Божий Единородный, на кресте быв распят, спас человечество, искупил нас и низверг тирана и мучителя. И при этом, по несказанной Своей милости – сроднился с нами, именовав нас «братьями» Своими и усыновив Небесному Отцу (Евр. 2, 11, 12, 17. Ин. 20, 17). Пав ниц, благодарим Его за Его поистине божественную (потому что большего слова, чем это, и нет) любовь Его к тебе. <…> …В этой любви Божией к человеку не должно быть нелюбви человека к человеку: в этой божественной гармонии Любви все должны слиться и никто не должен вносить горечи личной злобы в этот океан беспредельной Любви…<…>
Возлюбленный, если я скажу тебе: не бойся Бога, - то этим самым я бы шёл наперекор Св. Писанию, которое призывает человека бояться Бога. «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека» (Еккл. 12, 13), - говорит Премудрый. И Псалмопевец призывает нас: «Приидите, чада, страху Господню научу вас» (Пс. 33, 12). И Апостол увещевает верных, говоря: «Со страхом совершайте своё спасение» (Фил. 2, 12). И, однако, внушение человеку страха перед Богом, представление Его в грозном виде, говорящего в громе и извержении вулкана, - это, скорее, принадлежит Ветхому Завету и Синаю. Новому же Завету принадлежит более драгоценное: оно внушает нам любовь к Богу, которая изгоняет страх, потому что «в любви нет страха», как это говорит Апостол любви (1 Ин. 4, 18). В Ветхом Завете Бог представляется грозным Царём и карающим Судьёю; в Новом Завете Бог представляется как любящий Отец, Который милостив к нам. В Ветхом Завете – предписания кровавых жертв; в Новом Завете – только одна жертва: Сам Сын Божий, умирающий за спасение грешников. В Ветхом Завете – жертвенники, помазанные и залитые кровью бессловесных; в Новом Завете на жертвеннике предлагается бескровная и словесная Жертва Святой Евхаристии. Поэтому, брат, сочетай в своей жизни и страх Божий, и любовь к Нему, и по мере возрастания твоей любви к Богу – а она неизбежно будет возрастать по мере твоего угождения Богу – будет убавляться страх твой, пока от него ничего и не останется, потому что «совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4, 18). Но если мы не поступаем по правде Божией, то, действительно, мы – ещё на уровне не сынов Божиих, а неключимых рабов, и нам приходится бояться Бога. А если бы у нас была чистая совесть, то мы бы не боялись Бога, а со дерзновением взывали бы к Нему: «Авва Отче» (Рим. 8, 15). Потому мы и смерти боимся, как самого процесса умирания и как ответственности, которую имеем дать Богу за свою жизнь. Но если бы мы были чистые сердцем, то мы бы не боялись ни того, ни другого, потому что мы бы знали, что идём на небо и там узрим Бога (Мф. 5, 8). Вот, помню, в давнишние времена был я священником в одной деревне: умирал маленький мальчик, ещё дитя совсем. Родители и все сущие в доме были прискорбны до изнеможения: единственно это дитя было в духовном покое. Родители молились и страдали и как бы не отпускали душу своего сыночка. И вот, дитя это блаженное, обернувшись к родителям, сказало им: «Вот, пришёл Боженька. Отпустите меня к Нему». И родители ответили: «Иди к Богу, дитяточко наше». И блаженный отрок сразу же после этих их слов умер. – Да, ему нечего было бояться: никому он не сделал зла, ничем не обидел ни Бога, ни людей. Про нас, проживших жизнь, этого сказать нельзя. Но в оправдание нам служит вся тягота, вся трудность, вся мучительность жизни, которую приходится вести среди зла и тягот. Мы согрешали и согрешаем; и, однако, если мы покаялись и по силам стараемся не делать зла и любим Бога и по силам стараемся о спасении своей души, то и нам не следует бояться смерти. Ведь подумай: какое счастье увидеть своего Творца, поклониться Богу и познать чистый, духовный мир! Посмотри, если человек кого-нибудь очень любит, то, чтобы быть с ним, он готов и на тяжесть путешествия через горы и по морям, лишь бы достичь его. Так и ты не думай о тяжести умирания, а думай о том, к Кому ты идёшь и с Кем будешь. Помню ещё, в юности был я среди воинов. Мы одерживали победу за победой, и враг отступал. И вот, мы вели наступление: мы забыли и тяжкие бессонные ночи, и голод, и усталость, и жажду, и как бы на крыльях шли вперёд к нашей цели: полной победе над врагом. Так цель вдохновляет человека на борьбу. А у нас цель – победить врага-диавола и придти к Богу навсегда.
Итак, брат, ты знаешь, что Бог есть любовь, и что Он так возлюбил тебя, что послал Сына Своего для спасения тебя, и Он умер за тебя на кресте. Знай ещё и другое: Бог ведёт тебя не к восстановлению прежнего, потерянного первыми людьми рая, а ведёт тебя к чему-то НОВОМУ и БЕСКОНЕЧНО БОЛЬШЕМУ и ДИВНОМУ. И, оборачиваясь назад, не смотри на то, что утерял для тебя Адам, а смотри вперёд на то, что тебе обещал Бог и к чему тебя ведёт Господь наш Иисус Христос и Дух Святый. Да, вместе с Адамом мы потеряли многое: рай, радость и возможность бессмертия: вещи великие и дивные. Но знай, что в твоём спасении ты получишь неизмеримо БОЛЬШИЕ И БОЛЕЕ ДИВНЫЕ ВЕЩИ. Потому что рай, который имели первые люди, и Царство Небесное – не одно и то же; тот был земной, а это – небесное. Адам потерял прекрасный сад, насажденный Богом, именуемый раем; а ты призван жить в Небесном Новом Иерусалиме, ещё не созданном, но уже уготовленном и имеющем придти в бытие, величие которого нам приоткрывает божественный Иоанн Богослов (Откр. гл. 21 и 22). Тогда, по слову Писания «обновится яко орля юность твоя» (Пс. 105, 2). Тогда ты возможешь, от имени твоего Господа, бросить вызов: «Где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа?» (1 Кор. 15, 55). Тогда ты познаешь обещанные тебе новое небо и новую землю (Откр. 21, 1. 1 Петр. 3, 13), где, по слову пророка, «веселие и радость приимет тебя; отбеже болезнь и воздыхание» (Ис. 35, 10). И обрати внимание на точность изречения Священного Писания; так Святые Апостолы Иоанн и Пётр, а прежде них – пророк Исаия, сначала говорят о новом небе, а потом и о новой земле: потому что ты уже будешь жителем неба, ты сам будешь небесным, по слову Апостола Павла: «ЯкОв Небесный – Господь наш Иисус Христос – тацы же будут и небеснии – люди» (1 Кор. 15, 48 и 49). Адам же, наоборот, был перстным, каковы и мы теперь от него (ст. 45-49); почему ему и было сказано: «Земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19). Но и под «новой землёй» разумей опять же духовное и бессмертное. Так что ты видишь, насколько к большему ведёт тебя Бог, чем то, что ты имел в Адаме, и в отношении твоего состояния, и в отношении места твоего пребывания. О, брат, постарайся заслужить и получить это! Познай твоё наследие, ради которого ты призван в эту жизнь, и не неради о сём, но каждую минуту, каждое мгновенье твоей жизни старайся угодить Богу и помни завет тебе Христов, который, кстати, я видел вырезанным на камне над дверями монашеских келий в одном монастыре, и <который>, конечно, утверждён в сердце спасаемых: «БУДЬ СОВЕРШЕН» (Мф. 5, 48).
С одной стороны, ты – в лучшем положении в отношении греха, чем был Адам до грехопадения. Потому что он ещё не ведал горьких плодов греха, а ты знаешь, к чему привёл грех. Он не знал ни немощей, ни состарения, ни смерти, а ты знаешь всё это, и тебе известно, что твоя земная жизнь тяжка, и в то же время до какой степени она коротка и непрочна и превратна; так что сама эта жизнь научает тебя искать истинного, вечного и духовного. Ты сам видишь, что здесь нет ничего, на что ты можешь положиться, потому что всё изменчиво, превратно и мимотечно, и как бы всё говорит тебе: о, человек, ищи вечного, присносущного и надёжного. А надёжное и вечное – только у Бога. И потому, брат, повторяю: каждую минуту твоей жизни, каждое её мгновенье не утеряй для угождения Господу Богу твоему.
С другой же стороны, ты в худшем положении в отношении греха, чем был Адам до грехопадения. Ему было легко жить; тебе – тяжело. Он не имел никаких забот; а ты угнетён многими заботами; ему земля сама от себя давала всё; а тебе твоя жизнь ничего не даёт без тяжких трудов и страхований, да и добытое иногда нелегко сохранить. Он был тогда, когда грех ещё не существовал в человеческом роде; а ты живёшь, так сказать, в отравленной атмосфере греха, когда грех наполнил и, подобно древнему потопу, наводнил всю землю и владеет тысячелетиями на земле: и демоны влекут тебя к греху, и люди, и в самом тебе таится бездна греховных вожделений; и всюду, на всей земле, вся жизнь стала сплошным воздыханием. Но знай, по той именно самой причине, что твой путь к спасению лежит чрез бедствия и невзгоды, чрез непрестанную борьбу с всемирным, включая и сущим внутри тебя, злом, и при этом ты облечён в это смертное, страстное и в то же время многоболезненное тело, вот, за всё это тебе уготовано Богом славное спасение и величайшие почести и радости. Как я сказал выше, ты идёшь путём к спасению новым и славным и предвиденным для тебя Богом, потому что Бог, конечно, знал, что Адам согрешит и потеряет рай, и что для спасения человека будет ИНОЙ путь, освящённый Кровью Сына Божиего и сущий под сенью благодати Святого Духа, почему и приводящий, как мы сказали, не к тому же самому, что имел и затем утерял Адам, а к чему-то несравненно большему. Да, он имел великую радость обитания в раю. Но, скажу тебе, радость его не была полной, почему Бог и сотворил ему помощницу и жену – госпожу Еву. А затем, у него не было полного знания Бога, почему он думал, после грехопадения, что может скрыться от Бога и убежать от Неизбежного, и не ведал о той любви, какую к нему имел Бог, почему и не захотел тотчас же покаяться пред Ним. Кроме того, и сам он не имел той полноты божественной радости, которую несёт с собою любовь к Богу; потому что, если бы он имел её, он не согрешил бы; а если и согрешил, то немедленно и раскаялся бы; а этого не произошло, как ты знаешь. Нет, его радость не была полной. Для тебя же, в Царстве, уготованном тебе от сложения мира (Мф. 25, 34), в радости будет полнота, потому что тебя обымет благодать Божия и любовь Его, и сам ты будешь исполнен любовью к Нему, и там ты не возымеешь нужды в помощнике или в помощнице, или в каком-либо ином утешении: потому что там всяческая для тебя и во всём будет Христос (Кол. 3, 11); так что об одиночестве не вздохнёшь. Адам имел радость обладать свободой воли; но он не познал, что полная радость от этого бывает тогда, когда эта свобода воли свободно и от себя изберёт добро и утвердится в нём непоколебимо и неизменно; а этого наши прародители не испытали: у Адама радость была неполная, потому её и отнял от него диавол. А там, по слову Господа, «радость ваша будет совершенна, и радости вашей никто не отнимет от вас» (Ин. 15, 11. 16, 22). Но эту радость мы не можем даже и представить себе, потому что, по слову Апостола, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Наконец, Адам имел славу, которая лишь немного уступала ангельской славе, как говорится, «умалил еси человека малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его» (Пс. 8, 6); а для человека спасающегося ныне уготована великая и бОльшая слава; потому что по велению Божию Бог посылает ангелов как служителей спасения человека, по слову Апостола: «Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение» (Евр. 1, 14), и человек сподобится славы «сынов Божиих» и таковым наречётся (Рим. 8, 14, 19. 9, 26. Гал. 3, 26), и этим самым будет подобным Единородному Сыну Божиему, как носящий Его образ (Рим. 8, 29) и наследником Божиим (Гал. 4, 7). Видишь, брат, какая великая разница в степени славы между Адамом и человеком, имеющим ныне наследовать Царство Небесное?
Но, скажешь, тогда в раю Адам всё это имел и без трудов и болезней, страданий, состарения и смерти. Несомненно, что он имел возможность достичь большего совершенства, чем в котором он был создан и пребывал до грехопадения. Если бы он не согрешил, если бы вступил на первую ступень подвига, которую ему предложил Бог: потому что, дав ему заповедь и предложив свободной волей исполнить её, Бог этим ввёл его на поприще подвига, поелику и говорится, что пост был современником рая, и Адаму было предложено воздержание, а этим самым и проявление подвига в радостном послушании воле Божией, - итак, если бы он оказался победителем искушения, то он, действительно, постепенно стал бы возрастать в большую славу, от степени в степень. (Вот тогда бы радость его стала бы «полной» и не могла бы быть отнятой от него.) Но ведь этого не произошло, как ты знаешь, а произошло обратное сему. И нам для спасения открыт иной путь, который приводит к несравненно большей радости и чести, и наслаждению, чем это имели первые люди в раю до своего падения. Твой трудный, напряжённый и, если хочешь, страдальческий путь к спасению, окроплённый Кровью Сына Божиего, пролиянной ради твоего спасения, и сущий под кровом Святого Духа, приведёт тебя к такому счастью и такой славе, что это и выразить невозможно, а лучше сказать: это – выше наших слов и понятий. Но об этом подробнее мы уже сказали выше.
Но, может быть, ты скажешь, что тогда в раю, если бы не случилось грехопадения, все люди наслаждались бы счастием рая, а теперь – это лишь удел немногих праведников, святых Божиих, подвижников, мучеников и исповедников. А мне, грешному, куда спастись? Это невозможно, невозможно! – Да, ты прав, человек, невозможно. – Человеку самому от себя спастись невозможно. Это Сам Господь возвестил. Но затем, - помнишь евангельское повествование, - Господь «воззрев», - т.е. чтобы Его слова были выслушаны с сугубым вниманием, «рече им: у человека сие невозможно есть, у Бога же вся возможна» (Мф. 19, 26). Вот, брат, в этом-то и состоит твоё спасение, что не сам ты себя спасаешь – хотя от тебя и требуется посильный подвиг – не сам себе ты уготовляешь Царство Небесное; нет – всё это в руках твоего Бога, Которого посему ты и именуешь Спасителем.
Если бы только единицы спасались, то тогда, действительно, оказалось бы, что диавол отнял человека от Бога и погубил Его любимое творение. Но это, брат, не так: не единицы спасаются, а множества гибнут, а наоборот, множества спасаются, спаслись и спасутся, и только упорные враги Божии, а также совершенно бесчеловечные люди, те гибнут, как сущие бесы в человеческом теле. Да и как могли бы они быть с Богом, если всю свою жизнь сознательно и со всем упорством злой воли боролись с Богом, ненавидели Его, упорно подготовляли царство антихристу, и делали людям всякое зло душевное и телесное, которых возлюбил Бог и Христос именует «братией», и этим своим злым состоянием души и деятельностью причислили себя к бесам, которые ненавидят Бога, людей и всё Его творение? Они, действительно, гибнут, потому что они и не хотят, и не хотели, и не могут быть с Богом. Много ли таких или мало – только Бог один знает. Но о спасённых мы имеем свидетельство Писания, говорящее, что их ВЕЛИКОЕ МНОЖЕСТВО (Откр. 21, 24. Ис. 60, 3. Откр. 19, 1, 6). Св. Иоанн Богослов свидетельствует: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племён и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу» (Откр. 7, 9-10). И число спасённых, по верованию святых отцов, равняется числу добрых ангелов Божиих, а также соответствует чинам их; а ангелов Божиих такое великое множество, что число их недоступно человеческому сознанию; это число выражается, по толкованию некоторых, в сотнях и сотнях миллионов. Дерзай, брат, знай, что и ты в числе спасённых, если только будешь внимателен к делу своего спасения.
Что же нам делать, чтобы спастись? Или лучше сказать, что нам надлежит делать, чтобы не утерять то спасение, которое Господь нам даровал? Как спастись? В Святом Евангелии читаем, что с этим же вопросом обратился ко Господу и некий князь иудейский, вопрошая Его: «Учителю благий, что сотворю да живот вечный наследствую?» И Господь ответил ему, что сие постигается соблюдением заповедей Божиих (Лк. 18, 18-20 и пар.<параллельные места>). Так и тебе для спасения подобает исполнять заповеди Божии и уставы Святой Православной Церкви. Заповеди Божии и созвучные им установления Святой Церкви сохраняют тебя от греха и научают тебя исполнять благую и совершенную волю Божию. Имей веру; держись её, и никогда не позволяй врагу похитить её из твоего сердца. Ты идёшь во мраке этой жизни и в руках твоих светильник, чтобы тебе не пасть в бездну, не споткнуться и не погибнуть, по написанному: «Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим» (Пс. 118, 195). И если твой светильник веры погаснет, о, какой мрак! какой ужас обымет тебя! какое безнадёжие! И если светильник твой угаснет или угасает, взывай, плачь, молись Богу, чтобы ангел света снова возжёг твой светильник или поддержал угасающий; ищи богоносных мужей, читай священные книги, делай всё, чтобы вернуть потерянное или защитить от хищника твоё сокровище. Потому что, когда ты имеешь веру, ты – блажен, по слову Господню: «Блажени не видевшии, и веровавше» (Ин. 20, 29); а когда веры не имеешь, Священное Писание именует тебя «безумцем» (Пс. 13, 1), и поскольку ты отвергаешь, что так явно, так божественно сотворено для тебя Крестной Жертвой Спасителя, ты будешь осуждён Богом, по слову Спасителя нашего и Господа: «Иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет» (Мрк. 16, 16).
При истинной вере последуют и добрые дела. Всячески при этом берегись греха, потому что грех – это самая большая опасность в твоей жизни. Случалось ли тебе видеть скалы, на которых возросли сосны: в малейшую щель в скале вошло одно семечко сосны, и смотри, оно раскололо камень и из него выросло целое дерево: так и ты знай, что греховное соизволение – это уже и есть некая щель в броне твоей души, и если войдёт в неё семя греха, - а оно неминуемо войдёт, - то и всю крепость твоей души оно расколет и приведёт тебя в негодность. Бог взыскует от нас благое сердечное расположение к Нему. И если у тебя будет благое устремление к Нему, Источнику всякого добра, то и вся твоя жизнь будет богоугодной и приятной, и ты, по любви к Нему, возжелаешь послужить Ему всеми твоими силами и взять на себя старание делами и всесторонне беречься от всего ненавистного Богу, т.е. от всякого греха, - а в этом и состоит подвиг христианской жизни; так что любовь к Богу приводит человека и к подвигу.
И, наконец, брат, с благодарением неси свой жизненный крест. Твой путь к спасению идёт чрез скорби, по слову Апостола: «Многими скорбьми подобает нам внити в царствие Божие» (Деян. 14, 22). Ты идёшь к своему спасению по дороге бедствий, состарения и смерти. Идёшь по камням, терниям и ухабам жизненной дороги, и в том самом, что ты ТЕРПЕЛИВО И С БЛАГОДАРЕНИЕМ БОГУ несёшь свой жизненный крест, стараешься делать добро и уклоняешься от смертных грехов, этим и достигаешь своего спасения. Апостол говорит, что женщина «спасается чрез чадородие, если (при этом) пребудет в вере и любви, и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2, 15). В чадородии состоит крест женщины, потому что после грехопадения, и как последствие сего, по слову Божиему, жене было суждено испытать печали брачной жизни: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей», возвестил Господь Еве, «в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3, 16). Но благодаря этому кресту она и спасается, если при этом ведёт добрую жизнь. А что же сказать о мужчине? чем он спасётся? – Он спасётся несением своего креста, который состоит в мучительном образе жизни, в трудах и тяготах. Бог возвестил Адаму: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 17-19). Это последствия грехопадения, но в этом и спасительный крест для человека, если при этом он старается не делать больших грехов и, наоборот, старается делать добро, любит Бога и с благодарением Богу несёт всю тяготу жизни, зная, что Бог благ и всё, что ни делается, делается для спасения души человека.
Повторяю ещё раз, и не сетуй на меня за повторения. Брат, берегись греха. Мощнокрылые орлы гибнут от небольшой западни. Мощные корабли разбиваются о небольшие, скрытые под водой камни и тонут. От малой искры сгорали города. А от греха погибали и великаны добродетели. Грех тем страшен, что он разлучает нас от Бога. Ни болезнь, ни бедность, ни малограмотность не разлучает нас от Бога; по слову же Апостола, даже и смерть не разлучает нас от Бога (Рим. 8, 38). Грех же разлучает нас от Бога. Пророк говорит: «Грехи ваши разлучают между вами и между Богом, и грех ради ваших отврати лице Свое от вас» (Ис. 59, 2). Но знай, что эта стена, разделяющая тебя от Бога – сильна, пока стоит; но она не из твёрдых камней, и если покаешься, то, вот, эта стена уже рухнула и рассыпалась в прах. Так что если грех отделяет тебя от Бога, то покаяние снова соединяет тебя с Богом. От гласа многих труб, по чудесному велению Божию, рухнули огромнейшие и мощнейшие иерихонские стены; а от твоего слова: «Прости, Господи!», сказанного со вздохом, сокрушаются в прах стены греха, отделяющие тебя от Бога. Смотри, что Господь говорит через того же пророка Исаию: «Сия глаголет Господь вышний, Иже живет в высоких во век, Святый во Святых имя Ему, Вышний во Святых почиваяй, и малодушным даяй долготерпение, и даяй живот сокрушенным сердцем: не в век отмщу вам, ни всегда гневатися буду на вы: дух бо от Мене изыдет, и всякое дыхание Аз сотворих. За грех мало что опечалих его, и поразих его, и отвратих лице Мое от него: и (он) опечалихся, и пойде дряхл (печален) в путех своих. Пути его видех, и исцелих его, и утеших его, и дах ему утешение истинно» (Ис. 57, 15-18). Любящий Бога, если и согрешит и покается, найдёт в Нём снисходительного Судию. Ты сам знаешь, что Псалмопевец вещает Богу: «Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?», т.е. – если Ты строго будешь вникать в наши грехи, то кто из людей будет пощажён? – И затем прибавляет, что дело обстоит именно не так, но Господь милостиво прощает, и поэтому с торжеством он кончает свои слова, говоря: «Яко у Тебе очищение есть» (Пс. 129, 3). Скажи, известен ли тебе хотя бы один пример кающегося, который не был прощён Богом? хоть один единственный пример? – Нет, такого не найдёшь. А вот о том, что кающиеся даже и в великих грехах, и чуть ли не в последний час, были прощены Богом, об этом найдёшь столько примеров в Священном Писании и Ветхого и Нового Заветов, и в житиях святых, и во многих иных записях. У всех людей много грехов, и если бы Бог был строгим и взыскательным Судьёю, никто не мог бы, так сказать, выдержать экзамена на вечную блаженную жизнь. Но не бойся: Сам твой Судья снисходительно говорит о тебе: «Плоть – немощна» (Мф. 26, 41). Т.е. – ты, человек, немощен и нуждаешься в доброте, в снисхождении и всепрощении Божием. Бог так свидетельствует Сам о Себе: «Не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего, и живу быти ему» (Иез. 33, 11).
От Адама вначале ничего не требовалось для его пребывания в раю, потому что он получил всё вперёд. От тебя же, действительно, требуется участие в Божием деле спасения тебя. Христос заплатил за тебя весь твой долг, но Он желает, чтобы единую драхму и от себя ты внёс по любви к Нему в уплату твоего долга, ради которого Он отдал Свою жизнь за тебя. Бог желает и предлагает тебе быть сотрудником Его в деле твоего спасения. Без Божией помощи ты, конечно, не можешь спастись, но и Бог без твоей помощи не может спасти тебя. В этом заключается и уважение к твоей свободе воли, и икономия спасения человека, вмещающая в себе и милость, и правду Божию: милость – потому что в деле спасения твоего почти всё проистекает от Бога; правду – потому что это малое «почти» должно быть и делом твоего собственного произволения, старания и посильного труда.
Всегда и во всём держись Бога, твоего Спасителя. Учитель плавания, поддерживая ученика на поверхности воды и не давая ему захлебнуться, однако, требует, чтобы и тот, со своей стороны, действовал руками и ногами, производя плавательные движения, без чего он никогда не научился бы плавать. Так и Бог хочет научить тебя уже в этой жизни навыку вечной и духовной жизни и приготовить тебя для сознательного и вечного пребывания с Ним, Сущим Самое Добро. Поэтому и требуется твоё участие и воспитание себя в состоянии добра и отвращения от зла. При плавании человек руками загребает воды, а ногами отталкивается от них. Так «руками» в духовном понятии тебе надлежит продвигаться вперёд, а «ногами» отталкиваться от всего того, что удерживает тебя в твоём духовном движении вперёд. Научись сему совету: «Уклонись от зла, и сотвори благо» (Пс. 33, 15). И чрез пророка Господь призывает тебя: «Научитесь делать добро» (Ис. 1, 17). И опять же, если учитель плавания видит, что его ученик, начав плыть уже самостоятельно, не справляется и может утонуть, он спешит к нему на помощь, а лучше сказать – не оставляет его без того, чтобы быть рядом с ним, и сразу же поддерживает его и помогает ему справиться с набежавшей волной. Но горе, если ученик своевольно и самонадеянно уплывает в океан, ещё не научившись плавать и оставляя без внимания указания своего учителя… Некто поведал мне, что один человек всегда молился Богу, чтобы Он не оставлял его на земном пути, и как некогда Господь сшествовал со Своими Учениками на их пути в Еммаус (Лк. 24, 13-32), так чтобы и с ним сшествовал по дороге его жизни. И вот, при конце своей жизни он имел видение: он видел, что идёт по песчаному берегу океана (конечно, разумей океан вечности, вдоль которого проходит путь смертных). И, оглянувшись, он увидел отпечатки своих стоп на мягком песке, уходящие далеко назад: это был путь его пройденной жизни. И рядом с отпечатками его стоп шли отпечатки ещё пары стоп; и он понял, что это Господь сшествовал с ним в жизни, как он и молился Ему. Но в некоторых местах пройденного пути он видел отпечатки только одной пары стоп, которые глубоко врезывались в песок, как бы свидетельствуя о тяжести пути в оное время. И вспомнил этот человек, что это было тогда, когда в его жизни были особо тяжёлые моменты и когда жизнь представлялась непосильно трудной и мучительной. И этот человек с упрёком сказал Господу: вот видишь, Господи, в трудные времена моей жизни ты не шёл со мной; Ты видишь, что отпечатки только одной пары стоп в те времена говорят о том, что тогда я один шёл в жизни, и Ты видишь из того, что следы глубоко врезались в землю, что мне было тогда очень тяжело идти. – Но Господь ответил ему: сын Мой, ты ошибаешься. Действительно, ты видишь отпечатки только одной пары стоп в те времена твоей жизни, которые ты вспоминаешь как самые трудные. Но это – отпечатки не твоих стоп, а – МОИХ. Потому что в трудные времена твоей жизни Я брал тебя на Свои руки и нёс. Так что, сын Мой, это – отпечатки не твоих стоп, а – Моих.
Чтобы исполнять заповеди Божии и стараться сохранять себя от грехов, недостаточно иметь только решимость в душе и, что называется, силу воли, хотя и то, и другое необходимо, чтобы было налицо с твоей стороны, - но тебе необходима для спасения помощь СВЫШЕ, т.е. – благодать Святого Духа, без которой спастись невозможно: потому что твоя борьба – это не борьба человека с человеком, а борьба смертного со смертью, плоти – с бесплотными злыми духами, немощного – с князем мира сего; и только благодатию Святого Духа ты силён одолеть твоих супостатов. В семя заложена сила произрастать, т.е. – как бы его воля произрасти; но если не будет земли, если не будет солнечных лучей, семя не прозябнет; а если не будет влаги, оно погибнет. Разумей это в духовном смысле: «земля» – это данная тебе Богом благая возможность делать добро, пока ты находишься в этой жизни; «Солнце Правды», «просвещающее всякого человека, грядущего в мир» (Ин. 1, 9) – это Господь наш Иисус Христос; «напоение» же семени влагой – это действие благодати Святого Духа. <…>
Затем, брат, скажу тебе, что диавол влагает в наши сердца чувство безнадёжия, дабы ослабить все наши силы и волю к спасению. Он нам внушает, что всё равно мы не можем спастись; что это посильно только для святых, пустынников, мучеников, исповедников и великих подвижников, но не и для нас грешных, которые и каяться даже не умеем, как должно. Знай, брат, что эти же чувства безнадёжия и бессилия он внушал и помянутым святым, стараясь внушить им мысль, что их жизнь течёт бесполезно и подвиг их не нужен, да и слишком незначителен, чтобы быть принятым Богом во спасение их душ. Но они отвергли прилоги искусителя и вышли, как ты знаешь, победителями. Так и ты, далеко отбрось от себя эти мысли, и будь благонадёжен. Святые, конечно, по своей любви к Богу и за свои великие подвиги наследуют великое; но и тебе, спасающемуся, уготовано спасение, и знай, что если ты получишь самое малое в сравнении с великим воздаянием святых, то и это малое в Царстве Небесном будет огромным и превосходящим все твои ожидания и возможности твоего ожидания и представления, и то настолько, что это и выразить и задумать нельзя, ибо «не в меру Бог даёт Духа» (Ин. 3, 34) и «милостив и щедр Господь» (Пс. 110, 4), «благ и многомилостив» Дародатель (Иоиль 2, 13).
Действительно, диавол нанёс человеческому роду страшное поражение; мы, даже и не оказав ему какого-либо сопротивления, утеряли рай и радость, и бессмертие, и без боя сдали врагу все наши крепости. Но на войне не первая битва решает исход войны, и даже не вторая и не третья, а именно – последняя; вот она-то и решает всё. Не часто ли бывало в истории, что государства и великие армии терпели поражения, испытывали потери, оставались без военного снаряжения, отступали и вообще терпели лишения, страдания, потери и бесславие? И, однако, опытные полководцы не сдавались и не позволяли себе приходить в отчаяние, а продолжали войну и, несмотря на все прежние испытанные ими поражения, внезапно наносили врагу решительный удар в конечной битве и выходили победоносцами. Так и ты, брат, не сомневайся в победе. Если ты продолжишь борьбу и не бросишь оружия и не побежишь с поля брани, а, несмотря на все прежние поражения, будешь крепко держать щит веры, не обнажишь голову от шлема спасения и не выпустишь из рук меча духовного, т.е. слова Божия (Еф. 6, 16-17), то ты одержишь победу и возьмёшь трофеи над врагом. Я обещаю тебе это, потому что знаю, что ты не один будешь бороться с врагом. Есть, Кто будет споборствовать с тобою и, если хочешь знать, Он уже одержал для тебя победу над твоим врагом, а также и Его врагом: Сам Бог – с тобою; Он – твой Союзник, твой Защитник; твоё – ВСЁ. С Его именем, с надеждой на Него и любовью к Нему, иди и борись. Будешь ли ранен, т.е. так или иначе согрешишь, поскольку борьба нелёгкая и враг твой искусен нанести тебе раны, - не унывай; для христианина никакая рана не может быть смертельной; но приди в, так сказать, фронтовой госпиталь, т.е. в Церковь Божию, и здесь покайся в своих грехах и слабостях, и вот, раны твои уже зажили. Стрела греха, ранившая тебя, изъята, и раны от неё уже нет. Итак, иди и воюй с врагом дальше. Но вот, враг выбил из рук твоих меч, т.е. поверг тебя в душевное бессилие чрез жизненные скорби, огорчения и тревоги, которые как бы обезоружили тебя. Склонись смиренно пред волей Божией; согнись и подними упавший из твоих рук меч, упрекни себя за малодушие и отражай нападения врага. И если ты будешь так поступать, то вот, и выйдешь победителем, и, как победитель, будешь увенчан. О, христианин, ты – воин Христов в этой жизни и призван ты не на мирное и обывательское спокойное существование, а – на войну, и то – лютую войну; будь же победителем в ней и насладишься в будущем веке покоем и честью, и радостью.
Сердце твоё – маленькое. Не допускай же ничего лишнего в него. Пусть в нём будет место только для Бога и для любви к Нему. Брат, для того Бог и привёл тебя в эту жизнь и наделил разумной душой, чтобы ты спасся и навеки пребывал с Ним в бессмертной жизни и радости. Знай это и люби Его и будь верен Ему до смерти (Откр. 2, 10), и будь уверен в Его сильном желании спасти тебя и помочь тебе во всём, и знай, что тебе НЕВОЗМОЖНО не спастись, если только ты позаботишься о том, чтобы на мощно протянутую к тебе десницу Божию и самому протянуть к ней свою немощную руку. Божия «десница» – это благодать Божия, призывающая тебя к спасению и простирающая тебе мощную помощь для осуществления сего, а твоя «рука» – это сильное и действенное желание быть спасённым, и любовь к Богу, и вера. Всецело отдай себя Богу, смирись пред Ним и перед братьями твоими, людьми. Презри себя и сочти себя за ничто, как оный евангельский мытарь (Лк. 18), и вот, ты – спасёшься. Потому что только смиренный спасается и получает благодать Божию.
<…> … Брат, сосредоточься, взвесь заранее и подумай, о ЧЁМ ты будешь просить Бога. <Разумеется день Пятидесятницы, когда Дух Святой сходит на Церковь с особой силой. Накануне этого праздника происходит беседа.> Возможно, у тебя на сердце лежит много печалей, и забот, и тягостей, и ты хочешь просить Бога разрешить все невзгоды и помочь тебе. Молись о сём. НО, первое и основное, и бесконечно более преимущественное и важное, твоё прошение должно быть о том, чтобы Бог тебе дал благодать Святого Духа и исполнил Им твоё сердце до переизбытка, до изнеможения, т.е. иными словами: уже на земле принял тебя в Царство Небесное, дал залог и начаток будущего вечного наслаждения. Даже скажу тебе: это-то единственное и должно было бы быть твоим прошением в этот день. Но плоть – немощна; и по немощи твоей проси у Бога, если хочешь, и о житейских твоих делах. Бог услышит, по написанному: «Услышит тя Господь в день печали» (Пс. 19, 2). Но не забудь, ни в коем случае не забудь, что важнейшее твоё прошение да будет о получении благодати Святого Духа. Знай, брат, что если ты получишь этот Дар, то ничего большего и не требуется тебе, и даже и не пожелаешь: потому что Дух Святый есть Сокровище, преисполненное благ. – Но как же мои нужды и тяготы? – О, не волнуйся о сём: о них чудесно позаботится Господь. Доверь Ему всё. «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54, 23). Помни всегда слова Господа нашего Иисуса Христа: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся (т.е. все ваши мирские потребности) приложатся вам» (Мф. 6, 33). Усвой эти слова и верой, и образом жизни: и в Бога верь, и Богу доверься. Знай ещё и то, что Бог знает, что твоё сердце томится от житейских невзгод, и уголёк любви в нём, на котором возгорается и клубится фимиам твоей молитвы и веры, может совсем потухнуть, если скорби усыпят твою духовную энергию. Бог знает, что твоё сердце – маленькое, и Он хочет, чтобы оно всецело принадлежало Ему, по написанному: «Даждь Ми, сыне, твое сердце» (Притч. 23, 26). Итак, если ты дашь Ему твоё сердце, то Бог позаботится о том, чтобы оно и оставалась Его и не допустит великим скорбям и демонам, действующим прикровенно за скорбями и возбуждающими бурю с той целью, чтобы отнять твоё сердце от Бога и как бы некими устремляющимися водными потоками угасить всякую твою любовь к Богу и помыслы о вечной жизни, обессилить твою душу и привести в полное изнеможение. Итак, брат, отдай Богу твоё сердце и после сего будь беспечальным, и имей только одну заботу, чтобы сердце твоё непрестанно оставалось в руках Божиих. Таким образом, <…> молись усердно о том, чтобы Дух Святый сошёл и на тебя <…>.
Представь себе, что некий великий царь пришёл в город, который он весьма возлюбил. И вот, через глашатаев он милостиво приглашает к себе каждого гражданина этого города с позволением и даже поощрением, чтобы каждый просил у него той милости, которую пожелает. Для этого он и даёт всем аудиенцию, чтобы каждый гражданин приблизился к нему и просил о том, что у него на сердце. И вот, представь себе далее: в назначенный день к сему царю, восседающему в великолепных царских одеждах на престоле возвышенном и золотом, окружённому сановниками в великолепных придворных одеждах, пришли граждане сего города и каждый невозбранно изложил свою просьбу. И что же? – Один просил у царя, чтобы тот ему дал некую малую сумму денег. И царь соизволил. Другой просил у царя, чтобы он повелел построить изгородь вокруг его небольшого имения, и царь на это кивнул головой. Третья, некая женщина, просила у царя, чтобы сын её получил место при дворе, и царь, вздохнув, ответил: «Это – возможно». И секретарь записывал царские милости для приведения их в действие. Некто, пожаловавшись на болезнь, просил царя послать ему своего дворцового врача, на что царь дал соизволение. Все прошения были невеликими и были исполнены царём; и царь был прискорбен. И вот, последним к царю пришёл некий нищий. Он был убог и беден, но, как мог, он очистил свои одежды и привёл их в порядок и, при всей своей бедности, постарался предстать перед царём в возможном для него благолепном виде. И, припав к ногам царя и со многими слезами, он взмолился царю: «Великий Царь, я молю Тебя, чтобы Ты дал мне участие в Твоём Царстве, в Твоём сиянии блеска и величествия; и прошу Тебя, дай мне обитать в Твоём дворце, и дай мне светлые, достойные пребывания с Тобою одежды, и дай также мне светлый венец на голову, и дай мне радость нескончаемо в вечной любви пребывать с Тобою и наслаждаться лицезрением Тебя, и прими меня в Твои сыны». – Вокруг поднялся ропот: «Как смеет этот нищий обращаться к Царю с такими дерзкими требованиями? Царь несомненно накажет его». Но Царь, встав с престола, покрыл этого нищего своей порфирой и надел ему на голову золотой венец, украшенный драгоценными камнями. И сказал всем: «Этот человек поступил правильно. Я пришёл сюда, чтобы оказать вам милость. А вы просили от меня вещи до такой степени маловажные, до такой степени незначительные… Что же, получите их. Ибо я – щедр и человеколюбец. А этот нищий был мудрее всех вас: он познал, что Я – истинно щедр, и богат, и всемогущ и для того и пришёл к вам, чтобы дать вам весьма, весьма великое, и он просил от Меня это великое; и вот, он получит это всё. Я даю ему Мою благодать».
Так подражай этому благоразумному нищему и проси у Царя Небесного даровать тебе эту милость: БЛАГОДАТЬ СВЯТОГО ДУХА.
Дух Святый всегда был, есть и будет; моли же Его снизойти к тебе, чтобы и тебе всегда быть в Его благодати. Дух Святый есть Жизнь всего сущего, Дух животворящий; моли же Его оживить твою душу для вечной жизни. Дух Святый есть Огонь; моли же Его испепелить всё недостойное в тебе и зажечь в тебе светильник твоего сердца во веки, дабы никакая тьма не объяла его. Дух Святый есть Свет; моли же Его просветить тебя, чтобы тебе воссиять, как звезда в духовном небе Царства Божиего. Дух Святый есть Бог; моли же Его освятить тебя и дать тебе участие в Нём во веки. Дух Святый есть ВСЁ; моли же Его, чтобы, как Сокровище благ, Он излился в твоё сердце и исполнил его до краёв, до изливания, нескончаемым счастьем, чтобы тебе быть богатым вовеки. Дух Святый есть бессмертный дух; молись, чтобы и тебе быть духом, потому что плоть и кровь немощны для того, чтобы наследовать вечную жизнь, и им надлежит чудесным образом, ещё в земной жизни стать духовными. Скажи твоему сердцу: «Сердце моё, что ты делаешь здесь на земле? зачем томишься и не хочешь подняться выше праха? Зачем скорбишь о земных тяготах и неудачах: ведь на земле всё – непохоже на Небо и его правду, а ты должно принадлежать Небу».
Дух Святый зовёт тебя на Небо. О, поспеши, поспеши же откликнуться на Его зов! Дух Святый есть Утешитель. Приди же и мысленно припади к Нему на грудь и восплачься пред Ним; скажи Ему все твои огорчения и все твои неудачи, и проси, чтобы, как дитя, Он взял тебя на Свои руки, и плачь пред Ним и не стыдись своей немощи, потому что Он – твой Отец и не устыдит тебя, не оттолкнёт, а, напротив, Он – единый благий (Мф. 19, 17 и пар.); Он всё поймёт, утешит утешением божественным, беспредельным и неиссякающим и отрёт всякую слезу от очей твоих (Откр. 7, 17; 21, 4).
Взгляни на этот земной храм, украшенный множеством цветов, и вспомни, что Дух Святый силён исполнить тебя благоуханием жизни, неувядаемой во веки.
О, Душе Святый, даруй нам служить Тебе в духе и истине, и прииди и вселися в нас! Не так жаждущая пустыня томится по капле дождевой, как наше сердце томится, ожидая Твоего Пришествия! Прииди к нам, наш Боже, наше Радование, наше ВСЁ! Ты – вечный Бог, и мы – по любви Твоей пребудем во веки, а всё остальное – лишь сон и мимотекущая река.
На этом кончается рукопись.
27.11.2003 (из письма дяде)

https:// ridero.ru/ books/ apologiya_pravoslaviya/


Рецензии