Великие художники... Антонио да Корреджо

Картина: "Портрет дамы".

Портрет величия природы,
А царствует в ней человек.
И так идёт из века в век,
Прекрасны женские черты.
В них жажда жизни, красоты!

Антонио да Корреджо (собственно Антонио Аллегри; итал.Correggio; Antonio Allegri; около 1489, Корреджо, Эмилия — около 5 марта1534, там же) — итальянский живописец периода Высокого Возрождения, крупнейший из мастеров Пармы, предшественник динамики и чувственности искусства барокко.

Во втором десятилетии XVI века в Корреджо и других небольших городках Эмилии - области северной Италии - начал свою деятельность художник, которого следует считать одной из первых величин итальянского Возрождения. Это был Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. Художник родился в семье купцов среднего достатка. Отец, желая дать сыну хорошее образование, определил его к нескольким учителям. У одного из них Антонио изучал язык и литературу, философию, а также математику и анатомию - это был известный медик Джованни Ломбарди. С последним у Корреджо на всю жизнь сохранились дружеские отношения. Возможно, что портрет так называемого "Медика" из Дрезденской галереи - это изображение Ломбарди.
Однако ученая карьера Антонио не состоялась. Он чувствовал непреодолимое влечение к живописи и проявлял к ней несомненные способности. Живопись Корреджо начал изучать у своего дяди, посредственного художника, но основную выучку прошел в Модене в мастерской Бианки Феррари. Об этом свидетельствует и несомненное влияние моденской живописи в ранних произведениях Корреджо

По мнению специалистов, в его работах можно проследить влияние Андреа Мантеньи, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Доссо Досси. Свои произведения Корреджо наполнял мягкой грацией и интимным очарованием. Его работы явились отражением двух тенденций того времени: постепенной утраты героических ренессансных идеалов и сложения новых художественных форм и принципов.
В Парме он получил от образованной в духе гуманизма настоятельницы м-ря Сан-Паоло поручение украсить один из ее покоев фресками мифологического содержания (между 1517 и 1520 годами), его монументальная живопись отличаются игривой лёгкостью и декоративным изяществом. На смену им в этом виде творчества Коррреджо пришли поиски динамической экспрессии: росписи церкви Сан-Джованни Эванджелиста (1520—1523) и собора (1526—1530) в Парме отражают уже сложные ракурсы и устремлённую вверх вихреобразную композицию, что само по себе является своеобразным предвосхищением пространственных эффектов эпохи барокко.
Характерными чертами станковых композиций Корреджо, помимо праздничного светского духа, являются интимная мягкость образов, эффектность грациозных поз и движений, динамическая асимметрия композиции, светлый, нарядный, прихотливо-изменчивый колорит («Мадонна со святым Франциском», 1514—1515, «Мадонна со святым Георгием», 1530—1532 годы, — обе в Картинной галерее, Дрезден; «Обручение святой Екатерины», Лувр, Париж). В некоторых работах Корреджо («Поклонение пастухов», или «Ночь», около 1530, Картинная галерея, Дрезден) прослеживается использование эффектов контрастного ночного освещения, что, по мнению исследователей, служит усилению эмоционального звучания образов.
Утончённый гедонизм и эротика, гибкость композиционных решений характеризуют поздние произведения Корреджо на мифологические темы из серии «Любовные похождения Юпитера» (предположительно заказанной Федерико II Гонзага для украшения палаццо дель Те): «Леда», «Даная», «Ганимед», «Юпитер и Ио». Этими работами вдохновлялись мастера рококо, почитавшие Корреджо своим предшественником и гением уровня Рафаэля. В российских музеях имеется только одна работа Корреджо — «Портрет дамы»*

Два аллегорические изображения: "Триумф добродетели" и "Порок, управляемый страстями", написанные гуашью и находящиеся в луврском музее, прекрасно характеризуют последнюю пору деятельности Корреджо. Потеряв свою жену, он возвратился в 1530 г. в Корреджио, где и окончил свой век вдали от суеты света и от почестей. Созданный им своеобразный стиль нашел последователей не столько среди живописцев, непосредственно следовавших за этим мастером, сколько среди последующих поколений. Если композицию Корреджо можно иногда упрекнуть в случайности сопоставлений, если мотивы его движений не всегда удачны и естественны, а типы голов условны, жеманны в своей самодовольной улыбке, — все эти недостатки выкупаются великим достоинством, присущим его произведениям и в котором у него не было соперников, а именно — чарующим светом, который проникает в сами тени и делает их прозрачными. Это искусство светотени, вместе с неподражаемым умением передавать чувственную прелесть юной жизни, отвели Корреджо место в немногочисленном ряду светил первой величины на горизонте итальянского искусства.


           @


Рецензии
Фундаментальное произведение.

Анжелика Вавилова   12.02.2021 10:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Анжелика, за отзыв и поддержку публикации! С благодарностью,

Алексей Гончаров2   12.02.2021 10:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.