Я не знаю и знать не хочу, то рассвет или вечер...

----------------------
Игорь Бондаревский
Собрание стихотворений
Часть I. Непобеждённые мельницы
1977 – 1988
Текст 37
----------------------

Я не знаю и знать не хочу, то рассвет или вечер.
В окнах рыжие сумерки. Воздух горяч. Простыня,
как морская волна, солона. Обниму твои плечи.
Но я знаю, что ты не всерьёз полюбила меня.

Твои жесты и реплики можно со сцены без риска
исполнять – так уместны они. И, на миг отстранясь,
отуманенным взором я вижу: Актриса! Актриска!
Так легко для тебя отыграть нашу лёгкую связь!

Ты беспечно играешь на грубых подмостках постели.
И неважно, что зрители – это лишь звёзды в окне.
Ты играешь отлично. А если взгрустнётся без цели,
то вздохнёшь втихомолку, лицом отвернувшись к стене.

Но не будем грустить. Ценит мир только всплески и блёстки.
Я и сам несерьёзен. Но я говорю, что вдвоём
нам с тобой хватит места в моей скоморошьей повозке.
Будем вместе таскаться по жизни... Авось проживём!

С нами куклы и маски, и пёстрые все одеянья.
Будем петь небылицы и жечь на ночлеге костры.
Отуманен мой взор. Но мне видится лучше в тумане
вдохновенья, в счастливом тумане отличной игры!


Рецензии
Да как же хорошо! Игорь, а сейчас пишется? По себе знаю, что с годами свежесть восприятия и энергия созидания уходят.

Виталий Кузнецов Старший   12.06.2021 11:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Виталий, за хороший, хотя несколько болезненный для меня вопрос.
Я в середине 90-х понял, что в поэзии ничего нового для себя не скажу, а повторение в моём случае – это дорога творческой деградации. Какое-то время занимался изобразительной деятельностью. Некоторые стихи здесь проиллюстрировал своими работами. Вот, например: http://stihi.ru/2021/04/14/1379 Это компьютерное рисование с последующей распечаткой. С десяток работ удалось продать. Тем не менее, бросил и это. Быть может, не навсегда. Остались наброски, которые просят себя доделать.
В какой-то момент занялся прозой. Однако здесь пока что сплошные черновики. Я не из тех бесчисленных на сегодня деятелей, которые пишут по 2-3 романа в год.
Впрочем, до конца года планирую опубликовать здесь несколько рассказов, а также рассказиков вроде того, что сейчас у меня вверху списка. (Встреча со шпионом.) Это свежее. А вот прошлогодний рассказик: http://stihi.ru/2020/12/30/1602

Игорь Бондаревский   12.06.2021 12:31   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ, Игорь! Видимо, из русских поэтов только Фету удавалось творить в старости (больше шестидесяти), создавая символические "Вечерние огни". Даже Тютчев написал "О, как на склоне наших лет" лет в пятьдесят. Мальчишка!
Я же начал стихи писать поздно (когда уже все заканчивают!). Написал скорее на спор десятка два стихов, затем по инерции ещё столько же. Даже напечатали кое-что разные провинциальные журналы. См. http://stihi.ru/avtor/kuznvit
Сейчас не пишу хотя и время свободное бывает. Не о чем и не зачем писать. Да никому это и не нужно, если Пушкина не читают. И сгорать как Брунько или Жуков не смогу - я слишком расчётлив, наверно.

Виталий Кузнецов Старший   12.06.2021 14:05   Заявить о нарушении
Я сейчас полистал Ваши стихи. Позволю себе поделиться появившимися в этой связи идеями.
Присущий Вам замечательный русский язык приподнимает Ваши стихи над уровнем дневниковых записей, характерных для этого сайта. Вы пишите как поэт. Тем не менее, думаете Вы не всегда как поэт. Просто как интеллигентный человек. Кто-то, как бы не Блок, говорил об этой проблеме.
Может быть, оценивать свободу нужно выше, чем культуру. Тем более, что культура нечитающего быдла достойна презрения, а свобода творчества – краеугольный камень цивилизации.
Может быть, что-то ещё.
Например, Гумилёв писал:

Я знаю, что деревьям, а не нам
Дано величье настоящей жизни.
На ласковой Земле, сестре звездам,
Мы на чужбине, а они в отчизне.

Думаю, каждый поэт должен устремляться на свою поэтическую отчизну, нужно только понять, в какой она стороне.

Игорь Бондаревский   12.06.2021 15:37   Заявить о нарушении
Игорь! Вы очень точно выразили сущность моего творчества: у меня в стихах много рассудка и не хватает поэтической сумасшедчинки. А ведь ещё Пушкин писал, что поэзия должна быть немного глуповатой.
Катаев однажды писал что Олеша по катаевским ушам возможно распознал самую страшную тайну Катаева - именно ту, что тот не талантлив. Помните это место в "Алмазном венце"? Хотя Катаев был очень талантлив,но он понимал, что бывает высшая талантливость по гамбургскому счёту. А вот таковой Катаев не обладал, и это его терзало всю жизнь. Кстати, он перестал писать стихи потому что увидел, что это честные крепко сбитые вещи, но не божественные откровения.

Виталий Кузнецов Старший   12.06.2021 17:31   Заявить о нарушении
Оценивать прозаиков и поэтов "по гамбургскому счёту" – это, конечно, увлекательное занятие. Но этот счёт предназначен не для всех, а лишь для тех, кого мы хотим назначить на роль библейского пророка или дельфийского оракула. Скажем, Мережковский не подойдёт, Леонид Андреев не подойдёт, а вот Бунин очень даже. Что ж! Почему бы и нет?
Но литература нуждается не только в пророках и оракулах. Тот же "Белеет парус одинокий" Катаева или, не помню автора, "Зелёный фургон"... Из одних только гениев литературу не создашь. И в поэзии должны быть не только Пушкин с Лермонтовым, но и Бенедиктов с Надсоном. Иначе читатель заскучает.
Бывает, что эпохальную роль играет и не слишком талантливое произведение. Взять Ярослава Смелякова. Поэт вроде средний, а как его Шурик прочёл в "Операции Ы"! Мы все с тех пор знаем, что Лида – хорошая девушка. Или "Из-за острова на стрежень"... Или Василий Курочкин. Что он, гений? А ведь написал:

Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

Я думаю, нет особого смысла заморачиваться "гамбургским счётом". Как получится, так и получится.

Игорь Бондаревский   12.06.2021 20:02   Заявить о нарушении
Заочно жму руку!

Виталий Кузнецов Старший   12.06.2021 20:41   Заявить о нарушении