Есенин и Шукшин сравнительные жизнеописания

    Начнем вкратце. Почему я их поставил рядом, приняв уподобление  Плутарху.
 Очень интересно для меня сравнить их обоих. Есть поговорка - гляди в оба. Поэт - писатель, есть глаз страны, нации. Если кто нибудь усовершенствует эту тему и защитит докторскую, не жалко, дарю свою идею , пользуйтесь. Мне важно, чтобы в России двигалась литература и история, двигались гуманитарные науки, слишком уж страна гопстопная, надо образовываться, развиваться. В этом смысле наше будущее - наша молодежь, что она выберет.
   Итак Сергей Александрович  Есенин - он вышел родом из народа, как говорится парень свой.
 Вот именно вышел из народа, это и поныне так из Рязани на Казанский вокзал в Москву, аж в 16 лет. И именно покорять Москву. Уловил, что  Питер литературнее там нерв,  едет туда. Потом вернется в Москву, ибо Москва станет определяющей для страны, умрет в Питере. То есть эти два города в его литературном становлении одинаковы важны.
  У Есенина ранняя слава. Трудился на полевых работах, но только в детстве, то есть эпизодически,  но не в тяжелом , постоянном физическом, крестьянском количестве. В таком количестве, что уже не развивает ум, а отупляет его, делая из человека что то общее с рабочей лошадью.  Родители мечтали, что он будет сельским учителем, вполне себе теплое место  и уважение среди людей. Так сказать средний класс в своем роде.
 Итак у Есенина ранняя слава, какая то избалованность. Может это причина, что он станет обитателем кабака. Его не сформировал труд. Он не крестьянин. Он пыжится, что он крестьянский сын, но он не в трезвом крестьянском труде, где не до водки, а до квасу, горло промочить в жаркую страду.
 И стержень трезвого трудового человека не сформировался. Нагляделся поэтической богемы , так называемого серебренного века, а там жизнь развращенная- педерастия,  лейсбиянство, прелюбодейство, кокоин.
    Что то трезвое деревенское осталось- не стал наркоманом.
   Но деревня на праздники  пила тоже самогон.
И Сережа тоже будет в поэтическом кафе в Москве, то ли какая то лошадь, то ли какая то собака, будет  там часто обитать. Будет там обитать еще и потому, что жилья своего нет, угла своего нет, кабинета своего нет с рабочим столом и пишущей машинкой.
 И по сути с Есениным рядом нет трезвых правильных устремленных людей. Наверное такие были и что то вливали в Есенина,  но липнет всякая грязь, полу проходимцы, потом  один из них Мариенгоф напишет о нем книгу , вернее об их общей  без квартирной  жизни и  большую часть есенинских  денег присвоит  и откроет свой ресторан  уже в эпоху НЭПа. Мариенгоф сделается лавочником, устроит свою жизнь материально.
   Да ведь и Есенин прав, он сам написал какое то четверостишие, что Россия корабль, что революция - качка и шторм и что его мутило и блевало и он спустился в трюм , чтобы выпить. Так сказать - кого же не качало - такие времена, а он эти времена, подхватил очень молодым, чуть ли не двадцатилетним.
   Вот к примеру кто то молодым подхватил девяностые  двадцатого века в стлице Москве  или в Питере- что там было? Сами помните. Вот, что то такое подхватил и Есенин. Он сын своей эпохи, революционные перемены.
   Если резюмировать Сергей Есенин  горел ярко , как свеча, весь выплеснулся, успел выплеснутся даже в короткие тридцать лет. Своего дома , своего кабинета  у Есенина не было.  А у  Александра Сергеевича Пушкина всё это  было. Пушкин имел шикарную квартиру на Мойке в Питере и усадьбу в Михайловском.  У Пушкина жильё с кабинетом рабочим было, а у Есенина не было.
   Есенину приходилось на коленке своей писать. Вот почему он уличный, он кабацкий. У него , как у мужчины своего кабинета не было, чтобы в Шекспира развиваться, чтобы последовательно работать и развиваться, чтобы дальше жить. Вот в итоге и короткая жизнь. Имея кабинет, Есенин мог бы и дальше развиваться на литературном поприще
 а не писать стихи типа
 У тебя глаза синие брызги
 тебя всю измызгали
 что ты на меня сука крашенная смотришь
 может в морду хошь?
 которые безусловно написаны в кабаке и в пьяном виде.
   И все таки Есенин создал свои поэмы и создал цикл стихов о России и народ его принял , как своего поэта и в нем  в его стихах находит свое поэтическое удовлетворение. Короткая, в чем то трагическая  жизнь - только тридцать лет.
   Поэма Пугачев. совершенно меняет представление о Есенине как о кабацком. как о достаточно так сказать простецком поэте.  Это настолько мощное произведение в литературном плане и смысле, что с этой поэмой Сергнй Александрович  Есенин сразу и безоговорочно даже перепрыгивает и Фета и Тютчева и становится совершенно оправданно русским классиком во первых по языку русскому, по богатству текста.
    Работать Есенин в целом научился. Его труд - это литературный труд.  Без этого труда и Есенина поэта бы не было, он ведь выбился в русскую литературу. Он вышел родом из народа, как говорится парень свой.
   Шукшин, тоже как Есенин прибывает в Москву на Казанский вокзал из Алтайского края.  Как и Есенин, Шукшин прибывает в столицу из восточной стоны.  Страна огромная. Алтайский край за Уралом. Село Константиново , Рязанской области, есененские родные места, ближе к Москве и тоже восточнее   ее, вот почему прибывают с Востока на Казанский вокзал, - эта рязанская  земля когда то принимала нашествие  Восточной Орды.
  Итак о Шукшине. Шукшин тоже вышел родом из народа, как говорится парень свой.
  Шукшин- человек своей эпохи и он усвоил некоторые уроки своей эпохи -это дисциплина и упорный труд. Шукшин, когда уже женится и будет жить в Москве, тоже будет ходить в соседнюю многолюдную московскую пивнушку- поговорить с народом, набратся тем, даже оставит  без присмотра коляску, с малолетними дочками,  на улице. По этому поводу потом в виде исправления себя- бросит пить. Шукшин , по сравнению с Есениным, безусловно более ответственный отец, более отец семейства, ибо и угол свой имел, где голову подклонить.
   Вот это его отличительная черта- ответственность.
Шукшин более грамотный, более идеологически подкованный человек. Видно на примере Шукшина, страна в целом сделала подъем в своем развитии,  обустроилась, выстроила себе угол, себе кабинет. Василий  Макарович Шукшин  едет в Москву поступать на режиссерский Вуз. Все очень по крупному, он в статусе директора сельской школы едет в Москву на режиссерский курс. Поступает не ординарно, объясняет приемной комиссии, что  ему не до  книжек Льва  Николаевича Толстого было , ему дрова для школы готовить  было надо и он с этим справлялся.
   Его приняли. Страна изменилась. Не зря страна развивалась с 1917-го  по эти пятидесятые, шестидесятые, семидесятые прошлого века.
   Страна имела  сотни вузов, в которые приходили люди из народа и выходили образованными людьми инженерами различных профилей человеческой деятельности.
   Шукшин Василий Макарович показательный пример. На его примере можно понять, что такое было СССР.
   Шукшин попал к выдающемуся  мастеру, к интеллигенту высочайшей пробы, к советскому еврею  к Михаилу Рому.
   Ромм выковал его, научил думать, ставить сценки, ставить фильмы. Шукшин одаренный человек, получил вполне наглядное понятийное понятие, как писать сценарий, как ставить фабулу- тему, как сделать, чтобы живо, чтобы пахло правдой, чтобы это было куском жизни, переложенным на язык искусств.   И Шукшин на этом режиссерском вузе  по сути закончил свой литературный институт и стал грамотным человеком в литературе.
   По сути это одна лужа или сказать высоким слогом одно море и литература и кино и театр, там трутся одни общие, развитые в этой теме люди.
Вот почему явление Шукшина, как мастера короткого рассказа, совсем не случайное. Шукшина научили писать рассказ, а страна была на столько большая , живая, огромная, воистину кипучая- могучая, это времена преодоления . Пришла Победа и долгожданный мир и все отстроили заново и все  довоенные мощности вернули и превзошли. Так что темы для рассказов у Шукшина  были.
   Шукшин в Москве тоже пережил босяцкий период, не было  своего угла, где голову приткнуть, ночевал на вокзалах.  Но днем шел в просторный шикарный московский ВУЗ, который он в итоге закончит, тоже отличительная черта Шукшина - закончить дело, сделать дело, его трудовая черта, ведь он вышел из трудового народа. Народа победителя, привыкшего преодолевать трудности, а не ныть и жаловаться  на свою судьбу.  Не жаловаться надо, а сделать эту судьбу.
   И  вот в итоге он все таки получил свою квартиру, свой рабочий кабинет. И что мы  в итоге видим - стол, рабочая лампа, пишущая машинка, много кофе,  а за окном кипучая Москва, писатель состоялся.
   Шукшин берет магнитофон и едет в древни. Магнитофон может быть подспорьем. Разговаривает с людьми, записывает живую людскую разговорную речь. Он хочет понять этот народ, его мысли, его чаяния.
   Эти живые записи можно вставлять в рассказы, можно оттачивать прямую речь.
Работа умственная, работа  человека-ученого , выражаясь фигурально  по советски  работа писателя - инженера  человеческих душ,  работа над словом, всё это в купе безусловно даст результат. Шукшин состоялся, как писатель, как отражатель той действительности, которую он видел и понимал,  как отражатель  живых людей, окружавших его. А задачи себе Шукшин ставил вполне на уровне Льва Толстого. Его рассказы это вкупе та же общая картина, что и роман Толстого  Война и Мир , но в другую эпоху страны.
   Страна СССР умела готовить инженеров и изготовляла их в огромном количестве и я думаю у России еще  есть большое будущее, именно в  этом скрытом потенциале, он скрыт среди людей. Кадры решают всё. Шукшин- обоснование и оправдание России, её 20-го века,  ее    советского периода. Люди остаются людьми и находятся в духовном поиске.
   Шукшин что то сделал над собой, чтобы подняться, чтобы состоятся и писателем в том числе. Каждому человеку надо состоятся. Надо приподнять себя, приложить труд и способности на своё развитие.


Рецензии