4-й тур видеостихомарафона - Голосование

Просьба участников проверить: ничего ли не упустил?

Напоминаю, как озвучена была тема «ДОНКИХОТСТВО»:
1) Отрицание или потеря чувства реальности.
2) Нежелание следовать устоявшимся правилам общества.
3) Стремление изменить мир и его законы.
4) Идея приверженности возвышенным целям, несмотря на противоречие своих действий логике и здравому смыслу.
5) Благородный рыцарский образ мыслей и поступков без учета окружающих реалий.
6) существование в мире иллюзий, приверженность собственным идеалам, борьба за правду, желание видеть в людях только добро.

7) "влюбленный рыцарь - это столь же обычное и естественное явление, как звездное небо"

Пишем рецензии до 17 часов СРЕДЫ  10 февраля.
Обсуждение - СРЕДА после 17 часов и Четверг до 22 часов.
Подведение ИТОГОВ - Четверг после 22 часов.


Оцениваем по 3-м категориям:
1) идейная составляющая (соответствие теме, оригинальность трактовки).
2) художественные достоинства (интересный сюжет, образность, метафоры, аллегория и проч.),
3) техника (рифмы, ритмика, грамматика),

Оценки ставим от 5 до 9 баллов.

За свой стих также голосуем (но учитываться не будет)

Например:
№20 - 6,8,7

Итак:
№1
Что делать Дон Кихоту

Что делать Дон Кихоту,
Когда никто не плачет?
И даже неохота,
Кому-то - жить иначе.

Нормально жить народу,
Кругом сплошное братство,
А просто за свободу -
Да кто ж дурак сражаться?

Когда вокруг все сыты,
Дракон - как благодетель,
И веселы, умыты,
В него играют дети.

Когда под крышей сухо,
и васильки синеют,
Когда поперло брюхо,
И в доме Дульсинея.

В былом стремлений вехи,
И жажда благородства...
Не втиснуться в доспехи,
Нет звезд на дне колодца...
.
№2
Напутствие

А ведь учил оболтуса отец:
«Вдвоём на одного – шутить не стоит.
Но если ты с девчонкой, то, шельмец,
стой до конца, как на защите Трои».

«В атаке пистолет тебе не друг.
Есть ППШ, винтовка и граната, -
талдычил на уроках военрук. -
Не лезьте глупо на рожон, ребята».

В тылу, как «отче наш», зубрил устав:
«Штурм дзота с орудийной подготовкой».
Но где тот залп? По времени отстал.
А был приказ: «К утру занять высотку!»

Крыл командир и «в бога душу мать»
в атаку посылал на гибель роту.
Кто привставал, ложился умирать
от ненасытной страсти пулемёта.

За кочками, вминая в землю снег,
дополз шельмец до вражеского дзота.
А дальше, расстреляв боекомплект,
закрыл собою дуло пулемёта.

И грянет Суд. Погибшему бойцу
стать надо слева или у десницы?*
И будет сложно выбирать Творцу:
как ни крути – пред ним самоубийца.

Но разве доброволец на кресте
и «павший смертью храбрых» в похоронке
не равные? Отдавший жизнь за честь
отцовского напутствия девчонки.

++++++
* На Страшном суде грешники станут по левую руку, праведники по правую. Десница – правая рука.
.
№3
ЗАГАДКА

Кто по солнечной Ла-Манче
В ветхих латах, со щитом,
На убогой старой кляче
Еле тащится верхом?

Кто на рыцарских романах
Съел собаку, даже две,
Отчего у бедолаги
Помутилось в голове?

Кто во имя Дульсинеи
Каждый божий день готов
Биться в яростных сраженьях
Под аккорды пышных слов?

Кто наивен до предела?
Кто нелеп, как идиот?
Бескорыстный, честный, смелый!
Догадались? ….
.
№4
Современные "донкихоты"

Уткнулся друг в смартфон
модели суперсовременной.
Игрок заядлый он,
к вершинам рвётся непременно.
Он должен победить
кого-то: монстра или змея.
У страсти взаперти -
никто ему мешать не смеет.
Ещё щелчок - и враг
убит! Ликует мой приятель!
Поднялся выше ранг -
никто не радуется... Кстати,
за игры - все друзья
его прозвали "донкихотом".
Но не согласен я,
мне обзываться неохота.
Ведь подвиг Дон Кихот
всегда свершал для Дульсинеи.
Когда он шёл в поход,
любовь горела всё сильнее.
Известность на века -
за добродушие ценили.
И в пику игрокам -
У Дон Кихота ценно имя.
.
№5
Самсон Карраско Мигелю де Сервантесу Сааведре

Зачем же с ним вы поступили так,
И выставили перед целым миром
Не рыцарем — стареющим сатиром,
Посмешищем для черни и зевак? —

Чтобы себе позволить мог бы всяк
Позвать на бой романтика-задиру,
Размахивая палкой ли, рапирой,
Или отвесив попросту тумак.

Ему в оруженосцы вы обманом
Придали  деревенщину, болвана,
И, оборвав симфонию на скерцо,
Всучили девку вместо Дамы сердца.
В безумие одели благородство,
Лишь подчеркнув Души его сиротство.
.
№6
Дон Кихот

Я разрываюсь меж сочувствием
И ощущением стыда.
Полна эмоциями грустными
Вся донкихотова судьба.

Черёд нелепой ситуации
Сменяют юмор и абсурд:
Дурнушке выдана роль грации,
А вместо славы – самосуд…

Служить добру и справедливости
Мечтал герой в плену химер.
Но явь привносит взрыв гадливости,
И весь роман – тому пример.

Клубок насмешек, издевательства
Укоротили Дону жизнь.
И одарили помешательством
Рассудок. Грёзы не сбылись…

Но Дон-Кихот, по сути, символом
Стал вечных поисков души.
Увы, реальность обозримая
Страшней, чем сказок миражи…
.
№7
О Доне К...

Да чем он хуже Дон Кихота?
Он тоже Дон, пусть не испанский.
И тоже было неохота,
Вживаться в век негоциантский

Тащил он в новый век привычки
Из нравов прошлых и дикарских;
Нажил опасность, драки, стычки...
Хоть вел себя порой по-царски,

С приличной долей благородства,
И справедливости не чуждый,
Хотя по сути был уродцем,
Эпохе нынешней не нужным.

Не осветил путей он солнцем,
Хотя был в вере так же истов...

Забросил сын донкорлеонство,
И подался в капиталисты.
.
№8
Януш Корчак

Корчак переулками Варшавы
мыкается в поисках картошки.
Там в приюте юная орава.
Им бы подкрепиться на дорожку.

Та дорога в ад. Но по завету
Ветхому ли Новому – вестимо
ад для взрослых. Но причем тут дети?
Как связать, что несопоставимо?

Оправдать как планы людоедов?
Человек вот-вот – и в космос выйдет.
А пока потомки Гёте в гетто
загоняют правнуков Давида.

Доктор за решёткой продолжает
жить надеждой, уповать на чудо.
Пусть вокруг стена глухонемая,
до конца в спасенье верить будет.

Бросить всё? Пусть в страхе гибнут дети?
Не спастись окольными путями.
Если не утешит ангел смерти,
руки распрострёт над головами.

…………

Камера забита под завязку.
Газ идёт в систему выхлопную.
Доктор детям повествует сказку,
как добро над злом восторжествует.


Рецензии
№1- 8,7,7
«И даже неохота, кому-то - жить иначе.» - к чему запятая?
Здесь с запятыми какой-то беспредел, что в анекдоте: «У мужчин эрогенная зона находится в одном месте, а у женщины - они беспорядочно разбросаны по всему телу!»
«Да кто ж дурак» - какая-то неуклюжая конструкция.
.
№3 – 7,7,7
Романах-бедолаги – рифму не почувствовал. Да и Дульсинеи-сраженьях тоже не очень.
//В ветхих латах, со щитом,
На убогой старой кляче
Еле тащится// – идёт перечисление ветхости, а щит назван просто щитом – т.е. вполне себе щит?
«как идиот» - режет слух, если это для подрастающего поколения загадка. Особенно перед словами «Бескорыстный, честный, смелый!»
.
№4 – 7,6,7
Согласен, что 3-хстопный ямб нечетных строк с мужской рифмой и 4-хстопный четных строк с женской читается очень тяжеловесно.
// У страсти взаперти -
никто ему мешать не смеет // - сложная конструкция.
Прозвать игромана Донкихотом – это только в страшном сне…
И, мягко говоря, невнятное сопоставление Кихота и смартфониста.
.
№5 – 8,8,8
Интересный посыл.
Хотя «в оруженосцы вы обманом придали деревенщину» - тут всё по честному и без обмана. Кто ж мог поверить в такие фантазии, как не деревенщина? Да и Санчо в романе «играет роль читателя».
.
№6 – 9,8,7
//Черёд нелепой ситуации сменяют юмор и абсурд// - нелепая ситуация – это чаще юмор и абсурд, чем иначе. Я бы здесь поискал вариант, чтобы нелепую ситуацию связать с абсурдом, а не противопоставить.
«рОль грАции» - два ударных слога подряд сбивает с ритма.
Поискать бы вариант, чтобы «Дурнушке роль та-та-та грации»
Как и «Стал вечных» - можно было бы:
«Но Дон-Кихот, стал та-та символом
Извечных поисков души»

До публикации предложил автору «гадливости» поискать замену. Но вспомнив свои ощущения, когда читал Сервантеса – есть такое. Чувство такое иногда всплывает.
О последнем катрене: если «символом стал вечных поисков души», то при чём тут страшная реальность? Кульбит реальности, «Пути господни неисповедимы» - ДА, никак не вывод автора. Явная нестыковка!
Тем не менее, из представленных стихов, этот для меня по реализации темы – лучший.
.
№7 – 8,8,6
По технике: «Да чем он хуже Дон Кихота?» - здесь ДА с места в карьер, так что читателя из коляски выбросить может :-))) Корректнее и оправданнее художественно было бы «Чем он хуже Дон Кихота?» Но размер, будь он неладен!

«Забросил сын донкорлеонство» - стилистически неоправданный переход к сыну. В этом предложении речь уже идет о сыне, как о ЛирГерое. А ЛирГерой здесь дон Карлеоне. Если бы написано было «И даже сын дона забросил донкорлеонство», вопросов бы не было. А так вопрос. Любопытно: автор возразит, что рецензент придирается или?..

«Тащил оНВНовый век», ВВере - слипание.
Нажил опасностИ, драки, стычки – если уж множественное число, так всех в перечислении.

А так интересен мостик от дона испанского к итальянскому.

Гай Юльевич   11.02.2021 13:05     Заявить о нарушении
"Прозвать игромана Донкихотом – это только в страшном сне…"

Гай Юльевич, Вы, наверное, не сражаетесь в танчики, как некоторые взрослые мужчины, поэтому не знаете, что на просторах интернета их так и называют - "Современные донкихоты", которые борются с ветряными мельницами и предпочитают нереальный мир реальному. И если опираться на пункт первый в условиях конкурса, то мой стих полностью соответствует теме. Вы слишком занизили первую оценку. И надеюсь понятно, что я её оспариваю.
Другое дело - оценка за художественность. Можно сделать вывод, что эксперименты со строфикой в данной аудитории не приветствуются.
А теперь изложу свой стих в удобоваримой для читателей форме - в трехсложном размере амфибрахии.

Мой друг и не пьёт, и не есть - неохота.
Он в танчики режется денно и нощно.
Его называют друзья Донкихотом.
Но думаю я, это имя не точно.

Ушла Дульсинея из дома к другому,
Не кормлен котяра по имени Санчо.
Мой друг в одиночестве, в бездну ведомый.
Ведь мир нереальности очень заманчив.

Васина Валентина   11.02.2021 09:32   Заявить о нарушении
Согласен, не в теме такого кихотства )))
Повышаю на 1 балл.
А чтобы не было недоразумений, неплохо было бы в другой раз давать ссылку на то, что может быть неизвестно большинству. Здесь игроманы-кихоты явное меньшинство и за пределами своей группы мало кому известны и неинтересны.

Об эксперименте с размером - это поле риска автора, но не читателя.
Ведь стопность стиха во многом определяет его восприятие. В этом плане блестящий мастер стопности - Цветаева (в отличии, например, от Пастернака). Читаешь её подборку лучших стихов - и ощущение, что у неё чуть ли не каждый стих непохож размерностью на другой.

Гай Юльевич   11.02.2021 11:39   Заявить о нарушении
Gracias от Донкихота:)))

Васина Валентина   11.02.2021 13:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.