38-й конкурс Бодрого Духа. Панторимный

Споткнёшься ль, участник, о риф мой?
Ай, тесно, ох, сложно, я верю…
Споёшь мне сейчас панторифмой,
А песня – в трёхсложном размере.

Все стопы рифмуем с другими.
Заметь, – не слова, как известно…
Без стёба: ему в панториме
Не место, товарищ, не место!

Невнятицу выбрось подальше,
Политика тоже в запрете.
Без мата, верлибра и фальши
Мы лирику сложим в куплете.

--
Продолжаю серию конкурсов, посвящённых крутым рифмам. На очереди у нас редкая разновидность рифмы, проходящая через всю строку. Иными словами, сплошная рифма или панторифма. Такая рифма может быть точной и приблизительной. Приблизительную часть рифмы лучше ставить в середину строки, а точную – в конец.
Панторифма мне интересна тем, что в ней можно задействовать неравносложные, усечённые и прочие неточные рифмы, которые я, любитель классических рифм, на концы строк бы не поставил. Кроме того, в панторифме больше возможностей для авторской рифмы.

Эпизодическую панторифму замечал и в обычных стихах:

«Не румяный гриб в лесу,
А поганый грипп в носу!»
(С. Михалков)

«Потолок обшит вагонкою,
Уголок обжит иконкою»
(О. Фокина)

В обоих примерах – 4-стопный хорей, смежная рифмовка. Первые стопы, где пиррихий, не зарифмованы. И везде грамматические рифмы, хотя и симпатичные: омофоническая игра слов «гриб – грипп», что нравится детям, а во втором – рифмы богатые и близкие к богатым.
Частичную панторифму встречал и в песне Ю. Антонова:

«Как виденье, неуловима,
Каждый день ты проходишь мимо».

Здесь логаэд, где рифмуются начало и конец, а вторая стопа – без рифмы.
Для моего слуха рифма «как видень… каждый день» получше: составная.
Вывод: если и применять панторифму, то на протяжении всей строки и неграмматическую, разнородную, рифмуя разные части речи. В смежной рифмовке панторифма воспринимается лучше, чем в удалённой и кольцевой, т. к. читатель (слушатель) не успевает забыть.

Есть комбинаторы, в панторифмах которых рифмуются все слоги и совпадают все буквы:

«Не бомжи вы,
небом живы»
(Д. Авалиани)

Такая усложнённая панторифма называется пантограммой.
Если увижу что подобное в заявке, тщательно проверю, чтоб не было плагиата!

Встречал уникума, который может связать одной панторифмой десять строк. Воспринимаются подобные опусы ужасно. Во-первых, понятна только концовка, к которой подбиралась множественная рифма, а остальные строки – явная бессмыслица (хотя автор так не считает). Во-вторых, монотонно, с употреблением редких и «мусорных» слов, со строчными и даже слоговыми переносами и т. д.
Вывод: панторифма хороша в меру!

Стихотворение с использованием сплошных рифм называется панторимом. Как и панторифма, панторим может быть полным и неполным.
Квятковский и Онуфриев, авторы поэтических словарей, говорят, что в панториме рифмуются слова – почти все или даже все. Что, кстати, любят повторять панторимисты. Не буду с ними спорить, но и соглашаться тоже не стану.
Как уже сказал в стихотворной заставке, мы будем рифмовать стопы. Потому что рифма это звуковой элемент ритма, а ритмику стиха задают не слова.

Ассонансы не используем. В стопе должны совпасть не менее двух звуков, идущих один за другим. Обратите внимание: звуков, а не букв. Если совпали буквы, ещё не значит, что совпали звуки. Учитесь слышать ваши рифмы. Чем богаче панторифма, тем звучнее и красивее панторим.
Но и злоупотреблять звучанием не стоит: содержание должно быть осмысленным, а не бессвязным потоком слов, что в психиатрии называют инкогеренцией.

В качестве образца привожу своё стихотворное вступление к конкурсу.
Содержание понятно: краткое изложение конкурсного задания.
Конечные рифмы почти все разнородные. Одна – однородная грамматическая, но точная и почти богатая: перед ударной гласной стоят сонорные звуки «р» и «л», а до этого совпадение «п».
В каждой стопе совпадение не менее двух звуков, стоящих рядом. А если учитывать и те звуки, которые идут не подряд, то три как минимум.
Размер: трёхстопный амфибрахий.

Почему пишем в трёхсложном метре?
Во-первых, чтоб не усложнять и без того невыполнимую задачу для многих авторов. Кто знает хотя бы азы стихосложения, понимает, что рифмовать все стопы в ямбе или хорее гораздо сложнее.
Во-вторых, по причине такого фонетического явления, как качественная редукция гласных. Если в ямбе и в хорее слово проходит через две стопы, нередко звучание в безударной стопе изменяется. Чтобы не рифмовали «человек» с «целый век» или с «белый снег», что в двусложном метре было бы нарушением («чИлавек – бЕлый снег»), ямбов и хореев не будет.
В-третьих, на моей странице уже был конкурс, где участники писали хореем любовную лирику. И три конкурса, где писали ямбическими строфами. А упражнений, посвящённых дактилю, амфибрахию и анапесту, я ранее не давал.


Итак, стартовал конкурс Бодрого Духа «Панторим в трёхсложном метре»!

Задание и условия:

1. Напишите лирическое стихотворение в форме панторима.

2. Объём: 12 строк. *

3. Метр: дактиль, амфибрахий или анапест.
Количество стоп в каждой строке: ТРИ.
Все стопы надо зарифмовать.

4. В каждой стопе должны совпасть как минимум два звука, стоящих рядом.
Имеется в виду – в ударном месте стопы.
 
5. Система рифмовки и вид строфы: любые.

6. В конкурсной работе не должно быть:
• строфических и слоговых переносов,
• иностранных выражений, записанных нерусскими буквами,
• одних и тех же слов и их производных форм в одинаковых позициях панторифмы,
• чужих панторифм,
• имён собственных,
• эпиграфа и сносок.

7. Конкурсную работу отправляйте на эл. адрес: viperaberus@ukr.net
В теле письма, а не в виде файла.
В заявке следует дать: название (не длинное!), ваш панторим и ссылку на авторскую страницу.
В теме письма укажите «Панторим на конкурс».
Перед отправкой внимательно прочитайте этот текст ещё раз и проверьте свою работу, все ли требования соблюдены. В большинстве случаев – не все. Если проверили и заметили недочёты, исправьте.
Если вы прочитали условия десять раз и нарушений в своём опусе не нашли, прочтите и в одиннадцатый раз: скорее всего, вы что-то упустили.

8. Конкурс анонимный. Запрещается публиковать конкурсные работы раньше подведения итогов и явно «засвечивать» своё участие.

9. Приём ведётся до принятия не более 10-ти текстов.
От автора – одно произведение.

10. Голосование с комментированием, для каждого участника – обязательно.
Рецензии конкурсантов будут размещены одновременно с технических страниц. Чтобы участники во время написания отзывов не подсматривали в чужие рецензии. И чтобы не могли изменить, а также удалить свою рецензию и комментарии других участников, в т. ч. замечания Ведущего.
Если Ведущий участвует и как конкурсант, то пишет рецензию, как все, но оценки не ставит и его стихотворение идёт вне конкурса.

11. К участию не допускаются стихи стёбного, политического, чернушного, оскорбительного, пошлого, провокационного содержания, а также – с элементами плагиата, явная абракадабра и старые, сочинённые до объявления конкурса.

12. Ведущий вправе отказать в участии пользователям, которые пропускают голосования, отказываются участвовать в рецензировании и обсуждении, удаляют рецензии и комментарии, занимаются плагиатом, нарушают правила сетевого этикета и т. д.

13. Изъявляя желание поучаствовать, автор автоматически соглашается с тем, что его текст (в случае принятия) будет размещён в посте голосования вместе с другими работами.


© Андрей Медведев, автор стихотворения, прозаического текста и ведущий.


P. S. Какой-нибудь очень внимательный читатель обязательно скажет: «Дайте пример полного панторима в трёхсложном размере». Отвечаю: «Для вас у меня примера нет!»

--
* По просьбе участника, допускается объём 16 строк.

Принято: ВОСЕМЬ работ


Рецензии