Плутарики

Давненько это было, а может только вчера... Время быстро бежит, незаметно. Закончила я тогда девятый класс, а учились в советское время не одиннадцать лет, а десять. Так вот, дали нам в августе в танцевальном кружке две бесплатные двухнедельные путевки на Ильменскую турбазу. Нас часто баловали тогда бесплатными путевками то в Москву, то в путешествие на теплоходе, хотя для нынешних детей это может показаться нереальным. Но не об этом речь. Так вот, поехали мы вдвоем с Ольгой, девочкой из нашего танцевального коллектива,  на эту самую турбазу. Там нам предстояло несколько дней подготовки и поход от Златоуста обратно на базу через Таганай. Палатки, снаряжение, паёк, абсолютно всё выдавалось. Собралась у нас группа немаленькая. Инструктор Евгений несколько дней учил всех ставить палатки, разводить костер, укладывать рюкзак так, чтобы не давило спину и прочим полезностям, которые пригодятся  в походе. Группу мы решили назвать «Плутарики», изготовили флаг с символом группы – туристом, придавленным огромным рюкзаком. Придумали девиз группы: «Киндер-миндер-гобнер». Когда нас спрашивали:
- А что это такое?
Дружно хором отвечали:
- А кто его знает!
Даже песня у нас своя походная была:
«Идёт рюкзак от хутора до хутора,
Под ним кривые ножки семенят,
Идти вот так, ребята, очень муторно,
Кривые ножки жалобно скрипят…»

Выбрали мы старосту группы - Олю, завхоза - Женю, который ведал всеми продуктами, гитариста группы - Юру, шеф-повара – Николая, кажется. Надо сказать, что группа подобралась веселая, молодежная. Были ребята из Челябинска, Свердловска, в основном студенты. В дни подготовки на турбазе устраивались киносеансы, танцы, на которые все ходили с большим удовольствием. Перезнакомились и сдружились быстро.
Через несколько дней погрузились в электричку и поехали в свой родной Златоуст. Поход начался! С железнодорожного вокзала пешком добрались до Пушкинского поселка. Тогда оборудованных туристских троп на Таганае не было. Шли по лесным тропинкам, перебираясь через ручейки, болотца, стирая с непривычки ноги кедами. На привалах, которые устраивались несколько раз в день, собирали сушняк, разводили костер, готовили вкусную походную еду, пропахшую дымком, ели и постоянно пели под гитару. Столько песен было перепето…Ночлеги обустраивали вечером. Ставили палатки, натягивая веревки и вбивая колышки, которые не хотели вбиваться, а палатки хлопали «крыльями» и складывались. Когда мы с ними справлялись наконец-то, раскладывали внутри свои спальные мешки и шли к костру, где снова пели песни и рассказывали байки и легенды Таганая.
Особенно хорошо запомнилась мне байка о киалимской бабушке. Инструктор Женя так живо рассказал ее, что спать идти было страшно, всем в кустах мерещилась киалимская бабушка Феня, которая манила нас к себе крючковатой рукой…Мне она даже приснилась ночью – сухонькая, маленькая, сморщенная старушка, которая, как показалось мне, была совсем не страшной.
Помню, что через каменную реку перебирались с опаской. Ноги то и дело соскальзывали с камней. Я разглядывала красивые большие глыбы авантюрина. Это я потом уже узнала, как называется этот камень. Камни местами были покрыты лишайниками, которые складывались в затейливые узоры.  Мы прикладывали ухо к камням и слушали. Казалось, что где-то там под ними течет настоящая бурная река. Но это было, конечно,  не так, это просто шумел от ветра лес.
Еще хорошо помню, как поднимались на Дальний Таганай по россыпям камней и скалам, помогая друг другу. На одной из площадок вдруг увидели кустики голубики, усыпанные бусинами вкуснейших ягод. Наелись, испачкались их сладким соком  и поползли дальше вверх. На вершине увидели домики, работающей тогда ещё метеостанции. Нам рассказали, каким образом делается прогноз погоды, показали зонд, который запускали в небо каждое утро. Тут же на вершине Таганая я нашла несколько кусочков неизвестной мне породы камней, с вкраплениями граната, которые унесла потом в родную школу.  Отдохнув, мы начали спуск. Как, оказалось, тут была вполне проходимая широкая тропа. Все накинулись со смехом на инструктора, который вел нас сюда, как сайгаков,  по скалам. Женя посмеялся, сказав, что это была запланированная тренировка.
И еще Откликной гребень в душе отклик оставил…Мы там кричали, а эхо отзывалось много раз. Кто-то семь откликов насчитал, кто-то двенадцать. И легенду нам рассказывали о чудище, которое съедало любого, кто туда придет. Каменной глыбой уничтожило это чудище, а голос остался в назидание людям.
Наш поход приближался к своему завершению. Накупавшись вдоволь в озере Тургояк и отдохнув на его берегу, мы отправились обратно на Ильменскую турбазу. Надо сказать, что «Плутарики» не заплутали в лесу ни разу, ведомые опытным инструктором. Пропахшие кострами, промоченные дождями мы заселились обратно в номера турбазы, где долго приводили себя в порядок. А через день, отправились по домам. На память о походе на Таганай осталось две фотографии: одна – до похода, вторая – после, с надписями на них «Ушло в поход нас тридцать восемь, а вернулось двадцать три». Почему так получилось? Некоторые сошли с маршрута, им показалось, что поход слишком труден и не для них. Они вернулись на Златоустовский вокзал и уехали досрочно домой. Еще на фотографиях остались теплые пожелания и подписи всех членов группы «Плутарики».
Прошло столько лет, а я помню этот поход до мелочей. Таганай никого не оставил равнодушным. Мы все просто влюбились в его природу, скалы, ручейки и родники, в его неповторимую красоту. Хорошо, что сейчас это Национальный парк, куда могут прийти и приехать люди со всей страны. А нам и ехать никуда не надо. Вот он – Таганай, любуйся каждый день, ходи туда по выходным… Жаль, что это теперь удается редко.


Рецензии