Философские вопросы. Новое. Часть 18

1. Если убеждения других людей отличны от твоих собственных, то как можно быть уверенным в своей правоте?

Представим, как современный миссионер-учёный прибыл на затерянный остров – просветить аборигенов. Что он там найдёт? Уклад жизни, «общество» аборигенов, их «наука», познание человека и мира, верования, обычаи – всё будет чуждым в глазах миссионера.
Но может ли он быть уверенным в своей правоте? Разумеется.
Свои суждения о мире, человеке, природе, жизни и смерти, вере и Боге он обосновывает с помощью своих знаний. Как он может быть уверен в своих знаниях? Они доказаны и проверены на опыте. Как он может быть убеждён в незримом? Сам Бог открыл ему (и всем) Себя в Евангелии, через духоносных святых отцов – богословов, и наконец, Лично. Пресвятая Троица – Бог Личность и Личный, родной Отец для каждого верующего.

2. Познать нечто можно только испытав это?

О неведомом можно получить информацию и так узнать о нём. Например, мы имеем представление о бытии Ангелов из Библии и других источников: какие они бывают, знаем немного об их природе и даже об их истории. Рядом с каждым христианином находится его друг и защитник – Ангел-Хранитель. Но мы не познали его.
Познать – значит иметь осознаваемый опыт соприкосновения с субъектом или объектом. Но познать в полноте мы не способны ничего, даже самих себя.

3. Какова причина и конечная цель чего бы то ни было? Существует ли она?

Бог – причина всего сущего (кроме зла, которое возникло вследствие падения во зло Люцифера). Бог сотворил всё из ничего по Своей воле и благости.
Конечной целью чего бы то ни было также является Бог. Всё сущее призвано своей жизнью славить Творца. Разумные создания (Ангелы и люди) призваны славить Бога осознанно по своей свободной воле, приближаясь к Богу в добродетелях и Духе бесконечно.
«Если неодушевлённые и неразумные творения постоянно, хотя и бессознательно, служат орудиями откровения беспредельного величия и Благости Божией, неумолкаемо провозглашая Божественную Славу…, то разумные существа призваны славословить Бога свободно и сознательно и тем самым восходить к единению с Ним». (Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие. Курс лекций. Стр. 172)

4. Как может дух заставить двигаться материю?

Дух Божий пронизывает всё, и даже мельчайшие кварки материи, ведь Он вездесущ. Дух Своей волей совершает, что Ему угодно, Творец создал все частицы,  материю, все законы, время, движение, развитие, силы природы и вселенной. Раз Бог сотворил материю и закон движения, почему же Он не сможет побудить материю к движению?
Ангелы-духи по замыслу Божиему также могут воздействовать на любую материю, ведь дух всегда первичен, материя вторична.

5. Рождается ли человек «чистым листом», на который пишется опыт и знания в течение жизни?

Люди помимо тела (сформированного родителями совместно с Богом) обладают и бессмертной бесплотной душой (создаваемой Богом). Душа, сотворённая Богом, предстоит пред Ним, получая благословение и благодать (животворящую и созидающую энергию Бога).
Как она может остаться чистым листом?
Тому есть доказательства. Игумен земли русской святой преподобный Сергий Радонежский будучи младенцем в постные дни (среду и пятницу) не брал материнскую грудь и не пил коровьего молока, оставаясь без еды весь день. Младенец не только знал о наличии постных дней, о том, чего нельзя вкушать в эти дни, но и по собственной воле воздерживался от молока ради Христа.

Один из самых любимых святых России – святитель Николай Чудотворец – также в младенчестве соблюдал пост. Он вкушал грудное молоко в среду и пятницу только 1 раз в день после вечерних молитв родителей.

6. «Всеобщая воля в отличие от мнения одного человека (меньшинства) не может быть ошибочной»?

Да сколько угодно, достаточно заглянуть в историю любой цивилизации.
В самом глубинном смысле человечество изувечено грехом вследствие грехопадения и развития общества в страстях, поэтому воля большинства греховна по сути и часто ошибочна. Истинна, добра только воля Бога, его ангелов и «меньшинства» святых, праведных людей, водимых Святым Духом.
Вспомним страшную волю мужчин-содомлян, которые хотели изнасиловать и осквернить Ангелов, посетивших Лота – единственного праведника в Содоме и Гоморре.

7. Религия и заповеди – это свод правил, которым мы обязаны подчиняться, боясь наказаний?

В корне неверное представление о Боге-Любви. Где страх и насилие – там нет любви! Там нет Бога! Заповеди даны, чтобы уберечь людей от бед и смерти. Отец и добрым людям, и злым желает добра и счастья: «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (Библия. Первое послание к Тимофею святого апостола Павла 2:4).
Если человек нарушает заповедь, совершая смертный грех – он смертельно повреждается. Не потому что Бог его наказывает, а потому что так действует духовный закон. Вспомним закон гравитации: если человек падает с высокой скалы – он погибает. Если человек падает в пропасть, совершая грех, – он также погибает, только навечно, если не покается.

Не имея ориентиров, правил духовной жизни, слишком легко незаметно свернуть с единственно верного пути к спасению.

8. Верно ли, что «христиане живут с комплексом вины и стремятся к страданиям»?

Стремятся к страданиям, испытывая комплекс неполноценности и вины – психологически нездоровые люди и мазохисты с комплексом «жертвы». А причём здесь цвет и свет мира – христиане? Праведные, святые – это люди со здоровой душой и психикой, ведь они стяжали в сердце Дух Святой. Дух Божий не имеет никакого зла, изъяна, комплекса.

Покаяние – это не жизнь с комплексом вины. Покаяние – это осознание и раскаяние в собственных ошибках и злых делах перед Богом и людьми, стремление не повторять грех, исправление себя и своей жизни, чтобы стать угодным Богу, счастливым, святым, душевно и духовно здоровым, быть сыном Божиим и наследовать вместе с искренними друзьями (святыми и ангелами) вечное Царство Жизни, Блаженства и Любви во главе с Богом-Любовью.

Какое стремление к страданиям??? К страданиям неумолимо стремятся нераскаянные грешники, сознательно или бессознательно выбирая ад ещё на земле.

9. Почему в нас есть страх перед ничто, перед несуществующими опасностями и смертью?

Человеческая душа, пребывающая с Богом, не боится ничего: ни зла, ни болезней, ни страданий, ни смерти, ни ада. Она боится только потерять Бога.
Когда люди отталкивают Отца, появляется скорбная пустота, ничем не восполнимая, одиночество, страхи всего на свете. Ведь они теряют защиту, руководство, счастье, здоровье, покой и часто – вечную жизнь, не осознавая причину своих страданий и тоски.

10. Каков наилучший способ постичь наш мир?

Всё в мире: материя, законы, силы природы, живые и неживые существа и человек – созданы Богом. Разумнее узнать об устройстве мира, его законах и о человеке от Первоисточника – Творца. Узнать, что Бог открыл людям по тому или иному вопросу. А затем в вере, смиренномудрии и Духе Божием постигать постепенно физические и духовные законы этого мира.



«Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными», – сказал Христос (Библия. Евангелие от Иоанна 8:31-32)


Рецензии