Громница 2 февраля, древний славянский праздник

Громница (Громницы) – один из старинных славянских святодней Кологода, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы. Подобные праздники встречали по всей Европе, суть их была одна и различными были лишь названия — Громница, День Бригитты, Имболк, Луперкалия, Кандола, Кендлмас и т.д. Это лишний раз подтверждает, что подобный праздник восходит к времени индоевропейского единства, когда предки народов индоевропейской (арийской) языковой семьи (славян, балтов, германцев, кельтов, индусов, иранцев и др.) были одним пра-народом.

Отмечается Громница в первых числах лютня (февраля) и знаменует время Великого Перелома, начало конца владычества Марены над миром Яви.

С введением христианства большинство языческих праздников было подменены или слиты с христианскими, что и произошло с Громницей. Этот древний праздник в христианской традиции называется Сретением господним, ныне отмечаемый 2 февраля католиками, православными 15 февраля, имеет несомненно языческое происхождение и явную связь с культом Перуна-Громовника.

Считается, что в этот день, единственный за всю зиму, можно услышать раскаты грома, когда Зима-Морена дает первый бой юной Весне. Происходит противостояние тьмы и холода со светом и теплом, потому в этот праздник славят Громовержца Перуна и Богиню Громовницу.

У южных славян Богиню зовут Громовицей, на Украине — Паляницей. Восточные славяне почитают жену Перуна Додолу, Перуницу. Существует также в русской традиции и имя Молоньица, так Царица-Молоньица, жена Царя-Огня упоминается в сказке «Кузьма Скоробогатый». А в Велесовой книге (даже если говорить о ней, как о Литературном художественном источнике) говорится: «Летит во Сварге Перуница и несёт рог славы, чтобы его испили мы до дна. А поле наше должны мы с вами отобрать у наших у врагов (…) И павшему на поле битвы Перуница даёт воды живой отпить. И выпьет он её и пойдёт во Сваргу на коне белом».

Перуница – это волевая, сильная сторона женского начала. Во многих песнях и сказках упоминаются образы женщин-богатырш (Василиса Микулишна, Усоньша-богатырша), другое их название Девы-поляницы (паляницы). Эти девы бились наравне с мужчинами своего племени и нередко одерживали верх, иногда силой, а иногда ворожбой и хитростью.

img4
 Само название, возможно, берет свое начало от слова «поле» — поле битвы, поле брани. Перуница — первая помощница Перуна и его соратница, его дочь, сестра, супруга (в различных версиях). Здесь можно провести параллель с древнегреческой богиней-Афиной, Дева-Воительница, дочь Громовика-Зевса, порожденной самим Зевсом из своей гОловы, его ипостась в женском обличии, независимая сильная личность.

Спустя века сложно определить, кого именно почитали больше в этот день Громовника или Богиню-Громовницу, но громовые раскаты или ярая молния в начале зимнего месяца говорят сами за себя, что почиталось божество Грома, А кто именно оказывал противоборство хладным силам тьмы Перун или Паляница сути праздника не меняет.

Как отражения Небесного огня (Молоний), главным атрибутом этого праздника была особая громничная свеча. Воск был хорошо известен нашим предкам занимавшимся бортничеством, потому утверждение, что свечи появились на Руси лишь с появлением первых христианских священников ошибочно.

Для Громничной свечи заготавливался воск заранее наилучшего качества, изготовлялись эти свечи в последний шесток перед праздником. В Белорусии Громницы, как олицетворение Перуновой силы отливались преимущество мужчинами хозяевами дома, чем больше получалась свеча, тем благополучнее считался будущий год. На Украине Громницы изготовлялись в основном женщинами, три свечи сплетались «в косу», расходясь кверху маленьким Трезубцем (символ единства тремирья Яви, Нави и Прави).

До введения христианства громовая свеча зажигалась на Перуновом капище, после христианизации славян – во время богослужения в церкви.

Громовые свечи — сильное средство народной магии. С их помощью можно отвести молнию и вообще грозу от избы, села или поля. Либо наоборот — закликать во время засухи грозу с дождём.

Громничная свеча помогала и во время важных хозяйственных работ: при первом весеннем выгоне скота, распашке поля, сборе урожая и заготовке зерна. Её брали с собой, когда шли свататься или когда бабка-повитуха принимала новорожденного, ставили её в Красный угол на Осенних Дедов (21 – 27 листопада/октября) и Радуницу (Весенние Деды, 1 – 7 травеня/мая), давали человеку при смерти, чтобы легче было отойти в мир иной. Свечой обкуривали дом умершего, чтобы душа его успокоилась и, чтобы духи были милосердны к ней. Тяжко хворающим дают в руки запалённую свечу-громницу, прося при этом Богиню прогнать Своей очищающей и целительной силой духов болезни. Воск её принимался больными, как лекарство.

im264-447px-Andriolli_Gromniczna
 В Белоруссии на Громницу проводили обряд «агнистага крыжавання» («огненного крещения»). Сначала хозяин крест на крест поджигал (совсем чуть-чуть) у себя на голове волосы, потом — жене, потом всем остальным членам семьи по старшинству. После этого семья шла выжигать крестики на шерсти домашних животных. Потом простукивали свечой все стены, перекрытия и двери своего дома, хлевов и хозяйственных построек. Эти действа должны были уберечь семью от удара молнии и вообще любых разрушительных воздействий. После этого свечку прятали в укромный уголок дома, либо клали в Красный угол среди других святынь.

Существует также очень много примет, связанных с громничной свечой. Во время обряда наблюдали, как горят свечи: частое потрескивание указывает на большое количество гроз в году. Когда человек тяжело умирал, зажигали громничную свечу и смотрели, в какую сторону пойдёт от неё дым: если за двери, то больной скоро умрет, если расходится по дому — будет ёще некоторое время жить.

Наблюдая за погодой в этот праздник, наши предки ворожили о будущем лете. Гроза совсем не обязательное явление 2 лютеня, но услышав гром, люди ждали скоро прихода тепла. Если же первый гром упадёт на голый лес, то считалось, что год будет неурожайным. И, наблюдая эту закономерность, древние славяне старались задобрить Перуна-Громовника в этот день и приносили ему жертвы, а Маланьицу чествовали песнями, просили у ней скорейшей весны.

«Ой Додола-Додолюшка, Перуница светлая!
Муж твой в походе, правь воеводит;
Дива в лесах, крышень — в небесах.
Сойди к славянам молнией рьяной!
У нас вдоволь хлеба — сойди к нам с неба!
У нас вдоволь соли — не лиши нас доли!
Сойди громливо, сойди счастливо,
Сойди красиво — честным людям на диво!
Додола славна, на надежду дана!»
Наблюдая на Громницы за погодой, люди заметили, что какая погода будет первого числа, то таким будет и весь февраль. Если день будет ясный, солнечный — жди ранней весны.

«Прыйшлi грамнiцы — скiдай рукавiцы».
«Если на Громницу капель — в весну раннюю верь», если же метель завьюжит, то и до конца месяца метельно будет. Если небо белозвёздно, то зима заплачет поздно. Если с вечера в канун Сретенья небо будет усеяно звёздами, то и зима ещё не скоро «зачнёт плакать», и весна зацветёт на Руси позднее обыкновенного.

По народному поверью в эту пору Медведь, Лесной Хозяин в своей берлоге поворачивается на другой бок-«февраль рассечёт зиму пополам, а медведю бок согреет» На склоне дня славянские ребятишки, проживающие на Украине и южнее, собиралась где-нибудь на пригорке за околицей и начинала первый раз закликать Солнышко, чтобы выглянуло оно «из-за гор-горы» и показало этим, что Весна действительно встретилась с Зимою. Со дня Громницы начинались первые заклички весны, в районах средней полосы России — закликать весну начинали позже.

Есть чудесный миф «О Змее Громовержце и Оленухе». Суть его проста, как все гениальное. Он описывает основные процессы и вехи течения жизни (и закономерность взаимоотношений Мужчины и Женщины), которые находят свое отражение в праздниках Кола. Жизнь есть единение и взаимодействие двух начал, двух разных энергий. Характер этого взаимодействия и определяет свойства и атрибуты времен года: зарождения, развития, апогея и жатвы урожая.

Источник v-istok


Рецензии