Лао-цзы. ДАО ДЭ ЦЗИН. Трактат в стихах на русском

Философский трактат в прозе,- "Дао дэ цзин"-Книга Пути и
Добродетели. Официальный перевод в прозе, с древнекитайского
языка на русский, выполнен китайцем по происхождению, доктором
философских наук Ян Хин-шун,- "ДАО ДЭ ЦЗИН" в двухтомнике
Древнекитайская философия". М. "МЫСЛЬ".1972. Перевод с
древнекитайского языка.
Ян Хин-шун (Ян Синшунь) работал старшим научным сотрудником
Института философии АН СССР.

На основе прозаического перевода текста на русский  язык, с
древнекитайского трактата Лао-цзы, доктором философских наук
Ян Хин-шуном (1904-1989), сделан вариант философского поэтического
трактата,- "Лао-цзы. ДАО ДЭ ЦЗИН. Трактат в стихах":
автор Игорь Хлебников.

Хлебников Игорь Константинович, родился 9 июня 1939г. в Иркутске.
В 1956г. окончил Среднюю школу в г. Симферополе.
С 1957г. по настоящее время, живёт в Одессе.
В 1968г. окончил Одесский инженерно-строительный институт,
гидротехнический факультет, и направлен на работу в Одесский
проектный институт УКРЮЖГИПРОВОДХОЗ, в отдел насосных станций.
В 1998г. вышел на пенсию.
4 декабря 2018г. на Стихи.ру опубликовал своё первое стихотворение.
20 декабря 2018г. был номинирован на соискание литературной
премии "Поэт года" за 2018 год.
5 сентября 2019г. Секция поэзии Российского Союза Писателей
приняла решение рекомендовать его кандидатуру в Российский Союз
Писателей.
В 2019 году номинирован на соискание литературной премии
им. Сергея Есенина "Русь моя".
В 2019 году номинирован на соискание литературной премии
 "Писатель года".



1-Глава. Дао, которое может быть...

Дао, которое может быть выражено словами,
это Дао,- не Постоянное.
Имя Дао, которое может быть названо,
это Имя,- тоже не Постоянное.
Есть Начало Неба и Земли,которое безымянно,
обладает именем,- Мать всех вещей.
Поэтому, кто свободен от Страстей,-
Чудесную тайну Дао видит постоянно.
Кто Страсти имеет,-
того Дао только в конечной форме зреет.
Безымянное и Обладающее именем,одного происхождения,
но разного названия.
Вместе, Безымянное и Обладающее именем,- зовут Глубочайшим.
Переход от одного Глубочайшего к другому Глубочайшему,-
Дверь ко всему, что называют Чудом Величайшим.


2-Глава. Когда в Поднебесной узнают...

Когда в Поднебесной узнают, что Прекрасным есть Прекрасное,-
тогда появится то, что называется Безобразное.
Когда все узнают, что Доброе является Добром,-
тогда возникнет то, что является Злом.
По аналогии, Бытие и Небытие порождают друг друга;
Трудное и Лёгкое всегда создают друг друга.
Длинное и Короткое взаимно соотносятся,
Высокое и Низкое взаимно определяются.
Звуки, сливаясь, в гармонию приходят;
предыдущее и последующее,- друг за другом ходят.
Потому, Совершенномудрый совершая дела, почитает Недеяние,-
не прибегает к словам, осуществляя своё Учение.
Совершенномудрый, вызывая Изменение вещей,-
сам Изменение вещей не осуществляет.
Он создавая что-либо, тем что создаёт не обладает;
приводя в движение что-либо, усилий к этому не прилагает;
Он не гордится, когда что-либо успешно завершает,
но то что его заслуги не могут быть отброшены, он знает.


3-Глава. Если не почитать Мудрецов...

Если не почитать Мудрецов,-
то в народе не будет ссор и станет больше глупцов.
Если не ценить редких предметов,-
то не будет среди народа воров.
Если не показывать, от чего может зависть вызываться,-
то сердца у народа не будут волноваться.
Потому, Совершенномудрый правя страной, делает людей иными,-
сердца их пустыми, а желудки - полными.
Его управление ослабляет у людей волю и укрепляет кости.
Он стремится к тому, чтобы у народа не было знаний и страсти,
а у кого есть знания,- не смогли бы проявлять их действие.
Осуществление Недеяние,-
Совершенномудрый всегда приносит спокойствие.


4-Глава. Дао пусто, но в применении - неисчерпаемо...

Дао пусто, но в применении,- неисчерпаемо.
О, Глубочайшее! Оно кажется Праотцу всех вещей,- касаемо.
Дао будет казаться ясно существующим:
- если проницательность Его притупить;
- если от беспорядка Его освободить;
- если блеск Его умерить;
- если пылинке Его уподобить.
Я,(Лао-цзы) не знаю,- чьё Дао порождение.
Я лишь знаю, что Дао Небесному Владыке предшествует,-
в этом суть его рождения.


5-Глава. Небо и Земля не обладают Человеколюбием...

Небо и Земля,- Человеколюбием не обладают,
но всем Существам,- жить своей жизнью разрешают.
Совершенномудрый,- Человеколюбием не обладает;
Народу,- возможность жить своей жизнью представляет.

Разве пространство, между Небом и Землёй,-
на кузнечный мех не похоже?
Чем в кузнечном мехе пустоты больше,
тем действует кузнечный мех,- больше.
Чем движение в кузнечном мехе сильнее,
тем ветер из кузнечного меха выходит сильнее.


6-Глава. У невидимого Дао бесконечны превращения...

У невидимого Дао бесконечны превращения.
Дао,- это глубочайшие Врата рождения.
Корень Неба и Земли,- тоже глубочайшие Врата рождения.
(Следовательно: Дао и Корень Неба и Земли,- тождественны)
Дао существует, подобно нескончаемой нити Земли,- Вечно;
и Его действие неисчерпаемо Бесконечно.


7-Глава. Небо и Земля,- Долговечны...

Небо и Земля,- Долговечны,
потому что Небо и Земля,
существуют не для себя.
Вот почему они могут быть долговечны.
Поэтому, Совершенномудрый становится
позади других людей, благодаря чему,
мысленно впереди оказывается.
Он жизнью своей как бы пренебрегает,
и тем самым жизнь себе сохраняет,-
благодаря тому, что личными интересами пренебрегает?.
Напротив, согласно своим личным интересам,
Совершенномудрый умышленно действует.


8-Глава. Высшая добродетель подобна воде...

Высшая добродетель,- воде подобна, приносит пользу всем существам
и не борется с ними. Где люди не желали бы быть, вода находится там;
поэтому она похожа на Дао. Обладающий Высшей добродетелью Человек,
должен селиться ближе к земле из века в век:
сердце его обязано следовать за внутренними побуждениями;
в отношениях с людьми, он должен дружелюбно обмениваться мнениями;
в словах ему следует быть искренним и ответственным;
в управлении страной, он обязан быть последовательным;
в своих действиях должен учитывать время, чтобы избежать сложностей;
во всех делах ему следует исходить из возможностей;
если человек, так же как и вода, с вещами не борется,
то ошибок в жизни у него не случается.


9-Глава. Лучше ничего не делать...

Лучше ничего не делать, чем к тому стремиться,
чтобы что-либо до бесконечности наполнить.

Если чем-либо острым всё время пользоваться,
оно не может надолго свою остроту сохранить.

Если зал наполнен золотом и яшмой,- никто не в силах их уберечь.
Если богатые проявляют кичливость,- никто не в силах их уберечь.

Человек должен устраниться, когда дело завершено,-
в этом закон небесного Дао, в котором всё спокон веков сказано.


10-Глава. Если душа и тело в одиночестве...

Если душа и тело в одиночестве,- сохранить его можно ли?

Если дух сделать мягким,- стать бесстрастным,
подобно новорожденному, можно ли?

Если созерцание станет чистым,- тогда заблуждения возможны ли?

Если любить народ,- тогда управлять страной,
не прибегая к мудрости, можно ли?

Если следовать мягкости,- превращения в природе возможны ли?

Если познать все взаимоотношения в природе,-
осуществление недеяния возможно ли?

Все "если" возможны, если знать, что Глубочайшее Дэ,- это значит:
создавать и Сущее воспитывать;
создавая, тем что создано не обладать;
приводя в движение, к этому усилий не прилагать;
руководя, себя властелином не считать.


11-Глава. Тридцать спиц соединяются...

Тридцать спиц соединяются в одной ступице, образуя колесо;
но от Пустоты между спицами зависит,- можно ли употреблять колесо.

Из глины делают сосуды, употребление сосудов зависит от их Пустоты.

Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом;
но пользование домом зависит от его Пустоты.

Вот почему, полезность, чего-либо имеющегося, зависит от Пустоты.


12-Глава. Пять цветов,- зрение притупляют ...

Пять цветов,- зрение притупляют.
Пять звуков,- слух притупляют.
Пять вкусовых ощущений,- вкус притупляют.

Быстрая езда и охота,- сердце волнуют.

Драгоценные вещи,- человека совершать преступления заставляют.

Совершенномудрый стремится к тому, что бы жизнь сделать сытой,
а не к тому чтоб иметь красивые вещи.
Поэтому, Совершенномудрый от красивых вещей отказывается,
а тем, что жизнь делает сытой, ограничивается.


13-Глава. Слава и позор,- страху подобны...

Слава и Позор,- страху подобны.
Знатность,- Несчастью великому в жизни подобна.

Что значит,- Слава и Позор страху подобны?
Это значит,- нижестоящие люди, приобретают славу со страхом,
и теряют  эту славу,- так же со страхом.

Что значит,- Знатность Несчастью великому в жизни подобна?
Это значит, что имею великое Несчастье,- Я;
потому что дорожу самим собой,- Я.
Когда не буду дорожить самим собой,- Я;
тогда и буду без Несчастья,-Я.

Поэтому: Знатный, самоотверженно людям служа, может жить среди них;
Гуманный, самоотверженно людям служа, может находиться среди них.


14-Глава. Смотрю не него,- и не вижу...

Смотрю на Него, и не чего не вижу,
а потому называю Его,- Невидимым.
Слушаю  Его, и не слышу,
поэтому называю Его,- Неслышимым.
Пытаюсь схватить Его, и не достигаю, называю Его,- Мельчайшим
и практически недостижимым.

Не надо стремиться узнать об Источнике Этого, потому что Это едино.
Его верх,- не освящён,
Его низ,- не затемнён.
Оно,- бесконечно и не может быть, по-всему этому, названо.
Оно,- снова возвращается от Бытия к Небытию.
Его Формой без форм, Образом без существа,- называют.
Поэтому Его Неясным и Туманным называют:
встречаюсь с Ним и лица Его,- не вижу;
следую за Ним и спины Его,- не вижу.
Чтобы овладеть существующими Вещами, придерживаясь Древнего Дао,
тогда можно познать Древнее Начало,- это называется Принципом Дао.


15-Глава. В древности знали мельчайшие и тончайшие вещи...

В древности, люди знали вещи мельчайшие и тончайшие 
((основы материализма)),- те кто был Способен к учёности.
Иным, глубина знаний остались неведома,- не было Способности.
Поскольку глубина неведома, Я произвольно даю Иным описание:
они, как будто переходили зимой поток,- были робкими;
они, как будто боялись своих соседей,- были нерешительными;
они, как званые гости,- были важными;
они, как будто переходили по тающему льду,- были осторожными;
они,  подобно неотделанному дереву, были простыми;
они, подобно долине, были необъятными;
они, подобно мутной воде,- были непроницаемыми.
Это были те, кто спокойно умели всё грязные сделать чистым.
Это были те, кто умением сделать долговечное движение спокойным,
содействовали жизни. Они соблюдали Дао и не желали многого.
Они ограничивались тем, что существует и не создавали нового.


16-Глава. Своё Сердце нужно сделать...

Своё Сердце нужно сделать беспристрастным и твёрдо Сохранять Покой.
И тогда, все вещи вокруг, станут изменяться сами собой.
Нам останется лишь их возвращение ((как по кругу)) созерцать.
В мире большое разнообразие вещей,- все к своему началу возвращаются.
Возвращение к началу,- Покоем называется.
Покой,- Возвращением к Сущности называется.
Возвращение к Сущности,- Постоянством называется.
Знание Постоянства,- Достижением Ясности называется.
Не знание Постоянства,- к Беспорядку и Злу приводит.
Знающий Постоянство,- Совершенным становится.
Кто достиг Совершенства,- Справедливым становится.
Кто обрёл Справедливость,- Государём становится.
Кто стал Государь,- тот Небу следует
Кто следует Небу,- тот Дао следует.
Кто следует Дао,- тот ВЕЧЕН;
до конца жизни, такому Государю, покой обеспечен.


17-Глава. Лучший правитель...

Лучший Правитель,- тот, о ком народ знает лишь то, что он существует.
Хуже Правитель,- тот, который требует от народа любви,- она возвышает.
Ещё хуже Правитель,- тот, которого народ  боится и избегает.
Хуже всех Правитель,- тот которого народ презирает.
Поэтому, кто не заслуживает доверия,- не пользуется доверием у людей.
Кто вдумчив и сдержан в словах,- тот успешно дела совершает,
и народ говорит, что Правитель,-  Естественности следует.


18-Глава. Когда устранили Великое Дао...

Устранили Великое Дао,- Человеколюбие и Справедливость появилось.
Когда возникло Мудрствование,- Великое лицемерие появилось.
Когда шесть родственников ((отец, мать, старший и младший братья,
муж, жена)) в раздоре, тогда Сыновняя почтительность
и Отцовская любовь,- всё это появилось.
Когда в Государстве царит беспорядок,
тогда и Верные слуги появляются,- наводить порядок.


19-Глава. Народ будет счастливее...

Народ будет счастливее во сто крат,-
когда "удрость и учёность будут устранены.
Народ возвратится к Сыновней почтительности и Отцовской любви,-
когда Человеколюбие и Справедливость  будут устранены.
Исчезнут Воры и Разбойники,-
когда Хитрость и Нажива будут устранены.
Все эти три вещи, происходят от Недостатка Знаний.
Нужно указывать людям, что они должны быть Простыми,
освобождаться от Страстей, становиться Скромными
и уменьшать количество необязательных личных Желаний.


20-Глава. Не будет печали...

Не будет печали,- если учёность уничтожат, не будут почитать
Как между обещанием и лестью,- ничтожна разница.
Как между добром и злом,- очень велика  разница.
Того, чего люди боятся,- надо избегать.
О, как хаотичен мир, где всё ещё порядок не установлен.
Когда люди на торжественном угощении присутствуют,
или наступление весны празднуют,-
они все в приподнятом настроении и радостны.
Только Я один,- спокоен и не выставляю себя на Свет.
Я подобен ребёнку, который не явился на Свет.
О, Я несусь! Кажется нет места, где мог бы остановиться.
Все люди полны желаний. Все люди полны света.
Только Я один,- мне не нужно ничего;
подобен тому, кто отказался от всего.
Я,- сердце глупого человека. О, как оно пусто!
Только Я один,- для меня всё просто;
подобен тому, кто погружен во мрак. Все люди пытливы.
Только Я один,- равнодушен. Я подобен тому,- кто несётся 
в мирском просторе проверяя свою выносливость,
и не знает, где ему остановиться.
Все люди проявляют свою способность.
Только Я один,- похож на глупого и низкого человека в беде.
Только Я один,- отличаюсь от иных тем, что вижу основу в еде.


21-Глава. Дао,- оно бестелесно.

Дао,- оно Бестелесно. Только Дао,- суть Великого Дэ подчиняется.
Дао Туманно и Неопределённо,- однако в этом образы содержатся.
Дао Туманно и Неопределённо,- однако в этом вещи скрыты.
Дао Глубоко и Темно,- однако там Тончайшие Частицы скрыты,
которые обладают высшей действительностью и достоверностью.
((Основы учения о материализме в древнем Китае.))

Имя Дао не исчезает, с древних времён до наших дней.
Только следуя Дао, можно познать Начало всех вещей.
Только благодаря Дао, мы познаем Начало всех вещей.


22-Глава. В древности говорили...

В древности говорили: "Ущербное становится священным;
кривое,- прямым; ветхое,- новым; пустое,- наполненным.
Стремясь к малому,- достигнешь многого, благодаря стараниям;
стремление получить сразу многое,- ведёт к заблуждениям".

Поэтому, Совершенномудрый внемлет этим Поучениям,
коим необходимо следовать в Поднебесной.
Совершенномудрый исходит не только из того, что сам видит,
поэтому он может видеть действительность ясной.
Совершенномудрый не считает правым только себя,
поэтому он может обладать тайной истиной.
Совершенномудрый имеет славу, себя не прославляет;
поэтому он старший среди других, себя не возвышает.
Совершенномудрый ничему не противоборствует,
поэтому он непобедим в Поднебесной.

Слова древних: "Ущербное становится совершенным",-
разве это пустые слова? Они являются чем-то необыкновенным?
Они указывают человеку Путь к Истинному совершенству.


23-Глава. Нужно меньше говорить...

Нужно меньше говорить,- следовать естественности.

Быстрый ветер всё утро не продолжается,
сильный дождь весь день не продержится.

Небо и Земля,-всё это делает?
Даже Небо и Земля, что-нибудь Долговечным не сделает.
Тем более Человек,- поэтому он Дао служит.
Тот кто служит Дао,- тот Дао тождественен.
Тот кто служит Дэ,- тот Дэ тождественен.
Тот кто теряет,- тот потере тождественен.
Тот кто тождественен Дао,- тот Дао приобретает.
Тот кто тождественен Дэ,- тот Дэ приобретает.
Тот кто тождественен потере,- тот потерянное приобретает.

Только Сомнение,- порождают Неверие.


24-Глава. Кто поднялся на цыпочки...

Кто поднялся на цыпочки,- долго стоять не может.
Кто делает большие шаги,- долго идти не может.
Тот не блестит,- кто себя на свет выставляет.
Тот не добудет славы,- кто себя восхваляет.
Тот не достигает успеха,- кто нападает.
Тот не может стать старшим среди других,- кто себя возвышает.

Если исходить из Дао,- всё это называется лишним желанием,
и весьма очень бесполезным поведением.
Ненавидят все существа того, кто так поступает
Поэтому, человек обладающий Дао, этого не делает.


25-Глава. Вот вещь, в хаосе возникающая...

Вот вещь,- в хаосе возникающая,
прежде Неба и Земли родившаяся.
О,- беззвучная! О,- формы лишённая!
Она одинокая и не изменяется;
повсюду действует и преград у Неё не имеется.
Её можно считать Матерью Поднебесной.
Я, Её имени не знаю.
Обозначая иероглифом Её,- Дао назову.
Произвольно давая Ей имя,- "Великое" назову.
Великое,- Оно в бесконечном движении.
Не достигает предела,находящееся в бесконечном движении.
Не достигнув предела, Оно возвращается к своему истоку.
Вот почему,- Дао Велико, Небо Велико,
Земля Велика, а также Государь Велик.
Во Вселенной имеется четыре Великих:
Государь-человек,- законам Земли следует;
Земля,- законам Неба следует;
Небо,- законам Дао следует;
Дао,- самому Себе следует.


26-Глава. Тяжёлое,- является основой Лёгкого.

Тяжёлое,- является Лёгкого основой.
Главное в движении,- это Покой.
Поэтому, Совершенномудрый весь день шагая,
не отходит от телеги с грузом, груза не ощущая.
Поэтому, хотя у Совешенномудрого прекрасная жизнь,
он не погружается в эту жизнь.

Почему Властитель десяти тысяч колесниц,
занятый собой, так пренебрежительно смотрит на мир?
Ведь пренебрежение основу мира разрушает,
а торопливость ведёт к тому, что Правитель власть теряет.


27-Глава. Умеющий шагать,- следов не оставляет.

Умеющий шагать,- следов не оставляет.
Умеющий говорить,- ошибок не допускает.
Кто умеет считать,- инструмент для счёта не использует.
Кто умеет двери закрывать,- запор не употребляет,
но дверь открыть невозможно: так крепко он их закрывает.
Кто умеет завязывать узлы,- верёвку не употребляет,
но узел развязать невозможно: так прочно он их завязывает.
Поэтому, Совершенномудрый человек,- умело людей спасает,
он никогда их в беде не бросает.
Совершенномудрый всегда существа спасать умеет,
поэтому он их не покидает,-
это Глубокой мудростью Называется
Таким образом, Добродетель,- учителем Недобрых является.,
а Недобрые,- Опорой для Добродетели считаются.
Если Недобрые своего Учителя не ценят,
а Добродетель свою Опору не ценит,
то Недобрые, хотя и разумными себя считают,-
погружены в слепоту: вот что важно и глубоко,- люди страдают.


28-Глава. Кто, зная свою храбрость, сохраняет скромность...

Кто, зная свою храбрость, скромность сохраняет,-
тот, подобно горному ручью, Главным в стране становится.
Кто стал Главным в стране,- тот постоянное Дэ не покидает,
и к состоянию младенца возвращается.
Кто, зная праздничное, для себя будничное сохраняет,-
тот примером для всех становится.
Кто от постоянного Дэ не отрывается,-
тот к изначальному возвращается.
Кто, зная свою Славу, для себя безвестность сохраняет,-
тот Главным в стране становится.
Кто стал Главным в стране,-
тот достигает совершенства в постоянном Дэ.
Кто достиг совершенства в постоянном Дэ,-
тот возвращается к естественности.
Когда Естественность распадается,- она превращается в средство,
при помощи которого Совершенномудрый становится Вождём:
Великий Порядок не разрушается.


29-Глава. Если кто-нибудь силой пытается овладеть страной...

Если кто-нибудь силой овладеть страной пытается,
то вижу Я,- цель его не достигается.
Страна подобна сосуду таинственному,
к которому нельзя прикоснуться как к единственному.
Если кто-нибудь тронет сосуд, того неудача ожидает.
Если кто-нибудь захватит сосуд, то его потеряет.
Поэтому, одни существа ведут, а другие,- за ними следуют;
одни существа расцветают, а другие,- высыхают;
одни существа укрепляются, а другие,- расслабляются;
одни существа создаются, а другие,- разрушаются.
Поэтому Совершенномудрый от излишеств отказывается,
а роскошь и расточительность устраняется.


30-Глава. Кто служит Главе народа посредством Дао...

Кто служит Главе народа посредством Дао,-
тот другие страны при помощи войск не покоряет,
ибо его за такой поступок Дао покарает.
Где побывали войска, там терновник и колючки вырастают.
После больших войн,- голодные годы наступают.
Искусный полководец побеждает, и на этом останавливается,-
полководец осуществлять насилие не осмеливается:
он побеждает,- и себя не прославляет;
он побеждает,- и не нападает, не потому что боится;
он побеждает,- и не гордится;
он побеждает,- и потому что его к этому вынуждают;
он побеждает,- и он не воинственен и его прославляют.
Когда существо полное сил старым становится,-
то это Отсутствием Дао называется.
Кто не соблюдает Дао,- тот погибнет раньше времени.


31-Глава. Хорошее войско,- средство порождающее несчастье...

Хорошее войско,- это средство порождающее несчастье;
его ненавидят все существа, мечтающие о счастье.
Человек, следующий за Дао, это средство не употребляет.
Благородный Правитель, быть уступчивым предпочитает,
к соседним странам и лишь на войне насилие применяет.
Войско, это орудие несчастья, но Правитель его использует,-
только тогда, когда к этому вынуждают, войско применяет
Главное состоит в том,- чтобы спокойствие соблюдать,
а в случае Победы,- себя не прославлять.
Прославлять себя Победой,- значит убийству людей радоваться.
Убийством людей, не может сочувствие в стране завоёвываться.
Насилие - всегда несчастье.Благополучие уважением создаётся.
Строятся начальники флангов слева.
Стоит Полководец справа.
Говорят, что их надо встретить похоронной процессией.
Если убивают много людей, об этом нужно плакать,- горько.
Победу следует отмечать похоронной процессией,- только.


32-Глава. Дао,- вечно и безымянно.

Дао,- вечно безымянно.
Но в мире, хотя Дао и мало ничтожно,
никто не может Его себе подчинять.
Если бы Знать и Государи могли покой Дао соблюдать,
то в в покое все существа спокойными становятся.
И тогда Небо и Земля в гармонии сольются,-
счастье и благополучие появятся,
а народ без приказания успокоится.
При установлении Порядка, имена возникли.
Нужно знать Предел их употребления, чтоб они не сникли.
Знание Предела, позволит избавиться от этой опасности.
Когда Дао находится в мире, всё сущее в него вливается:
подобно тому, как горные ручьи в реках и морях собираются.


33-Глава. Знающий людей,- разумен.

Знающий людей,- разумен.
Знающий себя,- просвещён.
Побеждающий людей,- силён.
Побеждающий себя,- могуществен.
Знающий достаток,- богатством владеет.
Кто действует с упорством, волей обладает.
Кто свою природу не теряет,- долговечен.
Кто умер но не забыт,- бессмертен.


34-Глава. Великое Дао,- повсюду растекается.

Великое Дао,- повсюду растекается:
оно может и вправо и влево находится.
Благодаря Дао, всё сущее рождается,
и рост всего сущего не прекращается.
Дао подвиги совершает,
но славы себе не желает.
Дао все существа с любовью воспитывает,
но Властителем их себя не считает.
У Него никогда не нет собственных желаний,
и Дао можно назвать ничтожным.
Всё сущее считает Его господином,
но Дао не рассматривает себя их властелином.
Его называют Великим.
И потому Дао становится Великим,
что не считает себя  Великим.


35-Глава. Весь народ приходить к тому желает...

Весь народ приходить к тому желает,-
кто собой Великий образ представляет.
Люди приходят, и Дао  им вреда не приносит.
Дао людям мир, спокойствие, музыку и пищу приносит.
Даже путешественник останавливается у Дао.
Когда Дао выходит изо рта, это пресное и безвкусное Дао.
Его нельзя услышать, Дао незримо.
В действии Дао неисчерпаемо.


36-Глава. Чтобы нечто сжать...

Чтобы нечто сжать,- необходимо прежде, его расширить.
Чтобы нечто ослабить,- нужно прежде, его укрепить.
Чтобы нечто уничтожить,- нужно прежде, расцвести ему дать.
Чтобы нечто у кого-то отнять,- нужно прежде, ему дать.
Мягкое и слабое,- твёрдое и сильное побеждает.
"Глубокой истиной",- всё это, народ называет.
Как рыба не может глубину покидать,-
так и Государство не должно выставлять,
людям на показ людям, свои совершенные методы управления.


37-Глава. Постоянно осуществляет Недеяние,- Дао...

Постоянно осуществляет Недеяние,- Дао.
Однако, нет ничего такого, что бы не делало Дао.
Если Знать и Государи будут Дао соблюдать,
то все существа будут изменяться сами собой, как Знать.
Если те, которые изменяются, захотят действовать,
то Я буду, при помощи простого бытие, их подавлять,-
не обладающего именем, который ничего не желает понять.
Отсутствие желания приносит покой,
и тогда порядок в стране,  сам собой, становится такой.


38-Глава. Человек с высшим Дэ...

Человек с высшим Дэ,- не стремиться делать добрые дела,
поэтому он добродетелен.
Человек с низшим Дэ,- намерятся совершать добрые дела,
поэтому он не добродетелен.
Человек с высшим Дэ,- осуществляет Недеяние и бездеятелен.
Человек с низшим Дэ,- его действия нарочиты и он деятелен;
надеясь на взаимность, во всём соблюдает ритуал и действует.
Если он не встречает взаимности, то он к наказаниям прибегает.
Вот почему: Дэ,- только после утраты Дао, появляется;
Человеколюбие,- только после утраты Дэ, появляется;
Справедливость,- только после утраты Человеколюбия, появляется;
Ритуал,- только после утраты Справедливости, появляется.
Ритуал,- это признак отсутствия Доверия и Преданности.
В Ритуале,- Смуты начало.
Внешний вид, это Цветок Дао, Невежества начало.
Поэтому, Великий Человек Существенное берёт,
а Ничтожное Дао оставляет.
Великий Человек берёт Плод, а Цветок Дао отбрасывает.
Великий Человек предпочитает первое,- это Плод.
Великий Человек отказывается от второго,- от Цветка Дао.


39-Глава. Вот те, кто с давних времён...

Вот те, кто с давних времён в Единстве находится:
благодаря Единству,- Небо стало чистым;
благодаря Единству,- Земля незыблемой находится;
благодаря Единству,- Дух стал чутким;
благодаря Единству,- все существа начали рождаться;
благодаря Единству,- Знать и Государи образцом в мире становятся.
Вот что Единство создаёт:
Если Небо нечисто,- оно разрушается;
Если Земля зыбка,- она раскалывается;
Если Долина не цветёт, она в пустыню превращается;
Если Дух не чуток, его признаки исчезают;
Если существа не рождаются, они исчезают;
Если Знать и Государи пример благородства не являют,-
они будут свергаться;
Незнатные,- основой для Знатных является;
Низкое,- основанием для Высокого является.
Поэтому:
Знать, Государи называют себя Одинокими, Сирыми, Несчастными.
Это происходит оттого: 
они не рассматривают Незнатных как свою основу; это ложный путь.
Если разобрать колесницу, от неё ничего не останется,- в это суть.
Нельзя считать себя,- как яшма драгоценным;
а нужно быть,- как камень простым.


40-Глава. Превращение в противоположное...

Превращение в противоположное,- есть действие Дао.
Слабость,- есть свойство Дао.
В мире,- все вещи рождаются в Бытие.
Бытие,- рождается в Небытие.


41-Глава. Человек высшей учёности...

Человек высшей учёности,-
узнав о Дао, его осуществляет.
Человек средней учёности,-
узнав о Дао, то соблюдает Его, то - нарушает.
Человек низшей учёности,-
узнав о Дао, его насмешке подвергает.
Если бы Дао насмешке не подвергалось,
то Дао бы не являлось.

По этому поводу существует поговорка:
Кто узнает Дао,- на Тёмного похож;
кто проникает в Дао,- на отступающего похож;
кто на высоте Дао,- на заблуждающегося похож.

Человек высшей добродетели,- на простого похож.
Безграничная Добродетель,- на её недостаток похожа.
Распространение добродетельности,- на её расхищение похожа.
Истинная Правда,- на её отсутствие похожа.
Сильный звук,- услышать нельзя.
У Великого квадрата, углов не имеется.
Большой сосуд,- долго изготовляется.

У Великого Образа,- Формы не имеется.
Дао скрыто от нас,- имени не имеется.
Но только Дао, помочь всем существам способно;
и привести эти вещества к совершенству, Дао способно.


42-Глава. Дао,- рождает одно...

Дао,-  одно рождает.
Одно,- два рождает.
Два,- три рождает.
Три,- все существа* рождает.
Все существа,- в себе Инь и Ян носят;
энергией Ци  наполнены и Гармонию образуют.
Люди не любят имена,- Одинокий, Сирый, Несчастливый.
Между тем, гуны ((цари))и ваны ((князья)) так себя называют.
Потому:
вещи возвышаются, когда их принижают;
вещи принижаются, когда их возвышают.
Чему люди учат,- тому учу и Я:
"сильные и жестокие, своей смертью не умирают".
Этим, руководствуюсь в своём Учении,- Я.

(...существа*) - "Одно", по нашему мнению (Ян Хин-шуна),
означает "Хаос", состоящий из мельчайших частиц "Ци",
как первоначальной формы существования "Дао".
"Два",- это лёгкие и тяжёлые "Ци", из которых возникли
"Три",- "Небо, Земля, Человек".


43-Глава. В Поднебесной,- Самые Слабые, Сильных побеждают...

В Поднебесной,- Самые Слабые, Сильных побеждают.
Небытие,- везде и всюду проникает.
Вот почему:
Я знаю пользу от Недеяния.
В Поднебесной нет ничего, что можно было бы сравнить,-
с Учением, не прибегающим к словам, и пользой от Недеяния.


44-Глава. Слава или Жизнь,- что ближе?

Слава или Жизнь,- что ближе?
Богатство или Жизнь,- что дороже?
Приобретение или потерю,- что тяжелее пережить?
Большие потери понесёт тот,- кто многое сберегает.
Большие убытки потерпит тот,- кто много накапливает.
Не будет неудачи у того,- кто Меру знает.
Кто Предел знает,- не будет Подвергаться опасности Он,
и может стать долговечным,- именно Он.


45-Глава. Высшее совершенство,- похоже на несовершенство...


Высшее совершенство, на несовершенство похоже,
но не может быть нарушено его действие.
Великое остроумие,- на глупость похоже.
Великая полнота,- на пустоту похожа,
но неисчерпаемо её действие.
Великая прямота,- на кривизну похожа.
Великий оратор, - на заику похож.
Ходьба,- холод побеждает.
Покой ,- жару побеждает.
Спокойствие,- порядок в мире создаёт.


46-Глава. Когда в стране Дао существует...


Когда в стране Дао существует,-
лошади землю унаваживают.
Когда в стране Дао отсутствует,-
боевые кони в окрестностях присутствуют.
Нет больше несчастья от страсти,-
чем незнание границы своей власти.
Нет больше опасности,-
чем приобретение богатств, просто от страсти.
Поэтому:
кто удовлетворятся умеет,-
тот доволен своей жизнью и тем что имеет.


47-Глава. Не выходя со двора...

Не выходя со двора,- познать мир, можно.
Не выглядывая из окна,- видеть естественное Дао, можно.
Познаёшь тем меньше, чем идёшь дальше.
Поэтому, Совершенномудрый не ходит, но познаёт больше.
Не видя вещей,- он в их сущность проникает;
не действуя,- он успеха достигает.


48-Глава. Кто учится...

Кто учится,- с каждым днём увеличивает свои знания.
Кто служит Дао,- изо дня в день уменьшает свои желания.
В непрерывном уменьшении человек доходит до "недеяния".
Нет ничего такого, что не делало бы "недеяние".
Поэтому: существующей Поднебесной овладение,-
всегда осуществляется посредством "недеяния".
Тот кто действует,- овладеть Поднебесной не в состоянии.


49-Глава. Совершенномудрый,- постоянного сердца не имеет.

Совершенномудрый,- постоянного сердца не имеет:
Его сердце из сердец народа состоит.
Добрым,- Я делаю добро;
и недобрым,- также делаю добро.
Таким образом,- Добродетель воспитывается.
Искренним,- Я верен;
неискренним,- также верен.
Таким образом,- искренность воспитывается.
Совершенномудрый,- живёт в мире спокойный,
и в своём сердце собирает мнение народа.
Он, как на своих детей, смотрит на народ довольный,-
дети продолжатели человеческого рода.


50-Глава. Существа рождаются и умирают.
 
Существа рождаются и умирают:
из десяти человек,- три идут к Смерти, три - к Жизни.
Из каждых десяти,- ещё три от своих деяний умирают.
Это потому, что у людей слишком сильно стремление к Жизни.
Я слышал:
кто овладеть Жизнью умеет,-
тот идя по земле, носорога и тигра не боится;
вступая в битву, вооружённых солдат не боится.
Носорогу,- некуда в него свой рог вонзить;
тигру,- некуда на него свои когти наложить;
солдатам,- некуда его мечом поразить.
Это происходит оттого, что для него Смерти не существует.


51-Глава. Дао,- существа и вещи рождает.

Дао,- существа и вещи рождает;
Дэ, - их вскармливает.
Существа и вещи,- оформляются;
формы,- завершаются.

Поэтому:
нет существа и вещи,
которое бы Дао не почитало;
нет существа и вещи,
которое бы Дэ не ценило.
Дао почитаемо, Дэ ценимо,
так как они приказов не отдают.

Дао и Дэ следуют Естественности:
Дао,- существа и вещи рождает;
Дэ,- их вскармливает, взращивает,
воспитывает, совершенствует,
зрелыми делает, поддерживает
и за ними ухаживает.

Вот что называется Глубочайшим Дэ:
создавать и не присваивать;
являясь старшим,- не повелевать;
не хвалиться и творить.


52-Глава. Мать Поднебесной- Начало...

Мать Поднебесной,- Начало,
и Оно теперь в Поднебесной стало.
Когда будет постигнута Мать,-
то и Её детей можно будет узнать.
Когда её дети станут известны,-
нужно будет снова их Мать постигать.
И до конца жизни не будет страдания:
у человека не будет опасности.
Если человек оставит свои желания,
и освободится от страсти,-
то до конца жизни у него не будет усталости.
Если человек распускает свои страсти,
и всё время своими делами поглощён,-
то не будет спасения от бед, станет ими порабощён.
Видение мельчайшего,- зоркостью называется
Сохранение слабости,- могуществом называется
Соблюдение постоянства,- это сиянию Дао следовать,
Его глубочайший смысл постигать,
на людей несчастья не навлекать.


53-Глава. Если бы Я владел знанием...

Если б Я знанием владел бы,-
то по большой дороге шёл бы.
Единственная вещь, которой Я боюсь,- это узкие тропинки.
Большая дорога,- совершенно ровная, но народ любит тропинки.
Если дворец раскошен, то поля сорняками покрыты,
и хлебохранилища совершенно пусты.
Знать  носит острые мечи, роскошные ткани одевает;
не довольствуется обычной пищей, богатства накапливает.
Всё это разбоем и бахвальством называется.
Бахвальство, нарушением Дао является.


54-Глава. Кто умеет крепко стоять...

Нельзя опрокинуть того, кто умеет крепко стоять.
Кто умеет опереться, того нельзя свалить;
сыновья и внуки навечно сохранят о Дао память.
Кто совершенствует Дао внутри себя,-
у того Добродетель становится искренняя.
Кто совершенствует Дао в деревне,-
у того Добродетель становится обширной.
Кто совершенствует Дао в семье,-
у того Добродетель становится обильной.
Кто совершенствует Дао в царстве,-
у того Добродетель становится богатой.
Кто совершенствует Дао в Поднебесной,-
у того Добродетель становится всеобщей.
По себе,- можно других познать.
По одной семье, можно остальные семьи познать.
По одной деревне,- можно остальные деревни познать.
По одному царству,- можно остальные царства познать.
По одной стране, можно всю Поднебесную познать.

Каким образом, Я узнаю что вся Поднебесная такова?
Поступая так.


55- Глава. Кто в себе совершенное Дэ содержит...

Кто в себе совершенное Дэ содержит с юности,-
тот на новорожденного похож и в старости.
Ядовитые змеи и насекомые,- Дэ не ужалят;
свирепые звери Его не схватят;
хищные птицы Его не заклюют, у них нет злости.
У новорожденного мышцы слабые, мягкие кости,
но он Дао крепко держит.
Не зная союза двух полов,-
он Животворную способность содержит,
и Чутким называется, хоть сам без слов.
Он кричит весь день и его голос не изменяется,-
он совершенно Гармоничным называется.
Знание Гармонии,- Постоянством называется.
Знание Постоянства,- Мудростью называется.
Обогащение Жизни,- Счастьем называется.
Стремление управлять Чувствами,- упорством называется.
Существо полное сил, стареет,-
это называется нарушением Дао называется.
Кто Дао не соблюдает,- раньше времени погибает.


56-Глава. Тот , кто знает,- не говорит.

Тот, кто знает,- не говорит.
Тот, кто говорит, тот не знает.

Тот, кто Глубочайшее собой представляет:
свои желания оставляет;
свою проницательность притупляет;
себя пылинке уподобляет;
отказывается от страстей.

Глубочайшее нельзя приблизить,-
для того чтобы с ним сродниться.
Глубочайшее нельзя приблизить,-
для того чтобы им воспользоваться.
Глубочайшее нельзя приблизить,-
для того чтобы им пренебрегать.
Глубочайшее нельзя приблизить,-
для того чтобы его возвысить.
Глубочайшее нельзя приблизить,-
для того чтобы его унизить.

Вот почему Оно Уважаемо в Поднебесной.


57-Глава. Страна управляется Справедливостью...

Страна управляется Справедливостью,-
Война ведётся ,- Хитростью.
Поднебесную, получают во владения,-
посредством Недеяния.

Откуда Я знаю всё это? Вот откуда:
Когда в Стране Запретительных Законов много,-
народ бедным становится.
Когда у народа Острого Оружия много,-
в Стране Смуты увеличиваются.
Когда среди людей искусных мастеров много,-
редкие предметы умножаются.
Когда растут Законы и Приказы,-
число воров и разбойников увеличивается.

Поэтому, Совершенномудрый говорит:
если Я не действую,-
народ будет в само изменении находится;
если Я спокоен,-
народ сам будет исправляться;
если Я пассивен,-
народ сам богатым становиться;
если Я не имею страстей,-
народ простодушным становится.

58-Глава. Когда Правительство спокойно...

Когда спокойно правительство,-
народ простодушным становится.
Когда деятельно правительство,-
народ  Несчастным становится.

О, Несчастье!
Но, Несчастье,- является опорой Счастья.
О, Счастье!
Но, в Счастье,- заключено Несчастье.

Кто знает их границы? Они,- не имеют постоянства!
Справедливость,- снова превращается в Хитрость.
Добро,- снова превращается в Зло.
Человек уже давно находится в заблуждении.

Поэтому,-
Совершенномудрый,- не отнимает ничего у другого, справедлив.
Совершенномудрый,- не делает ничего плохого, правдив.
Совершенномудрый,- не вредит другим, бескорыстен.
Совершенномудрый,- не желает блестеть, но честен.



59-Глава. Управляя людьми и служа Небу...

Управляя людьми и служа Небу*,-
лучше всего Воздержание соблюдать.
Воздержание,- должно Главной Заботой стать.
Воздержание,- Совершенствованием Дэ называется.
Совершенствование Дэ,- Всепобеждающим называется.
Всепобеждающее,- Неисчерпаемой Силой обладает.
Неисчерпающая Сила,- возможность овладеть страной даёт.
Страна,- при помощи Начала управляется.
Начало долговечно,-
глубоким и прочным, вечно существующим Дао называется.

...служа Небу* - Небо у Лао-цзы тождественно с Дао,
означающим Естественность вещей.
Вообще, понятие Дао имеет у Лао-цзы ярко выраженное
онтологическое содержание,- это вечное, неизменное,
непознаваемое, бесформенное Начало. Лао-цзы рассматривает
Его как подлинную основу вещей и явлений. (Ян Хин-шун)


60-Глава. Управление большим царством...

Управление большим царством,-
напоминает приготовление блюда из мелких рыб*.
Если следуя Дао, Поднебесной управлять,
то злые Духи умерших не будут действовать.
Но злые Духи не только не будут действовать,-
они также не смогут людям вредить.
Не только злые Духи не смогут людям вредить,
но и Совершенномудрые не смогут людям вредить.
Поскольку злые Духи и Совершенномудрые,
не смогут вредить людям кругом,-
их Дэ соединятся друг с другом.

...мелких рыб* - приготовление этого блюда,
требует от повара спокойствия и осторожности. (Ян Хин-шун).


61-Глава. Великое царство,- это низовье реки...

Великое царство,- это низовье реки,
узел Поднебесной, самка Поднебесной.

Самка, всегда невозмутимостью, одолевает самца.
А по своей невозмутимости, она стоит ниже самца.
Поэтому:
Великое царство к себе Маленькое царство располагает,
тем что Себя ниже Маленького царства размещает.
А Маленькое царство, завоёвывает симпатию царства Великого,
тем что стоит ниже царства Великого.
Поэтому:
располагают к себе, либо тем что ставят себя ниже;
либо тем что сами по себе ниже.
Пусть Великое царство, будет желать не больше того,
чтоб все одинаково были накормлены чтобы жить;
а Малое царство, пусть будет желать не больше того,
чтоб людям служить.

Тогда оба получат то, чего они желают.
Великому полагается быть внизу.


62-Глава. Дао - глубокая основа всех вещей.

Дао - глубокая основа всех вещей.
Дао - сокровище Добрых людей и зашита Недобрых людей.
Доброе поведение можно на людей распространить.
Красивые слова можно публично произносить.
Но зачем же Недобрых людей покидать?
В таком случае, когда Государя выдвигают,
зачем Ему трёх советников назначать?
Государь и Советники,- хоть и драгоценные камни имеют,
и на колесницах могут следовать,
но лучше будет им спокойно Дао следовать.
Почему в древности Дао ценить старались?
В те времена, люди к приобретению богатств не стремились,
и их преступления прощались.
Поэтому поступки Дао в Поднебесной дорого ценились.


63-Глава. Нужно осуществлять Недеяние...

Нужно:
Недеяние,- осуществлять;
Спокойствие,- соблюдать;
Безвкусное,- вкушать;
Отвечать добром,- на ненависть;
С лёгкого,- преодоление Трудного начинать;
Воплощение Великого,- с малого осуществлять;
ибо в мире:
трудное,- из лёгкого образуется,
а Великое,- из малого свершается.

Поэтому:
Совершенномудрый,- не с Великого начинает,
и, тем самым, он Великое совершает.
Кто много обещает,- тот доверия не заслуживает.
Где много дел лёгких,-
там много и трудных.
Совершенномудрый,- относится к делу как трудному,
и Он не испытывает трудности, поэтому.


64-Глава. То что спокойно,- легко сохранить.

То что спокойно,- легко сохранить.
То что ещё признаков не показало,-
легко направить.
То что слабо,- легко разделить.
То что мелко,- легко рассеять.
С того чего ещё нет,-
действие надо начинать.
Когда ещё нет Смуты,-
к наведению порядка надо приступать.

Поэтому:
Большое дерево,- из малого вырастает.
Девятиэтажная башня,-
из горстки камней строится начинает.
В тысячу ли путешествие,-
с одного шага путь начинает.
Потерпит неудачу,- тот кто действует.
Кто чем-либо владеет,- тот потеряет.

Вот почему:
Совершенномудрый бездеятелен,- но неудачи не потерпит.
Кто совершая дела, спешит достигнуть успеха,- неудачу потерпит.
Совершенномудрый ничего не имеет,- поэтому ничего не теряет.
Благополучие всегда у того,-
кто подобно тому как начал дело, осторожно своё дело заканчивает.
Поэтому:
Совершенномудрый ,- страсти не имеет;
трудно добываемые предметы не ценит;
учится у тех, кто знаний не имеет;
идёт по тому пути естественности,
по которому прошли другие.
Совершенномудрый,-
не осмеливался самовольно действовать как иные,
и следовал состоянию сути вещей естественности.


65-Глава. В древности, те кто следовал Дэ...

В древности, те кто следовал Дэ,-
не просвещали народ, а делали его невежественным.
Трудно управлять народом, когда у него много знаний.

Поэтому:
управление страной при помощи знаний,-
стране несчастья приносит;
управление страной без помощи знаний,-
страну к счастью приводит.
Кто эти две вещи знает,-
Пример для других обретает.
Примера этого знание,-
есть Глубочайшего Дэ познание.
Глубочайшее Дэ,- далеко;
Глубочайшее ДЭ,-глубоко.
Глубочайшее Дэ,- противоположно всем Существам,
но приводит их к полному соответствию с собой,- сам.


66-Глава. Реки и моря...

Реки и Моря,- потому могут над Равнинами властвовать,
что способны вниз стекать.
Когда Совешенномудрый  желает себя над народом возвысить,-
он должен, ниже других, себя ставить.
Когда Совершенномудрый быть впереди народа желает,-
Он должен позади всех себя ставить.

Поэтому:
хотя Совершенномудрый над народом и стоит,-
но народу он не в тягость;
хотя Совершенномудрый впереди стоит,-
народ ему не грозит пакостью;
дюди вождём выдвигают Совершенномудрого с радостью,
и от Совершенномудрого никто не отворачивается;
Совершенномудрый ни с кем не борется:
благодаря чему,- Он в мире Непобедим.


67-Глава. Все говорят о том...
Все говорят о том, что Моё((Лао-цзы)) Дао Велико.
Если бы Дао уменьшалось, то после долгого времени,
оно стало бы Маленьким.
Не уменьшается потому, что оно является Великим Дао.
Я имею три сокровища, которыми дорожу:
Сокровище первое,- это Человеколюбие;
Сокровище второе,- это Бережливость;
Сокровище третье в том, что Я не смею быть
впереди других.
 
Я,- Человеколюбив, поэтому могу стать храбрым.
Я,- Бережлив, поэтому могу стать щедрым.
Я быть впереди других не смею,-
поэтому могу Умным Вождём стать сумею.
Кто храбр без Человеколюбия храбр,
без Бережливости щедр,
находясь впереди,
отталкивает тех, кто находится позади,-
тот погибает.
Кто ведёт войну Человеколюбиво,- побеждает;
и возведённая им оборона неприступна. Небо его Спасает,-
Человеколюбие его охраняет.


68-Глава. Умный полководец,- не бывает воинственен.

Умный полководец,- не бывает воинствене.
Умелый воин,- не бывает гневен.
Не нападает,- умеющий врага побеждать.
Не станет в низкое положение,- умеющий людьми управлять.

Это Я называю,- Избегающее Борьбы.
Это Сила,- в управлении людьми по воле Судьбы.
Это значит,- Природе и Древнему  Началу Дао, следовать.


69-Глава. Военное искусство гласит...

Военное искусство гласит,- Я не смею первым начинать.
Военное искусство гласит,- Я должен ожидать.
Военное искусство гласит,- Я не смею наступать,
даже только на вершок вперёд, а не назад;
но Я отступаю,- на аршин назад.
Это называется,- Действием посредством Недеяния;
или,- Ударом без Усилия.
В этом случае , - врага не будет
и Я могу обходиться без солдат,- войны не будет.

Нет беды тяжелее,- чем недооценка противника:
может повредит  такая недооценка противника,
моему "Сокровенному средству Дао",- Уничтожение противника.

В результате сражений, те кто скорбят,- одержали  победу.


70-Глава. Мои слова легко понять...

Мои слова легко понять и легко выражать.
Но люди этих слов не знают,- и не могут понять.
В словах,- начало всему есть.
В делах,- суть главного в них есть.
Поскольку люди слов моих не знают,-
то и меня люди не знают.
Я дорог,- пока меня мало знают;
потому что Совершенномудрый подобен тому,
кто одевается в грубые ткани, а при себе держит Яшму*.

Яшма* - разновидность кристалла кварца с узорчатыми прожилками.


71-Глава. Кто, имея знания, делает вид...

Кто, имея знания, делает вид, что не знает,-
тот выше всех, и доволен.
Кто не имея знаний, делает вид, что знает,-
тот  очевидно болен.
Кто, будучи больным, считает себя больным,-
тот не является больным.
Совершенномудрый,- не болен.
Будучи больным, он считает себя больным,-
вот поэтому он и не болен.


72-Глава. Когда народ, не боясь Могущественных...

Когда народ, не боясь Могущественных ходит,-
тогда могущество и к народу приходит.

Не тесните жилища народа, жизнь его не презирайте.
И вы не будете презренны народом, если иных не презираете.

Поэтому Совершенномудрый, зная себя,-
и себя не выставляет.
Совершенномудрый любит себя,-
и себя не возвышает.
Совершенномудрый отказывается от самолюбия,-
и невозвышенное предпочитает.


73-Глава. Кто храбр и воинственен...

Кто храбр и воинственен,- тот погибает.
Кто храбр и не воинственен,- тот жить будет.
Эти две вещи означают:
Пользу,- первая вещь;
Вред,- вторая вещь.

Кто причину того знает, что Небо воинственных ненавидит?
Объяснить это трудно и Совершенномудрому.
Небесное дао не борется, но побеждать умеет.
Небесное Дао не говорит, но отвечать умеет.
Небесное Дао спокойно, и управлять вещами умеет.
Сеть Природы река, но ничего не пропускает.

Небесное Дао,- Само приходит.


74-Глава. Если народ со Смертью не боится играть...-

Если народ со Смертью не боится играть,-
то зачем же смертью ему угрожать?
Кто людей бояться Смерть заставляет,
и занятие это увлекательным считает,-
того Я захвачу и уничтожу,
кто осмелится так действовать.

Всегда носитель Смерти существует,-
тот который убивает.
Если кто-то Носителя Смерти заменит,-
это равносильно замене Великого мастера, означит.
Но кто заменяя Великого мастера топором рубит,-
свою руку неизбежно отрубит.


75-Глава. Народ от того голодает...

Народ от того голодает,-
что Власть большие налоги собирает.
Народом стало трудно управлять,-
значит Власть стала слишком деятельно себя проявлять.
Нород Смерь презирает от того,-
что слишком сильно стремление к жизни у него.
Тот кто своей жизнью пренебрегает,-
тем самым свою жизнь ценит и оберегает.


76-Глава. Человек нежен и слаб...

Человек, нежен и слаб,- при своём Рождении;
при наступлении Смерти,- твёрд и крепок, при захоронении.

Растения и существа, при рождении,- слабые и нежные;
а при гибели они,- сухие и гнилые.

То что гибнет,- это твёрдое и крепеое;
то что начинает жить,- слабое и нежное.

Поэтому:
Могущественное войско,- не побеждает.
Крепеое дерево,- гибнет.
Не имеют того преимущества,- сильное и могущественное;
какое имеют,- нежное и слабое.


77-Глава. Небесное Дао напоминает натягивание лука...

Небесное Дао напоминает натягивание лука.
Когда его верхняя часть понижается,-
нижняя часть поднимается.
Небесным Дао лишнее отнимается,-
а отнятое отдаётся, тому кто в нём нуждается.
Небесным Дао лишнее у богатых отнимается,-
и то что отнято, больным отдаётся.

Человеческое Дао, наоборот:
то что у бедных отнимается,-
то богатым отдаётся.
Кто может всё лишнее другим отдать?
Только те, кто следует Дао, могут это сделать.

Поэтому:
Совершенномудрый не пользуется тем, что сам же делает;
совершает подвиги и себя не прославляет;
Он благороден, потому что у Него не страстей.


78-Глава. Вода,- это самое слабое и мягкое...

Вода,- самое слабое и мягкое Существо в Мире.
Но в преодолении твёрдого и крепкого,-
Вода непобедима, и нет ей равного в Мире.

Слабое,- сильное побеждает.
Мягкое,- твёрдое преодолевает.
Этот принцип все ведь должны знать,
но люди не могут его осществлять.

Поэтому, Совершенномудрый говорит:
"Кто принял на себя унижение Страны,-
становится Государём;
и кто принял на себя несчастье Страны,-
становится Властителем".

Правдивые слова,- похожи на свою противоположность.


79-Глава. После успокоения Большого возмущения...

После успокоения Большого возмущения,-
непременно остануться его последствия.
Как можно назвать это Добром?
Поэтому, Совершенномудрый  даёт клятву,-
что Он не будет никого порицать:
Добрые,- к соглашению стремятся;
Недобрые,- к вымогательству стремятся.

Небесное Дао относится ко всем одинаково,-
оно всегда на стороне Добрых.


80-Глава. Пусть государство будет маленьким...

Пусть государство будет маленьким, а население - редким.

Если в государстве имеются различные орудия,-
не надо их использовать.

Пусть люди до конца своей жизни,-
не уходят далеко от своих мест.

Если в государстве имеются лодки и колесницы,-
не надо их употреблять;
даже если имеются воины,-
не надо их выставлять.

Пусть народ снова начинает плести узелки,-
и употреблять их вместо письма.

Пусть пища народа будет вкусной, одеяние красивым,
жилища удобными, а жизнь радостной.

Пусть соседние государства смотрят друг на друга,
слушают друг у друга пение петухов и лай собак;
а люди, до самой старости и смерти, не посещают друг друга.


81-Глава. Верные слова изящны.

Верные слова изящны.

Красивые слова не заслуживают доверия.

Добрый не красноречив,- красноречивый не может быть добрым.

Знающий не доказывает,- доказывающий не знает.

Совершенномудрый ничего не накапливает,-
он всё делает для людей и всё отдаёт другим.

Небесное Дао приносит всем Существам пользу и им не вредит.

Дао Совершенномудрого,- это деяние без борьбы.



ИСТОЧНИК:

1. https://zhendaopai.org/dao-de-tszin-perevod-yan-hin-shuna/
Дао Дэ Цзин - перевод Ян хин-шуна

2. https://bigenc.ru/philosophy/text/2133013
Большая Российская Энциклопедия
       Лао-цзы
автор: доктор философских наук Артём Игоревич Кобзев,
       Заведующий Отделом Китая Института востоковедения,
       родился 15.10.1953г. в семье поэта, г. Москва.

 


Рецензии