Канонарх 7

;Обитель преподобного Сергия

Не помня себя от радости, бойчее зашагал наш паломник в обратную сторону, но строго решил посетить Лавру преподобного Сергия Радонежского, в Сергиевом-Посаде, близ грады Москвы. Не было уже страха о неизвестном будущем, после посещения им старца Алексея. Слова его до сих пор звучали в ушах, в сердце и сознании. Не знал тогда Пётр, что же это за обитель такая на Высоком, да ещё и в родных краях Тамбовских. Думал, да гадал где она находится и решил спросить об этом у лаврских монахов. Длинная дорога не страшила его, вёрсты пролетали в молитвенном рассуждении и воспоминании о святынях Киева. Пешком, Пётр преодолевал десятки километром в день, останавливаясь на почтовых станциях, чтобы перекусить и попить кипятку. Иногда заставала ночь под открытым небом, и тогда воин Христов разжигал костёр, чтобы согреться и отогнать бродячих животных. Ужинал, молился и ложился возле костра, восполнияя силы крепким сном. Утром, на рассвете вставал благодаря Бога, и снова выдвигался в дорогу. Несколько месяцев заняло это путешествие в Киев и обратно, но только уже в Московские пределы.
Подходя к обители преподобного Сергия, Пётр остановился на высоком холме восхищенный от увиденного. Перед взором странника открывалась невиданная доселе картина.
;

На другом холме через низину, открывался вид белокаменных стен Троице-Сергиевой Лавры, купола которой играли в утренних солнечных лучах и это видение вселяло в Петра радость и утешение. От увиденного великолепия, захватывало дух будущего монаха. Спустясь вниз и поднимаясь к стенам монастыря, Пётр удивлялся величию вековых стен. Будто вросший в землю великан раскинул свои огромные объятья, и всем своим существом принимает входящих в него. Войдя в ворота обители, наш путешественник был поражён фресками жития преподобного Сергия. Как всё явственно он видит сейчас и сопоставляет с тем житием, которое читал в детстве. Вот Варфоломей(так звали преподобного Сергия до монашества) встречает небесного монаха в роще и берёт у него благословение, а вот картина изображающая Варфоломея и брата его Петра, рубящими сосны и строящими кельи в дремучем лесу.
;

Преподобный и дикий медведь, пришедший от голода к Сергию, а дальше святой Сергий и множество птиц. Голос говорил Сергию о множестве учеников, что они умножатся так, как эта огромная стая.
;

Дивился всему этому Пётр и не верил своим глазам, всё происходило будто во сне. Народ входит и выходит из Монастырских ворот целыми толпами. Такое количество паломников сразу, Пётр ещё не видел, даже в Киеве такого не было. Тут же стояли художники, писавшие голубые купола Успенского собора, монахи и студенты снующие тут и там. Барышни, господа и крестьяне, кого здесь только не было. На мгновенье Пётр растерялся и не знал, что же ему делать дальше и куда идти.
Он окликнул первого попавшегося студента семинариста и спросил:

-"Уважаемый! Будьте любезны, я здесь впервые. Скажите, где здесь святые мощи отца Сергия?"

-"Ой, спешу я, дяденька! -ответил семинарист, но видя, что человек в растерянности, спросил, -а Вы что ж, не знаете, что сегодня торжества преподобного?"

-"Ох, брат ты мой, да я с этим путешествием в числах и днях совсем потерялся" -ответил Пётр, почёсывая затылок.

-"Да-да, 25 сентября, преставление преподобного Сергия" -отчеканил студент, и продолжил, -вооон, толпа стоит, это Троицкий собор, там мощи Сергия.

-"Спаси тебя Бог, мил человек." -поклонился Петр уже убегающему пареньку в подряснике.

Огромная толпа молящихся стояла около Троицкой Церкви, в которой совершалась Божественная Литургия.
Пётр помял, погладил свою бороду и решил пробираться в храм.

-"Ну, как Господь даст! На сколько преподобный пустит, на столько и продвинусь." -пробормотал наш паломник и двинулся по направлению к храму.
Как по маслу протискивался он между людьми, будто они его и не замечали. Вот он уже и около бокового входа. Обладая высоким ростом, видел Пётр раку преподобного, стоящего у изголовья мощей иеромонаха, читающего записки. Видно было иконостас, солею, на которую из открытых Царских врат в лучах света выкатывал кадильный дым, клубясь и растворяясь в народе. Слышалось пение братского хора, исполнявшие мелодичную Херувимскую песнь, звон кадильных бубенцов дополнявшие фон Богослужения, и слова молитвы, произносимые предстоятелем архиереем. Пётр, практически ничего не предпринимая, каким то чудным образом влился словно по течению внутрь храма. Здесь было душновато, но это не отвлекало его от молитвенного настроения. Во время пения Херувимской песни, архиерей обычно долго поминает стоя у жертвенника, вынимая частички из служебной просфоры. На каждую частичку он прочитывает имя, которое в конце Литургии будет омыто Честною Кровью Иисуса Христа. В это время Пётр вспоминал своих родных, мамку, батю, братьев, сестёр, дядьёв и племянников. За каждого он просил Всемилостивого Спаса, чтобы по молитвам преподобного Сергия, Он управил каждого по Своей воли.
Совершился Великий вход, Святые Дары поставили на Престол, и архидиакон выйдя на амвон стал возглашать ектенью. Подошло время пения Символа Веры, когда весь храм и весь народ стоявший на улице, протяжно грянули вместе с архидиаконом:

-"Вееееруююю! Во Единого Бога Отца Вседержииитееляяя..."

Это было непередаваемо. У Петра от услышанного пошли мурашки по спине, по голове, и он от полноты чувств он не мог открыть рот, чтобы петь вместе со всеми. Это был восторг неизреченный. Он не знал, толи он на земле, а толи на небе. Душа его трепетала и ликовала от великолепия Православного Богослужения. Весь Евхаристический канон Пётр стоял на коленях и просил, молил Господа о Его великой милости к нему и ко всему люду русскому.

Пока ждали Причастия, вышли несколько батюшек из алтаря, чтобы исповедовать тех, кто не успел по каким либо причинам этого сделать. Поспешил и наш паломник к одному из священников.
Подойдя на исповедь, Пётр представился, изложил свои грехи перед батюшкой, а после отпустительной молитвы сложил руки, чтобы взять благословение. Священник, улыбаясь, перекрестил Петра и спросил:

-"С каких краёв будешь, раб Божий?"

-"Из Тамбовских, отче! -быстро ответил Пётр и добавил, -ходил в Киевскую Лавру, и вот потом сюда."

-"Вот как бывает, и я из Тамбовских. -радостно возгласил батюшка. Ты подожди меня после службы, хочу расспросить тебя о Киеве."

Священник быстро развернулся и уже скрылся за дверью алтаря. Началось Причастие Святых Христовых Таин. Весь народ в храме пел: "Тело Христово приимите, Источника Бессмертного вкусите!" Причастившись, наш паломник чувствовал себя самым счастливым на свете человеком и именно в этот момент почему-то подумал:

-"Вот бы умереть в таком состоянии, вот оно счастье, покой внутри, радость в душе, внутри Бог и я в Боге!"

Вышел он на улицу, закусывая просфорой и направился к источнику святой воды, чтобы напиться. Литургия уже закончилась, один из служивших архиереев проповедовал с амвона, восхваляя подвиги и труды преподобного Сергия. Народ на монастырской площади стал постепенно рассеиваться, а Пётр уселся на освободившуюся лавочку и стал ждать батюшку. Не заметил уставший странник, как на мгновенье задремал от множества радостных событий.
Увидел он во сне, ни кого иного, а именно преподобного Сергия. Будто ходит он среди молящихся в храме и прикладывает свои руки кому на голову, другому на руку или ногу, а иному на грудь. Дошла очередь и до Петра, а Сергий взяв его под руку, повёл в алтарь.
;

Показывая на Престол Божий, преподобный сказал:

-"Вот Святая Трапеза, но не видят люди, что происходит на ней во время Божественный Литургии. Мало кто понимает и предстоит Богу со страхом и трепетом. Дерзай, чадо!"

На этом сон закончился, и Пётр открыв глаза увидел улыбающегося батюшку, треплющего его за плечо.

-"Раб Божий, вот так сон, богатырский." -засмеялся добрый батюшка.

Пётр стал извиняться, что не дождавшись заснул, но священник успокоил его и сказал:

-"Давайка пройдёмся с тобой по Лавре, а ты расскажешь мне о своём паломничестве в Киев."

Батюшка сцепив руки под рясой медленно пошёл по дорожке ведущей в сторону трапезного храма, а Пётр шёл рядом и начинал свой рассказ. Всё, как есть изложил он спутнику о своём путешествии, и когда дошло до благословения старца Алексея, отец остановил его и задумчиво произнёс:

-"На Высоком? А не наша ли это Выша?"

Пётр удивлённо спросил:

-"Какая выша, Ваше преподобие?"

-"Ну как же, неужели ты ни разу не был на Выше? Вышенский Успенский монастырь, что в Шацком уезде?"опять чему-то, улыбаясь, воскликнул батюшка.

-"Больше никакой обители на Высоком у нас в губернии не знаю. Точно Выша."добавил священник.

У Петра от этих слов началось волнение в груди и он стал расспрашивать о монастыре:

-"Значит в Шацком уезде? А как же мне поступить в сию обитель?"

Батюшка, чуть не подпрыгнул от удовольствия:

-"А я, братец, эконом этого монастыря. Игумен наш, отец Ипатий сильно болен, вот я и решился с его благословенья на Богомолье поехать в Сергиев день. Значит так, как соберёшься идти на Вышу вспомни обо мне, пребудешь, спрашивай непременно меня."

Пётр стоял словно замороженный и не верил своим ушам. Ну, как же так может быть, всё легко и просто, задавал он себе этот вопрос. Услышав, что батюшка предложил ему свою помощь, тут же спросил:

-"Отче, простите, а как же Вас величать?"

-"Иеромонах Августин, эконом Вышенской обители. Дайка, я тебе записочку напишу, вдруг меня не будет на месте."бойко ответил отец Августин и достав из карманов рясы блокнот и карандаш, начал писать на спине собеседника.

Вот так чудо, думал Пётр. Вот так паломничество, в котором всё сложилось по воли Божьей и по молитвам, коими взывал он к Нему, прося явить Свою волю. После разговора и знакомства, отец Августин повёл Петра к мощам преподобного Сергия, которые по просьбе батюшки открыли и Пётр сделав земные поклоны приложился к святым останкам игумена Земли Русской.
На прощанье отец Августин подарил Петру свои монашеские чётки и благословив, добавил:

-"Ты уж не затягивай Пётр с удалением из мира, иначе море греховное захлестнёт тебя."

Они попрощались по православному обычаю, и Пётр двинулся в обратный путь, дивясь всему, что с ним произошло за этот короткий период времени. Направлялся наш паломник в своё родное село, чтобы отдохнуть, попрощаться с родными и отправиться на благословенный монашеский путь в Вышенский мужской монастырь.


Рецензии
Спаси Господи, отец Димитрий,за такое благодатное повествование.На одном дыхании прочла, а седьмая часть до слез тронула моё сердце. В Троице- Сергиевой лавре было моё первое Причастие,и переживания Петра после причащения, описанные Вами,воскресили во мне те чувства ничем незаслуженной благодати.С нетерпением буду ждать продолжения. Храни Вас Бог! С теплом сердечным,Тамара

Тома Тамарина   30.01.2021 20:32     Заявить о нарушении
Томочка, благодарю за такой тёплый отзыв к моему повествованию! Очень рад, что Вам понравилось! Пиши дальше буду сразу доставлять!)
Сердечно благодарю! Спаси Бог!

Дмитрий Кузят   30.01.2021 21:44   Заявить о нарушении